Достоверность хадиса: «У каждого обладателя блага есть завистник»

Ответить
Аватара пользователя
Наиля
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 фев 2016, 19:07

Достоверность хадиса: «У каждого обладателя блага есть завистник»

Сообщение Наиля »

Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Сегодня наткнулась на одну статью об одном хадисе, где автор приводит его в качестве недостоверного хадиса, и разбирает его, приводя доводы со слов ученых.

Вот сам хадис:
«Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник»

Тем временем на сайте hadis.info нашла этот хадис, но уже в качестве достоверного)

Разберите пожалуйста, этот вопрос, дабы понять, на что ссылаться и почему послабляют его достоверность.
БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Часто можно встретить на просторах инета, как арабоязычной среды, так и русскоязычной, обсуждение достоверности известного и распространённого хадиса: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник».
И складывается такое ощущение, что некоторые мусульмане поставили себе цель, во что бы то ни стало отвергнуть этот хадис, словно его выдумали еретики и будто его смысл противоречит устоявшимся положениям религии.
А некоторые люди умудряются сделать этот хадис предметом для упрёка некомпетентности шейха аль-Альбани в науке хадисоведения, якобы за всю историю Ислама он был единственным, кто посчитал этот хадис достоверным.
На самом деле всё это не соответствует истине, о чём читателю с дозволения Аллаха станет ясно.

А теперь перейдём непосредственно к обсуждаемому хадису и его источникам:
Этот хадис передаётся со слов нескольких сподвижников: ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Аби Талиба, Му’аза ибн Джабаля, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и Бурайды (да будет доволен ими Аллах), и через них передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник».
- Со слов ‘Умара этот хадис приводит аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” (680).
- Со слов ‘Али его приводит аль-Хиля’и в “аль-Фауаид” (2/58).
- Со слов Му’аза его приводят ар-Руяни в “аль-Муснад” (1449), ат-Табарани в “аль-Кабир” (20/94), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (5/215), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (6655).
- Со слов Ибн ‘Аббаса его приводят ат-Табарани в “аль-Аусат” (7273), а также аль-Хатыб в “Тариху Багъдад” (8/56) через другой иснад.
- Со слов Абу Хурайры его приводит Абу Хатим Ибн Хиббан в “Раудатуль-‘укъаля” (618).
- Также у этого хадиса есть редкая передача со слов Бурайды, которую приводит Ибрахим ибн ‘Али ибн Бальуайх, о чём передавал хафиз аз-Зайля’и в “Тахридж аль-ахадис аль-Кашшаф” (2/362).
- Также этот хадис приводится со слов Абу Бурды в форме мурсаль, что передал Абу ‘Абдур-Рахман ас-Сулями в “Адаб ас-сухба” (24).
Итак, это и есть всё, что передаётся по поводу данного хадиса.

Когда шейха Машхура ибн Хасана Али Сальмана спросили об этом хадисе, он сказал: “Этот хадис посчитал хорошим наш шейх – аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах. Но среди учёных с давних пор есть разногласие на его счёт”. См. “Фатауа аш-шейх Машхур”.
Да, относительно этого хадиса многие великие имамы высказывались жёстко. Кто-то считал этот хадис просто слабым, а кто-то отвергаемым и даже ложным, однако не со стороны его смысла, а со стороны его иснада.
Так, Муханна сказал: “Я спросил Ахмада и Яхью ибн Ма’ина о словах людей: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его», и они ответили: «Это ложь, нет у этого хадиса основы»”. См. “аль-Мунтахаб мин аль-‘Иляль” (83).
Имам Абу Хатим сказал: “У этого хадиса неизвестна основа”. Ибн Аби Хатим в “аль-‘Иляль” (2/255).
Этого уже достаточно для того, чтобы усомниться в достоверности данного хадиса.

Следует отметить, что шейх аль-Альбани также считал этот хадис недостоверным, а некоторые его версии даже ложными.
Например, причина жёсткой оценки этого хадиса многими имамами была в двух лживых передатчиках: Са’иде ибн Саляме аль-‘Аттаре и Хусайне ибн ‘Ульуане, передававших этот хадис со слов Му’аза. Однако аль-Альбани усилил данный хадис в совокупности по причине различных его путей, в которых не было ни этих, ни других ложных передатчиков. Поэтому он назвал его достоверным в своей книге «Сахих аль-Джами’» (943).
А что касается заявлений, что шейх аль-Альбани был единственным, кто усилил этот хадис, то это не соответствует действительности.
Например, этот хадис усилил также хафиз ас-Сахауи, который жил задолго до шейха аль-Альбани. Так, разобрав недостоверность версии этого хадиса от Му’аза, а затем, упомянув версию от ‘Али, которая также недостоверна, ас-Сахауи сказал: “Но достаточно того, что привёл ат-Табарани в «аль-Аусат» со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у обладателей милости есть завистники, так остерегайтесь же их». См. “аль-Макъасыд аль-хасана” (112).
Кстати, версия, о которой говорит хафиз ас-Сахауи от Ибн ‘Аббаса – это не та, что приводит аль-Хатыб, в которой содержится лживый передатчик. Про версию, которую усилил ас-Сахауи, хафиз аль-Хайсами сказал: “В его иснаде передатчик по имени Исма’иль ибн ‘Амр аль-Баджали, который является слабым. Но Ибн Хиббан считал его надёжным”. См. “Маджма’у-ззауаид” (16/685).
Также и хафиз аз-Зайля’и, разбирая все версии обсуждаемого хадиса, сказал: “Что же касается хадиса от Бурайды, то его привёл Ибрахим ибн ‘Али ибн Бальуайх, сказавший: «Если с передатчиком ат-Талиби всё в порядке, так как я не знаю его, то это самое сильное, что передаётся в этой главе»”. См. “Тахридж аль-ахадис аль-Кашшаф” (2/362).
Более того, имам Ибн Хиббан, который жил и до аль-Альбани и до ас-Сахауи сказал о версии этого хадиса от Абу Хурайры, приведя его в своей книге «Раудатуль-‘укъаля»: “Иснад этого хадиса достоверный, хороший, а эта передача – редкая”. См. “Раудатуль-‘укъаля” (2/712).
Затем Ибн Хиббан упомянул распространённую передачу этого хадиса через Са’ида ибн Саляма аль-‘Аттара, передающего его от Му’аза, и сказал: “А что касается Са’ида ибн Саляма, то я не считаю, что он заучил этот хадис, по этой причине я отстранился от его упоминания”. См. “Раудатуль-‘укъаля” (2/713).
Только этого достаточно для того, чтобы опровергнуть слова некоторых современников, заявлявших, что до шейха аль-Альбани никто не усиливал этого хадиса.

Что же касается обсуждаемого хадиса, то даже если и принять однозначную его слабость, то смысл его правильный, который подтверждается Кораном, Сунной, а также действительностью, и на этот хадис опирались признанные имамы и использовали его в качестве довода.
И этот хадис никак не противоречит аяту: «И возвещай о милости своего Господа» (93: 11).
Как и не противоречит следующим хадисам:
Со слов ‘Имрана ибн Хусайна, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах оказал милость Своему рабу, то Он любит, чтобы эту милость видели на нём». ат-Тирмизи (2819), ан-Насаи в “аль-Кубра” (6/481), Ибн Хиббан (12/235), ат-Табарани в “аль-Кабир” (5/237). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (254, 1712, 1742, 1887).
Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говорить о милостях, оказанных Аллахом – это проявление благодарности, а оставление этого – неблагодарность». Ахмад (4/278), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (9119). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (3014).

Итак, между этими текстами нет противоречия. Так, например, о последнем хадисе аль-Мунауи сказал: “Этот хадис касается случаев, когда за рассказыванием о милостях Аллаха не последует вреда, как зависть, в таком случае сокрытие этого будет лучше”. См. “Файдуль-Къадир” (3/369).
А ас-Сахауи про обсуждаемый хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник», сказал: “Что же касается хадисов, в которых говорится о том, что следует рассказывать о милостях Аллаха, то их следует отнести к тем, которые уже произошли, а следовательно между этими хадисами нет противоречия. Да, если за рассказыванием о милостях Аллаха последует зависть, то оставление этого будет лучше”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” (стр. 112).
И потом, аят: «И возвещай о милости своего Господа» (93: 11), не ограничивается возвещением лишь о материальных благах, напротив, это касается как мирских милостей, оказанных Аллахом, так и религиозных, как говорил шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди. См. “Тафсир ас-Са’ди” (стр. 928).

Смысл обсуждаемого хадиса подтверждает известные аяты Корана, в которых Всевышний Аллах сказал: «Вот Юсуф сказал своему отцу: “О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они склонились предо мной”. Он (Я’къуб) сказал: “О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, шайтан – явный враг человеку”» (12: 4-5).
Хафиз Ибн Касир в толковании к этому аяту сказал: “Я’къуб, мир ему, стал опасаться того, что если Юсуф расскажет о своём сне кому-либо из своих братьев, то они по причине зависти причинят ему зло, по этой причине он сказал ему: «Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное». Т.е. замыслят против тебя козни. И это установлено в Сунне от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тафсир Ибн Касир” (4/370).
Затем он упомянул некоторые из следующих хадисов:
Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит». Муслим (2261/3/).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывайте сон никому, кроме учёного или искреннего наставника!» ат-Тирмизи (2280), ад-Дарими (2194). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (119).
Со слов Абу Разина (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сон словно привязан к ноге птицы, пока не будет истолкован, а если он будет истолкован, то он произойдёт». Абу Дауд (5020), Ибн Маджах (3914). Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Хаджар, ас-Суюты, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут.
Упомянув эти хадисы, Ибн Касир сказал: “Из этого извлекается веление скрывать о благах, пока они не произойдут и не станут явными, как на это указывает хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник». См. “Тафсир Ибн Касир” (4/370).
Также некоторые учёные считали, что в пользу обсуждаемого хадиса свидетельствует и хадис, переданный Ка’бом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выступал в военный поход, кроме как скрывая свою истинную цель”. аль-Бухари (2947).
Таким образом, в обсуждаемом хадисе нет никаких проблем со стороны его смысла, напротив, его смысл правильный и подтверждается другими шариатскими текстами.

Кстати, шейх Ибн ‘Усаймин, который считал, что этот хадис недостоверный, говорил: “Но, тем не менее, иногда лучше для человека открыто сказать о задуманном благом деле, чтобы люди подражали ему в этом. А иногда лучше скрывать это, особенно в наше время, когда увеличилось число завистников и число тех, кто покушается на людей. Может быть так, что если ты поведаешь о своих делах людям, то они обернут это для тебя бедой. В любом случае, человеку следует смотреть на пользу, и если он пожелает, то скрывает свои дела, а если пожелает, то раскрывает их, исходя из пользы”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 135).

Следует понимать, что среди оказанных милостей Аллахом есть явные, которые не скрыть, как обильное имущество, дом, машина, и т.п. Нет нужды врать и говорить людям, что это не твоё, что ты взял в долг, и т.п. Напротив, следует возвещать о милости Господа и благодарить за них Аллаха. Прибегая при этом к Аллаху за защитой от сглаза и вреда завистников.
А что касается задуманных человеком дел, которые ещё не воплотились и не стали явными и открытыми, то нет никаких проблем в том, чтобы скрывать это, не рассказывать об этом никому, кроме близких и праведных людей, которые лишь поддержат и обратятся с мольбой, не говоря об этом всем подряд. Тем более, в наше время, когда среди людей и даже многих мусульман стало нормой такое явление, что если тебе плохо и ты в затруднительном положении, тебя жалеют, а если тебе хорошо и ты во благе, тебе завидуют.

Да упасёт нас Аллах от зависти и сглаза!
Ответить