Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракату.
Вот недавно слушала лекцию Рината абу Мухаммада и там такое услышала что мусульмане не наследуют имущество кафиров. но там не было никаких пояснений, просто как факт. Братья, где можно подробнее об этом узнать? потому что у меня родители кафиры и отец умер. у нас с ним было напополам дом( т.е. доли у меня часть и у него часть) в собственности. потом он умер и близких родственников у него не было, я одна только дочь. и я оформила весь полностью дом на себя.это неправильно? что вообще делать в таких случаях...а если негде жить кроме отцовского дома? ведь если дети и др. близкие родственники не обращаются за наследством тогда имеют право дальние родственники вступать в наследство или дом вообще отходит к государству(или часть дома). а если например кафир до смерти завещал имущество своему сыну или дочери или не завещал по российским законам , то разница есть? что вобще делать тем у кого родители кафиры и умерли, можно ли пользоваться их вещами(посуда , бытовая техника) или надо все выкидывать на свалку после их смерти?
Наследство от неверных принимать нельзя?
-
- Сообщения: 4
- Зарегистрирован: 27 фев 2013, 15:42
- Откуда: тула
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». Ахмад 2/178, Абу Дауд 2911, Ибн Маджах 2731. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 7614.
Эти хадисы ясно указывают на то, что мусульмане не наследуют от неверных, как и неверные не наследуют от мусульман. И это было мнением четырех праведных халифов и большинства таби'инов и имамов четырех мазхабов.
Таким образом, если у мусульманина остались наследники, которые не являются мусульманами, то его имущество не переходит к ним во владение, оно идет в исламскую казну на нужды мусульман.
Если же у этого мусульманина некоторые наследники мусульмане, а некоторые неверные, то оно достается мусульманам и не достается неверным.
Также и наоборот, если умер неверный, а его наследники мусульмане, то им не переходит его наследство, а если его наследники неверные, как и он, тогда оно идет к ним, как это разъяснял шейх Ибн Баз. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 10.
Есть и другое мнение, гласящее, что мусульманин может наследовать от неверных, которые не из числа враждующих (под "враждующими" речь идёт о неверных, с которыми нет договора), тогда как неверный не может наследовать от мусульман в любом случае. Это мнение передают от Му’аза, Му’ауии и некоторых имамов, и его выбрал также шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” 336 и Ибн аль-Къайим в “Ахкам ахль аз-зимма” 2/674.
В качестве довода они использовали общие тексты, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются». ад-Даракъутни 395, аль-Байхакъи 6/205, ар-Руяни 2/153. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 2778.
Как и от лицемера можно наследовать, исходя из внешних признаков Ислама, несмотря на то, что он тоже неверный.
Как и мусульманам можно жениться на женщинах людей Писания, но выходить за них замуж мусульманки не могут, и т.п.
Однако шейх Ибн ‘Усаймин и многие ученые отвергли это мнение, поскольку оно явно противоречит упомянутым хадисам, а имам ан-Науауи оправдывал сторонников этого мнения тем, что до них видимо не дошли эти ясные и однозначные хадисы, не нуждающиеся в истолковывании. Ведь в случае разногласия необходимо возвращаться к доводам, а довод у нас Коран и Сунна, а не слова того или иного ученого или даже сподвижника. Одно дело, если бы сподвижники были единогласны в таком понимании или кто-то из них высказал то, чему не было бы противоречий от других, но ведь большинство сподвижников, как раз было на том, что сказал ясно пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Усама ибн Зайд рассказывал: “Наследство от Абу Талиба получили ‘Акъиль и Талиб, тогда как Джа’фар и ‘Али не получили ничего, поскольку они были мусульманами, а ‘Акъиль и Талиб были неверными. И по этой причине ‘Умар говорил: «Не наследует верующий от неверного!»” А Усама сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не наследует мусульманин от неверного, как и неверный от мусульманина»”. Абу Дауд 2/364, Ибн Маджах 2730. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса, и его основа есть у аль-Бухари.
Имам ан-Науауи о доводе сторонников другого мнения, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются», сказал: “Нет для них довода в этом хадисе, поскольку смысл его в том, что Ислам имеет превосходство над всем прочим. И это не противоречит хадису о наследовании. Так каким же образом можно оставить из-за этого текст хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина»?! Вероятно, до этой группы не дошел данный хадис”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/58.
Однако следует отметить, что есть разница в Исламе между наследством и завещанием, как это поясняли обладатели знания. Наследство (мирас) не нуждается в завещании, поскольку оно автоматически переходит к наследникам, и Аллах уже распределил в Коране кому, сколько и как.
Тогда как завещание (уасыя) – это то, что можно завещать из своего имущество на что-то определенное. И если наследники мусульманина – мусульмане, он не имеет права завещать больше, чем треть своего имущество на что-то.
Так вот, если у мусульманина родители неверные, то нет запрета принять ему от них имущество в качестве завещания.
Все факъихи из числа ханафитов и ханбалитов, а также большинство шафиитов считали, что завещание мусульманина неверному и завещание неверного мусульманину действительно. Они говорили, что также как подарки и торговля между ними дозволены, также дозволено и завещание.
А некоторые шафииты считали, что завещать мусульманину неверному можно в том случае, если речь идет о ком-то определенном, тогда как они запрещали говорить: «Я завещаю иудею или христианину», поскольку в таком случае они считали, что неверие связывается с завещанием.
Ну а маликиты были единогласны с теми, кто считал дозволенным завещание неверного для мусульманина, а что касается завещания мусульманина неверному, то Ибн аль-Къасим и Ашхаб считали, что это дозволено только в том случае, если делается для поддержания родственных связей, и т.п. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 2/312.
Что касается положения мусульман, чьи родители являются неверными, то в фатауах Постоянного комитета есть много подобных вопросов от мусульман, принявших Ислам в Европе. И на все эти вопросы ученые, среди которых были шейх Ибн Баз, шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд и др. отвечали, что нельзя наследовать от неверных, если только речь идет о подарках, завещании, и т.п. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 4149, 4214, 17130.
Также я спросил сегодня у шейха ар-Рамли о некоторых моментах, связанных с данным вопросом.
Я сообщил ему о том, что многие мусульмане, проживающие в странах неверных и чьи родители, к сожалению, являются неверными, испытывают трудности с данным вопросом. Он сказал: «Мы – мусульмане, и должны покориться велению пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь у верующих мужчин и женщин нет выбора в том деле, в котором вынесли решение Аллах и Его посланник».
Я сказал: «А что если неверные родители умерли и так ничего не завещали мусульманину, может ли он использовать их наследство, дом, деньги, и т.п.?»
Он сказал: «Нет, он должен все это раздать в качестве садакъа мусульманам. Исключением является, если он будет вынужден, скажем, жить в их доме, если у него нет ничего, а он может остаться на улице».
Я спросил: «А можно ли попросить родителей неверных, не говоря об этих положениях, чтобы они завещали, подарили то-то и то?»
Он сказал: «Можно, только в основе просьбы в Исламе порицаемы, а иногда бывают и запретны».
Я спросил: «А если родитель на словах дарит или завещает что-то из имущества ребенку мусульманину, это действительно, или же необходимы какие-то условия, записи, и т.п.?»
Он сказал: «Если завещал на словах, то это действительно».
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга». Ахмад 2/178, Абу Дауд 2911, Ибн Маджах 2731. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 7614.
Эти хадисы ясно указывают на то, что мусульмане не наследуют от неверных, как и неверные не наследуют от мусульман. И это было мнением четырех праведных халифов и большинства таби'инов и имамов четырех мазхабов.
Таким образом, если у мусульманина остались наследники, которые не являются мусульманами, то его имущество не переходит к ним во владение, оно идет в исламскую казну на нужды мусульман.
Если же у этого мусульманина некоторые наследники мусульмане, а некоторые неверные, то оно достается мусульманам и не достается неверным.
Также и наоборот, если умер неверный, а его наследники мусульмане, то им не переходит его наследство, а если его наследники неверные, как и он, тогда оно идет к ним, как это разъяснял шейх Ибн Баз. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 10.
Есть и другое мнение, гласящее, что мусульманин может наследовать от неверных, которые не из числа враждующих (под "враждующими" речь идёт о неверных, с которыми нет договора), тогда как неверный не может наследовать от мусульман в любом случае. Это мнение передают от Му’аза, Му’ауии и некоторых имамов, и его выбрал также шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “аль-Ихтиярат” 336 и Ибн аль-Къайим в “Ахкам ахль аз-зимма” 2/674.
В качестве довода они использовали общие тексты, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются». ад-Даракъутни 395, аль-Байхакъи 6/205, ар-Руяни 2/153. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 2778.
Как и от лицемера можно наследовать, исходя из внешних признаков Ислама, несмотря на то, что он тоже неверный.
Как и мусульманам можно жениться на женщинах людей Писания, но выходить за них замуж мусульманки не могут, и т.п.
Однако шейх Ибн ‘Усаймин и многие ученые отвергли это мнение, поскольку оно явно противоречит упомянутым хадисам, а имам ан-Науауи оправдывал сторонников этого мнения тем, что до них видимо не дошли эти ясные и однозначные хадисы, не нуждающиеся в истолковывании. Ведь в случае разногласия необходимо возвращаться к доводам, а довод у нас Коран и Сунна, а не слова того или иного ученого или даже сподвижника. Одно дело, если бы сподвижники были единогласны в таком понимании или кто-то из них высказал то, чему не было бы противоречий от других, но ведь большинство сподвижников, как раз было на том, что сказал ясно пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина!» аль-Бухари 6764, Муслим 1614.
Усама ибн Зайд рассказывал: “Наследство от Абу Талиба получили ‘Акъиль и Талиб, тогда как Джа’фар и ‘Али не получили ничего, поскольку они были мусульманами, а ‘Акъиль и Талиб были неверными. И по этой причине ‘Умар говорил: «Не наследует верующий от неверного!»” А Усама сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не наследует мусульманин от неверного, как и неверный от мусульманина»”. Абу Дауд 2/364, Ибн Маджах 2730. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса, и его основа есть у аль-Бухари.
Имам ан-Науауи о доводе сторонников другого мнения, как хадис: «Ислам возвышается, но над ним не возвышаются», сказал: “Нет для них довода в этом хадисе, поскольку смысл его в том, что Ислам имеет превосходство над всем прочим. И это не противоречит хадису о наследовании. Так каким же образом можно оставить из-за этого текст хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина»?! Вероятно, до этой группы не дошел данный хадис”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/58.
Однако следует отметить, что есть разница в Исламе между наследством и завещанием, как это поясняли обладатели знания. Наследство (мирас) не нуждается в завещании, поскольку оно автоматически переходит к наследникам, и Аллах уже распределил в Коране кому, сколько и как.
Тогда как завещание (уасыя) – это то, что можно завещать из своего имущество на что-то определенное. И если наследники мусульманина – мусульмане, он не имеет права завещать больше, чем треть своего имущество на что-то.
Так вот, если у мусульманина родители неверные, то нет запрета принять ему от них имущество в качестве завещания.
Все факъихи из числа ханафитов и ханбалитов, а также большинство шафиитов считали, что завещание мусульманина неверному и завещание неверного мусульманину действительно. Они говорили, что также как подарки и торговля между ними дозволены, также дозволено и завещание.
А некоторые шафииты считали, что завещать мусульманину неверному можно в том случае, если речь идет о ком-то определенном, тогда как они запрещали говорить: «Я завещаю иудею или христианину», поскольку в таком случае они считали, что неверие связывается с завещанием.
Ну а маликиты были единогласны с теми, кто считал дозволенным завещание неверного для мусульманина, а что касается завещания мусульманина неверному, то Ибн аль-Къасим и Ашхаб считали, что это дозволено только в том случае, если делается для поддержания родственных связей, и т.п. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 2/312.
Что касается положения мусульман, чьи родители являются неверными, то в фатауах Постоянного комитета есть много подобных вопросов от мусульман, принявших Ислам в Европе. И на все эти вопросы ученые, среди которых были шейх Ибн Баз, шейх Абдуль-Азиз Али Шейх, шейх Салих аль-Фаузан, шейх Бакр Абу Зейд и др. отвечали, что нельзя наследовать от неверных, если только речь идет о подарках, завещании, и т.п. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 4149, 4214, 17130.
Также я спросил сегодня у шейха ар-Рамли о некоторых моментах, связанных с данным вопросом.
Я сообщил ему о том, что многие мусульмане, проживающие в странах неверных и чьи родители, к сожалению, являются неверными, испытывают трудности с данным вопросом. Он сказал: «Мы – мусульмане, и должны покориться велению пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь у верующих мужчин и женщин нет выбора в том деле, в котором вынесли решение Аллах и Его посланник».
Я сказал: «А что если неверные родители умерли и так ничего не завещали мусульманину, может ли он использовать их наследство, дом, деньги, и т.п.?»
Он сказал: «Нет, он должен все это раздать в качестве садакъа мусульманам. Исключением является, если он будет вынужден, скажем, жить в их доме, если у него нет ничего, а он может остаться на улице».
Я спросил: «А можно ли попросить родителей неверных, не говоря об этих положениях, чтобы они завещали, подарили то-то и то?»
Он сказал: «Можно, только в основе просьбы в Исламе порицаемы, а иногда бывают и запретны».
Я спросил: «А если родитель на словах дарит или завещает что-то из имущества ребенку мусульманину, это действительно, или же необходимы какие-то условия, записи, и т.п.?»
Он сказал: «Если завещал на словах, то это действительно».
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
-
- Сообщения: 4
- Зарегистрирован: 27 фев 2013, 15:42
- Откуда: тула
Re: Наследство от неверных принимать нельзя?
машаалах очень рада была увидеть этот ответ шейх прям так четко все объяснил.
брат, только вот одно не понятно, почему он говорит что надо раздать на садака мусульманам оставшееся имущество . но раз наследования от кафира нет, то как мы его вещами можем сделать садака, если оно нам не может принадлежать. я так поняла в начале что все их имущество в основе своей кафирам должно отходить. или может шейх имел ввиду что если это имущество к нам попало в руки и никто на него не претендует в т.ч. и государство - ну разные вещи, мебель.
брат, только вот одно не понятно, почему он говорит что надо раздать на садака мусульманам оставшееся имущество . но раз наследования от кафира нет, то как мы его вещами можем сделать садака, если оно нам не может принадлежать. я так поняла в начале что все их имущество в основе своей кафирам должно отходить. или может шейх имел ввиду что если это имущество к нам попало в руки и никто на него не претендует в т.ч. и государство - ну разные вещи, мебель.
Шейх имел в виду, когда у родителей нет наследников, кроме мусульман. Но если у родителей есть наследники мусульмане и неверные, то имущество естественно переходит в руки неверных наследников, как это говорил шейх Ибн Баз.jan majeed писал(а): только вот одно не понятно, почему он говорит что надо раздать на садака мусульманам оставшееся имущество . но раз наследования от кафира нет, то как мы его вещами можем сделать садака, если оно нам не может принадлежать. я так поняла в начале что все их имущество в основе своей кафирам должно отходить. или может шейх имел ввиду что если это имущество к нам попало в руки и никто на него не претендует в т.ч. и государство - ну разные вещи, мебель.
Да и не дадут другие наследники-кафиры отдать на садакъа их наследство)
-
- Сообщения: 1200
- Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09
Re: Наследство от неверных принимать нельзя?
Ас-саляму 'алейкум уа рахмату Ллах.
В дополнение к теме.
На днях я спросил у шейха Расляна, хафизаху Ллах, о наследстве от неверных, в таких странах как Россия.
Он ответил: "Надо раздать его в благом, не нужно оставлять его неверным, надо раздать его мусульманам". Я спросил: может ли ребенок пользоваться таким наследством от родителя неверного, как например, жить в их доме ? На что шейх сказал: "Да, он может пользоваться и должен раздать, так как в этих странах нет Бейтуль-Маль (Казны мусульман)".
Когда я сказал что у нас есть муфтияты, там есть сбор закята, шейх спросил: "Он будут раздавать это имущество мусульманами или будут расходовать его в своих целях ? Они же у вас суфисты ?" Я ответил, что сомневаюсь что они будут расходовать его по праву. Тогда шейх сказал: "Пусть тогда человек сам раздает".
В дополнение к теме.
На днях я спросил у шейха Расляна, хафизаху Ллах, о наследстве от неверных, в таких странах как Россия.
Он ответил: "Надо раздать его в благом, не нужно оставлять его неверным, надо раздать его мусульманам". Я спросил: может ли ребенок пользоваться таким наследством от родителя неверного, как например, жить в их доме ? На что шейх сказал: "Да, он может пользоваться и должен раздать, так как в этих странах нет Бейтуль-Маль (Казны мусульман)".
Когда я сказал что у нас есть муфтияты, там есть сбор закята, шейх спросил: "Он будут раздавать это имущество мусульманами или будут расходовать его в своих целях ? Они же у вас суфисты ?" Я ответил, что сомневаюсь что они будут расходовать его по праву. Тогда шейх сказал: "Пусть тогда человек сам раздает".