Абу Марьям барака-Ллаху фик за ответы. )
[color=#FF00BF]ummsalih[/color] писал(а): А в 19 лекции поясняется подробно, что человек не обращает внимание на ошибку в саджда ас-саху.
джазаки-Ллаху хайран за подсказку. Ниже текст:
А если человек ошибся, когда совершал суджуд ас-сахуа? Бывает такое? Бывает. Например: человек совершил суджуд ас-сахуа, и забыл произнести в суджуде "
субхана Раббияль-а'ля", или начал читать "ат-тахият" после суджуда (
тоже часто бывает), или не прочитал "
Рабби-гъфир ли, Рабби-гъфир ли" между двумя суджудами. То есть, ошибся в суджуд ас-сахуа.
Как здесь быть?
Надо ли для этой ошибки еще два исправительных суджуда совершить потом? А если там ошибется? Еще два суджуда совершить? И будет цепь нескончаемая.
Поэтому ученые говорят: "
Нет ошибки в исправительном суджуде. Ошибка в исправительном суджуде не принимается во внимание". То есть, на нее внимания обращать не нужно.
Рассказывают такую историю:
Один из главных учеников имама Абу Ханифы (рахимаху-Ллах) - Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани (рахимаху-Ллах) как-то раз встретился с известным знатоком арабского языка (
арабской морфологии, арабского синтаксиса, арабского нахуа) Киса'и, и у них произошла дискуссия.
Итак, встретились Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани и Киса'и. Один - знаток религии, фикха, шариата, а второй - знаток нахуа.
Мухаммад ибн Хасан говорит ему: "
У тебя такая память, такой ум у тебя! Почему бы тебе не заняться фикхом?" - то есть, изучением религии (
фикха).
Киса'и говорит: "
А я скажу тебе так: если кто-то какую-то науку знает, то он во всех науках специалист. Везде он сможет вынести заключение". Конечно это неправильно.
И Мухаммад ибн Хасан говорит: "
Не может быть такого! Ерунда!". И в самом деле, это ерунда - неправильно это.
Мухаммад ибн Хасан говорит: "
Хорошо, давай проверим тебя. Что ты скажешь по следующему вопросу: если человек ошибся в суджуд ас-сахуа. Что ты скажешь?".
Киса'и чуть-чуть подумал, и говорит: "
Нет! Для суджуд ас-сахуа уже нет исправления. На это не надо обращать внимания. Он уже не исправляется никак".
Мухаммад ибн Хасан говорит: "
Правильно! Но откуда ты это узнал?".
Киса'и говорит: "
Из нахуа я узнал это!" - то есть, из науки арабского языка (
арабской морфологии) - "
Потому что, уменьшительно-ласкательное число уже не уменьшается больше. И отсюда я сделал этот вывод". Если ты, например, уменьшил "шейх" (
учитель) до "шууейх" (
учителишка) - то есть, уменьшительное уже дальше не уменьшается.
И Мухаммад ибн Хасан удивился его смекалке и сообразительности. Конечно, то, что он сказал, что зная любую из наук, можно и в любой другой науке выносить заключение - это неправильно. Но в данном случае, он оказался прав.
Итак, в суджуд ас-сахуа не бывает исправления - то есть, ошибка там не считается. Например, человек забыл прочитать первый ташаххуд в намазе, а это уаджиб! В конце намаза это исправляется двумя суджудами ас-сахуа. Но после второго суджуда ас-сахуа, человек начал читать "ат-тахият". Это ошибка! Но, эта ошибка в суджуд ас-сахуа. Что ему делать? Не обращать внимания.