٢٣١١ — عن رجل من الأنصار، قال: عاد رسول الله ﷺ رجلا به جرح، فقال رسول الله ﷺ: «ادعوا له طبيب بني فلان». قال: فدعوه فجاء، فقال: يا رسول الله! ويغني الدواء شيئاً؟ فقال: «سبحان الله؛ وهل أنزل الله من داء في الأرض إلا جعل له شفاء». («الصحيحة» ٥١٧).
2311 — Один человек из ансаров рассказывал, что Посланник Аллаха
ﷺ посетил человека, у которого была рана, и сказал:
«Позовите ему врача из такого-то племени». Люди позвали его, и он пришёл. Посланника Аллаха
ﷺ спросили: «О Посланник Аллаха! Разве лекарства чем-то помогают?» Он
ﷺ сказал:
«Пречист Аллах, разве когда Аллах ниспосылал на землю какую-либо болезнь, Он не послал вместе с ней излечение?» («Сахиха», 517).
٢٣١٢ — عن أنس بن مالك مرفوعاً: «شفاء عرق النسا ألية شاة أعرابية، تذاب، ثم تقسم ثلاثة أجزاء، يشربه ثلاثة أيام على الريق، كل يوم جزءاً». («الصحيحة» ١٨٩٩).
2312 — Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Лечением от воспаления седалищного нерва является курдюк арабского барашка. Его надо растопить, затем разделить на три части и пить его в течении трёх дней на голодный желудок, каждый день одну часть этого топленного жира». («Сахиха», 1899).
٢٣١٣ — عن عبد الله بن عمر مرفوعاً: «الشؤم في الدار والمرأة والفرس». («الصحيحة» ١٨٩٧).
2313 — ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Если бы было злосчастье в чём-либо, то оно было бы в женщине, коне и жилище». («Сахиха», 1897).
٢٣١٤ — عن أبي سعيد الخدري قال: جاء رجل إلى النبي ﷺ، فقال: إنَّ أخي استطلق بطنه. فقال رسول الله ﷺ: اسقه عسلاً. فسقاه، ثم جاءه فقال: إني سقيته عسلاً، فلم يزده إلا استطلاقاً. فقال له ثلاث مرات، ثم جاءه الرابعة، فقال: اسقه عسلاً. فقال: لقد سقيته فلم يزده إلا استطلاقاً. فقال رسول الله ﷺ: «صدق الله وكذب بطنُ أخيك». فسقاه، فبرأ. («الصحيحة» ٢٤٣).
2314 — Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что один человек пришёл к Пророку
ﷺ и сказал: «У моего брата диарея». Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Напои его мёдом». Он начал поить его мёдом. Затем он пришёл и сказал: «Я начал поить его мёдом, но его диарея лишь усилилась». Трижды ему Пророк
ﷺ говорил:
«Напои его мёдом», а когда он пришёл на четвёртый раз, то снова сказал:
«Напои его мёдом». Тот сказал: «Я поил его мёдом, но диарея лишь усилилась». Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Сказал Аллах истину*, а живот твоего брата солгал». Он продолжил поить его, и он выздоровел.
(«Сахиха», 243).
__________________
*То есть, Аллах сказал правду, что в мёде содержится исцеление. См. «Тухфатуль-ахвази» (6/214).
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Из их (пчёл) брюшков исходит питьё разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих» (ан-Нахль, 16:69).Сунан ат-Тирмизи. Хадис № 2082
٢٣١٥ — عن عائشة مرفوعاً: «الطاعون شهادة لأمتي، وخز أعدائكم من الجن، غُدَّةٌ كغدة الإبل، تخرج بالآباط والمراق، من مات فيه مات شهيداً، ومن أقام فيه [كان] كالمرابط في سبيل الله، ومن فرَّ منه كان كالفار من الزحف». («الصحيحة» ١٩٢٨).
2315 — ‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Чума является шахадой для моей общины и раной, которую наносят ваши враги из джиннов. Чума — зоб и подобна зобу верблюдов, появляется либо в подмышках, либо в нижней части живота. Тот, кто умирает по причине чумы, — шахид. Тот, кто остаётся там, где распространилась чума, подобен шахиду на пути Аллаха, а тот, кто покинул ту местность, на которой распространилась чума, подобен тому, кто убежал с поля боя». («Сахиха», 1928).
٢٣١٦ — عن عبد الرحمن بن عوف مرفوعاً: «عائد المريض في مخرفة الجنة، فإذا جلس عنده غمرتُهُ الرَّحمة». («الصحيحة» ١٩٢٩).
2316 — ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф рассказывал, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Тот, кто посещает больного человека, (
находится)
на сборе Райских плодов, а если он сядет там, то покроет его милость».
(«Сахиха», 1929).
٢٣١٧ — عن عائشة: أن رسول الله ﷺ دخل عليها وامرأة تعالجها أو ترقيها، فقال: «عالجيها بكتاب الله». («الصحيحة» ١٩٣١).
2317 — ‘Аиша рассказывала, что когда к ней вошёл Посланник Аллаха
ﷺ, одна из женщин лечила её (
или же читала ей рукъя). Он
ﷺ сказал:
«Лечи её Книгой Аллаха».
(«Сахиха», 1931).
٢٣١٨ — عن جابر، قال: سمعت رسول الله ﷺ يقول: «عليكم بالإثمد عند النوم؛ فإنه يجلو البصر، وينبت الشعر». («الصحيحة» ٧٢٤).
2318 — Джабир рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Пользуйтесь сурьмой “аль-Исмид” перед сном, поистине, она делает ясным зрение и взращивает волосы (
ресницы)».
(«Сахиха», 724).
٢٣١٩ — عن علي بن أبي طالب مرفوعاً: «عليكم بالإثمد؛ فإنه منبتة للشعر، مذهبة للقذى، مصفاة للبصر». («الصحيحة» ٦٦٥).
2319 — ‘Али ибн Абу Талиб рассказывал, что Пророк
ﷺ сказал:
«Используйте сурьму “аль-Исмид”, поистине, она взращивает волосы (
ресницы),
очищает грязь из глаз и делает ясным зрение».
(«Сахиха», 665).
٢٣٢٠ — عن عبد الله بن مسعود مرفوعاً: «عليكم بألبان البقر، فإنها ترم من كل الشجر، وهو شفاء من كل داء». («الصحيحة» ١٩٤٣).
2320 — ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Пейте молоко коровы, поистине, она ест разную траву и является лечением от всех болезней».
(«Сахиха», 1943).*
__________________
*Передают со слов Мулейки бинт ‘Амр, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
أَلْبَانُ الْبَقَرِ شِفَاءٌ وَسَمْنُهَا دَوَاءٌ وَلُحُومُهَا دَاءٌ
«Коровье молоко — излечение, её жир — лекарство, а её мясо — болезнь!» Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1233), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1533).
В этом хадисе сказано, что в говядине есть болезнь. Однако, на дозволенность употребления говядины указывают Коран, Сунна и единогласное мнение учёных.
Всевышний Аллах сказал:
«Ешьте из того, чем вас наделил Аллах, и не следуйте по стопам шайтана, ведь он для вас – явный враг. Восемь парных особей: две из числа овец и две из числа коз… Две из числа верблюдов и две из числа коров» (аль-Ан’ам, 6:142-144).
‘Аиша рассказывала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил удхия (
праздничное жертвоприношение) за своих жён коровой».
аль-Бухари (294), Муслим (1211).
Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Корова приносится в жертву за семерых, и верблюд за семерых». Абу Дауд (2808), ан-Насаи (4121). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.
Также сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам следует употреблять коровье молоко и её жир, так как в этом есть исцеление. И избегайте её мяса, ибо в этом есть болезнь».
Ибн аль-Джа’д в «аль-Муснад» (1/393), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (25/42), Абу Дауд в «аль-Марасиль» (316) со слов Мулейки бинт ‘Амр.
Однако среди имамов существует разногласие относительно достоверности этого хадиса из-за Мулейки, поскольку есть разногласия на счёт того, является ли она сподвижницей, заставшей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нет? Имам Абу Дауд и многие другие считали, что она не является сподвижницей и не застала Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По этой причине он привёл её хадис в своём сборнике хадисов с прерванными иснадами «аль-Марасиль». Также и хафиз Ибн Хаджар упомянув её и разногласия относительно неё, сподвижница ли она или из числа таби’инов, не отдал предпочтение никакому из мнений.
См. «Такъриб ат-тахзиб» (753), «аль-Исаба» (8/122).
По этой причине данный хадис назвали слабым такие имамы, как хафиз ас-Сахави, имам аль-‘Аджлюни и аль-Мунави.
См. «аль-Аджвиба аль-мурдыййа» (1/21), «Файдуль-Къадир» (2/196), «Кашф аль-хафа» (2/182).
Но шейх аль-Албани посчитал данный хадис хорошим, и усилил его подобным хадисом от Ибн Мас’уда.
См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1533).
Что касается версии этого хадиса, что передается от Ибн Мас’уда, то её приводят аль-Хаким (4/448), а также Абу Ну’айм и Ибн ас-Сунни в своих сборниках о медицине «ат-Тыбб».
В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Сайф ибн Мискин, о котором имам Ибн Хиббан сказал: «Он передаёт запутанные и ложные вещи, поэтому не дозволено на него опираться, поскольку он противоречит тому, что передают надёжные передатчики».
См. «аль-Маджрухин» (1/347).
Также в иснаде этого хадиса передатчик ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Утба аль-Мас’уди, о котором было сказано, что он стал путаться и ошибаться.
22
По этой причине группа ученых считала, что данный хадис не может служить в качестве усиливания упомянутого хадиса от Мулейки.
Имам аз-Заркаши сказал: «Этот хадис прерванный, и в его достоверности есть сомнения, поскольку достоверно сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение за своих жён коровой. А он не стал бы приближаться к Аллаху с помощью того, в чём есть болезнь!»
См. «ат-Тазкира филь-ахадис аль-муштахира» (148).
И хафиз ас-Сахави назвал его слабым в «аль-Аджвиба аль-мурдыййа» (1/23).
А хафиз Ибн Хаджар сказал о хадисах этой темы: «Они передаются через слабые иснады».
См. «Асъиля ва аджвиба» (61).
Но шейх аль-Албани усиливал этот хадис ещё одной версией, которая передаётся со слов Сухайба ар-Руми, что приводят Ибн ас-Сунни и Абу Ну’айм.
См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (4061).
А относительно версии Сухайба, шейх Ибн аль-Къаййим говорил, что иснад этот недостоверный.
См. «Задуль-ма’ад» (4/325).
Однако всё же некоторые учёные предостерегали от того, чтобы употреблять часто говядину, особенно проживающим в холодных странах, как например говорил это имам аль-Халими. Также о том, что говядина не совсем полезна и тяжело переваривается говорил шейх Ибн аль-Къаййим в
«Задуль-ма’ад» (4/374).
Спросили шейха аль-Албани: «Как объединить хадис:
“Вам следует употреблять коровье молоко и её жир, так как в этом есть исцеление. И избегайте её мяса, ибо в этом есть болезнь” с тем, что дозволено приносить корову в жертву, а шариат не одобряет совершение жертвоприношения с помощью вредного?»
Шейх ответил: «Да, достоверно передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение за своих жён коровой во время прощального паломничества. И также достоверно передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал к коровьему молоку и запрещал её мясо. Однако учёные объединяли это тем, что смысл запрета в том, чтобы не есть говядину часто, а если есть её иногда, то нет в этом никакого вреда. И нет сомнения в том, что говядина дозволена, а смысл запрета в том, чтобы не употреблять её часто и не отдавать предпочтение говядине перед бараном, козой и верблюдом. Это ответ учёных».
Сл. «Сильсилятуль-худа ва-н-нур» (№ 389).
Но это ответ тех учёных, которые считали упомянутый хадис достоверным и объединяли данный хадис с тем положением, что говядина дозволена без каких-либо сомнений.
Под конец следует сказать, что версия этого хадиса, которая не вызывает сомнений и является достоверной, звучит так:
От Ибн Мас’уда сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам следует употреблять коровье молоко, ибо она питается со всякого растения, и в её молоке есть исцеление от всех болезней!» аль-Хаким (4/446). См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (4059).
И в этом хадисе нет добавки о вреде говядины. Аллах же знает обо всем этом лучше всех!