Поучительная история про Абу Бакра ас-Сыддыкъа и вора
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, часто навещал один темнокожий мужчина [из Йемена], к которому он хорошо относился и которого он просил читать Коран.
Как-то Абу Бакр отправлял в путь военный поход, и этот человек сказал: «Отправь меня вместе с ними».
Абу Бакр ответил: «Нет, оставайся лучше с нами».
Но тот человек настаивал, и он отпустил его с ними, завещав хорошо относиться к нему.
Не прошло длительного времени, как он вернулся с отрезанной рукой. Когда Абу Бакр увидел его, глаза его наполнились слезами, и он спросил: «Что с тобой произошло?! [Кто отрезал тебе руку?!]»
Тот ответил: «[Наместник Йемена – Я’ля ибн Умайя]. Я не сделал ничего, кроме того, что он назначил меня над делом, в котором я допустил одну оплошность, за что он отрезал мне руку».
Тогда Абу Бакр сказал: «Наверняка тот, кто сделал это, сам допускает двадцать оплошностей. Клянусь Аллахом, если ты правдив, то я воздам ему за тебя!» После чего он пригласил его к себе домой, и не изменил своего отношения к нему.
Этот человек совершал ночные молитвы и читал Коран. Как-то Абу Бакр услышал его голос и сказал: «Клянусь Аллахом, человек, который отрезал ему руку, проявил дерзость в отношении Всевышнего Аллаха! [Твоя ночь не похожа на ночь вора]».
После этого не прошло длительного времени, как у семьи Абу Бакра пропало украшение [ожерелье его жены Асмы], а также некоторые вещи. Абу Бакр сказал: «Похоже, ночью наш квартал навестили».
[Этот человек стал искать пропажу вместе с ними]. Затем повернулся в сторону Каабы, поднял целую руку и отсечённую и воззвал: «О Аллах, выяви того, кто обокрал эту праведную семью!»
Когда рассвело, то украденные вещи обнаружили у него. [Он продал их ювелиру, который признался, что ему их принёс человек с отсечённой рукой, после чего тот признался в воровстве].
Абу Бакр сказал: «Горе тебе! Воистину, ты мало осведомлён об Аллахе Всевышнем!» После чего повелел отсечь ему ступню.
И Абу Бакр говорил: «Клянусь Аллахом, его мольба против самого себя для меня была хуже, чем само воровство!»”
Этот сообщение через различные пути приводят ‘Абду-р-Раззакъ 10/188, Малик в “аль-Мууата” 1670, аш-Шафи’и в “аль-Муснад” 2/171, ад-Даракъутни 3401, 3402, 3403, и др.
Достоверность этого сообщения подтвердили аз-Захаби, Ибн Хаджар, аль-Альбани. См. “аль-Мухаззаб” 6/3138, “ад-Дирая” 254, “Ируа аль-гъалиль” 8/91.
▪ В этой истории содержится указание на то, что нечестивый преступник может выдавать себя за праведника, читать прекрасным образом Коран и выстаивать ночные молитвы.
▪ Также в ней указание на то, что праведный человек может обольститься плохим человеком по причине его внешних благодеяний.
▪ И если притворное благочестие этого вора обольстило даже такого великого сподвижника, как Абу Бакр, то подобное тем более может произойти с кем угодно.
Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр, комментируя это сообщение, сказал: “Люди имеют очень хорошее мнение касательно проявляющих усердие в поклонении. И было упомянуто касательно книги имама Малика «аль-Мууатта», что он привёл в этом сборнике хадис от ‘Абдуль-Карима ибн Аби аль-Махарикъа, который является слабым передатчиком, хотя сам Малик ставил себе условие не приводить хадисы, кроме как от надёжных. А когда его спросили о причине этого, он ответил: «Меня обольстило его многочисленное пребывание в мечети».
Нет сомнения в том, что люди обольщаются теми, кто внешне проявляет праведность и набожность, или теми, кто способствует увеличению праведности других, даже если это происходит лишь внешне, поскольку скрытое (намерение) возвращается Всевышнему Аллаху.
Слова Абу Бакра: «Твоя ночь не похожа на ночь вора» означают: Разве можно себе представить, чтобы выстаивающий ночные молитвы мог своровать?! Молитва удерживает от порицаемых и скверных вещей. Как-то к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек и сказал: «Поистине, такой-то молится по ночам, а утром совершает нечестие». На что он ответил: «Молитва удержит его от того, что ты упомянул». Ахмад 2/447, аль-Баззар 720. Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут.
Нет сомнений в том, что ночная молитва, и молитва в целом, удерживают человека от скверных и порицаемых вещей, если молитва исполняется должным шариатским способом.
«Пропало ожерелье Асмы бинт ‘Умайс». Можно вообразить такое? Т.е. вор вводит в заблуждение людей, так же и иной грешник вводит в заблуждение людей, делая так, словно он сам непричастен к произошедшему. Он выстаивает ночные молитвы, обращается с мольбой против того, кто совершил это преступление, ищет вместе со всеми пропажу. Да, именно, ищет пропажу. По этой причине подобное является хитростью воров в наше время. Кто-то из них ворует, а потом убегает, а когда люди гонятся за ним, то он смешивается с ними и начинает вместе с ними искать вора, крича: «Держите его, держите», тогда как он сам и есть вор. И подобное из числа их хитростей”. Сл. “Шарх аль-Мууатта” № 4.