669 – Сообщается, что Мухаммад ибн Муслим ибн ас-Саиб сказал: "
(Однажды) днём я молился рядом с Анасом ибн Маликом и он сказал: «Знаешь ли ты для чего был поставлена эта палка (аль-‘уд 1)
?». Я ответил: «Нет, клянусь Аллахом!». (Анас) сказал: «Обычно, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ставил на неё свою руку 2 и говорил: “Становитесь прямо и выравнивайте свои ряды”».
Также этот хадис передал Ахмад 3/254. Шейх аль-Альбани сказал: «Слабый хадис /да’иф/». См. «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 836.
________________________________________________
1. Слово «аль-‘уд» имеет несколько значений: палка, шест, дерево, ствол и др.
Прим. пер.
2. Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал: «
Что касается упоминания палки, на которую он ставил свою руку, то я не знаю что имеется в виду под (словами) “ставил на неё свою руку”».
См. «Шарх Сунан Аби Дауд» 089.
________________________________________________
Иснад этого хадиса слабый и у него два недостатка.
Первый - по единогласному мнению имамов передатчик по имени Мус’аб ибн Сабит является слабым по причине того, что он совершал множество ошибок. Исключением из этого числа (имамов) является аль-Хаким, который передал от него хадис в «ат-Тафсир» (2/301) после чего сказал: «
Этот иснад достоверный», а с ним в этом согласился аз-Захаби.
Я (
аль-Альбани) не удивляюсь тому, что аль-Хаким назвал хадис достоверным, в слабости которого единогласны имамы, так как он известен этим. Меня удивляет критик аз-Захаби. Как он последовал за аль-Хакимом во множестве его тасхихов (подтверждения достоверности хадисов), когда он ясно заявляет в «аль-Мизан» противоположное?! Такие примеры приводились и ранее, и это один из них. В биографии этого Мус’аба ибн ас-Сабита он сказал следующее: «
Слабым его назвали Яхйа ибн Ма’ин и Ахмад. Абу Хатим сказал: “На него не опираются”. Ан-Насаи сказал: “Он не сильный”». Затем он упомянул о том, что он был самым поклоняющимся Аллаху из тех, кто жил в его время, и не процитировал никого, кто считал бы его надёжным. По его мнению он также является слабым по единогласному мнению, а потом он забыл об этом и согласился с аль-Хакимом в достоверности хадиса, на который он указал. Свят Тот, Кто не забывает!
Второй недостаток - неизвестность положения передатчика по имени Мухаммад ибн Муслим ибн ас-Саиб, которого не называл надёжным никто, кроме Ибн Хиббана и никто не передаёт от него хадисы, кроме этого слабого (передатчика) Мус’аба и аль-‘Аляа ибн ‘Абду-р-Рахмана.
Из этого хадиса достоверными являются слова о выравнивании рядов, о чём сказано в другой книге (Сахих Аби Дауд) №674. Что касается упоминания «
палки», то по моему мнению это является отвергаемым.
См. «Да’иф Аби Дауд» 1/229-230.