Шейха Ибн аль-Усеймина спросили о молитве в мечети, в которой имеется могила.
Он ответил:
“Молитва в мечети где есть могила делится на две категории:
1. Могила была до мечети, и мечеть была построена на могиле. Необходимо закрыть мечеть и не молится в ней, и тот кто построил ее должен ее снести; если он не делает этого, то это должны сделать мусульманские власти.
2. Мечеть была до могилы, и умерший был похоронен после того, как мечеть была построена. В этом случае его следует перезахоронить на кладбище.
Что касается молитвы в подобной мечети, то это разрешено, если могила не находится перед молящимися, потому что Пророк, ﷺ, запретил молится перед могилами.
Относительно мечети Пророка, ﷺ, которая была включена в мечеть, то хорошо известно, что Мечеть Пророка, ﷺ, была построена до его смерти, и не была построена над могилой. Также хорошо известно, что Пророк, ﷺ, не был захоронен в мечети, а был похоронен в доме, который был отделён от мечети.
Во времена Уалида ибн Абдуль-Малика он написал главе Медины, Умару ибн Абдуль-Азизу в 88 п.Х., приказывая ему расширить мечеть и добавить к ней комнаты жен Пророка, ﷺ. Умар собрал авторитетных людей и фукаха, и зачитал им письмо халифа аль-Уалида. Оно их расстроило и они сказали: "Оставь как есть, так будет лучше". И передано, что Сайид ибн аль-Мусайиб осудил включение комнаты Аишы в мечеть, так как он боялся, что могила будет взята местом для поклонения.
Умар написал письмо аль-Уалиду чтобы переубедить, аль-Уалид ответил приказом выполнять его указания, и у Умара не было выбора. Итак, вы видите что могила Пророка, ﷺ, не была установлена в мечети и мечеть не была построена над ней, и поэтому нет никаких оснований для тех кто старается привести это как довод, что люди могут быть захоронены в мечетях или, что мечети можно строить над могилами.
Доказано, что Пророк, ﷺ, сказал: «Да проклянет Аллах христиан и иудеев: они взяли могилы пророков как места для поклонения».
Он сказал это, когда умирал и предостерегал свою Умму от этого.
Когда Умм Салама рассказала ему о церкви, которую она видела в Ефиопии, и изображениях (иконах) в ней, он, ﷺ, сказал: «Те люди, если из них умирал праведник, то они строили места для поклонения над могилами. Они наиболее грешные люди пред Аллахом».
И было также передано от Ибн Масуда, что Пророк, ﷺ, сказал: «Среди наиболее грешных людей, когда наступит Час, а они будут живы, будут те кто взял могилы как места для поклонения». (Передано Ахмадом с хорошим иснадом).
Верующий не должен следовать путем Иудеев и Христиан, или быть из самых грешных людей”. См. "Маджму Фатауа", 12/ 292.