Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». Ахмад 2/178, Абу Дауд 2911, Ибн Маджах 2731. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 7614.
Эти хадисы ясно указывают на то, что мусульмане не наследуют от неверных, как и неверные не наследуют от мусульман. И это было мнением четырех праведных халифов и большинства таби'инов и имамов четырех мазхабов.
Таким образом, если у мусульманина остались наследники, которые не являются мусульманами, то его имущество не переходит к ним во владение, оно идет в исламскую казну на нужды мусульман.
Если же у этого мусульманина некоторые наследники мусульмане, а некоторые неверные, то оно достается мусульманам и не достается неверным.
Также и наоборот, если умер неверный, а его наследники мусульмане, то им не переходит его наследство, а если его наследники неверные, как и он, тогда оно идет к ним, как это разъяснял шейх Ибн Баз. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 10.
Есть и другое мнение, гласящее, что мусульманин может наследовать от неверных, которые не из числа враждующих (под "враждующими" речь идёт о неверных, с которыми нет договора), тогда как неверный не может наследовать от мусульман в любом случае. Это мнение передают от Му’аза, Му’ауии и некоторых имамов, и его выбрал также шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” 336 и Ибн аль-Къайим в “Ахкам ахль аз-зимма” 2/674.
В качестве довода они использовали общие тексты, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются». ад-Даракъутни 395, аль-Байхакъи 6/205, ар-Руяни 2/153. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 2778.
Как и от лицемера можно наследовать, исходя из внешних признаков Ислама, несмотря на то, что он тоже неверный.
Как и мусульманам можно жениться на женщинах людей Писания, но выходить за них замуж мусульманки не могут, и т.п.
Однако шейх Ибн ‘Усаймин и многие ученые отвергли это мнение, поскольку оно явно противоречит упомянутым хадисам, а имам ан-Науауи оправдывал сторонников этого мнения тем, что до них видимо не дошли эти ясные и однозначные хадисы, не нуждающиеся в истолковывании. Ведь в случае разногласия необходимо возвращаться к доводам, а довод у нас Коран и Сунна, а не слова того или иного ученого или даже сподвижника. Одно дело, если бы сподвижники были единогласны в таком понимании или кто-то из них высказал то, чему не было бы противоречий от других, но ведь большинство сподвижников, как раз было на том, что сказал ясно пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Усама ибн Зайд рассказывал: “Наследство от Абу Талиба получили ‘Акъиль и Талиб, тогда как Джа’фар и ‘Али не получили ничего, поскольку они были мусульманами, а ‘Акъиль и Талиб были неверными. И по этой причине ‘Умар говорил: «Не наследует верующий от неверного!»” А Усама сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не наследует мусульманин от неверного, как и неверный от мусульманина»”. Абу Дауд 2/364, Ибн Маджах 2730. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса, и его основа есть у аль-Бухари.
Имам ан-Науауи о доводе сторонников другого мнения, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются», сказал: “Нет для них довода в этом хадисе, поскольку смысл его в том, что Ислам имеет превосходство над всем прочим. И это не противоречит хадису о наследовании. Так каким же образом можно оставить из-за этого текст хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина»?! Вероятно, до этой группы не дошел данный хадис”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/58.
Однако следует отметить, что есть разница в Исламе между наследством и завещанием, как это поясняли обладатели знания. Наследство (мирас) не нуждается в завещании, поскольку оно автоматически переходит к наследникам, и Аллах уже распределил в Коране кому, сколько и как.
Тогда как завещание (уасыя) – это то, что можно завещать из своего имущество на что-то определенное. И если наследники мусульманина – мусульмане, он не имеет права завещать больше, чем треть своего имущество на что-то.
Так вот, если у мусульманина родители неверные, то нет запрета принять ему от них имущество в качестве завещания.
Все факъихи из числа ханафитов и ханбалитов, а также большинство шафиитов считали, что завещание мусульманина неверному и завещание неверного мусульманину действительно. Они говорили, что также как подарки и торговля между ними дозволены, также дозволено и завещание.
А некоторые шафииты считали, что завещать мусульманину неверному можно в том случае, если речь идет о ком-то определенном, тогда как они запрещали говорить: «Я завещаю иудею или христианину», поскольку в таком случае они считали, что неверие связывается с завещанием.
Ну а маликиты были единогласны с теми, кто считал дозволенным завещание неверного для мусульманина, а что касается завещания мусульманина неверному, то Ибн аль-Къасим и Ашхаб считали, что это дозволено только в том случае, если делается для поддержания родственных связей, и т.п. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 2/312.
Что касается положения мусульман, чьи родители являются неверными, то в фатауах Постоянного комитета есть много подобных вопросов от мусульман, принявших Ислам в Европе. И на все эти вопросы ученые, среди которых были шейх Ибн Баз, шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд и др. отвечали, что нельзя наследовать от неверных, если только речь идет о подарках, завещании, и т.п. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 4149, 4214, 17130.
Также я спросил сегодня у шейха ар-Рамли о некоторых моментах, связанных с данным вопросом.
Я сообщил ему о том, что многие мусульмане, проживающие в странах неверных и чьи родители, к сожалению, являются неверными, испытывают трудности с данным вопросом. Он сказал: «Мы – мусульмане, и должны покориться велению пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь у верующих мужчин и женщин нет выбора в том деле, в котором вынесли решение Аллах и Его посланник».
Я сказал: «А что если неверные родители умерли и так ничего не завещали мусульманину, может ли он использовать их наследство, дом, деньги, и т.п.?»
Он сказал: «Нет, он должен все это раздать в качестве садакъа мусульманам. Исключением является, если он будет вынужден, скажем, жить в их доме, если у него нет ничего, а он может остаться на улице».
Я спросил: «А можно ли попросить родителей неверных, не говоря об этих положениях, чтобы они завещали, подарили то-то и то?»
Он сказал: «Можно, только в основе просьбы в Исламе порицаемы, а иногда бывают и запретны».
Я спросил: «А если родитель на словах дарит или завещает что-то из имущества ребенку мусульманину, это действительно, или же необходимы какие-то условия, записи, и т.п.?»
Он сказал: «Если завещал на словах, то это действительно».
А Аллаху ведомо обо всём лучше.