Зайнаб бинт Джахш мать верующих, жена Пророка Мухаммада ﷺ

Ответить
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Зайнаб бинт Джахш мать верующих, жена Пророка Мухаммада ﷺ

Сообщение abu abduRrazak »


Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах
мать верующих, жена Пророка Мухаммада ﷺ


Зайнаб бинт Джахш ибн Риаб аль-Асадия — была одной из первых женщин принявших Ислам. Она родилась приблизительно за 20 лет до начала пророчества Пророка Мухаммада ﷺ. При рождении её звали Баррой, но пророк Мухаммад ﷺ, дал ей новое имя — Зайнаб.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что первоначально Зайнаб [бинт Джахш] звали Барра [благочестивая], и (люди) стали говорить: «Она (как бы) сама себя восхваляет», после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал её Зайнаб. Этот хадис приводят аль-Бухари 6192 и Муслим 2141.

‘Аиша сказала (о Зайнаб бинт Джахш): «…(Что касается меня, то) я никогда не видела ни более религиозной, богобоязненной и правдивой женщины, чем Зайнаб, (ни такой, которая) поддерживала бы более хорошие отношения с родственниками, или раздавала больше милостыни, или отдавалась делу, приближавшему её к Аллаху Всевышнему (в большей мере, нежели она). (Можно сказать, что она была совершенной), если не считать (излишней) вспыльчивости, (да и то вспышки гнева у неё) быстро проходили». аль-Бухари 2442.

Женитьба Зейда ибн Хариса на Зайнаб бинт Джахш


Посланник Аллаха ﷺ, хотел женить на Зайнаб бинт Джахш своего вольноотпущенника Зейда ибн Хариса, упразднив этим обычаи периода невежества (джахилии), согласно которым свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.

Слова Всевышнего (смысл): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура «аль-Ахзаб» 36)

Ибн Касир: Аль-Ауфи передаёт, что ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха ﷺ, ходил к Зейду ибн Харису чтобы посватать для него Зайнаб бинт Джахш, но она сказала: «Я не выйду за него». Посланник Аллаха ﷺ, настоял:» بَلْ فَاْنْكِحِيهِ « «Нет, ты должна выйти за него!» Она возмутилась: «Мне повелевают как распорядиться собой?!» и пока они разговаривали, был ниспослан аят:

﴿ وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ ﴾

«Не бывает (выбора) ни для верующего, ни для верующей…». О том, что этот аят был ниспослан относительно Зейнаб бинт Джахш, сказали также Муджахид, Катада и Мукатил.

Этим самым был упразднен обычай времен джахилии, что свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба.

Женитьба Посланника Аллаха ﷺ на Зайнаб бинт Джахш


Слова Всевышнего (смысл): «Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!». (Сура «аль-Ахзаб» 37)

Ибн Касир: «Посланник Аллаха ﷺ, выдал за него дочь своей тети по линии отца — Зейнаб бинт Джахш из племени Асад, да будет доволен ею Аллах. В качестве приданного он дал ей десять динаров, шестьдесят дерхамов, осла, покрывала и кольчугу. Она прожила с ним около года или чуть более того. Потом у них случилась размолвка. Зейд пришел жаловаться на нее Посланнику Аллаха ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ, сказал ему:

﴿ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَٱتَّقِ ٱللَّهَ ﴾

«Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха»

﴿ وَتُخْفِي فِي نِفْسِكَ مَا ٱللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى ٱلنَّاسَ وَٱللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ ﴾

«Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его».

Ибн Джарир передал, что ‘Аиша сказала: «Если бы Мухаммад ﷺ, скрывал что-либо из того, что ниспосылал ему Аллах, то скрыл бы аят: «И скрываешь ты в своей душе то, что знает Аллах, и боишься людей, а ведь только Аллах достоин, чтобы боятся Его«.

Слова Аллаха:

﴿ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَراً زَوَّجْنَاكَهَا ﴾

«Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание» — слово: ( وَطَر ) означает — желание, нужду. Т.е. когда браку Зейда и Зейнаб пришел конец и они растались, Аллах женил на ней Посланника Аллаха ﷺ. Её попечителем в этом браке был Аллах, т.е. Посланнику Аллаха ﷺ было внушено войти к ней без опекуна, без брачного договора, без приданного и без свидетелей.

Имам Ахмад (3/195) передаёт от Анаса, что когда период идда у Зайнаб подошел к концу, посланник Аллаха ﷺ, сказал Зайду ибн Харису: » اذْهَبْ فَاذكُْرْهَا عَلَي » «Пойди и сообщи ей обо мне (что я хочу жениться на ней)». И он пошел к ней и нашел ее замешивающей тесто. Зейд говорил: «Увидев её, я почувствовал сильное уважение к ней и даже не мог смотреть на неё и сообщить ей о предложении Посланника Аллаха ﷺ. Я отвернулся, немного отошел и сказал: ‘‘О Зайнаб, благая весть. Посланник Аллаха ﷺ, хочет жениться на тебе’’». Она ответила: «Я не предприниму ничего, пока не посоветуюсь с Господом», и затем пошла к своему молитвенному месту. Потом пришел Посланник Аллаха ﷺ, и зашел к ней (так как она уже была его женой, которую выдал ее за него сам Аллах) [Брак пророка Мухаммада ﷺ, и Зайнаб ибн Джахш был заключен в 5 году хиджры. Ей тогда было около 35 лет]». конец слов Ибн Касира.

Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда Посланник Аллаха ﷺ, женился на Зайнаб бинт Джахш, он устроил свадебный пир». (Анас) сказал: «И нас накормили хлебом и мясом». Этот хадис передал Ахмад 3/98. Шу’айб аль-Арнаут сказал:»Его иснад достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима». 3/98

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Аят о покрывале был ниспослан по поводу Зейнаб бинт Джахш. Во время свадебного пира, Пророк ﷺ накормил (собравшихся) хлебом и мясом. И Зейнаб гордилась этим перед остальными жёнами Пророка ﷺ говоря: «Поистине, Аллах выдал меня замуж с высоты небес». аль-Бухари 7421.

Он же сказал: «И Зейнаб гордилась этим перед остальными жёнами Пророка ﷺ говоря: “Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Всевышний Аллах с высоты семи небес”». аль-Бухари 7420.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я лучше всех (остальных) людей знаю о завесе, и об этом меня спрашивал Убайй бин Ка‘б. (В своё время) Посланник Аллаха ﷺ женился на Зайнаб бинт Джахш в Медине, а когда наступил день, он пригласил людей на угощение. (Через некоторое время) Посланник Аллаха ﷺ вместе с некоторыми из них остался сидеть, а часть людей ушла. Потом встал и вышел Посланник Аллаха ﷺ, а я пошёл вместе с ним. Он дошёл до дверей комнаты ‘Аиши и, подумав, что люди ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним, однако они всё ещё сидели на своих местах. Тогда он снова вернулся и я вернулся вместе с ним; дойдя же до дверей ‘Аиши, он вернулся обратно и я вернулся вместе с ним, и оказалось, что они уже ушли. А затем (Пророк ﷺ) опустил передо мной занавеску, после чего и был ниспослан (аят о) завесе». . Глава: Слова Всевышнего «…а когда поедите, то расходитесь…».



Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Раньше всех присоединится ко мне (т.е. умрёт после меня первой) та из вас, у которой самые длинные руки (т.е. та которая раздавала больше милостыни, чем другие)». Этот хадис передали аль-Бухари 1420, Муслим 2452, ан-Насаи 5/66.

Зайнаб бинт Джахш умерла в возрасте 53 лет, в Медине. Она была первой женой Пророка Мухаммада ﷺ, умершей после его смерти.

Хадисы, передаваемые от Зайнаб бинт Джахш,
да будет доволен ею Аллах


Передают со слов Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом Пророк ﷺ, который воскликнул:«Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Йаъджуджа и Маъджуджа было проделано вот такое отверстие!» − и соединил большой и указательный пальцы в виде круга. Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я спросила: «О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то, что среди нас будут праведники?» Он сказал: «Да, если пороки умножатся!»».
Этот хадис передали аль-Бухари 3346, Муслим 2880, Ибн Хиббан 327. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7176.

Сообщается, что Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ, говорил: «Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы) зубочисткой перед каждой молитвой также, как они совершают омовение»».
Этот хадис передал Ахмад (6/429) с хорошим иснадом. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 207.
https://daura.com/pravednie_predshestve ... int_jahsh/
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Re: Зайнаб бинт Джахш мать верующих, жена Пророка Мухаммада ﷺ

Сообщение abu abduRrazak »

Пречистый и Великий Аллах говорит с Своей благородной Книге:

﴿ وَإِذْ تَقُولُ لِلَّذِي أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيْهِ وَأَنْعَمْتَ عَلَيْهِ أَمْسِكْ عَلَيْكَ زَوْجَكَ وَاتَّقِ اللَّهَ وَتُخْفِي فِي نَفْسِكَ مَا اللَّهُ مُبْدِيهِ وَتَخْشَى النَّاسَ وَاللَّهُ أَحَقُّ أَن تَخْشَاهُ فَلَمَّا قَضَىٰ زَيْدٌ مِّنْهَا وَطَرًا زَوَّجْنَاكَهَا لِكَيْ لَا يَكُونَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ حَرَجٌ فِي أَزْوَاجِ أَدْعِيَائِهِمْ إِذَا قَضَوْا مِنْهُنَّ وَطَرًا وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ مَفْعُولًا ﴾

Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется!Сура 33 «аль-Ахзаб» аят 37

сказал шейх Абдуррахман ас-Са'ди (да смилуется над ним Аллах), в тафсире этого аята: Всевышний Аллах ниспослал этот аят для того, чтобы все правоверные поняли, что приемные дети ни коим образом не должны приравниваться к их кровным детям и что приемный отец может жениться на бывшей жене своего приемного сына. Однако арабы часто усыновляли детей и не делали никакой разницы между приемными и родными детьми, и только значительное событие могло изменить укоренившиеся в их сознании представления. Поэтому Всевышний захотел, чтобы посланник Аллаха ﷺ, положил конец этим ошибочным представлениям словом и делом. Когда же Аллах намеревается претворить в жизнь какое-либо начинание, Он создает для него предпосылки и причины. Задолго до начала пророчества Пророк Мухаммад ﷺ, усыновил Зейда, сына Харисы. Люди стали звать его Зейдом, сыном Мухаммада, но когда был ниспослано повеление звать приемных детей по именам их кровных отцов, мусульмане вновь стали звать его Зейдом, сыном Харисы. Он был женат на двоюродной сестре посланника Аллаха ﷺ Зейнаб бинт Джахш. По воле Аллаха их брак оказался недолговечным, и Зейд пришел к посланнику Аллаха ﷺ, просить разрешения на развод с Зейнаб. Тогда посланник Аллаха ﷺ, подумал, что если Зейд разведется с ней, то он непременно женится на ней. Всевышний напомнил об этом событии Своему посланнику ﷺ и отметил, что Он облагодетельствовал Зейда правой верой и набожностью, а Пророк ﷺ, освободил его от рабства и указал ему путь к спасению от Адского Огня. Когда Зейд обратился к посланнику Аллаха ﷺ, тот дал ему искренний и добрый совет, несмотря на то, что Зейнаб хотела выйти замуж за Пророка ﷺ, да и он сам подумывал об этом. Он сказал: «Не разводись с ней и терпеливо сноси все, что происходит между вами, будь богобоязнен как во взаимоотношениях со своей женой, так и во всех остальных делах. Твоя богобоязненность поможет тебе быть терпеливым и обяжет тебя к этому». О Мухаммад! Ты никому не говорил о том, что собираешься жениться на Зейнаб, если Зейд окончательно разведется с ней, и ты опасался того, что людям станет известно о твоих помыслах, но бояться следует не людей, а Всевышнего Аллаха. Страх перед Господом помогает вам обрести всякое добро и избавиться от всякого зла. Когда же Зейд решился на развод и расстался с Зейнаб, Мы женили тебя на ней. А поступили Мы так, чтобы верующим было дозволено жениться на бывших женах своих приемных сыновей. В этом — великая мудрость и великая польза, ибо верующие всегда будут помнить о том, как ты взял в жены жену Зейда ибн Харисы, которого долгие годы называли твоим сыном. Однако жениться на женах приемных сыновей дозволено только после того, как те окончательно разведутся. Веление Аллаха претворяется неукоснительно, и ничто не должно препятствовать этому.
Из историй, которая послужила причиной ниспослания этих коранических аятов, можно сделать много полезных выводов.
• Всевышний отметил превосходство Зейда ибн Харисы. Это превосходство выражается в том, что Аллах назвал его в Священном Коране по имени и не удостоил этой чести ни одного другого сподвижника Пророка Мухаммада ﷺ. Кроме того, Аллах сообщил о том, что Он облагодетельствовал Зейда, то есть даровал ему веру и сделал его одним из мусульман. Это означает, что Господь назвал Зейда верующим мусульманином, который верен религии как душой, так и телом. Милость, о которой идет речь в этом аяте, несомненно является особой милостью, которой Аллах одаряет Своих верующих рабов. В противном случае нет смысла в том, что Аллах особо отметил Свою милость по отношению к нему.
• Всевышний напомнил о том, что освобожденный раб должен быть благодарен человеку, который освободил его от рабства.
• Мусульманам разрешается жениться на бывших женах своих приемных сыновей.
•Аллах наглядно показал мусульманам, что обучение людей на собственном примере, которое к тому же дополняется словесным разъяснением, приносит гораздо больший результат, чем просто словесные разъяснения. Призывы к истине, подкрепленные праведными поступками проповедника, подобны свету, озаренному еще большим светом.
•Аллах сообщил о том, что Пророк ﷺ, скрывал от людей чувства, которые он испытывал к Зейнаб, а это значит, что человек, влюбленный в чужую жену, не совершает греха, если он удерживает себя от совершения недозволенных поступков. На нем также нет греха, если он надеется жениться на своей возлюбленной в случае, если ее муж решит развестись с ней. Однако он не имеет права подталкивать супругов на развод и пытаться разлучить их. Именно поэтому Пророк ﷺ, скрывал свои истинные чувства.
• Поведение посланника Аллаха ﷺ, свидетельствует о том, что он исправно выполнил свою миссию и донес до человечества откровение целиком. Он не утаивал от людей ничто из божественного откровения, даже если Аллах порицал его за тот или иной поступок. Это является доказательством того, что Пророк Мухаммад ﷺ, был истинным посланником Аллаха ﷺ, который проповедовал божественное учение и не стремился благодаря этому знанию возвыситься над остальными людьми.
•Искренность Посланника ﷺ, при обращении к нему за советом свидетельствует о том, что верующий, к которому обращаются за советом, обязан дать тот совет, который он считает самым полезным и самым правильным для своего брата, даже если такой поступок может пойти во вред его собственным интересам, целям и желаниям.
• Посланник ﷺ, посоветовал всем супругам, которые собираются развестись, постараться сохранить брак всеми возможными способами, ибо сохранение семьи лучше развода.
• Всевышний Аллах велел людям бояться своего Господа сильнее, чем Его рабов.
• Аллах определил судьбу матери правоверных Зейнаб и выдал ее замуж за Своего посланника ﷺ, без помолвки и бракосочетания в присутствии свидетелей. Зейнаб всегда очень гордилась этим перед остальными женами посланника Аллаха ﷺ, и говорила: «Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Сам Аллах из-за семи небес».
• История Зейнаб убедительно подтвердила, что никто не имеет права жениться на замужней женщине и даже предпринимать для этого какие-либо усилия, пока муж окончательно не разведется со своей женой. А окончательный развод наступает только по окончании срока идда, в течение которого разведенная жена продолжает принадлежать своему мужу и находиться в его власти, даже несмотря на то, что муж в этом случае не обладает всеми правами на разведенную жену.
Источник: Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан 3/73-76.
Ответить