О прерывании намаза и лишних движениях

Ответить
rab Allaha
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 07:55

О прерывании намаза и лишних движениях

Сообщение rab Allaha »

Ас-саляму алейкум уа рахматуЛляхи уа баракатух.
Братья у меня такой вопрос к вам:
Можно и нужно ли прервать намаз, если во время молитвы ребенок каким-то образом взял Коран и рвёт его.
Или можно не прерывая намаз подойти и отобрать Коран?
ДжазакумуЛлаху хайран.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3347
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О прерывании намаза и лишних движениях

Сообщение A'mash »

Уа аляйкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Основа заключается в том, что нельзя прерывать молитву без шариатской причины, в чём все учёные единогласны.
Более того, во время совершения молитвы нельзя даже делать лишних движений, не относящихся к молитве!
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Однажды я задала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вопрос относительно поворачивания головы по сторонам во время молитвы, и он сказал: «Это кража шайтана, похищающего часть молитвы раба Аллаха». аль-Бухари (751).

Но в твоём упомянутом случае даже прерывать молитву нет надобности, достаточно прям во время намаза подойти и отобрать у ребёнка Коран, который его бросает или рвёт, а затем продолжать совершать молитву дальше.
И пророческая Сунна указывает на то, что если в каких-либо лишних движениях есть нужда, то нет ничего страшного это сделать:
Абу Къатада аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бывало совершал намаз, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб. И когда он совершал земной поклон, то клал её на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки”. аль-Бухари (516), Муслим (543).
аль-Азракъ ибн Къайс рассказал: “Однажды, когда во время сражения с хариджитами мы находились в Ахуазе, я оказался на крутом берегу реки, где увидел совершавшего молитву человека, который не выпускал из рук узды своего коня. И вдруг конь тронулся с места, а этот человек последовал за ним. (Это был Абу Барза аль-Аслями). И тогда один из хариджитов принялся повторять: “О Аллах, накажи этого старца!” - когда же он закончил молиться, он сказал: “Поистине, я слышал ваши слова, но я принимал участие в шести или в семи или в восьми военных походах вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и видел, какое облегчение он делал. А мне, конечно, было лучше отойти назад вместе с конём, чем позволить ему убежать и вернуться на привычное место, так как тогда я оказался бы в трудном положении”. аль-Бухари (1211).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молился в доме, а дверь была закрыта, то когда я стучала, он подходил и открывал дверь, затем возвращался к месту совершения молитвы”. ат-Тирмизи (598), ан-Насаи (3/11). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
И всё сказанное касается, как обязательных молитв, так и добровольных.

Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказав о том, что в своей основе лишние движения во время молитвы порицаются, кроме как при надобности, упомянул, что обладатели знания считали, что движения в молитве делятся на пять видов: обязательные, запретные, желательные, порицаемые и дозволенные:
1. Обязательные движения в молитве – это такие поступки, которые связанны с действительностью молитвы. Например, если человек обнаружил на своей одежде нечистоту, которую он в состоянии удалить, то он обязан сделать это движение. Или кто-то сообщил человеку, что он совершает молитву не по направлению к Каабе, такой человек обязан сделать движение для того, чтобы повернуться к Каабе.
2. Запрещенные движения в молитве – это многочисленные лишние движения без необходимости, и это делает молитву недействительной, а то, что нарушает молитву, запрещается совершать. Например, смех со звуком в молитве, даже если его было мало, это нарушает молитву, так как противоречит духу молитвы. Также и игра человека во время молитвы. Например, один молится, а другой играет в мяч, после чего и совершающий молитву начал играть мячом, это нарушает молитву, даже если этих движений было мало.
3. Желательные движения в молитве – это то, что связано с улучшением и совершенствованием молитвы. Например, движение человека вперёд для заполнения пустого места в ряду молящихся. Это является Сунной, поскольку в этом полнота молитвы. Или то, что сделал однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал ночную молитву с Ибн ‘Аббасом, который встал слева от него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял и поставил его справа от себя. Это также является движением, однако желательным, так как в этом совершенство молитвы.
4. Порицаемые движения в молитве – это небольшие движения, не связанные с надобностью, но не по причине игры. Например, как делают многие молящиеся, поправляющие платок или одежду в молитве, смотрят на часы, и т.п. Подобные небольшие движения являются порицаемыми.
5. Дозволенные движения в молитве – это многочисленные движения при необходимости или же небольшие движения при нужде. Например, человек совершает молитву на горячей земле или на земле, где есть колючки, что доставляет ему неудобство, и поэтому во время земного поклона он подкладывает платок, чтобы положить голову на него. Это незначительное движение в данном случае является дозволенным, так как делается для нужды. Также есть и многочисленные движения, являющиеся дозволенными, если они совершаются вынужденно. Например, во время молитвы тебя атаковал враг или хищный зверь, в таких случаях ты вынужден совершать множество лишних и быстрых движений. И в такой ситуации нет проблем в том, чтобы защитить себя и совершить много лишних движений, даже если ты в это время молишься, так как это является необходимостью”
. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (13/309-311), “Ликъаат Баб аль-мафтух” (№ 64), “Шарх Булюгъ аль-марам” (№ 8).
Также к числу небольших движений во время молитвы, которые являются дозволенными, относятся: выключить телефон, который зазвонил во время молитвы; высморкаться в платок и положить его обратно; встать в тень и скрыться от солнца; открыть дверь, покачать люльку, и т.п.

Что же касается полного прерывания молитвы, то это куда хуже, чем лишние движения во время намаза. И это не дозволено без шариатской причины без разногласий среди учёных.
В известной энциклопедии фикъха сказано: “Прерывание обязательного поклонения после его начала без шариатского основания недопустимо по единогласному мнению факъихов, поскольку прерывание этого поклонения без законной причины является легкомыслием, противоречащим величию неприкосновенности поклонения. Также имеется запрет на порчу поклонения, как сказал Всевышний Аллах: «Не делайте тщетными ваши деяния» (47: 33).
Что же касается прерывания поклонения по шариатской причине, то это разрешено.
Так, например, разрешено прерывать молитву, чтобы убить змею или подобное ей, так как на это имеется повеление, а также из-за опасения утраты ценного имущества – своего или чужого, для оказания помощи нуждающемуся, для пробуждения нерадивого или спящего, к которому приблизилась змея и которого невозможно разбудить словами тасбиха.
Также пост можно прервать для спасения утопающего, при угрозе жизни или в случае необходимости накормить младенца”. См. “аль-Масу’ату-ль-фикъхийя” (34/51).

Хафиз аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям сказал: “Спасение тонущих, чья жизнь является неприкосновенной, следует ставить выше совершения молитвы, потому что у Аллаха спасение таких людей ценится выше, чем продолжение выполнения молитвы. При этом можно совместить обе пользы: сначала спасти утопающего, а затем возместить молитву. Очевидно, что упущенная польза своевременного совершения молитвы несоизмерима со спасением жизни мусульманина от гибели.
Точно так же, если постящийся в Рамадан увидит тонущего, которого невозможно спасти, не прервав пост, или человека, на которого напали, и помочь ему можно только, подкрепившись пищей, то он должен прервать пост и спасти его. Это тоже пример совмещения пользы, поскольку в человеческих душах есть право Аллаха, а также право самого человека. Поэтому это ставится выше, чем упущение своевременного совершения поста, но не выше самого поста как такового”
. См. “Къауа’ид аль-ахкам” (1/66).

Сказал аль-Бухути аль-Ханбали: “Является обязательным защита неприкосновенного неверного, имеющего договор о защите, перемирие или гарантию безопасности, защитить его от угрозы, как спасение из колодца или от змеи, направляющейся к нему. И в этом случае подобное является обязательным точно так же, как защита мусульманина, поскольку и тот, и другой обладают правом на безопасность.
Также необходимо спасать утопающего и тому подобное, например, человека в горящем здании. Для этого дозволено прервать молитву, будь она обязательная или дополнительная.
Из явного смысла этого постановления следует, что даже если время для совершения молитвы ограничено, её следует прервать, поскольку её можно восполнить, в отличие от утопающего и прочих, кого постигла беда.
Если же человек откажется прерывать молитву ради спасения, он совершит грех, хотя сама его молитва останется действительной”
. См. «Кашшаф аль-къина’» (2/431).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3347
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О прерывании намаза и лишних движениях

Сообщение A'mash »

Спросили шейха Ибн База: «Если я совершаю молитву, и в это время раздаётся звонок в дверь, а в доме нет никого, кроме меня, что мне делать? И если я прерву молитву, будет ли на мне за это грех?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Если молитва является дополнительной (нафиля), то в этом вопросе есть широта. Нет запрета на её прерывание, чтобы узнать, кто звонит в дверь.
Однако если это обязательная молитва (фард), то нельзя её прерывать, за исключением случаев, когда возникает важная необходимость, которую нельзя отложить.
Если есть возможность уведомить стоящего у двери о том, что хозяин дома молится, например, мужчинам сделать это, произнеся тасбих (Субхана-Ллах), а женщинам – хлопком в ладони, то этого будет достаточно, чтобы не прерывать молитву. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кого-то во время его молитвы что-то постигнет, пусть мужчины восхвалят Аллаха, а женщины хлопнут в ладони». аль-Бухари (1218), Муслим (421).
Если возможно оповестить человека, стоящего у двери, тасбихом со стороны мужчины и хлопком со стороны женщины, то следует воспользоваться этим, не прерывая молитву.
Однако если это не даёт нужного результата из-за далёкого расстояния или того, что он не услышит, то нет проблем прервать добровольную молитву по необходимости.
Что же касается обязательной молитвы, то её дозволено прервать только в случае действительно важной или вынужденной причины, если есть опасение что-то упустить, после чего молитву нужно совершить вновь с самого начала”. См. “Фатауа Ибн Баз” (11/108-109).
Ответить