О склонении в земном поклоне на руки
✏ "
Он ﷺ ставил свои руки на землю прежде, чем её касались колени".
Передали Ибн Хузайма (1/76/1), ад-Даракутни и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
Все хадисы, которые противоречат этому хадису, недостоверны. В пользу этого действия высказывался (имам) Малик, и то же самое сообщается от (имама) Ахмада.
Ибн аль-Джаузи, "ат-Тахкик" (108/2).
Также сказал имам аль-Ауза‘и: "
Я застал людей, которые касались земли своими руками прежде, чем коленями".
аль-Маруази, "Маса'иль" (1/147/1) через достоверную цепочку передатчиков.
Поскольку имам аль-Ауза'и умер в Бейруте в 157 году по Хиджре (
в 774 году по христианскому летоисчислению) можно сделать вывод, что речь здесь идёт о живых последователях сподвижников Пророка
ﷺ (
прим. пер.).
Он
ﷺ велел остальным (людям) поступать так же, говоря: "
Когда кто-нибудь из вас совершает земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, а сначала поставит свои руки, а затем колени".
Абу Дауд, Таммам в "аль-Фауа'ид" (каф, 108/1), ан-Наса'и в "Сунан ас-Сугра" и "Сунан аль-Кубра" (47/1) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Абд аль-Хакк назвал этот хадис достоверным. "аль-Ахкам аль-Кубра" (54/1, фотокопия Университета имени короля Абд аль-'Азиза в Мекке).
Абд аль-Хакк также сказал: "
... у этого хадиса лучше цепочка передатчиков, чем у предыдущего хадиса".
"Китаб ат-Тахаджжуд" (56/1).
Под "
предыдущим хадисом" здесь имеется в виду хадис, передаваемый от Уа'иля, в котором сообщается об обратном (
то есть, о том, что сначала ставятся колени, а потом руки – прим. переводчика).
На самом деле, мало того, что хадис от Уа'иля противоречит двум достоверным вышеприведенным хадисам, так он ещё не является подлинным ни в своей цепочке передатчиков, ни по своему смыслу.
"Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа" (№ 929) и "аль-Ируа"' (№ 357).
Следует отметить, что опускаться на землю не как верблюд означает касаться её руками прежде, чем коленями, потому что верблюд сначала опускает колени, а под "
коленями" верблюда подразумеваются его передние ноги, согласно определению "Лисан аль-'Араб" и другим книгам по арабскому языку.
На то же самое указал ат-Тахауи.
"Мушкиль аль-Асар" и "Шарх Ма'ани аль-Асар".
Кроме того, имам аль-Касим ас-Саракусти (да будет милостив к нему Аллах) привел следующее высказывание Абу Хурайры: "
Никому не следует опускаться на землю, как это делает бродячий верблюд".
"Гариб аль-Хадис" (2/70/1-2) через достоверную цепочку передатчиков.
После приведения этого высказывания Абу Хурайры, имам (аль-Касим) пояснил: "
Это относится к земному поклону. Он (
то есть, Абу Хурайра)
говорит, что человеку не следует бросаться на землю, как это делает бродячий верблюд: торопливо и напряженно. Наоборот, ему следует опускаться спокойно, сначала поставив руки, затем – колени, а хадис в форме "марфу'", разъясняющий это, был приведён ранее" - затем он (
то есть, имам аль-Касим) привел вышеупомянутый хадис.
А что касается довольно странного высказывания Ибн аль-Каййима: "
Эти слова непостижимы, и они неведомы знатокам (арабского) языка", - то его можно опровергнуть, приведя те источники, которые мы упомянули выше, а также обратившись ко многим другим (источникам).
Кроме того, я (
аль-Альбани) более подробно изложил затронутую здесь тему в своей статье "
Опровержение шейха ат-Тууайджири", которая может быть опубликована.
Он
ﷺ также говорил: "
Поистине, руки опускаются в земном поклоне, как и лицо. Поэтому, если один из вас коснулся лицом (земли), то пусть положит (на неё) и руки, а когда он поднимет лицо, то пусть поднимет и руки".
Ибн Хузайма (1/79/2), Ахмад и ас-Сирадж. аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'" (313).
✏ "
Он ﷺ опирался на свои ладони (и держал их раскрытыми)".
Передали Абу Дауд и аль-Хаким, который назвали этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
✏ "
Он ﷺ прижимал пальцы друг к другу".
Передали Ибн Хузайма, аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
✏ "
Он ﷺ направлял их в сторону Киблы".
аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали хадис о направлении пальцев в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.
Также "
он ﷺ ставил их (
то есть, ладони)
на уровне своих плеч".
Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным, так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'" (309).
А иногда "он
ﷺ ставил их (
то есть, ладони)
на уровне своих ушей".
Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
✏ "
Он ﷺ плотно прижимал свой нос и лоб к земле".
Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным,так же как и Ибн аль-Мулаккин (27/2). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'" (309).
Он
ﷺ сказал "
человеку, который плохо помолился": "
Когда ты совершаешь земной поклон, то держи себя в нём устойчиво".
Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
В другой версии этого хадиса сообщается: "
Когда ты совершаешь земной поклон, то плотно прижми своё лицо и руки (к земле), пока все твои кости не расслабятся в своих местах".
Ибн Хузайма (1/10/1) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.
Кроме того, он
ﷺ говорил: "
Не совершил намаз тот человек, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб".
Передали ад-Даракутни, ат-Табарани (3/140/1) и Абу Ну'айм в "Ахбар Асбахан".
✏ "
Он ﷺ твёрдо упирался коленями и пальцами ног (в землю)".
аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн Аби Шайба (1/82/2) и ас-Сирадж передали о направлении пальцев ног в сторону Киблы через другую цепочку передатчиков.
✏ "
Он ﷺ обращал [переднюю часть своих стоп и] кончики пальцев ног в сторону Киблы".
аль-Бухари и Абу Дауд.
Передается от Ибн 'Умара, что во время намаза он
ﷺ любил обращать все части своего тела, которые только мог, в сторону Киблы, даже большие пальцы рук.
Ибн Са'д (4/157).
✏ "
Он ﷺ прижимал пятки друг к другу".
ат-Тахауи, Ибн Хузайма (№ 654) и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
✏ "
Он ﷺ ставил вертикально (ступни) ног".
аль-Байхаки приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
✏ "
Он ﷺ велел (людям) поступать так же".
ат-Тирмизи и ас-Сирадж. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
Таким образом, он
ﷺ совершал земные поклоны, опираясь на семь частей тела: ладони, колени, ноги, лоб и нос, считая последние два органа как одну часть тела, поскольку он
ﷺ сказал: "
Мне было велено совершать земные поклоны (
в другой версии хадиса сообщается: "
Нам было велено совершать земные поклоны на семь)
костей: на лоб ...", - и при этом он указал (
ашара) рукой
* на область вокруг носа, - "
... руки (
в другой версии хадиса передается: "
ладони")
, колени и пальцы ног, а также не засучивать ** одежду и не заплетать волосы **".
аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'" (310).
* Похоже, что под словом "указал" (ашара) содержится значение "провёл" (амарра), поэтому (в тексте хадиса) использован предлог "по" ('аля), вместо предлога "на" (иля). Этот вывод содержится в "Фатх аль-Бари".
** То есть, здесь имеется в виду запрет засучивать одежду и заплетать волосы, не давая им распускаться, что означает собирать их вместе руками во время совершения поясных и земных поклонов. "ан-Нихайа".
Я (аль-Альбани) говорю: "Подобный запрет распространяется не только на время намаза: большинство ученых-богословов также включают в этот запрет заплетение волос и засучивание одежды перед намазом, ибо тогда молящийся приступит к его совершению (в таком виде). Этот запрет еще более усиливается тем, что он ﷺ не разрешал мужчинам молиться с заплетенными волосами, о чём будет упомянуто далее".
Он
ﷺ также говорил: "
Когда раб (Аллаха) совершает земной поклон, вместе с ним совершают поклон и семь частей его тела: лицо, ладони, колени и ноги".
Муслим, Абу ‘Ауана и Ибн Хиббан.
Он
ﷺ сказал о человеке, который молился с заплетёнными
*** сзади волосами: "
Он, поистине, подобен тому, кто молится со связанными (сзади руками)".
Муслим, Абу ‘Ауана и Ибн Хиббан.
Он
ﷺ также сказал: "
Это место, где сидит шайтан".
Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим. Ибн Хузайма и Ибн Хиббан назвали этот хадис достоверным. См. "Сахих Аби Дауд" (653).
То есть: "
место шайтана" - имея в виду места сплетения волос.
*** То есть: "с завязанными либо заплетёнными волосами".
Ибн аль-Асир сказал: "Смысл этого хадиса состоит в том, что если бы у него волосы были распущены, то они падали бы на землю во время совершения земного поклона, и этот человек, в результате, получал бы награду от Аллаха за поклон своих волос. Однако, если его волосы были заплетены, то тогда получается, что они не совершали земной поклон, так как он ﷺ сравнил связанного человека с тем, руки которого скованы, поскольку в таком положении руки не будут касаться земли при совершении земного поклона".
Я (аль-Альбани) говорю: "По всей вероятности, это суждение относится только к мужчинам, и оно не касается женщин, как сообщил аш-Шаукани от Ибн аль-'Араби".
✏ "
Он ﷺ не распластывал предплечья (
часть верхней конечности от локтевого сустава до кисти - прим. пер.)
по земле".
аль-Бухари и Абу Дауд.
✏ "
Он ﷺ приподнимал предплечья от земли и расставлял от боков настолько, что сзади можно было увидеть белизну его подмышек".
аль-Бухари и Муслим. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса приводятся в книге "аль-Ируа'" (359).
И "
если бы маленький ягненок захотел пройти под его ﷺ руками, то ему бы это удалось".
Муслим, Абу ‘Ауана и Ибн Хиббан.
При этом он
ﷺ проявлял такое усердие, что некоторые из его сподвижников говорили: "
Нам становилось жалко Посланника Аллаха ﷺ из-за того, как он расставлял свои руки от боков при совершении земных поклонов".
Абу Дауд и Ибн Маджа приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.
Он
ﷺ велел поступать так же, сказав: "
Когда ты совершаешь земной поклон, то положи свои ладони (на землю) и подними локти".
Муслим и Абу ‘Ауана.
Кроме того, он
ﷺ сказал: "
Выпрямляйтесь во время земного поклона, и пусть никто из вас не простирает руки (по земле) подобно собаке (
в другой версии хадиса передаётся: "
... как распластывается собака")".
аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ахмад.
В другом хадисе сообщается: "
Никому из вас не следует распластывать руки так, как распластывает (лапы) собака".
Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.
Он
ﷺ также говорил: "
Не простирай свои руки, [как простирает (лапы) дикий зверь], опирайся на свои ладони и раздвинь предплечья, ибо когда ты сделаешь всё это, каждый член твоего тела будет совершать земной поклон вместе с тобой".
Передали Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Макдиси в "аль-Мухтара" и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.