и проявление должного смирения во время намаза
✏ "Он ﷺ склонял свою голову во время намаза и устремлял свой взор к земле". Передали аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным. Этот хадис подкрепляется также другим схожим хадисом, сообщаемым со слов десяти его сподвижников, как передал Ибн ‘Асакир (17/202/2). См. "аль-Ируа’" (354).
А "когда он ﷺ находился в Каабе, то не отводил собственного взора от места совершения своих земных поклонов, пока не вышел из неё". Передали аль-Байхаки и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным. Этот хадис подкрепляется также другим схожим хадисом, сообщаемым со слов десяти его сподвижников, как передал Ибн ‘Асакир (17/202/2). См. "аль-Ируа’" (354).
Эти два хадиса свидетельствуют о том, что устремление своего взора к месту совершения земных поклонов на земле является сунной, поэтому когда некоторые молящиеся закрывают свои глаза во время намаза, это всего лишь показная набожность, ибо наилучшее руководство – это руководство Мухаммада ﷺ.
Он ﷺ сказал: "В доме не должно быть ничего, что может отвлечь молящегося". Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков ("Сахих Аби Дауд", 1771).
✏ "Он ﷺ запрещал устремлять взоры к небу". аль-Бухари и Абу Дауд.
Пророк ﷺ настаивал на этом запрете до такой степени, что сказал: "Люди, которые устремляют свои взоры к небу во время намаза, должны прекратить это делать, а иначе их зрение никогда не вернется к ним (в другой версии этого хадиса говорится: "... а то, поистине, они лишатся зрения")". Муслим, аль-Бухари и ас-Сирадж.
В другом хадисе сообщается: "... а когда вы совершаете намаз, не смотрите по сторонам, поскольку Аллах обращает Свой Лик к лицу Своего молящегося раба до тех пор, пока он не посмотрит в сторону". Передали ат-Тирмизи и аль-Хаким, которые считали этот хадис достоверным. См. "Сахих ат-Таргиб" (№ 353).
И он ﷺ также сказал относительно взглядов, (бросаемых молящимся человеком) по сторонам: "Это (не что иное, как кража) шайтана, который похищает из намаза раба (Аллаха)". аль-Бухари и Абу Дауд.
Он ﷺ также сказал: "Аллах не перестает смотреть на Своего раба во время намаза до тех пор, пока он не посмотрит в сторону, а когда он отворачивает свое лицо, Аллах отворачивается от него". Этот хадис передали Абу Дауд и другие (мухаддисы). Его достоверность обосновали Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. "Сахих ат-Таргиб" (№ 555).
И "он ﷺ запретил (во время намаза) три вещи: клевать носом как петух, сидеть как собака * и вертеть головой как лисица". Ахмад и Абу Йа’ла. См. "Сахих ат-Таргиб" (№ 556).
Он ﷺ также говорил: "Совершай так свой прощальный (то есть, словно последний в жизни – прим. пер.) намаз, как будто ты видишь Его (перед собой), а даже если ты и не видишь Его (перед собой), то, поистине, Он видит тебя". Передали аль-Мухлис в "Ахадис Мунтака", ат-Табарани, ар-Руайани, ад-Дийа' в "аль-Мухтара", Ибн Маджа, Ахмад и Ибн ‘Асакир. Достоверность этого хадиса обосновал аль-факих аль-Хайсами в "Асна аль-Маталиб".Примечание переводчика
Здесь имеется в виду, что "мусульмане не должны садиться на ягодицы, приподнимая колени и упираясь в землю руками, потому что в такой позе сидит сатана. Эта поза также называется "позой собаки"". "Итхаф аль-Кирам" Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.
И он ﷺ говорил: "Для любого человека, который с наступлением времени обязательного намаза должным образом совершит омовение, (а во время намаза) будет проявлять должное смирение и правильно совершит все поклоны, (этот) намаз непременно послужит искуплением совершенных до него грехов, если не было (среди них ни одного) тяжкого, и так будет всегда". Муслим.
Однажды он ﷺ совершал намаз в хамиса (шерстяной одежде с узорами – прим. автора), и взгляд его упал на эти узоры. Закончив молиться, он ﷺ сказал: "Отнесите эту мою одежду Абу Джахму и принесите мне его анбиджанийу (одежду из грубой ткани без узоров – прим. автора), ибо она (то есть, хамиса) отвлекла меня от моего намаза (в другой версии этого хадиса сообщается: "... ибо я посмотрел на её узоры, и она чуть было не отвратила меня (от намаза)!")!". аль-Бухари, Муслим и Малик. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге "аль-Ируа'" (376).
Также "у Айши была тонкая шерстяная занавеска с узорами, которой она отгораживала часть своего дома, и (однажды) Пророк ﷺ молился в её сторону, а (затем) сказал: "Убери отсюда эту занавеску, ибо, поистине, её изображения всё время стоят у меня перед глазами (то есть: "отвлекают меня во время намаза!")". аль-Бухари, Муслим и Абу ‘Ауана.
Поистине, Посланник Аллаха ﷺ не приказал стереть изображения на занавеске либо разорвать её. Он ﷺ велел только убрать занавеску, поскольку – а Аллаху это ведомо лучше – на ней не были изображены живые (то есть, имеющие душу) существа.
Это подтверждается тем фактом, что он ﷺ приказывал уничтожать иные изображения, как о том говорится во многих хадисах, содержащихся в сборниках аль-Бухари и Муслима. Желающему побольше узнать об этом следует обратиться к книгам "Фатх аль-Бари"(10/321) и "Гаят аль-Марам фи Тахридж Ахадис аль-Халяль уа аль-Харам" (№№ 131-145).
Он ﷺ также говорил: "Не следует совершать намаз, если еда уже подана, или если молящийся испытывает необходимость сходить по большой или малой нужде". аль-Бухари и Муслим.