Отказ от милостыни (садакъа)
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 авг 2014, 11:07
Отказ от милостыни (садакъа)
Ассаляму алейкум рахматуЛлахи уа баракатух. У меня вопрос: можно ли отказываться от садака, если человек не богат и возможно нуждается в милостыне?
- ismail05muslim
- Сообщения: 24
- Зарегистрирован: 16 июн 2014, 00:04
Re: Отказ от садака
Уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракятух
Взято с сайта islamweb:
«Если человек отказывается брать садака, не желая обременять себя чувством признательности, или считая, что он не достоин ее (садака), то нет на нем греха. Так как принятие ее в основе не является обязательным.
Сказал Ибн Кудама в «Аль-Мугни»:
«Не принуждается нуждающийся к тому, чтобы брать подарок, садака, завещание или то, что ему положено из обязательного, так как в этом есть вред, из-за возложения на него чувства признательности за подарок, садака или завещание»
И сказал Ан-Навави в «Аль-Маджмуа»:
«Если ему предлагают имущество из дозволеного в том виде, в котором разрешено ему это взять, и он не просит его и не стремится к нему, то разрешено ему это взять, но он не принуждается к этому и не обязан этим».
Шейх-уль-ислям на узаконенность того, что можно не брать, привел в доказательство отказ Хакима Ибн Хизама, да будет доволен им Аллах, от того, что ему причиталось из «Бэйти-ль-Маль» (имущественного дома).
И отказ от садака не считается высокомерием, которое запрещено шариатом. Так как высокомерие проявляется в возвышении над людьми и их презрении, как об этом сказано в хадисе, который привел имам Муслим:
«Высокомерие есть неприятие истины и презрение по отношению к людям» Уа-Ллаху а’лям.
Источник: https://www.islamweb.net/ar/fatwa/112943/
Взято с сайта islamweb:
«Если человек отказывается брать садака, не желая обременять себя чувством признательности, или считая, что он не достоин ее (садака), то нет на нем греха. Так как принятие ее в основе не является обязательным.
Сказал Ибн Кудама в «Аль-Мугни»:
«Не принуждается нуждающийся к тому, чтобы брать подарок, садака, завещание или то, что ему положено из обязательного, так как в этом есть вред, из-за возложения на него чувства признательности за подарок, садака или завещание»
И сказал Ан-Навави в «Аль-Маджмуа»:
«Если ему предлагают имущество из дозволеного в том виде, в котором разрешено ему это взять, и он не просит его и не стремится к нему, то разрешено ему это взять, но он не принуждается к этому и не обязан этим».
Шейх-уль-ислям на узаконенность того, что можно не брать, привел в доказательство отказ Хакима Ибн Хизама, да будет доволен им Аллах, от того, что ему причиталось из «Бэйти-ль-Маль» (имущественного дома).
И отказ от садака не считается высокомерием, которое запрещено шариатом. Так как высокомерие проявляется в возвышении над людьми и их презрении, как об этом сказано в хадисе, который привел имам Муслим:
«Высокомерие есть неприятие истины и презрение по отношению к людям» Уа-Ллаху а’лям.
Источник: https://www.islamweb.net/ar/fatwa/112943/
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 авг 2014, 11:07
Re: Отказ от садака
Ассаляму алейкум рахматуЛлахи уа баракатух.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если к кому-то придет что-то от его брата из имущества, и он не просил этого, то пусть возьмет это и не отказывается, потому что это пропитание от Аллаха". Ибн Абдуль-Барр в "Ат-Тамхид", 5/94; Ибн Хаджар Аскаляни в "аль-Исаба", 1/409; Шейх Альбани в "Та'ликат ур-радыя", 522/2 назвал его иснад достоверным.
В хадисе сказано нужно брать, а ученные говорят можно не брать.
Как должен поступать человек? Разъясните пожалуйста.
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Всё куда проще.
Основа в том, что если человек не просил ничего сам и ему кто-то что-то даёт, пусть берёт, ибо это ризкъ ему от Аллаха.
Теперь, учёные говорят по разному, обязан ли он это брать или же нет? Кто-то считал, что обязан, кто-то считал, что нет.
Но человек имеет права отказаться от дара, когда в его отказе есть превосходящая польза. Например, думает, что человек ему что-то дал из-за стеснения; или видит, что тот сам сильнее нуждается в этом; или полагает, что тот человек этим самым даром будет его упрекать в последствии; или же дающий преследует плохие интересы, чтобы посредством этого дара в итоге попросить о чем-то, что человеку не хотелось бы сделать, но так как он чувствует себя должным будет вынужден это делать, и т.п.
Аллаху а'лям.
Мне кажется это из раздела "Разъяснение ясного влечёт неясность" )В хадисе сказано нужно брать, а ученные говорят можно не брать. Как должен поступать человек?
Всё куда проще.
Основа в том, что если человек не просил ничего сам и ему кто-то что-то даёт, пусть берёт, ибо это ризкъ ему от Аллаха.
Теперь, учёные говорят по разному, обязан ли он это брать или же нет? Кто-то считал, что обязан, кто-то считал, что нет.
Но человек имеет права отказаться от дара, когда в его отказе есть превосходящая польза. Например, думает, что человек ему что-то дал из-за стеснения; или видит, что тот сам сильнее нуждается в этом; или полагает, что тот человек этим самым даром будет его упрекать в последствии; или же дающий преследует плохие интересы, чтобы посредством этого дара в итоге попросить о чем-то, что человеку не хотелось бы сделать, но так как он чувствует себя должным будет вынужден это делать, и т.п.
Аллаху а'лям.
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 30 авг 2014, 11:07
Re: Отказ от садака
ДжазакаЛлаху хайран. Всё понятно
Re: Отказ от милостыни (садакъа)
Салам алейкум. По теме сегодня нашёл высказывание: Умм ад-Дарда’ (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Что с вами? Отчего один из вас восклицает: “О Аллах, дай мне пропитание!”? Ведь он знает, что небеса не проливают дождей из динаров и дирхемов, а удел вы получаете друг от друга. Кому дают что-то, пусть он примет это, даже если он в этом и не нуждается, и отдаст это нуждающемуся из числа своих братьев. А если он беден, то пусть воспользуется этим для покрытия нужд своих, и пусть он не отказывается от удела, который дарует ему Аллах». (См. Йусуф ибн аз-Заки ‘Абду-р-Рахман Абу аль-Хаджадж альМиззи. Тахзиб аль-камаль Т. 35. С. 365).
«Что с вами? Отчего один из вас восклицает: “О Аллах, дай мне пропитание!”? Ведь он знает, что небеса не проливают дождей из динаров и дирхемов, а удел вы получаете друг от друга. Кому дают что-то, пусть он примет это, даже если он в этом и не нуждается, и отдаст это нуждающемуся из числа своих братьев. А если он беден, то пусть воспользуется этим для покрытия нужд своих, и пусть он не отказывается от удела, который дарует ему Аллах». (См. Йусуф ибн аз-Заки ‘Абду-р-Рахман Абу аль-Хаджадж альМиззи. Тахзиб аль-камаль Т. 35. С. 365).