уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.
уа антум фа джазакуму-Ллаху хейран уа барака фикум!
tik писал(а):И еще хотелось узнать чей иджтихад это? Кто из ученых высказывался, что предпочтительнее тыльной стороной левой руки прикрывать рот? ДжазакумуЛлаху хайран.
Имам аль-Мунауи в "файд аль-Къадир" и говорит, что это мнение упомянуло не малое кол-во учёных. Из современных учёных Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх.
Habib писал(а):Ну, получается правой или левой рукой особо разницы нет, но предпочтительнее это делать левой? Так как указания в сунне нет на это?
Предпочтительность (аль-Истихбаб) - это шариатское постановление, и в установлении такого постановления, нуждаемся в прямом шариатском доказательстве из Корана, сунны или `иджма. В хадисе не сказано какой рукой, тем более, не сказано что должно быть тыльной стороной. Хадис - общий. В этом вопросе, ин шаа Аллах, правильное то, что упомянул шейх Усаймин, главное что бы рот был закрыт.
Говорит ибн Хаджар (да помилует его Аллах):
«Сказал ибн Батталь:
«Приписывание зевания к шайтану означает - приписывание желания и довольства. То есть, шайтан любит видеть человека зевающим, потому что это состояние, в котором меняется его образ и шайтан начинает смеяться над ним. И не имеется в виду, что сам шайтан исполняет это действие (зевание)».
Сказал ибн аль-`Араби:
«Мы уже разъяснили, что каждое плохое действие - шари`ат связывает его с шайтаном, так как оно, совершается по средством него. А каждое хорошее действие – шари`ат связывает его с ангелам, так как оно, совершается посредством него» Он сказал:
«Зевание происходит от переедания, а переедание является причиной лени, и это посредством шайтана. А чихание происходит от малого употребления пищи, а малое употребление пищи является причиной бодрости, и это посредством ангела».
Сказал Имам ан-Науауи:
«Зевание приписано к шайтану, потому что он (шайтан) призывает человека предаться своим страстям, ведь причина зевоты – это тяжесть тела, её вялость и сытость, и тут, имеется в виду, что следует остерегаться той причины, что может послужить этому, а это - чрезмерность в употреблении пищи». Его слова:
«Если кто-либо зевнёт, то пусть удержит себя от зевания и оттолкнет его как сможет» т.е. возьмёт причины, которые помогут оттолкнуть зевание. Не имеется ввиду то, что он властен над тем, что может оттолкнуть его, потому что в действительности, то, что уже случилось, его нельзя оттолкнуть. А слова
«Если кто-либо зевнёт» т.е. если захочет зевнуть».
Сказал наш шейх (аль-Хафиз аль-`Иракъый) в «шарх ат-Тирмизи»:
«Большинство передач в двух достоверных сборниках, в них упомянуто слово «зевание» в общем. Но в одной из передач, зевание было связано именно в молитве. Есть вероятность того, что абсолютное упоминание зевания, следует понимать в границах конкретного случая (а это в молитве), и у шайтана имеется крепкая цель, он желает нарушить молитву молящегося. Так же есть другая вероятность, а это то, что зевание в молитве хуже и сильнее, и это не означает, что вне молитвы это не является плохим действием»
Зевание является плохим действием абсолютно, будь это в молитве или вне её, и подкрепляется это тем, что оно (зевание) от шайтана. Так заявил ан-Науауи. Сказал ибн аль-`Араби:
«Сдерживаться от зевания следует в любом положении, а особенно в молитве, потому что она одна из первых положении, в которых следует сдерживаться от зевоты и отталкивать её, ведь зевание в молитве приводит молящегося к тому, что он теряет красоту (прямоту) образа и (приводит) к изменению внешнего вида».
Что касается слов в сообщении у Муслима
«Воистину, шайтан зайдёт», то возможно имеется в виду, что войдёт по-настоящему. И шайтан, даже если бежит (внутри человека), так же как и бежит кровь, однако он не властен над человеком, пока человек поминает Всевышнего Аллаха, а зевающий в момент зевания, не из тех, кто поминает Аллаха и шайтан овладевает им и входит в него по-настоящему. Но возможно и то, что слово
«войдёт» подразумевается под ним «овладеет им». Потому что тот, кто заходит во что либо, то в основе овладевает им.
А что касается приказа закрывать рот рукой, то это охватывает два положения:
- когда при зевании открывается рот, и в этом случае следует закрыть рот рукой, или чем-либо другим
- когда рот закрыт, однако следует положить руку на рот для сохранности и уверенности, что он не откроется по причине зевоты.
И слова: «прикрывать рот рукой», не означают, что это можно делать только рукой, сюда же входит и одежда или любое другое, посредством чего, осуществится та цель (что бы рот не оставался открытым). Однако использование руки становится обязательным, если зевоту нельзя оттолкнуть чем либо другим, помимо руки. И нет разницы между молящимся и не молящимся. Однако, как уже было сказано, в молитве это усиливается. И это, является исключением из запрета на прикрытие рта рукой во время молитвы.
Из того, что приказано зевающему во время молитвы – это воздержаться от чтения (Корана), для того, что бы не нарушился порядок его чтения»
См. «Фатх аль-Бари» шарх к хадису № 5872.