Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Ответить
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас Саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
В разговоре с одним студентом поднялся вопрос касательно достоинства садакъи в пятницу, на что он сказал, что специально выделять пятницу садакъой не является узаконенным, так как для этого необходим далиль. И, что, несмотря на величие пятничного дня, она не выделяется любым поклонением, кроме тех, которые узаконил Шариат, ибо пророк, солляЛлаху аляйхи ва саллям, запретил выделять пятницу такими великими видами поклонения, как пост и ночные молитвы – кыям аль-лейль, если только это не регулярные пост и кыям. А что касается слов Ка’ба аль-Ахбара, что садакъа в пятницу более велико, чем садакъа в другие дни, то мол это не сподвижник, а таби’ин, следовательно, его слова не могут рассматриваться как довод.
К сожалению, ни на кого из авторитетных учёных этот брат не сослался в своём утверждении.
Но точно помню, как читал тут в какой-то теме, где косвенно упоминалось о том, что садака в пятницу всё же имеет преимущество, не нашёл эту ветку.
Можно подробнее осветить этот вопрос?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Такое категоричное отрицание мне напомнили о прекрасных словах хафиза ас-Суюты, который говорил: “Я встретил в книге «аль-Манамат» у Ибн Аби ад-Дуньи один хадис-мурсаль, у которого неплохой иснад. И если бы меня спросили про такой хадис до того, как я наткнулся на него, то я, конечно же, поторопился бы отрицать его существование. Так пусть же учёный остерегается торопиться отрицать наличие того, о чём он не знает”. См. “Шарх Альфия аль-асар” (2/876).
И если это говорится про учёного, который не может охватить всё знание целиком, тогда что говорить о каком-то студенте?!
он сказал, что специально выделять пятницу садакъой не является узаконенным, так как для этого необходим далиль.
Так на это есть доводы, хвала Аллаху, и ты в этом убедишься ин ша-Аллах сам.
И, что, несмотря на величие пятничного дня, она не выделяется любым поклонением, кроме тех, которые узаконил Шариат, ибо пророк, солляЛлаху аляйхи ва саллям, запретил выделять пятницу такими великими видами поклонения, как пост и ночные молитвы – кыям аль-лейль, если только это не регулярные пост и кыям.
Это прекрасные слова, только дело в том, что как раз на выделение пятницы садакъой есть конкретизирующие аргументы.
А что касается слов Ка’ба аль-Ахбара, что садакъа в пятницу более велико, чем садакъа в другие дни, то мол это не сподвижник, а таби’ин, следовательно, его слова не могут рассматриваться как довод.
Суть в данном случае не в словах Ка’ба аль-Ахбара, а в том, что он передавал это как хадис в присутствии сподвижников, которые не порицали это, а напротив, сами потом передавали об этом.
Ибн ‘Аббас сказал: “Как-то собрались вместе Абу Хурайра и Ка’б (да будет доволен ими всеми Аллах), и Абу Хурайра сказал: «Поистине, в пятницу есть такой час, в который если мусульманин попросит Аллаха о каком-то благе, Он обязательно дарует ему это».
А Ка’б (аль-Ахбар) спросил: «А не рассказать ли мне тебе о пятничном дне?», после чего сказал: «Когда наступает пятница, небеса, земля, суша, моря, горы, деревья, вода и все творения, кроме сынов Адама и шайтанов начинают испытывать страх (ибо Судный День наступит в пятницу).
В этот день ангелы собираются у дверей мечетей, записывая каждого, кто пришёл (на пятничную молитву), начиная с явившихся в числе первых. Когда же выходит имам, то ангелы сворачивают свои свитки. И тот, кто пришёл уже после этого, тот пришёл ради права Аллаха и по причине предписанной ему обязанности (но упустив великую награду).
И для каждого совершеннолетнего является обязательным искупаться в пятницу подобно тому, как он купается после полового осквернения.
И солнце не восходило и не закатывалось в день, который был бы величественней, чем пятница.
А садакъа в этот день более велико, чем в другие дни».
После этого Ибн ‘Аббас сказал: “Таковы хадисы Абу Хурайры и Ка’ба. Что же касается меня, то я считаю, что если у человека в семье имеется благовоние, то ему следует умаститься ими в этот день”. ‘Абдур-Раззакъ (5558), Ибн Аби Хайсама в “ат-Тарих аль-кабир” (2/886).
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Шу’айб аль-Арнаут сказали: “Все передатчики этого сообщения является надёжными, и иснад его является достоверным”. См. “Тахкыкъ Задиль-ма’ад” (1/395).
Как нам становится очевидным, в данном случае Ка’б передал этот хадис в присутствии двух славных сподвижников – Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры, которые не возразили ему на эти слова. При чём, Ибн ‘Аббас назвал как передачу Абу Хурайры, так и Ка’ба аль-Ахбара хадисами. Более того, как мы видим из этого асара, данные слова передавал в последствии сам Ибн ‘Аббас. Поэтому хафиз Ибн Хаджар в своей книге, в которой он собрал сообщения, которые сподвижники передали от таби’инов, привёл этот асар от Ка’ба аль-Ахбара в следующем виде: «Садакъа в пятницу лучше, чем в прочие дни». См. “Нузхату-ссами’ин фи риуая ас-сахаба ‘ан ат-таби’ин” (стр. 107).
А если кто-то скажет, что в некоторых версиях этого асара, который передаётся через Муджахида, данные слова упоминаются без добавки о достоинстве садакъи в пятницу, то ответом на это является то, что в другом асаре с совершенно другим иснадом так же через Муджахида говорится:
Ка’б аль-Ахбар сказал: “Награда за садакъа увеличивается в пятницу”. Абу ‘Убайд в “аль-Амуаль” (919), Ибн Аби Шейба (5626).
Этот асар имам Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям привёл в главе: «О достоинствах садакъи», а имам Ибн Аби Шейба привёл его в главе: «О достоинствах пятницы».
Но не этот асар является основным аргументом по данной теме, хоть на него в качестве аргумента и опирались многие имамы.
К сожалению, ни на кого из авторитетных учёных этот брат не сослался в своём утверждении.
Такая категоричность без опоры на кого-то из учёных, а представь, какая была бы категоричность, если бы он ещё сослался тебе на учёного, сказавшего то же самое? )

На самом деле некоторые современные учёные говорили о том, что не следует выделять пятницу садакъой, так как не знают на правомочность этого аргумента.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Некоторые люди выделяют пятничный день садакъой различными вещами».
Шейх ответил: “Это не дозволено, абсолютно. То есть, не то, чтобы мы говорим, что это запрещено, но это следует порицать, кроме как если для этого есть повод. Например, нуждающиеся не приходят, кроме как в пятницу, или сам человек является свободным от работы только в пятницу. Суть в том, что не говорится, что пятница выделяется для садакъа”.
Спрашивающий: «Некоторые люди опираются в этом на некоторые асары, указывающие на достоинство садакъи в пятницу».
Шейх: “Где они?”
Спрашивающий: «Они говорят, что такие сообщения имеются».
Шейх: “Если они имеются, то мы принимаем и покоряемся им. Но мне видится, что асары, которые передаются об этом, не конкретизируются только пятничным днём. Речь идёт об асарах, в которых говорится о том, чтобы сделать садакъа перед совершением молитвы. И некоторые учёные пояснили это, сказав: «Раз Аллах повелел нам делать садакъа перед тайным обращением к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), то совершить садакъа перед тем, как обратиться тайно к Аллаху следует тем более».
Однако в этой аналогии есть сомнение, так как если мы скажем так, то придётся заявить, что является Сунной для каждого человека, который отправился на молитву, совершить садакъа, а такое нуждается в доводе”. Сл. “Шарх Сахих Муслим /Китаб ас-сыям/” (№ 4).
То, о чём упомянул шейх Ибн ‘Усаймин, некоторые ученики шейхуль-Исляма Ибн Таймии передавали от него, что каждую пятницу, отправляясь на пятничную молитву, он делал садакъа, проводя аналогию с аятом Корана: «О те, которые уверовали! Если вы тайно говорите с Посланником, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище» (58: 12), говоря: “Раз Аллах повелел нам делать садакъа перед тайным обращением к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), значит совершение садакъа перед тайным обращением к Аллаху лучше и важнее по достоинству”. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхийя” (1/229), “аль-Мустадрак ‘аля аль-Маджму’ аль-фатауа” (3/125).
Кстати, в примечаниях к этим словам имама Ибн Таймии, ‘Абдуллах ибн Мани’ передал, что шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Я поступал так какое-то время, но поразмыслив над этим, мне стало ясно, что это не узаконено”. См. “Масаиль аль-имам Ибн Баз” (1/265).
Также и шейх Ибн Баз сказал: “Что касается выделения пятницы для поста, или конкретного вида садакъи, или для посещения могил и тому подобного, то я не знаю у этого основы”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб”.

Во-первых, как нам стало ясно, эти шейхи отрицали выделение пятницы для садаъки по причине того, что не знали довода, указывающего на правомочность этого.
Во-вторых, как гласит важное правило: «Незнание чего-то не указывает на то, что такого не существует».
В-третьих, данное разногласие появилось в основном среди современных шейхов, тогда как саляфы и ранние имамы не препирались на этот счёт, напротив, и словами и делами указывали на то, что садакъа в пятницу является желательным и имеет преимущество.
В-четвёртых, на то, что садакъа в пятницу желательна, узаконена и имеет преимущество перед прочими днями недели указывают куда более ясные аргументы, нежели аналогия имама Ибн Таймии:

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то один человек, который выглядел очень плохо, пришёл в пятницу (на молитву), когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Ты совершил молитву?»
Тот человек ответил: «Нет».
Он сказал ему: «Соверши два рака’ата», и стал побуждать людей совершать садакъа.
Тогда люди стали собирать одежду, из которой ему было отдано две.
Когда же наступила следующая пятница, этот человек вновь пришёл, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь, побуждая людей совершать садакъа. И тогда этот человек снял с себя одно из двух доставшихся ему одеяний, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Этот человек пришёл в прошлую пятницу в плачевном состоянии, и я повелел людям совершить садакъа, после чего они стали снимать с себя одеяния, из которых я велел отдать ему два. И он пришёл сегодня, когда я велю людям делать садакъа, а он решил отдать одно из двух своих одеяний», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил ему это (поскольку он сам был нуждающимся) и сказал: «Забери свою одежду». ан-Насаи (1408), Абу Дауд (1675), ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” (1/366). Имам Абу Бакр аль-Асрам, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Насих аль-хадис” (стр. 48), “аль-Ахкам аль-уста” (2/198), “Сахих Сунан ан-Насаи” (1335).
Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: “Побуждение имамом совершать садакъа в пятницу во время своей проповеди”. См. “ас-Сунан” (3/106).
В книге, посвящённой праздникам, рецензию на которую написал шейх Салих аль-‘Абуд, автор – шейх Сулейман ас-Сухейми, упоминая доводы на то, что в праздничные дни (аль-‘Ид) садакъа является узаконенным, сказал: “Также пришли тексты, указывающие на то, что является желательным совершать садакъа в пятницу”, после чего он упомянул данный хадис. См. “аль-А’яд уа асаруха ‘аля аль-муслимин” (стр. 199).

Также со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил в один день пять вещей, того Аллах запишет в числе обитателей Рая: навестил больного; присутствовал на джаназа; постился в пятницу; посетил пятничную молитву; дал свободу рабу». Ибн Хиббан (2771), Абу Я’ля (1/292). Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса надёжные, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/169), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1023).
Более того, в другой версии этого же хадиса сказано: «Тот, чей пост совпал с пятницей; кто навестил больного; присутствовал на джаназа, сделал садакъа и освободил раба, для того Рай станет обязательным». Абу Я’ля (1043). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3/21), “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” (7/6).
Имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Упоминание поступков, которые если человек совершит в пятницу, он станет из числа обитателей Рая”. См. “Сахих Ибн Хиббан” (1/536).
А хафиз аль-Хайсами назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Что следует совершать из благодеяний в пятницу”. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/169).
Как мы видим, в данном хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждает совершать садакъа в пятницу, выделяя этот день!

Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы радовались пятничному дню. Среди нас была одна старушка, готовившая для нас свеклу, которую мы сажали возле наших ручьёв. Она готовила в своём котле свеклу вместе с семенами ячменя, в котором не было мясного жира. Когда мы завершали пятничную молитву, мы посещали её, а она угощала нас этой едой. По этой причине мы радовались пятнице. И мы не завтракали и не приступали к полуденному сну, кроме как после пятничной молитвы. И мы желали наступления пятницы из-за этой её еды”. аль-Бухари (938 2349, 5403).
Упоминая пользы, извлекаемые из данного хадиса, хафиз Ибн Раджаб сказал: “В нём содержится указание на желательность принятия гостей в пятницу, особенно нуждающихся мусульман. И кормление бедняков в этот день является благим и желательным деянием”. См. “Фатхуль-Бари” (8/338).
Нет никаких сомнений в том, что кормление бедняков имеет отношение к наилучшему виду садакъи!
Со слов Са’да ибн ‘Убады и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая милостыня является наилучшей?”, - он ответил: «Поение водой». Ахмад (5/284), Абу Дауд (1679), ан-Насаи (3665), Ибн Маджах (3684), Абу Я’ля (2673). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (1113).
И если напоить жаждущего водой имеет отношение к наилучшему виду садакъи, то кормление голодного тем более имеет к этому самое прямое отношение. К тому же со слов Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время проповеди в год прощального Хаджа сказал: «Женщина не расходует ничего из дома её мужа, кроме как с разрешения мужа!» Его спросили: «О посланник Аллаха, и даже еду?» Он ответил: «Это лучшее из нашего имущества». Абу Дауд (3565), ат-Тирмизи (2/354). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (935).
Как мы видим, хадис Сахля ясно указывает на то, что сподвижники не видели никаких проблем в том, что эта старушка выделяла пятницу для того, чтобы кормить нуждающихся сподвижников, Напротив, они сильно радовались этому и по данной причине ещё сильнее желали наступления пятницы.

Абу Саур аль-Фахми рассказывал, что когда бунтовщики окружили дом халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), возводя на него ложь и приписывая ему то, к чему он никогда не имел отношения, он сказал: “Поистине, я припас для встречи со своим Господом десять вещей, и если бы не наговоры этих людей, я не сообщил бы о них!
- Я был четвёртым, кто принял Ислам.
- Я был тем, кто снарядил военный поход в трудное время.
- Я стал собирать Коран воедино при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доверил мне свою дочь, выдав за меня её замуж.
- А когда она скончалась, то выдал за меня другую дочь.
- Я никогда не пел.
- Я никогда не лгал.
- После того, как я присягнул любимому Пророку (мир ему и благословение Аллаха) своей правой рукой, я никогда после этого не прикасался ею к своему половому органу.
- Я никогда не совершал прелюбодеяния, ни во времена язычества, ни после Ислама.
- После того, как я принял Ислам, каждую пятницу я давал свободу рабу. А если у меня не было раба в этот день, то я давал свободу рабу в следующую пятницу”. Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (4/1156), аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” (2/488), аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” (195), ат-Табарани в “аль-Кабир” (124). Хафиз Ибн Раджаб подтвердил достоверность этого сообщения. См. «Нузха аль-асма’» (стр. 7), «Маджму’ату ар-расаиль аль-хадисийя» (стр. 659).
В этом асаре содержится ясное указание на то, что ‘Усман выбрал для освобождения раба именно пятницу, что также указывает на тот факт, что садакъа в этот день имеет преимущество над прочими днями.
К тому же следует отметить, что освобождение рабов – это не просто садакъа, а наилучший вид садакъа для некоторых имамов, как, например, считал Абу Ханифа. См. “ат-Тафсир аль-кабир” (31/169).

И об этом говорили саляфы и поступали так:
- Имам аш-Шафи’и говорил: “Награда за садакъа преумножается в пятницу”. См. “аль-Умм” (1/239).
- В биографии имама Ибн Къудамы, хафиз Ибн Раджаб сказал: “Он никогда не отправлялся на пятничную молитву, не взяв с собой что-либо, чем можно было сделать садакъа”. См. “Зейль Табакъат аль-ханабиля” (2/54).
- Абу Исхакъ ат-Табари про имама Ахмада ибн Сулеймана ан-Наджада – ученика Абу Дауда и Ибн Аби ад-Дуньи, сказал: “Он всегда постился, разговляясь каждой ночью лепёшкой, но оставляя часть от неё. А когда наступала пятница, он делал садакъа этой лепёшкой”. См. “Тариху Багъдад” (4/413).
- Имам Абу-ль-Фарадж Шамсуддин Ибн Къудама аль-Макъдиси сказал: “Следует совершать садакъа в пятницу по мере возможности”. См. “Мухтасар Минхадж аль-къасидин” (стр. 35).
- Перечисляя особенности пятничного дня, имам Ибн аль-Къайим сказал: “У садакъа в пятницу есть превосходство над прочими днями. И садакъа в этот день по сравнению с другими днями подобно садакъе в месяц Рамадан в сравнении с прочими месяцами. И я видел, как шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да помилует Аллах его душу, когда отправлялся на пятничную молитву, брал с собой из дома хлеб или что-то иное, и по пути делал садакъа этим тайно”. См. “Задуль-ма’ад” (1/394).
После этого Ибн аль-Къайим привёл в качестве аргумента упомянутый асар от Ибн ‘Аббаса, в котором со слов Ка’ба сказано: «Садакъа в пятничный день более велико, чем в иные дни».
- Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Кормление бедняков в пятницу является благим и желательным деянием”. См. “Фатхуль-Бари” (8/338).
- Также и ас-Суюты, в своей книге, посвящённой особенностям пятничного дня, сказал: “Садакъа в этот день имеет превосходство над садакъа в прочие дни”. См. “Нур аль-люм’а фи хасаис аль-джуму’а” (стр. 98).
- Сказал аль-Хатыб аш-Ширбини: “Является Сунной делать много садакъа и совершать благие дела днём и в ночь на пятницу, а также чаще призывать благословение на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) днём и ночью этого дня”. См. «аль-Икъна’» (1/185).

На основании всего изложенного, с позволения Аллаха, нам становится ясно, что садакъа в пятницу является правомочным и желательным деянием, которое имеет преимущество и достоинства, на что указывают пророческие хадисы, асары от сподвижников, сообщения от саляфов и имамов после них, и в желательности чего нет разногласий между представителями всех мазхабов. Однако разногласие по этому вопросу было лишь среди некоторых современников.
И тот, кого убедили упомянутые аргументы в виде хадисов и асаров, а также слова и поступки таких великих и признанных имамов, как аш-Шафи’и, Ахмад ан-Наджад, Ибн Къудама, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, и др., пусть следует данному мнению со спокойной душой и не обращает внимания на порицание порицающих.
А Аллаху ведомо обо всём лучше!
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Сообщение ФАРУК »

Салам алейкум!
ДжазакаЛлаху хайран брат за подробный ответ!
Также со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил в один день пять вещей, того Аллах запишет в числе обитателей Рая: навестил больного; присутствовал на джаназа; постился в пятницу; посетил пятничную молитву; дал свободу рабу». Ибн Хиббан (2771), Абу Я’ля (1/292). Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса надёжные, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/169), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1023).
Более того, в другой версии этого же хадиса сказано: «Тот, чей пост совпал с пятницей; кто навестил больного; присутствовал на джаназа, сделал садакъа и освободил раба, для того Рай станет обязательным». Абу Я’ля (1043). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3/21), “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” (7/6).
Какой прекрасный хадис и вознаграждение!
Только хотел спросить, как быть с этим?
освободил раба
Чем, интересно, в данное время можно это заменить?
БаракаЛлаху фийкум!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям, брат.
ФАРУК писал(а): 02 янв 2023, 19:58 ДжазакаЛлаху хайран брат за подробный ответ!
Уа джазак!
ФАРУК писал(а): 02 янв 2023, 19:58
Также со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил в один день пять вещей, того Аллах запишет в числе обитателей Рая: навестил больного; присутствовал на джаназа; постился в пятницу; посетил пятничную молитву; освободил». Ибн Хиббан (2771), Абу Я’ля (1/292). Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса надёжные, а шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/169), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1023).
Какой прекрасный хадис и вознаграждение!
Только хотел спросить, как быть с этим?
освободил раба
Чем, интересно, в данное время можно это заменить?
Разъясняя этот хадис, шейх аль-Альбани сказал: “Что касается пятого деяния: «освобождение раба», то, к большому сожалению – это из числа того, что невозможно воплотить в наше время, и причина этого очевидна. Причина в том, что мы проживаем в исламском сообществе лишь в названии, в большинстве случаев, а не в истинном исламском сообществе, к великому сожалению. Быть может, к мусульманам вернётся их былое величие и почёт, чтобы они смогли воплощать некоторые упущенные достоинства, из числа которых – освобождение рабов, упущенные по причине их отклонения от совершения деяний в соответствии с тем, что ниспослал Великий Аллах”. Сл. “аль-Мутафарикъат” (№ 292).
Но следует отметить, что некоторые шейхи считали, что в тех случаях, где упоминается освобождение рабов в качестве искупительных положений, это может заменить садакъа в соответствии со стоимостью раба.
А некоторые говорили, что в вопросах благодеяний, как, например, упомянутый хадис, освобождение раба может заменить такие благодеяния и азкары, произнесение которых приравнивалось к освобождению раба, как следующий зикр:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет: “Нет истинного божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он над всякой вещью властен, запишется награда, как за освобождение десяти рабов; и запишется ему совершение ста добрых дел; и будут стёрты записи о ста его дурных делах; и послужат эти слова ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера. И никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме человека, который сделает ещё больше». аль-Бухари (6403), Муслим (2693).
Однако общеизвестно, что в вопросах достоинств тех или иных благодеяний за те или иные дела, нет места аналогиям.
К тому же Шариат Аллаха по великой мудрости дал нам воплотимую замену в другом подобном хадисе:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил: «Кто из вас этим утром соблюдает пост?»
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кто из вас сегодня навестил больного?»
Абу Бакр сказал: “Я”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кто из вас сегодня присутствовал на похоронах?»
Абу Бакр сказал: “Я”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Кто сегодня накормил нуждающегося?»
Абу Бакр сказал: “Я”.
Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если в человеке собрались в один день эти деяния, то он обязательно войдёт в Рай». Муслим (1028).
Как мы видим, в данном хадисе не конкретизируются упомянутые благодеяния именно пятницей, как и не упоминается в нём освобождение раба, но при этом упоминается такая же награда - вхождение в Рай!
Хвала Великому и Милостивому Аллаху, воистину, соблюсти пост, навестить больного, присутствовать на джаназа и накормить нуждающегося способны многие, правда не всегда удаётся застигнуть совпадение всех этих положений в один день.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Сообщение ФАРУК »

Прекрасное дополнение! Еще раз: Джазака-Ллаху хайран!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Re: Узаконено ли выделять пятницу садакъой?

Сообщение A'mash »

Уа джазак, брат!)
Ответить