Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Хочется с дозволения Всевышнего Аллаха поднять чуть ли не самую актуальную проблему огромного числа братьев и сестер, которую я назвал бы "ОНИ ПРИВОДЯТ ДОВОДЫ".
Многие из нас обольщаются тем, что кто-то прочитал в просторах инета или услышал от кого-то. Они приходят и говорят: "Смотрите, на это сделали опровержение!"
Но на вопрос: "А кто это сделал?" Они отвечают: "Не знаю, какой-то брат".
Разве опровержениям "какого-то" брата следует доверять и вообще его читать?!
И разве все, что именуется опровержением, является таковым на самом деле?!
А ведь сколько сейчас появилось и распространилось опровергателей с различными убеждениями и мазхабами, которые только и делают, что пишут свои "опровержения"?! И дело дошло до того, что появились даже некоторые сестры, которые пишут и обсуждают вопросы уммы, такие вопросы, наверное которые бы даже ученые не решали и не обсуждали бы с такой уверенностью, если это на самом деле сестры, а не уводящие от себя подозрения.
Просто поймите, каждого такого опровергателя или писателя, как Бурятский, Аляутдинов, Абдуллах-молдавский, Ибрагим и т.п. опровергать жизни не хватит, а подобные люди будут приводить свои доводы всегда, писать свои многочисленные бессмысленные опровержения и т.д. Поэтому опровергать каждого, каждый их довод - глупо, а читать эти их доводы - значит угрожать своей религии.
Когда задаешь вопрос тем, кто прислушивается к кому-то, кого он даже не знает: "Почему ты слушаешь такого-то?" или "почему ты следуешь за таким-то?", то в ответ получаешь "он приводит на все доводы - аяты, хадисы, слова ученых".
На это возникает другой вопрос: "А разве даже самые заблудшие приверженцы нововведений не приводят доводов?! Разве заблудшие приводят в качестве довода иное нежели Коран и Сунну и слова ученых, например Библию?" Хотя может быть есть и такие, кто приводит даже и Библию и слова кафиров в качестве довода, не удивлюсь, тем более после высказывание одного саляфа:
Язид ибн Аби Хубайб говорил: “И среди них (причисляющих себя к знанию) есть такие, кто передает все, что слышит, даже слова иудеев и христиан, чтобы подкрепить свое мнение!” Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 48.
Так что же делать тогда?! Кому верить? Быть сегодня с одним, кто привел доводы, а завтра с другим, также следуя за его доводами и т.д.? Ведь большинство из нас не знает арабского и основ шариатских наук и мы не можем проверить эти доводы, их понимание, их достоверность и т.п.!
Как поступать?
А ведь слов саляфов и имамов о том, что от приверженцев своих страстей доводы не принимают, множество:
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.
Имам аль-Лейс ибн Са’д говорил: “Я бы не принял ничего от приверженца нововведений, даже если бы увидел его идущим по воде”. См. «аль-Иттиба’» 35.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.
Сообщается, что имам ахлю-Сунна Ахмад ибн Ханбаль предостерегал от вероубеждения Хариса аль-Мухасаби и запрещал даже сидеть с ним. А когда ему сказали, что он рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и является набожным, Ахмад разгневался и сказал: “Пусть не введет вас в заблуждение его смирение и мягкость! Поистине, он плохой человек. Неужели вы будите сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “Табакъатуль-ханабиля” 1/233.
Субхана-Ллах, как же мудры его слова: "Неужели вы будите сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!"
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Если передатчик из числа приверженцев страстей или последователь мазхабов, противоречащих истине, то не слушают его, даже если он известен усердным изучением и хорошей памятью”. См. “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 1/136.
Ведь любое заблуждение имеет некую приукраску, якобы довод в виде хадиса, который на самом деле слабый, или же слов ученых, отклонившихся в том или ином вопросе, и в итоге все это на самом деле может не являться доводом!
Имам аль-Ауза’и говорил: “Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя. И остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами”. См. “аш-Шари’а” 1/193.
Суфьян ас-Саури говорил: “Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!” См. “аль-Худжда фи баяниль-махаджа” 2/484.
И сейчас братья и сестры в этой проблеме разделились на две группы:
1-ая. Эта группа слушает только тех, кому доверяет, например имамам мечетей, некоторым студентам, т.к. они им приводят доводы.
2-ая. Эта группа прямо противоположна первой и они стараются не приписывать себя ни к одной из групп, т.к. они не могут проверить эти доводы, поэтому не доверяют никому.
Говоря о первой группе могу сказать, что к ним можно отнести далеко не только традиционалистов, которые держатся за то, что укоренилось в их среде, но и многих других, особенно "джама'ат такфир", который стал укореняться в странах СНГ особенно в последнее время.
Не сумев найти ответа на эти вопросы, вторая же группа решила вообще ни к кому не примыкать, оставаясь в одиночестве. Их позиция мне кажется более близка к спасению, если бы не одно НО, а это то, что они следуют за своим личным пониманием религии, что также является заблуждением.
Хочу сказать, что я был среди обеих групп, сначала в первой, а потом во второй. Но обе эти группы пребывают в заблуждении, бегая из крайности в крайность, а истинное положение между ними.
Как видно в основе обеих групп лежит - невежество и каждый лишь старается найти оптимальное решение, оградив себя от заблуждения и фитны.
Но, как видно теперь, обе группы ошиблись с выбором своих позиций. Тогда вопрос "как поступить?" остается открытым.
В принципе ответ очень прост и на него ответили саляфы во главе со сподвижниками еще давным давно:
‘Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.
Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.
Теперь давайте взглянем на тех, на кого мы опираемся и от кого мы берем доводы, кому мы доверили свою религию - свою кровь и плоть! Сколько и у кого они учились, кто дозволил им распространять знания и говорить о важных вопросах общины, кто подтвердил их знания и то, что они правильно понимают, особенно такие важные вопросы, как акида, манхадж, такфир, джихад, и т.п.?!
Из числа тех, кто последовал за саляфами, является современный ученый - шейх Салих аль-Фаузан, который выдвинул ряд критериев о том "у кого следует брать знание и кому можно доверять в вопросах религии". Он говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама'ат мусульман, посеяв фитну! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:
1. Где они учились?
2. От кого они приобретали знание?
3. С чего начинали?
4. Какова их акъида?
5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?
6. Каковы были их деяния в достижении благого?
Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда распространилось много проповедников фитны!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 47.
Как прекрасны его слова! Как это важно особенно в наше время, когда каждый второй выскочка и самоучка опровергает признанных ученых, делает такфир правителям арабских стран, чего не сделал до них никто из ученых, порочит и подрывает репутацию ученым ахль ас-Сунна, а в то же время вводит в число ученых и защитников Ислама тех, кто не является таковым, как это делают с Бин Ладеном или Макдиси и им подобными.
Эти люди желают своими опровержениями ученых и их порочением оставить умму мусульман без их ученых и стать самим их руководителями, которые приведут ее к еще большему унижению, разобщенности и смуте, прикрываясь красивыми лозунгами.
Как прекрасны слова шейх Ибн ‘Усаймина, сказавшего: “Люди причиняли вред даже пророкам, но они терпели. И даже относительно нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) было сказано, что он разделил трофеи несправедливо и не ради Аллаха! Эти слова были сказаны о нем на восьмом году хиджры, т.е. не в начале его миссии, а после того, как Аллах утвердил его, проявилась его правдивость, и после того, как Аллах показал всем его знамения. Если эти слова были сказаны пророку (мир ему и благословение Аллаха) человеком из числа сподвижников, то ты не удивляйся тому, что люди говорят об ученых: «Этот ученый такой-то и в нем то-то и то-то», и приписывают ему недостатки. Это шайтан побуждает таких людей к тому, чтобы они порочили ученых, ибо если они опорочат ученых, то их слова не будут иметь веса среди людей, и не останется никого, кто будет вести людей к Книге Аллаха. Кто же тогда будет вести людей к Книге Аллаха, если ученые и их слова не будут заслуживать доверия?! Люди будут ведомы шайтаном и его партией! По этой причине гъиба на ученых страшнее, чем на других людей. Гъиба на обычного человека – это гъиба личностное, и если оно приносит вред, то только тому, кто сделал гъиба и тому, о ком это было сказано. Однако гъиба на ученых приносит вред всему Исламу, поскольку ученые являются носителями знамени Ислама, и если упадет их авторитет, то вместе с ним упадет и знамя Ислама, и это принесет вред всей исламской общине”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 1/106.
Советую всем братьям и сестрам прочитать работу "Ученые и их положение в Исламе".
Кто может что-либо добавить по теме или исправить меня, то прошу пишите.
БаракяЛлаху фикум!
Хочется с дозволения Всевышнего Аллаха поднять чуть ли не самую актуальную проблему огромного числа братьев и сестер, которую я назвал бы "ОНИ ПРИВОДЯТ ДОВОДЫ".
Многие из нас обольщаются тем, что кто-то прочитал в просторах инета или услышал от кого-то. Они приходят и говорят: "Смотрите, на это сделали опровержение!"
Но на вопрос: "А кто это сделал?" Они отвечают: "Не знаю, какой-то брат".
Разве опровержениям "какого-то" брата следует доверять и вообще его читать?!
И разве все, что именуется опровержением, является таковым на самом деле?!
А ведь сколько сейчас появилось и распространилось опровергателей с различными убеждениями и мазхабами, которые только и делают, что пишут свои "опровержения"?! И дело дошло до того, что появились даже некоторые сестры, которые пишут и обсуждают вопросы уммы, такие вопросы, наверное которые бы даже ученые не решали и не обсуждали бы с такой уверенностью, если это на самом деле сестры, а не уводящие от себя подозрения.
Просто поймите, каждого такого опровергателя или писателя, как Бурятский, Аляутдинов, Абдуллах-молдавский, Ибрагим и т.п. опровергать жизни не хватит, а подобные люди будут приводить свои доводы всегда, писать свои многочисленные бессмысленные опровержения и т.д. Поэтому опровергать каждого, каждый их довод - глупо, а читать эти их доводы - значит угрожать своей религии.
Когда задаешь вопрос тем, кто прислушивается к кому-то, кого он даже не знает: "Почему ты слушаешь такого-то?" или "почему ты следуешь за таким-то?", то в ответ получаешь "он приводит на все доводы - аяты, хадисы, слова ученых".
На это возникает другой вопрос: "А разве даже самые заблудшие приверженцы нововведений не приводят доводов?! Разве заблудшие приводят в качестве довода иное нежели Коран и Сунну и слова ученых, например Библию?" Хотя может быть есть и такие, кто приводит даже и Библию и слова кафиров в качестве довода, не удивлюсь, тем более после высказывание одного саляфа:
Язид ибн Аби Хубайб говорил: “И среди них (причисляющих себя к знанию) есть такие, кто передает все, что слышит, даже слова иудеев и христиан, чтобы подкрепить свое мнение!” Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 48.
Так что же делать тогда?! Кому верить? Быть сегодня с одним, кто привел доводы, а завтра с другим, также следуя за его доводами и т.д.? Ведь большинство из нас не знает арабского и основ шариатских наук и мы не можем проверить эти доводы, их понимание, их достоверность и т.п.!
Как поступать?
А ведь слов саляфов и имамов о том, что от приверженцев своих страстей доводы не принимают, множество:
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.
Имам аль-Лейс ибн Са’д говорил: “Я бы не принял ничего от приверженца нововведений, даже если бы увидел его идущим по воде”. См. «аль-Иттиба’» 35.
‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.
Сообщается, что имам ахлю-Сунна Ахмад ибн Ханбаль предостерегал от вероубеждения Хариса аль-Мухасаби и запрещал даже сидеть с ним. А когда ему сказали, что он рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и является набожным, Ахмад разгневался и сказал: “Пусть не введет вас в заблуждение его смирение и мягкость! Поистине, он плохой человек. Неужели вы будите сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” См. “Табакъатуль-ханабиля” 1/233.
Субхана-Ллах, как же мудры его слова: "Неужели вы будите сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!"
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Если передатчик из числа приверженцев страстей или последователь мазхабов, противоречащих истине, то не слушают его, даже если он известен усердным изучением и хорошей памятью”. См. “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 1/136.
Ведь любое заблуждение имеет некую приукраску, якобы довод в виде хадиса, который на самом деле слабый, или же слов ученых, отклонившихся в том или ином вопросе, и в итоге все это на самом деле может не являться доводом!
Имам аль-Ауза’и говорил: “Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя. И остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами”. См. “аш-Шари’а” 1/193.
Суфьян ас-Саури говорил: “Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено!” См. “аль-Худжда фи баяниль-махаджа” 2/484.
И сейчас братья и сестры в этой проблеме разделились на две группы:
1-ая. Эта группа слушает только тех, кому доверяет, например имамам мечетей, некоторым студентам, т.к. они им приводят доводы.
2-ая. Эта группа прямо противоположна первой и они стараются не приписывать себя ни к одной из групп, т.к. они не могут проверить эти доводы, поэтому не доверяют никому.
Говоря о первой группе могу сказать, что к ним можно отнести далеко не только традиционалистов, которые держатся за то, что укоренилось в их среде, но и многих других, особенно "джама'ат такфир", который стал укореняться в странах СНГ особенно в последнее время.
Не сумев найти ответа на эти вопросы, вторая же группа решила вообще ни к кому не примыкать, оставаясь в одиночестве. Их позиция мне кажется более близка к спасению, если бы не одно НО, а это то, что они следуют за своим личным пониманием религии, что также является заблуждением.
Хочу сказать, что я был среди обеих групп, сначала в первой, а потом во второй. Но обе эти группы пребывают в заблуждении, бегая из крайности в крайность, а истинное положение между ними.
Как видно в основе обеих групп лежит - невежество и каждый лишь старается найти оптимальное решение, оградив себя от заблуждения и фитны.
Но, как видно теперь, обе группы ошиблись с выбором своих позиций. Тогда вопрос "как поступить?" остается открытым.
В принципе ответ очень прост и на него ответили саляфы во главе со сподвижниками еще давным давно:
‘Али ибн Абу Талиб сказал: “Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине – это религия!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя! Религия твоя! Поистине – она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 122.
Также Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.
Теперь давайте взглянем на тех, на кого мы опираемся и от кого мы берем доводы, кому мы доверили свою религию - свою кровь и плоть! Сколько и у кого они учились, кто дозволил им распространять знания и говорить о важных вопросах общины, кто подтвердил их знания и то, что они правильно понимают, особенно такие важные вопросы, как акида, манхадж, такфир, джихад, и т.п.?!
Из числа тех, кто последовал за саляфами, является современный ученый - шейх Салих аль-Фаузан, который выдвинул ряд критериев о том "у кого следует брать знание и кому можно доверять в вопросах религии". Он говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама'ат мусульман, посеяв фитну! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:
1. Где они учились?
2. От кого они приобретали знание?
3. С чего начинали?
4. Какова их акъида?
5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?
6. Каковы были их деяния в достижении благого?
Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда распространилось много проповедников фитны!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 47.
Как прекрасны его слова! Как это важно особенно в наше время, когда каждый второй выскочка и самоучка опровергает признанных ученых, делает такфир правителям арабских стран, чего не сделал до них никто из ученых, порочит и подрывает репутацию ученым ахль ас-Сунна, а в то же время вводит в число ученых и защитников Ислама тех, кто не является таковым, как это делают с Бин Ладеном или Макдиси и им подобными.
Эти люди желают своими опровержениями ученых и их порочением оставить умму мусульман без их ученых и стать самим их руководителями, которые приведут ее к еще большему унижению, разобщенности и смуте, прикрываясь красивыми лозунгами.
Как прекрасны слова шейх Ибн ‘Усаймина, сказавшего: “Люди причиняли вред даже пророкам, но они терпели. И даже относительно нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) было сказано, что он разделил трофеи несправедливо и не ради Аллаха! Эти слова были сказаны о нем на восьмом году хиджры, т.е. не в начале его миссии, а после того, как Аллах утвердил его, проявилась его правдивость, и после того, как Аллах показал всем его знамения. Если эти слова были сказаны пророку (мир ему и благословение Аллаха) человеком из числа сподвижников, то ты не удивляйся тому, что люди говорят об ученых: «Этот ученый такой-то и в нем то-то и то-то», и приписывают ему недостатки. Это шайтан побуждает таких людей к тому, чтобы они порочили ученых, ибо если они опорочат ученых, то их слова не будут иметь веса среди людей, и не останется никого, кто будет вести людей к Книге Аллаха. Кто же тогда будет вести людей к Книге Аллаха, если ученые и их слова не будут заслуживать доверия?! Люди будут ведомы шайтаном и его партией! По этой причине гъиба на ученых страшнее, чем на других людей. Гъиба на обычного человека – это гъиба личностное, и если оно приносит вред, то только тому, кто сделал гъиба и тому, о ком это было сказано. Однако гъиба на ученых приносит вред всему Исламу, поскольку ученые являются носителями знамени Ислама, и если упадет их авторитет, то вместе с ним упадет и знамя Ислама, и это принесет вред всей исламской общине”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 1/106.
Советую всем братьям и сестрам прочитать работу "Ученые и их положение в Исламе".
Кто может что-либо добавить по теме или исправить меня, то прошу пишите.
БаракяЛлаху фикум!