Сомнение в вере как отличить от наущений?

Ответить
sunna
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 10 апр 2010, 22:07

Сомнение в вере как отличить от наущений?

Сообщение sunna »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛла!
нуждаюсь в знаниях, просьба ответить знающих братьев. На одном из уроков услышал такие слова: " У кого есть хотя бы малейшее сомнение в Аллахе, у того намаз не принимается. У кого есть хотя бы малейшее сомнение, у того имана нет, он исчез". Довод на это аят суры Комнаты " А кто уверовал в Аллаха и не сомневался...".
Однако сомнения приходят как наущения шайтана. Хадис говорит и про сподвижников, когда они пришли к Посланнику Аллаха (мир ему) сказал один из сахабов: О, посланник Аллаха, к нам приходит такое, что стыдно говорить. смысд. Расулюллах спросил: это вас беспокоит? Сахаб ответил что да. Расуллюлах сказал: Это истинная вера! Так же передано дуа, которое следует читать тому, кто усомнился в вере.
Так же известно, что Ибн Таймийя толковал аят в той же суре "комнаты"-Сказали они что уверовали, ответь им, что вы не уверовали, а покорились, вера еще не зашла в ваши сердца"- что в одном человеке может сочетаться и иман и куфр.
Вопрос: относятся ли подобные сомнения к вопросу уменьшения и увеличения имана? выводят ли эти сомнения из Ислама как утверждалось на уроке и если пришло сомнение, то надо ли заново принимать Ислам? Относится ли это высказывание к акыде хариджитов или нет? Простите что написано коряво. Джазака Аллаху хайран.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Чтобы понять правильно этот вопрос брат, необходимо делать разницу между постоянным сомнением и временным наущением шайтана, когда человеку в голову без его желания лезут плохие мысли о религии или Аллахе или же появляются сомнения и т.п.
А что касается сомнения в религии как такового, то конечно это неверие вне сомнения и это не является мнением хариджитов! Ислам человека не будет действительным, если у него сомнение в его истинности или в чем-либо из столпов веры. И отсутствие сомнения, является одним из условий действительности свидетельства "ля иляха илля-Ллах". Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (аль-Худжурат 49: 15).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» Муслим 27.
Что касается того, какие виды сомнения являются большим неверием, то в качестве примера можно привести слова шейха Аба Бутайна, сказавшего: “Коран указывает на то, что сомнение в основах религии является неверием. Сомнение (шакк) – это колебаться между двумя вещами, как тот, кто не утверждает правдивость посланника (мир ему и благословение Аллаха), но и не обвиняет его во лжи. Или же не утверждает о Судном дне, как и не отрицает его, и тому подобное. Так же например как тот, кто не считает молитву обязательной, но и не отрицает ее обязанность, или не считает прелюбодеяние запрещенным, но в тот же момент и не говорит о его дозволенности. Все это является неверием по единогласному мнению!” См. “Хукму такфир аль-му’айан” 17.
А что касается временного сомнения, которое подкидывает верующим шайтан, и которое мусульманин сразу же пытается отбросить и просит у Аллаха защиты и прощения, то это не является неверием, и подобное бывало у сподвижников и саляфов после них. Абу Хурайра рассказывал: "Однажды люди из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли к нему и сказали: "Поистине, иногда мы находим в себе такое, что велико для нас произносить это!" На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это есть настоящий иман!»" Муслим 132, Ахмад 3/421.
Т.е. то, что для сподвижников даже произнесение вслух этих наущений являлось таким тяжелым поступком, является истинным иманом, поскольку тот, кто даже боится произнести такое, тем более не является убежденным в этом!
Также в этом хадисе указание на то, что не следует рассказывать или вообще говорить о наущениях вслух, если только человек не спрашивает у знающих для того, чтобы избавится от сомнений в том или ином вопросе, получив знание, и закрыв тем самым для шайтана проход через эту дверь.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Наущение (уас-уас) – это то, что проникает в сердце без желания человека. И если раб Аллаха испытывает ненависть к этим наущениям и отвергает их, то его ненависть к ним является истинным проявлением веры!” См. “ад-Дыя аш-шарикъ” 374.
Абу Зумайль рассказывал: “Однажды я спросил у Ибн ‘Аббаса: “Я чувствую что-то в сердце своем”. Он спросил: “Что именно?” Я сказал: “Клянусь Аллахом, я не могу говорить об этом”. Он спросил: “Это что-то из сомнений?”, при этом он улыбнулся и добавил: “Никто не избавлен от этого, ведь Аллах Всевышний в Коране сказал (пророку): «Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание раньше тебя. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе сомневающихся» (Юнус 10: 94). И Ибн ‘Аббас добавил: “Если ты обнаружишь в своей душе что-либо из этого (сомнений), то скажи: «Он (Аллах) – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший, и Он знает о всякой вещи»(аль-Хадид 57: 3). Абу Дауд 5110. Имам ан-Науауи назвал иснад хорошим. См. “аль-Азкар” 144.
Кстати, аят: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывает на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал в чем-либо сомнения из религии, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым убежденным из рабов Аллаха. Это подобно другим словам Всевышнего: «Скажи: “Если бы у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться (ему)”» (аз-Зухруф 43: 81).
Разве из этого следует, что у Аллаха есть сын?! Конечно же нет, ибо это пример для обучения.
Точно также и слова Аллаха: «Не будь же в числе сомневающихся» не указывают на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомневался, поскольку запрет на что-либо не указывает на наличие этого в себе. Это подобно словам Аллаха: «Да не отвратят они (неверные) тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и не будь из числа многобожников» (аль-Къасас 28: 87).
Ведь данный запрет не указывает на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был из числа многобожников! См. “Усуль фи ат-тафсир” 33.
Таким образом, необходимо делать различие между сомнением и временным наущением шайтана! Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Наущение (уас-уас) – это то, что проникает в сердце без желания человека. И если раб Аллаха испытывает ненависть к этим наущениям и отвергает их, то его ненависть к ним является истинным проявлением имана!” См. “ад-Дыя аш-шарикъ” 374.
Что же касается защиты от сомнений и наущений, то от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кого постигнут наущения, пусть скажет: “Уверовал я в Аллаха и посланника Его”, - и поистине, это избавит его от них». Ахмад 6/258. Шейх аль-Альбани назвал хадис досто-верным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 116.

آمَنْتُ بِاللهِ وَرَسُولِهِ
/Аманту би-Лляхи уа расулихи/.
И также следует произносить тот аят, который Ибн 'Аббас советовал читать Абу Зумайлю при наущении и сомнении.
Надеюсь брат, что хоть как-то помог тебе понять этот вопрос.
Прошу Всевышнего Аллаха избавить нас от наущений и сомнений и даровать истинную убежденность!
Marat Abu Yusuf
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 20:13
Откуда: Казань, Татарстан

Re: Вопрос относительно сомнения в имане

Сообщение Marat Abu Yusuf »

Ас саляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Братья, скажите, пожалуйста, а как относиться к конкретному человеку, который говорит, что он мусульманин, но при этом он сомневается в существовании Аллаха или истинности Корана, он кяфир или мы не имеем права выносить ему такфир и это только из полномочий алима?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: Вопрос относительно сомнения в имане

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
Marat Abu Yusuf писал(а):Братья, скажите, пожалуйста, а как относиться к конкретному человеку, который говорит, что он мусульманин, но при этом он сомневается в существовании Аллаха или истинности Корана, он кяфир или мы не имеем права выносить ему такфир и это только из полномочий алима?
Сомнение в существование Творца - это неверие, потому как вера не может быть при сомнение, вера - это убежденность.
Из условия свидетельства "ля иляха илля Ллах" - убежденность, правдивость и т.д. В чем правдивость и убежденность человека который сомневается в существовании Творца, и в том, что только Он достоин поклонения.
Если вы знаете этого конкретного человека, то доведите до него Ислам, расскажите ему о существовании Господа, напомните ему о Творце. И если после этого он будет сомневаться, то в его куфре мы будем убеждены.
Единственным оправданием ему может быть то, что он не понимает того что говорит.
Часто бывает так, что мусульмане, которые ничего не выстаивают из религии, далеки от изучения ее, и шайтан подкрадывается к ним и сбивает разными способами. И может быть он посмотрел что-то, услышал и в этот момент его сердце испытало сомнение и он сказал об этом. Однако потом он вернулся от этого.
Если знаете этого конкретного человека, то помогите ему, дайте информацию, расскажите.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 583
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Разница между наущениями и сомнениями

Сообщение abu jafar »

Надо отличать наущения от сомнений, потому как большинство из тех, кто считает, что он сомневается, на самом деле просто подверглись наущениям шайтана.
И разница между сомнениями и наущениями в вопросах убеждений в том, что сомнения заходят к вам как по маслу без сопротивления и неприязни, без страха за эти мысли, без ужаса с вашей стороны от их посещения , то есть легко и свободно без переживаний и угрызений совести, тогда как наущения лезут вызывая у вас страх и ненависть, ужас и отвращение.
Наущения бывают как в убеждениях, так и в обрядах поклонения, или во взаимоотношениях, как то в действительности никаха или развода, или в дозволенности зарезанного животного и так далее...
Кого-то шайтан наущает в отношении омовения, что где-то недомыл, других в намазе, что что-то не так прочел или что забыл какой-то рукн сделать, кого-то наущает в вопросах наджасы, что им всё вокруг кажется в наджасе, все перестирывают, полы моют по 10 раз в день и могут промежность после справления нужды вычищают так, что вот-вот кожу сдерут. Кого-то в действительности его никаха наущает и так далее. А кого-то наущает в существовании Аллаха. Все это - болезнь и человек подвергшийся этому болен и его эти сомнения (на самом деле наущения) ничего не значат, ему нельзя опираясь на них что-то переделывать в обрядах поклоения, что то прерывать и вообще что-либо делать поддавшись этим сомнениям (на самом деле наущениям). Человек болен, а у больного свои положения, отличные от положений здоровых людей.
Если же человек начинает сомневаться в вопросах вероубеждения, то понять его это мысли или же наущения поможет распознать то - ненавистны эти мысли ему или нет. Если он раскрыл грудь свою для них и они спокойно входят в его сердце и спокойно там пребывают долгое время не встречая сопротивления, вражды, неприязни страха за них, тогда он раскрыл свою грудь для неверия и удовлетворился им. Если же сопротивляется, ему ненавистно, противно от этого, он боится этих мыслей, боится наказания, значит это уас-уасы, наущения и идет борьба, его внутренний джихад против наущений шайтана.

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: جَاءَ نَاسٌ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَسَأَلُوهُ: إِنَّا نَجِدُ فِي أَنْفُسِنَا مَا يَتَعَاظَمُ أَحَدُنَا أَنْ يَتَكَلَّمَ بِهِ، قَالَ: «وَقَدْ وَجَدْتُمُوهُ؟» قَالُوا: نَعَمْ، قَالَ: «ذَاكَ صَرِيحُ الْإِيمَانِ»

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды некоторые из числа сподвижников пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросили:
— Как нам быть с тем, что порой нас посещают настолько скверные мысли, что мы не можем даже рассказать о них?
И вы действительно обнаруживаете в себе это? — спросил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
— Да, — ответили они, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Это и есть истинная вера.
(См. Муслим 132, Ахмад 9694, Абу Дауд 5111, Ибн Хиббан 148).

قال الخطابي: «قوله "ذاك صريح الإيمان" - معناه أن صريح الإيمان ‌هو ‌الذي ‌يمنعكم ‌من ‌قبول ‌ما ‌يلقيه ‌الشيطان في أنفسكم والتصديق به حتى يصير ذلك وسوسة لا يتمكن في قلوبكم ولا تطمئن إليه أنفسكم وليس معناه أن الوسوسة نفسها صريح الإيمان وذلك أنها إنما تتولد من فعل الشيطان وتسويله فكيف يكون إيماناً صريحاً، وقد روي في حديث آخر أنهم لما شكوا إليه ذلك قال الحمد لله الذي رد كيده إلى الوسوسة»
«معالم السنن» (4/ 147):

Абу Сулейман Хамд аль-Хаттаби сказал: «Смысл слов "Это и есть истинный иман!", — в том, что искренность веры проявляется в сопротивлении и препятствии от принятия забрасываемых шайтаном в ваши души мыслей, которым не осталось ничего другого, как трансформироваться в обычные наущения, и которые не могут укрепиться в ваших сердцах, не приемлющих подобное и питающих к ним отвращение.
И эти слова не указывают на то, что наущения сами по себе являются истинной верой, и это потому, что они являются следствием действия шайтана и его внушения, что никак не может быть истинной верой.
Также это подтверждается другим хадисом, в котором сподвижники пожаловались на наличие этих мыслей, а Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который не оставил из козней шайтана ничего (на что он был бы способен), кроме наущения».
Абу Дауд 5112, Ахмад 2097. (См. «Ма‘алим ас-сунан» 4/147).

قال النووي: «فقوله صلى الله عليه وسلم ذلك صريح الإيمان ومحض الإيمان معناه استعظامكم الكلام به هو صريح الإيمان فإن استعظام هذا وشدة الخوف منه ومن النطق به فضلا عن اعتقاده إنما يكون لمن استكمل الإيمان استكمالا محققا وانتفت عنه الريبة والشكوك»
«شرح النووي على مسلم» (2/ 154)

Хафиз ан-Науауи в пояснениях к этому хадису говорит: «Смысл слов Пророка (мир ему и благословения Аллаха): "Это и есть истинный иман и чистый иман!", — в том, что они считали ужасным и неприемлемым даже произнести то, что посещало их сердца, и именно это является истинной верой. И поистине подобное восприятие этих мыслей, и страх их произнесения, не говоря уже о том, чтобы брать это себе в убеждения, то это и указывает на полноту имана и отсутствие колебаний и сомнений».
(См. «Шарх Муслим» 2/154).
А чего добивается шайтан от всех, кому он наущает? Он хочет довести мусульманина до отчаяния, чтобы у него опустились руки, и он сдался, прекратил борьбу и подчинился ему полностью. Хочет, чтобы, желая избавиться от сомнений, человек на самом деле совершал то, в чём он сомневается, как например, чтобы сомневающийся в наличие омовения, нарушил омовение; чтобы сомневающийся в намазе прервал намаз и начал его заново; чтобы сомневающийся в разводе, дал развод; а сомневающийся в вере, произнёс слова неверия и вышел из религии, чтобы заново войти в неё. И да убережёт нас всех Аллах от подобных наущений и их влияния, и да излечит тех, кто поддался им!
Ответить