Выводит ли дружба с неверными из Ислама?

Ответить
AbuBakr_Tatarstani
Сообщения: 46
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 20:16

Выводит ли дружба с неверными из Ислама?

Сообщение AbuBakr_Tatarstani »

بسم الله الرحمن الرحيم

Разбор аятов, из внешнего смысла которых можно понять, что любой тот, кто проявляет любовь к неверному или помогает ему, выходит из религии

Из книги выдающегося шейха, преподавателя университета «Уммуль-кура» - Мухаммада ибн 'Умара Базмуля «Аль-мухкам уаль-муташабих фит-такфири уаль-джихади»(«Понятное и непонятное в вопросах такфира и джихада»)
См. стр. 113-126, издательство «Даруль-истикама»
Перевод: Абу Ахмад ас-Сармани



Доказательство аятами «муташабих» [Те аяты или хадисы, которые могут быть не всем понятными или из которых можно понять другой смысл; иносказательные, двусмысленные аяты]

Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى أَوْلِيَاء بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاء بَعْضٍ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ إِنَّ اللّهَ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

"О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них.
Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей
"
Сура "аль-Маида", 51
Дружба, дружественное отношение–это любовь и помощь, и каждый, кто полюбил или стал помогать и защищать неверного, то он стал его другом.
Аллах говорит:
وَلَوْ كَانُوا يُؤْمِنُونَ بِالله والنَّبِيِّ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَا اتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَاء وَلَكِنَّ كَثِيرًا مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ

"Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами"
Сура "аль-Маида", 81
Также Он говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ آبَاءكُمْ وَإِخْوَانَكُمْ أَوْلِيَاء إَنِ اسْتَحَبُّواْ الْكُفْرَ عَلَى الإِيمَانِ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

"О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие. А те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками"
Сура "ат-Тауба, 23
Также Он сказал:
إِنَّمَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ قَاتَلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَأَخْرَجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ وَظَاهَرُوا عَلَى إِخْرَاجِكُمْ أَن تَوَلَّوْهُمْ وَمَن يَتَوَلَّهُمْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

"А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками"
Сура "аль-Мумтахана", 60:9
И это доказательство того, что тот, кто любит, помогает и защищает неверных, то он вышел из религии, так как это является проявлением дружбы к ним, есть доказательство общими, иносказательными аятами.

Доказательства аятами «мухкям» [Аяты или хадисы, смысл которых очевиден и понятен]

Не каждая любовь и помощь неверным выводит из Ислама. Иногда бывает и любовь, бывает и помощь им, но она не выводит из религии!
И доказательством этому служат слова Всевышнего:
الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ حِلٌّ لَّكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلُّ لَّهُمْ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَاتِ وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ إِذَا آتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلاَ مُتَّخِذِي أَخْدَانٍ وَمَن يَكْفُرْ بِالإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ

"Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон"
Сура "аль-Маида", 5
Само доказательство:
وَالْمُحْصَنَاتُمِنَالَّذِينَأُوتُواْالْكِتَابَ

"…и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…"
Сура "аль-Маида", 5
Из этого аята мы понимаем что, Аллах разрешил мусульманам брать в жены целомудренных женщин из тех, кому было даровано Писание, то есть христианок и иудеек. Известно, что сожительство мужа и жены не может обойтись без любви, которая бывает между мужчиной и женщиной.
Учитывая это и то, что Аллах разрешил мусульманам женитьбу на женщинах из людей Писания, можно сказать, что эта любовь не является той любовью, которая выводит мусульманина из его религии. Также из этого аята можно вывести то, что любовь, выводящая из Ислама, это любовь к их религии и вероубеждению и помощь им по этой причине.
Всевышний сказал:
إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاء وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

"Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем"
Сура "аль-Касас", 56
Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах) сказал в своем толковании к этому аяту: «Всевышний сказал Своему Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, [о Мухаммад], ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил, [то есть не сможешь дать ему руководство]. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает [наставить на прямой путь с помощью Его Посланника и с помощью направления его к иману].
Также можно сказать: «Воистину ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил [из-за его родства к тебе], только Аллах наставляет на прямой путь кого пожелает».
Его слова:
وَهُوَأَعْلَمُبِالْمُهْتَدِينَ

"Он лучше знает тех, кто следует прямым путем"
Сура "аль-Касас", 56
значат, что Аллах лучше знает тех, кто будет идти по прямому пути, и Аллах направит этих людей к истине». ат-Табари, тафсир суры «Рассказ», аят 56.
И также он (ат-Табари) упомянул, что этот аят был ниспослан по причине отказа Абу Талиба, дяди Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от принятия Ислама, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывал его уверовать его в Аллаха.
Само доказательство:
إِنَّكَلَاتَهْدِيمَنْأَحْبَبْتَ

"…Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил"
Сура "аль-Касас", 56
Суть доказательства: в данном аяте содержится указание на любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к своему дяде Абу Талибу. В отношении слов: «ты возлюбил»,- имеется два мнения:
Первое: кому ты захотел, чтобы он встал на прямой путь;
Второе: кого ты возлюбил за его родство к тебе.
И в каждом из этих двух мнений указание на любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к своему дяде, который был неверующим!
И разве можно сказать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) попадает под слова Всевышнего: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них»?!
Поэтому можно сказать, что помощь неверным иногда бывает не выводящей из религии, когда она не основана на помощи их религии и вероубеждению.
К этому можно отнести то, что поведал нам Аллах о Своём пророке Мусе (мир ему), когда он помог человеку, который был из его народа, против человека, который был из народа Фараона.
Всевышний сказал:
وَدَخَلَ الْمَدِينَةَ عَلَى حِينِ غَفْلَةٍ مِّنْ أَهْلِهَا فَوَجَدَ فِيهَا رَجُلَيْنِ يَقْتَتِلَانِ هَذَا مِن شِيعَتِهِ وَهَذَا مِنْ عَدُوِّهِ فَاسْتَغَاثَهُ الَّذِي مِن شِيعَتِهِ عَلَى الَّذِي مِنْ عَدُوِّهِ فَوَكَزَهُ مُوسَى فَقَضَى عَلَيْهِ قَالَ هَذَا مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ عَدُوٌّ مُّضِلٌّ مُّبِينٌ

"Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это — одно из деяний дьявола. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение"
Сура "аль-Касас", 15
Также в хадисе про Хатыба (да будет доволен им Аллах), который помогал неверующим, но целью этой помощи не являлась помощь религии, а целью были определенные мирские дела, и поэтому не являлась выводящей из религии.
Таким образом, любовь к неверующим и помощь их религии и вероубеждению выводит из Ислама.

'Убайда ибн Аби Рафи' сказал: «Я слышал, как 'Али (да будет доволен им Аллах)сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал аз-Зубайра, аль-Микдада ибн аль-Асуада и меня для совершения одного дела и сказал: «Отправляйтесь к саду Хах, там вы найдете женщину с письмом. Заберите у нее это письмо». Мы нагоняли своих лошадей, пока не достигли сада. Там мы увидели женщину и сказали: «Отдай нам письмо!». Она ответила: «У меня нет письма!». Мы сказали: «Либо ты отдашь нам его, либо мы сорвем с тебя одежду!». После этого, она достала письмо из своей косы, и мы вернулись с ним к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует. В этом письме Хатыб ибн Абу Бальта’а написал некоторы ммекканским язычникам о планах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что это, о Хатыб?». Хатыб ответил: «О, Посланник Аллаха, не спеши делать выводы относительно меня! Я из пришлых людей в племени курайшитов и не являлся одним из них. У мухаджиров в Мекке есть кровная родня, которая защитит их имущество и семьи. Но из-за того, что я не состою в кровном родстве с ними, я хотел найти среди них союзника, который бы защитил мою семью. Я не сделал это из неверия, отказа от религии или предрасположенности к неверию!». Тогда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Он сказал вам правду!». Что же касается ‘Умара, то он воскликнул: «О, посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!». На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на ее участников и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!»?». «Сахих» аль-Бухари, 3007; «Сахих» Муслима, 2494.

Здесь упоминается несколько вопросов:

Первое: того, кто сказал что-то или совершил деяние, которое выводит из Ислама, не выводят из религии, пока подробно не рассмотрят его ситуацию.
Это видно из того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил Хатыба (да будет доволен им Аллах) о том, что произошло и почему это случилось. Он спросил: «Что это, о Хатыб?».
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) узнавал о том, что кто-то из его сподвижников издевался над Аллахом, Его аятами, Его Посланником и эти действия не имели под собой никакой основы, кроме неверия, то он не принимал от них никаких объяснений и оправданий.
Он повторял им слова Всевышнего:
لَاتَعْتَذِرُواقَدْكَفَرْتُمْبَعْدَإِيمَانِكُمْ

"Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали"
Сура "ат-Тауба", 66
А Хатыбу он сказал: «Что это, о Хатыб?».

Второе: помощь неверным не всегда выводит из религии.
Это вытекает из того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал о том, что Хатыб (да будет доволен им Аллах) является неверующим за то, что он совершил. Хотя тот, кто поведал неверующим о планах мусульман, в основе совершает неверие.
Из-за этого учёные определили условие для того, чтобы помощь неверным могла считаться той, которая выводит из религии. Оно осуществляется, если помощь происходит по причине любви к их религии или с целью помочь этой религии.

Третье: если человек оправдал своё действие тем, что не имеет отношения к любви к их религии и к помощи их религии, то его оправдание принимается.
Это исходит из того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял слова Хатыба и сказал: «Он сказал вам правду!».
Возникает вопрос: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял его оправдание, так как он знал, что он не лжет путём откровения - тогда как же мы знаем сокрытые от нас вещи после того, как откровение прекратилось? Как мы узнаем, кто говорит правду, и кто будет свидетельствовать для нас за него?".
Ответ: "То, что Посланник Аллаха подтвердил (да благословит его Аллах и приветствует) правдивость Хатыба - это качество, свойственное только ему, так как он (да благословит его Аллах и приветствует) знал это из откровения. А его (да благословит его Аллах и приветствует) умме остаётся судить только по тому, что явно. И поэтому тот, кто оправдается подобным оправданием, то оно будет принято. И мы оставляем скрытую сторону этого Аллаху, так как нам не известно сокровенное знание".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам судить по внешнему признаку, как это пришло в хадисе от Усамы ибн Зейда, который сказал: «В своё время посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил нас в Хуракат (речь идет о военном походе на племя Джухайна), и мы напали на них утром. Я начал преследовать одного из них, а когда настиг его, он закричал: «Нет истинного божества достойного поклонения кроме Аллаха», но я нанёс ему удар своим копьём и убил его. И на душе моей стало неспокойно от совершенного мною, и я рассказал об этом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неужели же ты убил его после того, как он сказал: «Нет истинного божества достойного поклонения кроме Аллаха?!»». Я воскликнул: «Но ведь он сказал это, только из-за страха перед смертью!». Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты что рассек его сердце, чтобы узнать искренне он говорил это или нет?!» и он не переставал задавать этот вопрос до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял ислам раньше, чем дожил до этого дня». «Сахих» аль-Бухари, 4296; «Сахих» Муслима, 96.
И мы не говорим то, что причиной того, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял оправдания Хатыба, является лишь то, что он уже знал об этом из откровения. Потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не умолчал бы о лжи. И если бы Хатыб солгал, то оправдание не было бы принято, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его о причине этого деле, и когда признал его правдивость, ведь слова, дела и признание были сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Не только то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) признал правдивость Хатыба, но и то, что он спросил его, указывает на его доверие к подобному оправданию.

Четвертое: убийство шпионов, разведчиков и тех, кто рассказывает противнику о ситуации в своем тылу – обязанность имама.
‘Умар воскликнул: «О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!».
На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на её участников и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!?»».
Поэтому именно имам осуществляет убийство таких людей, и он должен смотреть на обстоятельства, отменяющие казнь, и выносить решение, опираясь на эти обстоятельства.
Мы не говорим, что участие Хатыба в битве при Бадре являлось причиной, согласно которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отменил решение об убийстве Хатыба. Потому что если бы он солгал, то его участие в битве при Бадре не принесло бы ему пользы, так как неверие делает тщетным все что было до этого.

Теперь можно привести слова некоторых учёных, которые подкрепляют упомянутое:
Ибн Тайимийя (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, сила ответвлений имана зависит от силы самого имана. Поэтому, когда у человека укрепляется подтверждение истины, знание об Аллахе и любовь к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), становится обязательным ненависть к врагам Аллаха, как сказал Всевышний:
وَلَوْ كَانُوا يُؤْمِنُونَ بِالله والنَّبِيِّ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَا اتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَاء وَلَكِنَّ كَثِيرًا مِّنْهُمْ فَاسِقُونَ

"Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья.
Но многие из них являются нечестивцами
"
Сура "аль-Маида", 81
Также Он сказал:

لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ أُوْلَئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ أُوْلَئِكَ حِزْبُ اللَّهِ أَلَا إِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ


"Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие"
Сура "аль-Муджадила", 22
Бывает так, что человек любит неверующего по причине родства или какой-то нужды. Это является грехом, по причине которого уменьшается иман, но он не является в таком случае неверным. Подобное случилось с Хатыбом ибн Аби Балта'а, когда он сообщил неверующим о некоторых планах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и Аллах ниспослал про него следующие аяты:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء

"О те которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником"
Сура "аль-Мумтахана", 1
Также можно привести в пример Са'да ибн 'Убаду, когда он помог сыну своего отца в истории с клеветой, когда Са'ду ибн Му'азу сказал: «Клянусь Аллахом, ты солгал. Ты не убьёшь его, и не сможешь убить». 'Аиша сказала: «Раньше он был праведным человеком, а сейчас у него появилась надменность».
Усайд ибн Худейр сказал Са'ду ибн 'Убаде: «Клянусь Аллахом, ты солгал! Мы непременно убьём его! Поистине, ты лицемер, потому что защищаешь лицемеров!».
И 'Умар назвал Хатыба лицемером, сказав: «О, Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!». А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре». 'Умар посчитал Хатыба лицемером за то действие, которое он совершил.
Также можно привести слова некоторых сподвижников о Малике ибн Дихшаме, про которого сказали что он лицемер, из-за его дружбы с лицемерами». «Маджму'уль-фатауа, 7/522-523».

Шейх 'АбдулЛатыйф ибн 'АбдурРахман ибн Хасан сказал: «Поразмышляй над историей Хатыба ибн Аби Балта'а и извлеки пользы из этой истории. Он переселился к Аллаху и Его Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), и сражался на Его пути, но он написал письмо многобожникам Мекки о планах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что он собирал войско, чтобы воевать с ними. Он это сделал для того, чтобы защитить свою семью и имущество в Мекке, и Аллах ниспослал по этому поводу откровение. Он отдал письмо женщине в паланкине, а она спрятала его в своих волосах.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в то время послал 'Али и аз-Зубейра на поиски паланкина, при этом сообщив им, что они найдут его у сада Хах. Они нашли эту женщину там и пригрозили ей, что если она не отдаст им письмо, то они сорвут с неё одежду. Она вытащила это письмо из своей косы, и они принесли его Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Он позвал Хатыба ибн Аби Балта'а к себе и спросил его: «Что это, о Хатыб?». Он ответил: «О Посланник Аллаха, я не стал неверным после того, как уверовал; и я не имел никаких целей против Ислама, я просто хотел, чтобы в Мекке был кто-то, кто защитит мою семью и имущество». На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Он сказал вам правду!». Тогда 'Умар спросил разрешения его убить, сказав: “О, Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на ее участников и сказал: Делайте, что хотите, Я уже простил вам!”?». И прочитал:
يَاأَيُّهَاالَّذِينَآمَنُوالَاتَتَّخِذُواعَدُوِّيوَعَدُوَّكُمْأَوْلِيَاء

"О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником"
Сура "аль-Мумтахана", 1
Итак, Хатыб остался мусульманином; запрет коснулся его в общем, но у него есть некоторые причины, связанные с намерениями, которые побудили его совершить это действие.
Если посмотреть на аят, то становится ясно, что действия Хатыба – это проявление дружбы и любви к неверующим, и что он сбился с прямого пути.
Но слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Он сказал вам правду!»,- четко показывают, что он не вышел из Ислама по причине этих действий, так как он не сомневался в Аллахе и Его Посланнике(да благословит его Аллах и приветствует), добиваясь мирских целей.
Также мы не говорим, что слова: «Откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на ее участников и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!»?» *, - являются препятствием для обвинения Хатыба в неверии; так как если человек проявил неверие, то, что осталось у него от благих деяний бы не спасло от неверия, ведь неверие уничтожает все благие деяния до этого.
В этом вопросе есть разногласия, но мы думаем, что эти слова значат, что Аллах этим дал знать определённым людям, что они не отступятся от религии и умрут на Исламе. Они также будут совершать некоторые грехи, но Аллах не оставит их, и даже направит их к искреннему покаянию и благим делам, которые сотрут эти прегрешения.
Эти слова не значат то, что они теперь не обязаны выполнять обязательные поклонения, ведь если бы это было так, то они бы не нуждались после этого в намазе, в закяте, посте и других поклонениях. Но это невозможно, а одно из самых обязательных поклонений – это покаяние; и гарантия прощения не отрицает собой соблюдения причин этого прощения.
Это видно из хадиса, в котором говорится: «Один раб согрешил и сказал: «О Господи! Я согрешил, так прости же мне!»,- и Он простил ему. Потом он прожил столько, сколько пожелал Аллах, и снова согрешил, и обратился к Нему: «О Господи! Я согрешил, так прости же мне!»,- и Он простил ему. Потом он прожил столько, сколько пожелал Аллах, и снова согрешил, и обратился к Нему: «О Господи! Я согрешил, так прости же мне!»,- и тогда Он сказал: « Мой раб понял, что у него есть Господь, который прощает его грехи, а потом опять совершает их. Я простил ему, так пусть совершает, что хочет».
Очевидно, что в этом хадисе не содержится разрешения рабу совершать любые деяния, грехи и преступления. Здесь имеется ввиду, что Аллах будет прощать рабу любой его грех, если он покается за совершение его. В основе это относится к любому человеку, но в этом хадисе говорится про отдельного человека, как Аллах отдельно сказал про участников битвы при Бадре.
То же самое можно сказать и про тех, кого Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) обрадовал Раем и тем, что им прощены все грехи ещё при жизни. Не стоит понимать это, как будто после этого им становится разрешенным любой грех и становится необязательной любая обязанность. Наоборот, они начинали ещё усерднее поклоняться Аллаху, ещё больше боятся Его после того, как были обрадованы, как те десять сподвижников, при жизни обрадованных Раем.
Абу Бакр ас-Сыддик очень много предостерегал других и сам сильно боялся впасть в грех; 'Умар был таким же; они знали, что это их обрадование было связано с обязанностью продолжать усиленно поклоняться до самой смерти; и никто из них не думал, что эти слова обозначают, что Аллах разрешил им любые деяния, которые они захотят совершить, и Аллах знает лучше.
Ведь Аллах сказал:
وَمَن يَكْفُرْ بِالإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ

«Тщетны деяния того, кто отрекся от веры»
Сура "аль-Маида", 5
Также Он сказал:
وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали»
Сура "аль-Анам", 88
Поэтому неверие полностью уничтожает благие деяния и веру, и в этом нет разногласий, и нет сомнений в этом.
А что касается слов:
وَمَنيَتَوَلَّهُممِّنكُمْفَإِنَّهُمِنْهُمْ

"Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них"
Сура "аль-Маида", 51
и слов:
لَاتَجِدُقَوْمًايُؤْمِنُونَبِاللَّهِوَالْيَوْمِالْآخِرِيُوَادُّونَمَنْحَادَّاللَّهَوَرَسُولَهُ

"Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей,
которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником
…"
Сура "аль-Муджадила", 22
и слов:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ الَّذِينَ اتَّخَذُواْ دِينَكُمْ هُزُوًا وَلَعِبًا مِّنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَالْكُفَّارَ أَوْلِيَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

"О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими"
Сура "аль-Маида", 57
то эти слова пояснила Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и эти аяты относятся к общему случаю, когда человек проявляет дружбу к неверующим и помогает их религии.
Основа проявления дружбы – это любовь, помощь и дружба, и у каждого греха есть своя доля угрозы и порицания». «Ад-дурарус-суннийа филь-аджуибатин-надждийа», 1/472-474.

В пояснениях к толкованию книги «аль-Джами' ас-Сахих» говорится: «Если кто-то подумает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) простил Хатыба по причине того, что Аллах уже поведал ему (да благословит его Аллах и приветствует) о правдивости Хатыба, или того, что тем, кто после него, нельзя судить людей, так как мы не знаем, что у людей внутри, то он ошибся: рабы Аллаха должны судить по тому, что видно.
Аллах поведал Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)о лицемерах, о том, как они находились среди мусульман, а втайне совершали неверие, Он сообщил ему их имена, но вместе с этим Он запретил ему убивать их и брать в плен, так как они снаружи показывали, что они мусульмане.
Так же мы должны поступать в отношении любого из творений Аллаха: судить по тому, что видно, и не обращать внимания на то, что скрыто от нас. Подобное приводилось и от других учёных». Эту часть проверил Мухаммад Ильяс Мухаммад Ануар, так как он достиг степени магистра; унивеситет «Уммуль-кура», отдел Курана и Сунны, 1416 г.х.

Также можно привести слова имама Шафи'и в комментариях к хадису о Хатыбе: «Вместе с тем, что уже упомянуто в этом хадисе, следует добавить, что не надо принимать решений, основываясь на предположениях. Его слова предполагали как то, что он сделал это, не испытывая сомнений в Исламе, так и то, что он сделал это по ошибке, не желая отступничества от Ислама».
То, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не вынес решение об убийстве и не стал опираться в этом деле на наиболее вероятное предположение, и то, что никто до этого не приходил с чем-то подобным, так как тайна Посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), по сравнению с тайнами других людей была самой великой для ее сохранения.
Он сообщил многобожникам Мекки о планах мусульман в Медине, а Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел неожиданно напасть на них, и, тем не менее, он оправдал Хатыба и не применял к нему силу; те же, кто был после него, еще больше заслуживают оправдания.

Имама Шафи'и однажды спросили: «Что ты думаешь о словах того, кто скажет: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своими словами: «Он сказал вам правду», - оправдал Хатыба из-за того, что уже знал о том, что он говорит правду?»».
Он ответил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) знал о том, что лицемеры – лжецы, и не проливал их кровь, потому что судил их по внешнему признаку; поэтому, если бы он оправдал Хатыба из-за того, что знал о его правдивости, тогда и лицемеров он убивал бы из-за того, что знал о том, что они лжецы. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в обоих случаях судил их по внешнему признаку, а скрытое принадлежит Аллаху. Это для того, чтобы судья после него (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил решение из-за того, что мы не можем знать скрытое.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) судил методами, которые являются общими для всех, кроме как если не пришло доказательство того, что какой-либо случай является исключением из этого». «Аль-умм», 4/250.

Также можно привести еще один пример помощи мусульманина неверным при том, что эта помощь не выводит из Ислама.
Приводится от ЗуМихмара от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал:
تصالحون الروم صلحاً آمناً و تغزون أنتم وهم عدواً من ورائهم، فتسلمون و تغنمون، ثمّ تنزلون بمرجٍ ذي تلولٍ فيقوم إليه رجل من الروم فيرفع الصليب و يقول: ألا غلب الصليب. فيقومإليهرجلمنالمسلمين فيقتله فعند ذلك تغدر الروم و تكون الملاحم فيجتمعون إليكم فيأتونكم في ثمانين غايةٍ مع كلّ غايةٍ عشرة آلافٍ

«Однажды вы заключите с византийцами мирное соглашение, и будете сражаться с ними против их врагов и одержите победу, получив военные трофеи. Затем спуститесь в холмистую долину, где один из византийцев остановится и, подняв крест, скажет: «Победил крест!», тогда к нему подойдет один из мусульман и убьет его, и после этого византийцы нарушат договор, и случится побоище, и соберутся они против вас, и станут наступать восьмьюдесятью знаменами, и с каждым знаменем будет десять тысяч»
«Муснад» имама Ахмада, 12826; «Сунан» Абу Дауда, 2767; «Сунан» Ибн Маджа, 4089
В этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул, что мусульманская умма заключит мирный договор с византийцами, и они вместе будут сражаться против их общего врага, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал, что мусульмане станут из-за этого неверными. Здесь явное указание на то, что помощь одним неверным против других неверных не выводит из религии!
Поэтому следует запомнить: сердце мусульманина должно испытывать ненависть ко всем неверующими и к их религии; и та любовь мусульманина к неверующему, которую мы описали, должна быть не к религии, на которой этот неверный, а по причине каких-то мирских дел!
Вложения
положение дружбы с неверными.docx
(52.95 КБ) 437 скачиваний
Ответить