С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Опасался ли ‘Умар ибн аль-Хаттаб за себя лицемерия?
Опасался ли ‘Умар ибн аль-Хаттаб за себя лицемерия?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно среди мусульман, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) – хранитель тайн Пророка (мир ему и благословение Аллаха), был единственным, кому он сообщил имена истинных лицемеров. Хафиз Ибн Касир сказал: “Хузайфа знал поимённо некоторых людей из числа лицемеров, о чём сообщил ему Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Муснад аль-Фарукъ” (2/534).
По этой причине ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) не раз спрашивал Хузайфу: «Не нахожусь ли я в числе лицемеров?», как об этом передаётся в достоверных асарах.
Однако некоторые современники, опираясь на слова имама аль-Фасауи, выражают сомнение относительно достоверности этих сообщений, говоря, что ‘Умар не мог спрашивать подобное о себе и даже допускать возможность лицемерия со своей стороны!
Ввиду важности данного вопроса и этих асаров, а также для устранения упомянутых сомнений, с дозволения Аллаха, хотелось бы вкратце рассмотреть сообщения по данной теме и привести слова признанных мухаддисов, которые разъяснили этот вопрос.
Зейд ибн Уахб передал, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), проходя мимо меня, когда я сидел в мечети, сказал: «О Хузайфа, поистине, такой-то скончался. Посети его похороны», после чего пошёл дальше.
Когда же он выходил из мечети, то оглянулся и увидел, что я всё ещё сижу. Тогда он понял причину этого, вернулся ко мне и спросил: «О Хузайфа, заклинаю тебя Аллахом, скажи, я из числа этих лицемеров?!»
Я ответил: «Нет. Однако я больше не сообщу об этом никому после тебя».
И я увидел, как глаза ‘Умара наполнились слезами”. Уаки’ в “аз-Зухд” (477), Ибн Аби Шейба (40173).
Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения достоверным. См. “аль-Маталиб аль-‘алия” (3623).
Однако имам Я’къуб ибн Суфьян аль-Фасауи, упомянув данное сообщение, сказал: “Это невозможно! И я опасаюсь, что это ложь.
Как может быть такое, когда ‘Умар из тех, кем доволен Аллах, из числа участников Бадра, и тот, о ком Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы после меня был пророк, то это был бы ‘Умар». ат-Тирмизи (3686), аль-Хаким (4551). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (5284).
И также сказал: «В предыдущих общинах были люди, которым внушалась истина, и если такие есть в моей общине, то это ‘Умар». Муслим (2398).
И множество подобных бесчисленных достоинств. Как же дозволено думать, что ‘Умар мог спросить Хузайфу: «А я из числа лицемеров?»
В хадисах Зейда есть много изъянов”. См. “аль-Ма’рифа уа-ттарих” (2/769).
С дозволения Аллаха, ответ на это возражение будет изложен в четырёх пунктах:
Во-первых, Зейд ибн Уахб, которого аль-Фасауи обвинил в частых ошибках, является надёжным передатчиком по единогласному мнению всех имамов науки хадисоведения. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Они единогласны в признании его надёжности”. См. “аль-Исаба” (1/567).
Поэтому хафиз аз-Захаби о словах аль-Фасауи, что в хадисах Зейда ибн Уахба есть много изъянов, сказал: “Он не был прав в этом заявлении”. См. “аль-Мизан” (2/107).
Во-вторых, никто из саляфов до аль-Фасауи не считал смысл этого сообщения и данное опасение ‘Умара странным или отвергаемым, напротив, они массово опирались на это.
Абу Хиляль рассказывал: “Когда Абан спросил аль-Хасана (аль-Басри): «Ты опасаешься лицемерия?» Он ответил: «А как я могу чувствовать себя в безопасности от этого, если лицемерия боялся даже ‘Умар, да будет доволен им Аллах?!»” аль-Фарьяби в “Сыфату-ннифакъ” (78).
Имам аль-Ауза’и говорил: “Даже ‘Умар опасался лицемерия за себя!” аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (5/1155).
Поэтому хафиз аз-Захаби сказал: “То, что порицал аль-Фасауи, никто не опередил его в этом. И если мы откроем двери для таких сомнений, то нам придётся отвергнуть множество установленных Сунн, основываясь на воображаемых ошибках”. См. “аль-Мизан” (2/107).
Хафиз Ибн Хаджар про слова аль-Фасауи: «Это невозможно», сказал: “Это излишняя придирчивость. Такими рассуждениями не ослабляют сообщения надёжных передатчиков и не отвергают достоверные хадисы.
Эти слова ‘Умара были высказаны в момент, когда преобладал страх и он не чувствовал себя в безопасности от испытания.
Поэтому не следует обращать внимания на такие опасные наущения для ослабления надёжных передатчиков”. См. “Хадью а-сарий” (стр. 404).
В-третьих, у обсуждаемого сообщения есть и другая достоверная версия, передаваемая через совершенно другой иснад:
Со слов Абу Уаиля сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) позвали на Джаназа, и когда он собрался туда пойти, я остановил его и сказал: «Останься, о повелитель правоверных, поистине, этот умерший – из числа лицемеров!»
‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, а я из них?!»
Я сказал: «Нет! Но после тебя я никому больше не поведаю об этом»”. аль-Баззар в “Кашф аль-астар” (831).
Хафиз Ибн Хаджар назвал этот иснад достоверным, а шейх Мукъбиль ибн Хади назвал это сообщение хорошим. См. “Мухтасар Зауаид аль-Баззар” (1/361), “ас-Сахих аль-Муснад” (294).
Таким образом, в этих асарах нет никаких проблем, ни со стороны их достоверности, ни со стороны их смысла.
И не является правильным цепляться за слова имама аль-Фасауи, игнорируя упомянутые факты и веские доводы. И, несмотря на то, что аль-Фасауи – это великий и признанный имам науки хадисоведения, он не защищён от ошибок, как и никто из тех, кто был более велик, чем он.
Имамы первых поколений и учёные, пришедшие после них, приводили эти асары от ‘Умара в трудах, посвящённых лицемерию, или помещали их в главах различных сборников о том, что истинно верующий всегда боится за себя лицемерия, тогда как истинный лицемер, напротив, чувствует себя в безопасности от него. См. “Сыфату-ннифакъ” (1/67), “аль-Джами’ ас-сахих” (5/205).
И никто из них помимо аль-Фасауи, как это говорил хафиз аз-Захаби, не видел в смысле этого сообщения чего-то порицаемого или ущемления достоинств великого сподвижника и праведного халифа ‘Умара!
В-четвёртых, важно также отметить, что ‘Умар не был единственным из числа сподвижников, кто опасался за себя лицемерия.
Ханзаля ибн ар-Раби’ аль-Усайди (да будет доволен им Аллах) – один из писцов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), рассказывал: “Однажды я встретил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который спросил меня: «Как поживаешь, о Ханзаля?»
В ответ я сказал: «Ханзаля стал лицемером!»
Он воскликнул: «Свят Аллах! Что ты такое говоришь?!»
Я сказал: «Когда мы приходим к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) напоминающему нам о Рае и Аде, то будто видим и то, и другое. Когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!»
Абу Бакр сказал: «Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!»
После чего мы с Абу Бакром пошли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и я сказал ему: «Ханзаля стал лицемером, о Посланник Аллаха!»
Он спросил: «И в чём же это выражается?»
Я сказал: “О Посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе, и ты напоминаешь нам о Рае и Аде, то мы будто видим и то, и другое воочию. Когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!»
Выслушав меня, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, если бы вы постоянно находились в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали Аллаха, то ангелы пожимали бы вам руки (где бы вы ни были) в постели или в пути. Однако, о Ханзаля, всему своё время», - повторив эти слова трижды”. Муслим (2750).
Иначе говоря, часть времени необходимо посвящать поклонению, а часть – мирским делам, ибо невозможно провести всю жизнь в полноценном поклонении.
Этот хадис ясно указывает на то, что и такой славный сподвижник, как Ханзаля ибн ар-Раби’, опасался для себя лицемерия. Он считал лицемерием то забвение, которое происходит с людьми во время занятия мирскими делами.
Хафиз Ибн Раджаб в комментарии к этому хадису сказал: “Поскольку среди сподвижников, да будет доволен ими Аллах, было известно, что лицемерие (нифакъ) – это расхождение того, что скрыто (в душе) с тем, что является явным (в делах), некоторые из них опасались за себя лицемерия: Если при слушании поминания Аллаха ослабевало присутствие сердца, его смягчение и смирение по причине возвращения к мирским заботам, занятием семьёй, детьми и имуществом, они опасались, что это является лицемерием с их стороны”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (2/492).
Джубайр ибн Нуфайр рассказывал: “Как-то я зашёл в дом к Абу ад-Дарде (да будет доволен им Аллах) в Хомсе, когда он совершал молитву в своей мечети (молельной комнате). Когда же он сидел на ташаххуде, то стал обращаться к Аллаху за защитой от лицемерия.
А когда он завершил молитву, я сказал ему: «Да простит тебя Аллах, о Абу ад-Дарда! Какое отношение ты имеешь к лицемерию?! Где ты, а где лицемерие!»
На что Абу ад-Дарда трижды сказал: «О Аллах, прощение Твоё!» После чего сказал: «Прекрати! Кто защищён от испытания?! Клянусь Аллахом, человек может отвернуться от своей религии в течение часа и будет лишён её!»” аль-Фарьяби в “Сыфату-ннифакъ” (68, 69), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (831). Иснад этого сообщения достоверный. См. “Тахридж Сыфа ан-нифакъ” (стр. 68).
Более того, не только ‘Умар, Ханзаля и Абу ад-Дарда (да будет доволен ими Аллах) опасались за себя лицемерия, но ещё большее число сподвижников! Ведь Ибн Аби Муляйка говорил: “Я застал тридцать сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они опасались за себя лицемерия! И ни один из них не говорил, что его иман (полноценный) подобно иману Джибриля или Микаиля (мир им)”. аль-Бухари в “ас-Сахих” (1/109) и в “ат-Тарих” (6/171).
По этой причине аль-Хасан аль-Басри сказал: “Клянусь Аллахом! Не застал утра или вечера верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся для себя лицемерия. И никто не чувствует себя в безопасности от лицемерия, кроме лицемера”. аль-Халляль в “ас-Сунна” (1653), Ибн Батта в “аль-Ибана” (1058).
И это то, на чём были саляфы и после сподвижников, которые опасались за себя лицемерия.
Однажды один человек из числа мурджиитов пришёл к Айюбу ас-Сахтияни и сказал: «Есть только иман и куфр!», имея в виду, что лицемерия нет, поскольку мурджииты считали, что лицемерие было лишь во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
На это Айюб сказал ему: “А что ты скажешь о Словах Аллаха: «Есть и такие, которые выжидают веления Аллаха. Он либо накажет их, либо примет их покаяния. Аллах – Знающий, Мудрый!» (9: 106).
Это - правоверные или же неверные?”
После чего этот человек замолчал.
Тогда Айюб сказал ему: “Ступай и читай Коран. В каждом аяте Корана есть упоминание о лицемерии, и поистине, я опасаюсь его за себя!” аль-Фирьяби в “Сыфату-ннифакъ” (92).
Спросили имама Ахмада: «Что сказать о том, кто не боится за себя лицемерия?»
Он ответил: “А разве кто-то может быть защищён от лицемерия в отношении себя?!” См. “Масаиль Ибн Хани” (2/176).
А славный сподвижник – Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) говорил: “Бывают моменты, когда на теле человека не остаётся даже места размером с игольное ушко для имана. И бывают моменты, когда на его теле не остаётся места размером с игольное ушко для лицемерия”. аль-Фарьяби в “Сыфату-ннифакъ” (72), ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” (2/649). Иснад этого сообщения достоверный. См. “Тахридж Сыфа ан-нифакъ” (стр. 70).
Прошу Всевышнего Аллаха, уберечь нас и наших родных от лицемерия, как малого, так и большого! И сделать нас из числа тех, в теле которых не будет ни малейшего места для лицемерия!
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!