Ассалам алейкум.есть ли такой хадис?
"у кого нет учителя того учитель шайтан".
"У кого нет учителя того учитель шайтан"
Уа алейкум салям брат.
Нет такого хадиса, это распространенное выражение среди простого люда, но даже они это вроде как хадис не распространяют.
Когда шейха Ибн База сказали: "Среди некоторых людей стало распространено, что тот, у кого нет шейха, его шейхом является шайтан. Что вы скажите об этом?", он ответил: "Это ошибка в простонародье и невежество некоторых суфиев, которые говорят это, чтобы побудить людей следовать за ними слепо в их нововведениях и заблуждениях!" См. "Фатауа Ибн Баз" 6/339.
Однако, есть множество слов саляфов и имамов, которые указывают на то, что человек не должен приобретать знание самостоятельно, или по книгам, не обращаясь к ученым. Хоть они и не говорили подобного, призывая к тому, чтобы каждый человек имел определенного шейха, однако они говорили обобщенно о том, что необходимо обучаться у обладающих знанием, о приобретавших знание лишь с книг, именовали "книжниками".
Хафиз ас-Сахауи говорил: “Кто войдет в знание один, тот оттуда один и выйдет!” См. “аль-Джауахир уа-ддурар” 1/58.
Т.е. кто начнет приобретать знание самостоятельно, ничего не приобретет.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Тот, кто приобретает знание с книг, зачастую его знание является слабым, они (его знания) не опираются на правила и основы. По этой причины мы находим много ошибок у тех, кто приобретает знание с книг, поскольку у него нет основ, на которых строятся тонкости Корана и Сунны". См. "Фатауа Ибн Усаймин", (Китаб аль-'ильм) 68-70.
Нет сомнения, что чтение книг - это один из эффективных методов приобретения знания, о чем упоминал имам аш-Шатыби, а также и слушание уроков шейхов и их лекции, даже если человек слушает это на кассете и т.п. - из методов приобретения знания, о чем говорил шейх Мукъбиль.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Касательно выражения: «Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного», то оно не является однозначно правильным, как и не является однозначно ошибочным. Что касается человека, который берёт знание из любой попавшейся ему книги, то нет сомнений в том, что он будет много ошибаться. А что касается того, кто в своём обучении опирается на книги людей, известных своей надёжностью, честностью и знанием, то его ошибок не будет больше. Напротив, будет прав в большинстве того, что говорит”. См. “Китаб аль-‘ильм” 41.
Шейх Мукъбиль сказал: “Если Аллах тебе облегчил человека, который учит тебя, чьим знаниям и религии ты доверяешь, то старайся сидеть рядом с ним и призывать людей к нему. А если же это не облегчено тебе, то я советую тебе сделать библиотеку, в которой ты соберёшь суннитские книги, и будешь прибывать в этой библиотеке, пока Аллах не откроет тебе. А что касается слов: “Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного”, то это касается тех, кто не умеет правильно выбирать книги, и полностью оставляет свой разум в этих книгах (доверяя всему, что в них сказано). А что же касается суннитских книг, то такого не будет”. См. “аль-Махрадж миналь-фитна” 173.
В любом случае, следует остерегаться того, чтобы ограничиваться только книгами и кассетами, и не стремиться хотя бы уточнить у обладающих знанием то, что человек прочитал или послушал. Ведь часто прочитанное или прослушанное понимается неправильно.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Знание раньше было почитаемым, так как мужи перенимали его друг от друга из уст в уста. Когда же оно стало записанным в книгах, то свет знания исчез, и оно попало в руки тех, кто был его недостоин!” ад-Дарими 483, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баян аль-‘ильм” 471, аль-Хатыб в “Такъид аль-‘ильм” 60. Иснад достоверный. См. “Тахридж ад-Дарими” 1/419, “Тахридж Джами’ аль-баян” 1/290.
Прошу Аллаха даровать нам правильные и полезные знания!
Нет такого хадиса, это распространенное выражение среди простого люда, но даже они это вроде как хадис не распространяют.
Когда шейха Ибн База сказали: "Среди некоторых людей стало распространено, что тот, у кого нет шейха, его шейхом является шайтан. Что вы скажите об этом?", он ответил: "Это ошибка в простонародье и невежество некоторых суфиев, которые говорят это, чтобы побудить людей следовать за ними слепо в их нововведениях и заблуждениях!" См. "Фатауа Ибн Баз" 6/339.
Однако, есть множество слов саляфов и имамов, которые указывают на то, что человек не должен приобретать знание самостоятельно, или по книгам, не обращаясь к ученым. Хоть они и не говорили подобного, призывая к тому, чтобы каждый человек имел определенного шейха, однако они говорили обобщенно о том, что необходимо обучаться у обладающих знанием, о приобретавших знание лишь с книг, именовали "книжниками".
Хафиз ас-Сахауи говорил: “Кто войдет в знание один, тот оттуда один и выйдет!” См. “аль-Джауахир уа-ддурар” 1/58.
Т.е. кто начнет приобретать знание самостоятельно, ничего не приобретет.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Тот, кто приобретает знание с книг, зачастую его знание является слабым, они (его знания) не опираются на правила и основы. По этой причины мы находим много ошибок у тех, кто приобретает знание с книг, поскольку у него нет основ, на которых строятся тонкости Корана и Сунны". См. "Фатауа Ибн Усаймин", (Китаб аль-'ильм) 68-70.
Нет сомнения, что чтение книг - это один из эффективных методов приобретения знания, о чем упоминал имам аш-Шатыби, а также и слушание уроков шейхов и их лекции, даже если человек слушает это на кассете и т.п. - из методов приобретения знания, о чем говорил шейх Мукъбиль.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Касательно выражения: «Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного», то оно не является однозначно правильным, как и не является однозначно ошибочным. Что касается человека, который берёт знание из любой попавшейся ему книги, то нет сомнений в том, что он будет много ошибаться. А что касается того, кто в своём обучении опирается на книги людей, известных своей надёжностью, честностью и знанием, то его ошибок не будет больше. Напротив, будет прав в большинстве того, что говорит”. См. “Китаб аль-‘ильм” 41.
Шейх Мукъбиль сказал: “Если Аллах тебе облегчил человека, который учит тебя, чьим знаниям и религии ты доверяешь, то старайся сидеть рядом с ним и призывать людей к нему. А если же это не облегчено тебе, то я советую тебе сделать библиотеку, в которой ты соберёшь суннитские книги, и будешь прибывать в этой библиотеке, пока Аллах не откроет тебе. А что касается слов: “Чьим шейхом является книга, то его ошибок будет больше, чем правильного”, то это касается тех, кто не умеет правильно выбирать книги, и полностью оставляет свой разум в этих книгах (доверяя всему, что в них сказано). А что же касается суннитских книг, то такого не будет”. См. “аль-Махрадж миналь-фитна” 173.
В любом случае, следует остерегаться того, чтобы ограничиваться только книгами и кассетами, и не стремиться хотя бы уточнить у обладающих знанием то, что человек прочитал или послушал. Ведь часто прочитанное или прослушанное понимается неправильно.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Знание раньше было почитаемым, так как мужи перенимали его друг от друга из уст в уста. Когда же оно стало записанным в книгах, то свет знания исчез, и оно попало в руки тех, кто был его недостоин!” ад-Дарими 483, Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баян аль-‘ильм” 471, аль-Хатыб в “Такъид аль-‘ильм” 60. Иснад достоверный. См. “Тахридж ад-Дарими” 1/419, “Тахридж Джами’ аль-баян” 1/290.
Прошу Аллаха даровать нам правильные и полезные знания!
Re: У кого нет учителя того учитель шайтан
Ваалейкум салям!
Хотелось бы добавить что даже если у тебя и есть учитель, наставник, устаз и т.д. то не обольщайся этим, а смотри что у тебя за учитель и у кого он сам брал знания!
Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама'ат мусульман, посеяв фитну! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:
1. Где они учились?
2. От кого они приобретали знание?
3. С чего начинали?
4. Какова их 'акъида?
5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?
6. Каковы были их деяния в достижении благого?
Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда распространилось много проповедников фитны!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма”47.
‘Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.
Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.
Имам РамаХурмузи в своей книги "Аль мухадиссу фасыль" передает от Абуллах Ибн Ауна: "Наши ученные единогласно сошлись на том что если человек не известен тем что требовал знания у ученных не выезжал по городам к ним, то он не является ученным и не имеет право давать фатву".
Абуллах Ибн Аун - является одним из таби'инов.
Подобные изречение говорят Абдуллах Ибн Мубарак и Яхья Ибн Маин.
Имам Малик сказал - что человек который не требовал знания, сидел у себя дома, самостоятельно изучая религию, вред его может быть больше чем пользы.
Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы – религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.
Имам Муджахид говорил: “Не принимается религия кроме как от знающих религию!” См. “аль-мухаддисуль-фасыль” 445.
Аль-Къасим ибн Мухаммад сказал: “Противнее невежества – это слова, сказанные без знания и передача сообщений от ненадежных!” См. “ат-Тамхид” 1/46.
Имам Малик говорил: “Поистине, эти знания – твоя кровь и плоть, за которое ты будешь спрошен в Судный день! Так смотри же на того, у кого ты берешь эти знания!” См. “аль-Мухаддисуль-фасыль” 444.
Имам Малик также сказал: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто знающей, чем он! Я не давал фатуа пока не спросил Раби’у и Яхью ибн Са’ида, и они велели мне это. Но если бы они запретили мне это, то я бы не давал фатуа!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.
Ибн 'Аун говорил: “Не берите знание кроме как от того, за кого свидетельствовали, что он является требующим знание!” См. “ат-Тамхид” 1/45.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Саляфы не переставали делать тазкия друг другу, и они наследовали это последующим поколениям. И наши ученые не брали знания, кроме как от того, за кого сделали тазкия и кто получил разрешение (иджаза) от ученых!” См. “Ахамияту-ттазкия” 5.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.
Он также говорил: “От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путает и ошибается!” См. “ат-Тамхид” 1/66.
Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых, и принимается от каждого кроме них! Не принимаются знание от глупого; от приверженца своих страстей, призывающего к ним; от того, кто лжет, передавая слова людей, даже если он не возводит ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха); и от шейха, который имеет достоинства и усердие в поклонении, если он не знает то, о чем говорит!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1541.
Таким образом, я получил от этих двух пользы больше, чем от других, и я уяснил из этого вот что: наставление людей своим поступком более вдохновляющее, чем наставление словами. Поэтому, следует выполнять то, что знаешь, ведь, поистине, это большая опора. И мискин, истинный мискин (бедняк), тот, кто растрачивает свою жизнь на прослушивание того, что он не делает, так, что он упускает блага дунии и блаженства ахиры. (Вдобавок), он придёт (в День Суда) банкротом, с весомыми доказательствами против себя же».
Имам Ибн аль-Джаузи из книги «Саид аль-Хатир».
Хотелось бы добавить что даже если у тебя и есть учитель, наставник, устаз и т.д. то не обольщайся этим, а смотри что у тебя за учитель и у кого он сам брал знания!
Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама'ат мусульман, посеяв фитну! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:
1. Где они учились?
2. От кого они приобретали знание?
3. С чего начинали?
4. Какова их 'акъида?
5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?
6. Каковы были их деяния в достижении благого?
Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда распространилось много проповедников фитны!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма”47.
‘Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.
Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.
Имам РамаХурмузи в своей книги "Аль мухадиссу фасыль" передает от Абуллах Ибн Ауна: "Наши ученные единогласно сошлись на том что если человек не известен тем что требовал знания у ученных не выезжал по городам к ним, то он не является ученным и не имеет право давать фатву".
Абуллах Ибн Аун - является одним из таби'инов.
Подобные изречение говорят Абдуллах Ибн Мубарак и Яхья Ибн Маин.
Имам Малик сказал - что человек который не требовал знания, сидел у себя дома, самостоятельно изучая религию, вред его может быть больше чем пользы.
Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы – религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.
Имам Муджахид говорил: “Не принимается религия кроме как от знающих религию!” См. “аль-мухаддисуль-фасыль” 445.
Аль-Къасим ибн Мухаммад сказал: “Противнее невежества – это слова, сказанные без знания и передача сообщений от ненадежных!” См. “ат-Тамхид” 1/46.
Имам Малик говорил: “Поистине, эти знания – твоя кровь и плоть, за которое ты будешь спрошен в Судный день! Так смотри же на того, у кого ты берешь эти знания!” См. “аль-Мухаддисуль-фасыль” 444.
Имам Малик также сказал: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто знающей, чем он! Я не давал фатуа пока не спросил Раби’у и Яхью ибн Са’ида, и они велели мне это. Но если бы они запретили мне это, то я бы не давал фатуа!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.
Ибн 'Аун говорил: “Не берите знание кроме как от того, за кого свидетельствовали, что он является требующим знание!” См. “ат-Тамхид” 1/45.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Саляфы не переставали делать тазкия друг другу, и они наследовали это последующим поколениям. И наши ученые не брали знания, кроме как от того, за кого сделали тазкия и кто получил разрешение (иджаза) от ученых!” См. “Ахамияту-ттазкия” 5.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.
Он также говорил: “От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путает и ошибается!” См. “ат-Тамхид” 1/66.
Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых, и принимается от каждого кроме них! Не принимаются знание от глупого; от приверженца своих страстей, призывающего к ним; от того, кто лжет, передавая слова людей, даже если он не возводит ложь на посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха); и от шейха, который имеет достоинства и усердие в поклонении, если он не знает то, о чем говорит!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1541.
Таким образом, я получил от этих двух пользы больше, чем от других, и я уяснил из этого вот что: наставление людей своим поступком более вдохновляющее, чем наставление словами. Поэтому, следует выполнять то, что знаешь, ведь, поистине, это большая опора. И мискин, истинный мискин (бедняк), тот, кто растрачивает свою жизнь на прослушивание того, что он не делает, так, что он упускает блага дунии и блаженства ахиры. (Вдобавок), он придёт (в День Суда) банкротом, с весомыми доказательствами против себя же».
Имам Ибн аль-Джаузи из книги «Саид аль-Хатир».
Re: "У кого нет учителя того учитель шайтан"
Джазакаллаху хайран братья!