"Слова любого принимаются и отвергаются, кроме слов пророка"

Ответить
ansar68
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 05 авг 2008, 19:56

"Слова любого принимаются и отвергаются, кроме слов пророка"

Сообщение ansar68 »

Салям алейкум братья.
Часто читал и слышал выражение в лекциях братьев наших: "Слова любого принимаются и отвергаются, кроме слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует", что так говорил имам Малик.
Не могли бы вы указать, насколько это высказывание достоверно, говорил ли так еще кто-либо из имамов? И все ли имамы были в этом единогласны?
Просто я хочу использовать это как аргумент в диалоге с некоторыми мазхабистами и таклидчиками за своими шейхами, ставящими слова имама своего мазхаба или своего шейха на положение Курана и Сунны, считая, что все мусульмане обязаны это безоговорочно принимать.
Жду с нетерпением вашего ответа.
ДжазакумуЛлаху хайран.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3310
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах брат

Да, это известное высказывание имама Малика, и оно достоверно, и в нём сообщается, что он сказал: “Слова любого человека могут быть приняты и отвергнуты, кроме того, кто лежит в этой могиле”, после чего он указал на могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Это сообщение приводят Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1761 и Ибн ‘Абдуль-Хади в “Иршад ас-салик” 4/227, и оба подтвердили его достоверность.

Кстати, эти слова очень распространены и известны от имама Малика, однако мало кто знает, что эти же слова до него говорили такие таби'ины, как:
- Муджахид, от которого это передают аль-Бухари в “Джуз раф’ аль-ядейн” 103, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/300, аль-Хатыб в “аль-Факых уаль-мутафаккых” 2/91 и др. с достоверным иснадом.
- аш-Ша’би, от которого это передают Ахмад в “Масаиль Аби Дауд” 276, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/91 и др.
- аль-Хакам ибн ‘Утайба, от которого это передают Ибн Хазм в “аль-Ихкам” 6/883, Абу Шама в “Мухтасар аль-Муъаммаль” 66.

Более того, эти же слова передаются от сподвижника – Ибн ‘Аббаса, что к сожалению, является ещё менее распространённым.
Со слов ‘Икримы сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: “Нет никого из числа людей, кроме как его слова могут быть приняты или отвергнуты, за исключением Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!”
Этот асар от Ибн ‘Аббаса передаёт аль-Бухари в “Джуз аль-кыраъа” 100 в утвердительной форме, что указывает на то, что он считал его достоверным. А также его приводит ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аз-Зухд”, о чём говорится в “ад-Дурар аль-мунтасира” 339.

Сказал имам ас-Субки: “Что может быть прекраснее этих слов Ибн ‘Аббаса! И эти слова от Ибн ‘Аббаса перенял Муджахид (а также аль-Хакам и аш-Ша’би), и от них взял их Малик, и стали они известны как его слова”. См. “Фатауа ас-Субки” 1/148.

Более всего, это известное выражение передаётся даже в виде хадиса от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слова любого могут быть приняты или отвергнуты, кроме слов Пророка!»
Этот хадис очень редкий, его приводит ат-Табарани в “аль-Кабир” 11/339.
После долгого поиска мне удалось найти слова хафиза аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” 1/242 назвавшего всех передатчиков хадиса надёжными, и слова хафиза аль-‘Иракъи в “Итхаф ас-сада аль-муттакын” 1/432 назвавшего иснад этого хадиса хорошим.
Шейх-мухаддис Хамди ‘Абдуль-Маджид ас-Саляфи в своём тахкыке на «аль-Му’джам аль-кабир» (11/339) имама ат-Табарани к данному хадису процитировал упомянутые слова аль-Хайсами, что передатчиков хадиса считали надёжными и не сказал больше ничего.
Также и исследователь книги «Джуз аль-кыраъа» имама аль-Бухари, мухаддис Индии – шейх Мухаммад Исраиль Саляфи ан-Надауи в примечаниях к асару от Ибн ‘Аббаса с данными словами упомянул, что эти слова также передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и процитировал упомянутые слова аль-Хайсами, промолчав на это. См. “Тухфатуль-анам фи тахридж Джуъ аль-кыраъа хальф аль-имам” 142.
Также я нашел, что шейх ‘Али Рида на своём форуме писал, что иснад этого хадиса сильный.
Также обнаружил, что в одной из статей, на которую делал такдым Яхья аль-Хаджури так же этот хадис именуется хорошим.
Что касается авторитетных мухаддисов и специалистов этой области, которые назвали бы этот хадис слабым, то мне не удалось найти ничего такого. Да, некоторые форумчане известных арабских сайтов высказывали различные взгляды о его слабости, мол этот хадис слабый, так как он приводится от Ибн ‘Аббаса в форме маукъуф, и что вероятно это имам аль-Баззар от которого его приводит ат-Табарани допустил ошибку, передав его в форме марфу'. Кстати, некоторые претензии к аль-Баззару, автору известного сборника хадисов "аль-Муснад", высказывал ад-Даракуъни и другие, мол он часто путался.
Также из числа причин, по которой различные форумчане высказывались о слабости этого хадиса то, что якобы будь это известное саляфитское правило достоверно от самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха), тогда оно распространилось бы среди поздних имамов. Не знаю, насколько это веская претензия, ведь несмотря на то, что это высказывание достоверно передаётся от славного сподвижника - Ибн ‘Аббаса и ещё трёх известных таби'инов, тем не менее оно стало распространено именно от Малика.

В любом случае, эти слова - неоспоримая истина, и саляфы нашей общины и имамы ахлю-Сунна после них были единогласны касательно этого саляфитского правила! Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Сошлись саляфы общины и её имамы на том, что слова любого человека могут быть приняты и отвергнуты, кроме слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И это является различием между пророками и другими людьми. Воистину, пророкам, мир им и благословение Аллаха, является обязательным верить во всё, что они сообщат об Аллахе Всевышнем и повиноваться им во всем, что они велят, в отличие от приближённых Аллаха. Воистину, приближённым Аллаха не является обязательным повиноваться во всем, что они велят и верить всему, что они сообщают. Напротив, их веления и слова сопоставляются с Кораном и Сунной, и то, что соответствует Корану и Сунне является обязательным принимать, а что противоречит им, следует отвергнуть, даже если это сказал приближённый раб Аллаха. И если он из числа муджтахидов, то он заслуживает оправдание за ошибку и ему полагается одна награда за иджтихад”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/208.

А Аллаху обо всём ведомо лучше.
ansar68
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 05 авг 2008, 19:56

Re: "Слова любого принимаются и отвергаются, кроме слов прор

Сообщение ansar68 »

Джазакаллаху хайран брат!
Теперь относительно этих слов все ясно. И был еще удивлен, что эти слова имам Малик взял от предшественников. Странно, что никто не удосужился узнать откуда он их взял, хотя даже хадис, оказывается), приводится об этом.
Барака-Ллаху фикум.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3567
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: "Слова любого принимаются и отвергаются, кроме слов прор

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух, брат.
ansar68 писал(а):Просто я хочу использовать это как аргумент в диалоге с некоторыми мазхабистами и таклидчиками за своими шейхами, ставящими слова имама своего мазхаба или своего шейха на положение Курана и Сунны, считая, что все мусульмане обязаны это безоговорочно принимать.
В таком случае тебе сюда. )

уа фика барака-Ллах.
Ответить