Уагалейки ассалям уа рахматуллахи уа баракатуху!
Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
"
Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает своё обещание, а когда ему доверяются, он предаёт"
аль-Бухари 33.
Также сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«
Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре свойства, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь, поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует с кем-либо».
аль-Бухари 34.
Эти два хадиса указывают на то, что человек который обещает совершить что-то, но не выполняет своего обещания попадает под эти хадисы, и конечно же совершает этим самым грех.
Однако мы не имеем право называть этого человека лицемером, однако просто говорим, что твои дела схожи с делами лицемеров.
Имам Ибн Аби Заманин сказал: “
Эти, хадисы, в которых упоминается о лицемерии, не указывают на то, что если человек совершил одно из этих деяний, он становится таким же лицемером, как тот, кто явно исповедует Ислам, а в душе у него неверие! Смысл этих хадисов заключается в том, что эти поступки являются из деяний и качеств лицемеров!”
См. “Усуль ас-Сунна” 67.
И тот человек, у которого постоянно выходят такие качества - находится в большой опасности, ведь это может привести человека к большому лицемерию.
Как сказал Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах,: “
Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!”
аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 87.
И пусть он спешит как можно быстрее к покаянию, пока двери его открыты. Ведь как замечательно сказал великий ученый ибн аль-Кайим: "
Покаяние находится с человеком с самого начала пути и до конца. Покаяние не должно покидать человека, который идет по прямому пути, а должно сопровождать его до самой смерти. Покаяние - это начало раба и его конец".
وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«
О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете».
(Сура ан-Нур, аят 31)