Ассаламу алейкум,

Да примет Аллах от нас и от вас!
تَقَبَّلَ اللهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ.
Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум!

Поздравляем всех мусульман с праздником Ид аль-Адха!

Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Ответить
Аватара пользователя
ADamir
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 22:13

Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Сообщение ADamir »

Шариатские статьи

عبد الله بن عبد الرحيم بن حسين البخاري

̕Абдулла бну ̕Абдуррахим бну Хусайн аль-Бухари


(Преподаватель факультета хадиса в исламском университете города Медины)


Сделали рекомендации к данным статьям:

Достопочтенный шейх, ученый:

زيد بن محمَد بن هادي المدخلي

Зайд ибн Хади аль-Мадхали


Достопочтенный шейх, ученый:

أحمد بن يحيى النجمي

Ахмад ибну Йахья Ан-нажми


Издательство «Дару адуау ссаляф», 2007

Похвала шейха Ахмада Ан-Наджми, да помилует его Аллах
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам.
Доктор ’Абдулла ибн ̕Абдуррахим аль-Бухари, да поможет ему Аллах и укрепит, прислал мне статьи, которые он написал. И, по-моему мнению, они являются жемчужинами и Аллах помог ему в выборе их.
Первую статью он назвал «Совместное обращение для исцеления явного такфира».
В связи с тем, что причиной проблемы такфира является невежество и малость знаний, он назвал вторую статью «Достоинство знаний в обучении и преподавании и почет тех, кто их несет».
И тогда, когда знаниям не сопутствуют дела, то они становятся гибелью для тех, кто их при-обрел и наказанием в жизни вечной. Поэтому он назвал третью статью «Совершение дел по зна-ниям и упрек тому, кто не живет по ним».
И тогда, когда требование знаний требует от себя жертв и стараний, он написал четвертую статью «Поистине Аллах обязал Себя сохранить шариат, как обещал в словах «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»» (сура аль-Хижр, аят 9). И это было сказано о тех, кто занимается хадисами, т. е. в их описании: что они - народ, который предпочел наслаждениям в домах пересекать огромные расстояния в требовании хадисов, которые они собирали со всех концов света. И когда они их собрали, они записали их, чтобы это было тем, к чему бы возвращались последующие поколения».
Далее автор, да поможет ему Аллах, перешел к пятой статье: «Что из защиты сунны - это за-щищать тех, кто несет ее в себе, которые потратили свои жизни для ее собирания и запи-сывания, заучивания и преподавания». И тот, кто хочет помочь сунне, обязан помогать тем, кто несет ее и призывает к ней, и защищать от тех, кто говорит про них или пишет против них, обвиняя их всяческими обвинениями.
Далее автор, да поможет ему Аллах, перешел к последней – шестой статье: причиной их чуж-дости является распространение смут, множества испытаний, недостаток знаний среди людей, и укрепление невежества, о котором сообщил пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, что это из признаков Судного Дня и признаков его приближения. Как это пришло в хадисе, который передал Анас в двух достоверных сборниках: «Из признаков Судного Дня: малочисленность знаний и распространение невежества, так же распространится прелюбодеяние, число женщин увеличится, а число мужчин уменьшится до такой степени, что на одного мужчину будет пятьдесят женщин».
И в завершении:
Я думаю, что доктор ̕Абдулла ибн ̕Абдурахим аль-Бухари очень удачно выбрал темы этих статей и написал то, что является пробуждением для спящих разумов и беспечных сердец. По-этому я советую прочитать данные статьи из-за той полезной информации, которая в них содер-жится.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада,
его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!
1428/4/26
Похвала шейха Зайда ибн Хади ал-Мадхали
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам.
Наш брат в Аллахе шейх ̕Абдулла ибн ‘Абдуррахим ибну Хусайн аль-Бухари отправил мне работу для того, чтобы я ознакомился с ней и высказал свое мнение. И в действительности пре-доставлять работу на оценку является из пути наших предшественников. И я ознакомился с данным трудом и извлек из него пользу. Данный труд представляет собой цепочку полезных статей. Первая статья называется «Совместное обращение для исцеления явного такфира». Действительно шейх внес свою долю в исцелении данной болезни, приводя множество доводов на несостоятельность пути (мысли) такфира, который проявляется в убеждениях как древних хауариджей, так и у новых современников.
Вторая и третья статьи посвящены объяснению достоинства знаний и тех кто несет в себе его, живут по нему и объяснении того положения, которое они занимают в шариате. Автор подробно разъяснил данную тему до такой степени, что у читателя повышается стремление в требовании знаний, что душа спокойно и с большим усердием начинает стремиться к этим знаниям для того, чтобы приобрести то дорогое наследство пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, которое он оставил. Делая дела по этой сунне и призывая к ней и терпеть ради нее – и все это для того, что бы преуспеть, а именно получить огромную награду и много другого добра от Аллаха.
Что касается четвертой статьи, то она посвящена важным темам. Из них: восхваление наших предшественников. Тех, кто путешествовал в приобретении знаний, записывал их чтобы они и те кто последовал за ними смогли осуществить две большие цели, а это – дать победу истине контекстами Корана и сунны и второе - опровержение заблуждениям, для того чтобы людям стал ясен прямой путь от путей тех людей, которые призывают к огню.
Так же шейх упомянул о защите пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, от тех вещей, которые приписываются к нему или считаются, что это из его особенностей, а на са-мом деле это не так.
Что касается пятой статьи, то она содержит в себе выявление истины и тех, кто на ней, и защиту истины и тех, кто несет ее в себе. Так же он объяснил обязательность проявления уважения к тем, кто несет в себе наследство пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, обязательность подчинения им в добре, проявление любви к ним и что это все из религии. И с другой стороны предостережение от тех, кто проявляет вражду или ненависть к ним и все что связано с этим. Так же он затронул тему чуждости религии ислама и объяснение того, что истинно верующие в ней – чужды, и что ученые среди верующих – чужды, и что те, кто держится за сунну и дают победу ей, защищая ее от страстей и нововведений – среди ученых так же чужды, и те кто призывают к оживлению сунны и совершению того, что она требует от себя, терпящие вред, который они получают ради нее еще больше находятся в чуждости и далее упомянул виды чуждости. И тому подобное из полезных наставлений, которые содержатся в данной статье: как наставление держаться истины после того, как ты ее узнал из доводов и отвержение лжи и объяснении ее вреда и несостоятельности согласно доводам и их понимании.
Автор закончил данную статью воплощением хадиса «помоги своему брату, будь он тот, кому причинили зло, либо причиняющему зло» где он защищает шейха Раби̕а ибн Хади аль-Мадхали, который вложил в свои книги слова истины, от которых пришли в гнев те, у кого мало знаний и кого Аллах испытал слепым следованием. Вместе с этим шейх упомянул о нравах наших праведных предшественников, какую они выполняли роль в деле победы сунны, их любовь к ней и тем, кто несет ее в себе. По причине чего они и получили успех и этим самым были повержены те, кто впал в нововведения и всяческие заблуждения из-за того, что они вышли против нее (сунны) и отвергали доводы, доносимые до них.
Меня обрадовало то, что писатель ̕Абдулла ибн ̕Абдуррахим аль-Бухари, защищая шейха Раби̕а ибн Хади аль-Мадхали привел слова двух больших современных ученых, чьи книги распространились по всему миру, а это: имама мухаддиса Мухаммада Насыруддина аль-Альбани и имама факъиха шейха Салиха ибну ̕Усаймина, да смилостивится над ними Аллах. Каждый из них был спрошен о нем, и они оба дали очень убедительный ответ. И поэтому, о, дорогой читатель, обязательно прочти их слова, будучи искренним и оставь всех тех, кто ругает ахлю-ссунна. Ведь тот, кто ругает ахлю-ссунна является злотворящим.
Что касается шестой последней статьи. В ней он подробно объяснил причины распростране-ния смут, а именно недостаток знаний, причиной чего является смерть ученых и распростране-ние невежества, которое и является причиной несчастья. Далее перешел на тему хауариджей, которые распространились в наше время и стали испытанием как для всего мира в общем, так и для королевства Саудовской Аравии в частности. И это не является ошибкой ученых, а причиной является то, что был спрошен тот, кто не обладает знанием и, тот ответил без знаний, вследствие чего как сам заблудился и заблудил людей. То есть, этим самым автор хочет напомнить читателям, что причиной распространения смут и страстей является недостаток знаний и распространение невежества.
И закончил автор, да укрепит Аллах его труд, ответом на сомнения, которые распро-страняют хауариджи на достоверные контексты, возомнив, что они указывают на то, что можно выходить против правителя на арабском полуострове. Например, как они приводят в довод хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир «Выведете много-божников с арабского полуострова».
И автор четко объяснил смысл данного хадиса и ответил на данные сомнения, ничего не прибавляя в своем кратком труде.

Зайд ибн Мухаммад бну Хади аль-Мадхали
1428/4/19

Введение
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
Всевышний Аллах сказал: «О Вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (Сура «Али-Имран», аят 102).
Всевышний Аллах также сказал: «О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин (произошедших) от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (Сура «ан-Ниса», аят 1).
Всевышний Аллах также сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правильное! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (Сура «аль-Ахзаб», аяты 70-71).
А затем:
Поистине, самые лучшие слова содержатся в Книге Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!
Каждый разумный, обладающий знаниями, понимает, что «Человек создан несправед-ливым и невежественным. Основа в нем невежество и склонность к тому, чего он желает из зла, и он нуждается в ясном знании, которым он устранит свое невежество, и в ясной справедливости в отношениях между людьми. Ведь каждое слово и действие нуждается в справедливости, которая противоречит несправедливости. И если Аллах не проявит Свою ми-лость к нему тем, что дарует ему знание и справедливость, то он будет в невежестве, несправедливости, что и выводит с прямого пути», - сказал Шейхуль ислам ибн Таймия в книге «Ка’идату фи ануа’ил алистифтах фи салат» (40).
И поэтому тот, кто хочет достичь успеха в приобретении знаний и того добра, которое нахо-дится у тех, кто несет в себе их, то пусть идет по пути первых верующих в требовании знаний и совершению дел по ним, и отстранится от пути тех, которые сбились с пути знаний и дел. Ведь «поистине самым возвышенным стремлением является стремление в требовании знания книги Аллаха и слов Его пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и их правильном понимании», - сказал Ибн Кайим в книге «Аль фауаид».
О, тот, кто желает добра, тебя наставляет Имам Ибн Кайим в своей книге «Аль Фауаид» (73) остерегая тебя от тех, кто сошел с пути Корана и сунны: «Сторонись людей, которые проявляют вражду к тем, кто держится книги Аллаха и Его сунны, чтобы тебя не постигла гибель».
И действительно, он был правдив в своих словах, да смилостивится над ним Аллах, в своем кратком выражении. Ведь сколько людей проявляет вражду к тем, кто держится книги Аллаха и сунны Его пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, в облике тех, кто призывает к книге Аллаха и Его посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир? К большому сожалению, число таких людей возросло, да не увеличит Аллах их количество, и более опасными являются те, кто приписывают себя к шариатским знаниям!! Которых простолюд называет учеными! И может быть некоторые из них таковы, но в действительности они плохие ученые – разбойники на дороге истины, не желающие ее. Сколько людей обманули! Ввели в сомнение в отношении их религии, убеждений и поклонения! Одному Аллаху обращаем наши жалобы от чуждости истины и тех, кто на ней.
В отношении их сказал Ибн Кайим в «Фауаид» (60): «Плохие ученые сидят у ворот Рая, зовут к нему своими словами и в это же время зовут к Аду своими делами. И каждый раз как их слова говорят: «Спешите!» Дела их говорят: «Не слушайте их, если бы то, к чему они призывали было бы истиной, то они первыми бы ответили на свой призыв. Внешне они похожи на указывающих на добро, а на самом деле - разбойники на дороге».
Сказал Ибн Кайим в книге «Рисаляту табукия» (76): «Тот, кто задумается над миром и тем злом, которое находится в нем, то поймет что причина всего зла в мире - в ослушании посланни-ка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и выход от подчинения ему и все добро, на-ходящиеся в нем, по причине подчинения посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
Так же те наказания, которые получит человек в жизни вечной, являются результатом ослу-шания посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и этим самым зло в мире этом и в мире вечном возвращается (или, по-другому, является результатом) ослушания пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир».
И поэтому пойми, эти весы, по которым ты будешь взвешивать свои дела. Ведь они не уйдут бесследно, и держись за этот путь, и ты преуспеешь. Подробнее написано на данную тему в «Альмахаджату фи сияри дулджат» Хафиза ибн Раджиба Ханбали (52-56, 73-75).
Далее: передо мной, дорогой читатель, несколько статей, которые я написал в свое время и они были выставлены на сайте интернета «Шабакату сахаб салафия», да поможет им Аллах в любом добре. Много людей, как в самом королевстве, так и за его пределами, потребовали распространить эти статьи из-за той полезной информации, которая содержится в них. Я долго думал над данным требованием, просил Аллаха, чтобы указал мне на правильное решение и решил распространить их после того, как несколько раз пересмотрел их и предоставил на анализ салафитским ученым ахлю-ссунна. Так как предоставлять на проверку труд ученым является сунной наших предшественников.
Сказал Хафиз Хатыб аль-Багдади (умер в 463 г. по хижре): «И не должен выставлять ничего из своих трудов, кроме как после того как несколько раз пересмотрит и отредактирует его» Аль-Джами’ лиахлаки рауи» (2 том, 428) так же можешь вернуться «Иршад тулаб хакаик» Хафиза Науауи (1 том, 528), а так же «Фатхуль мугис» Хафиза Сахауи (3том, 330).
Поистине, по милости Аллаха был завершен данный труд и я отправил эти статьи нашим ученым, которые известны своим знанием, предоставлением помощи сунне и защиты ее и тех, кто ее несет, а это:
1 – Ученый, мухаддис, факъих муфти южной части саудовской Аравии Ахмад ибну Йахья анНаджми, да смилостивится над ним Аллах.
2 – Ученый, мухаддис, муджахид, Раби’ ибну Хади аль-Мадхали, да укрепит и сохранит его Аллах.
3 – Ученый специалист по усуль фикх Зайд ибну Мухаммад ибну Хади аль-Мадхали, да укрепит и сохранит его Аллах.
Число статей, которые я отправил шесть, а это:
1 - Совместное обращение для исцеления явного такфира.
2 - Достоинство знаний в обучении и преподавании и почет тех, кто их несет.
3 - Совершение дел по знаниям и упрек тому, кто не живет по ним
4 – Серия статей в защиту сунны посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир; и она содержит в себе три статьи:
Первая из них: Ответ на утверждение что у посланника, да благословит его Аллах и приветствует, есть определенные особенности, которых нет ни у кого другого.
Вторая: Защита истины. Или защита того кто несет в себе сунну и защищает ее, а это наш шейх, ученый – Раби’ ибну Хади аль-Мадхали.
Третья: Объяснение правильного понимания хадиса: «Выведите многобожников с арабского полуострова». И опровержение пониманию хауариджей.
И первым, кому я отправил эти статьи, был шейх Раби’ ибну Хади, да сохранит его Аллах, который в свою очередь прочитал их полностью и сделал на них похвалу и высказал свое мнение, что их нужно распространить.
И будет правильным сказать, что шейх сделал мне замечание на тот экземпляр, который я послал для того, чтобы он прочитал его, а именно на стихи Амира Сан̕ани, где он хвалит Мухаммада ибн ̕Абдуль Уаххаба. Я посчитал, что их можно привести в защиту шейха. Но шейх потребовал стереть это. Но я все, же посчитал лучшим оставить их в данном месте.
Далее я отправил двум достопочтенным шейхам, а это: Ахмад ибну Йахья ан-Наджми и Зайд ибну Мухаммад аль-Мадхали, да сохранит их обоих Аллах. Они прочитали их, и сделали на них похвалу.
И прошу Аллаха, чтобы наградил их и мусульман в общем, хорошей наградой, и чтобы дал нам баракат (много добра, которое постоянно) в наших делах и нашей жизни. Чтобы помог нам в каждом добре и чтобы ученые внесли свой вклад в предоставлении помощи сунне и тем, кто на ней и чтобы Он дал победу истине и тем, кто на ней, ведь наш Господь - Отвечающий на мольбы Своих рабов.
И я назвал данное собрание статей - «Шариатские статьи» (и это первый выпуск). Далее с дозволения Аллаха оно пополнится еще больше. Просим Аллаха помощи и укрепления на этом пути.
Далее я прошу Аллаха Его прекрасными именами и высокими атрибутами, чтобы эти статьи помогли мне как в мире этом, так и в мире вечном и принесли пользу тем, кто будет читать их. И чтобы сделал их искренними ради Его лика, ведь Он Слышащий Отвечающий.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада,
его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!
Написал:
̕Абдулла ибну ̕Абдуррахим аль-Бухари
Лучезарная Медина, Куба
1428/5/12

Первая статья

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам.
А затем:
Одна из местных мединских газет попросила меня (примерно 1423 году по хиджре) вы-двинуть свое мнение для излечения проблемы такфира и тех событий, которые стали ре-зультатом данных идей! Я написал на данную тему статью и решил поставить ее на сайте ин-тернета.
Из того что я написал в ней: «Нет сомнений, что доведение истины является обязанностью посланников – да будет им мир и Его благословение. И тот, кто хочет идти по их пути, должен действительно идти по их пути в доведении истины. И, по милости Аллаха, наша община это та община, над которой смилостивился Всевышний Аллах тем, что она живет по чистому шариату, в который не может зайти заблуждение, так как этот шариат был ниспослан от Мудрого, Хвалимого.
Ученым, держащимся на истине, прекрасно известно, что эта религия держится на двух ве-щах:
Первое – Доведение истины и второе – ответ заблуждению и тем, кто на нем.
И это явно проявляется в словах единобожия!
Объяснение этому: когда раб Аллаха говорит: «ля иляха» (нет никого достойного покло-нения) содержит в себе ответ заблудшим, которые поклоняются кому-то другому помимо Аллаха. А когда говорит: «илла Аллах» (кроме Аллаха) - утверждает истину и объяснение ее. Что поклонение можно посвящать только одному Аллаху и нет у Него в этом сотоварища, ведь только Он один достоин того, чтобы Ему поклонялись.
И так же это проявляется в сопутствующем свидетельстве: «Мухаммад – посланник Аллаха». В нем подтверждение посланничества нашего пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и ответ тем, кто возомнил, что у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, положение выше пророчества, начав поклоняться ему. Поэтому шариат подобен весам, который не довешивает и не перевешивает.
И если дело обстоит таким образом, то наставлением молодежи и общины в целом должны заниматься те, кто может это делать. Под ними я подразумеваю обладающих знаниями и имамов прямого пути, а что касается того, чтобы этим занимается тот, кто не способен этого делать, то он больше испортит, чем улучшит. Как было ранее сказано: «Потерявший что-то ничего дать не сможет».
И поэтому я хочу обратить внимание на несколько важных пунктов, которые необходимы для устранения этой проблемы:
Первое: Обязательность связать нашу общину с их учеными, известными своим добром, которое они принесли общине, прямым путем, а это те, которые обучают людей знаниям, начиная с малого (основного) и постепенно переходя к большему. Так же людям необходимо показать то место, которое занимают ученые в исламской общине. Это потому, что «ученые - наследники пророков». Как это пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, который приводится в «Сунан Абу Дауд» (3642\4) и в других сборниках. Хамза Кинани посчитал данный хадис хорошим в «Фатх»(160/1), так же Альбани в «Сахиху таргиб » (1/сноска на хадис под номером 60 стр.139). И они владеют теми правами, которыми владеют наследники пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
Сказал Ибн Кайим в «Мифтаху дари са’адат» (63-68\1), объясняя предшествующий хадис: «И это является одним из самых больших достоинств обладающих знанием. Ведь пророки самые лучшие создания. Тогда и их наследники являются лучшими созданиями после них. Если наследство переходит к наследникам значит, наследники должны выполнять то, что делали те, от которых они унаследовали данное наследство. И никто после пророков не доводил то, что было ниспослано кроме ученых, которые больше всего были достойны этого наследства и в этом есть указание, что они самые близкие к ним люди. Ведь наследство достается только самым близким людям того, кто оставил наследство, так как это происходит с имуществом так же и происходит с наследством пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, ведь Аллах выделяет Своей милостью кого пожелает».
В этом так же приказ подчиняться, уважать, возвеличивать ученых ведь они наследники про-роков и это те, у кого есть права на нашу общину. В этом есть указание на то, что проявление любви к ним из религии и проявление вражды к ним противоречит религии, так как это установлено для тех, кто оставил для них наследство (пророки), а так же противостоять, воевать с ними является проявлением вражды к Аллаху, потому что это установлено для тех, кто оставил для них наследство. Сказал ̕Али, да будет доволен им Аллах: «Любовь к ученым является одним из проявлений религии, которую исповедуют люди». Закончились слова Ибн Кайима, да смилостивится над ним Аллах.
Привел ибн Аби Шайбах в своей книге «Мусаннаф» (496/13) от Абу Килабах Джурми, да смилостивится над ним Аллах: «Ученые подобны звездам, по которым находят дорогу путники, знакам в пути, по которым следуют и если они исчезнут люди окажутся в замешательстве, а если люди оставят их, то заблудятся».
Второе: Необходимо дать ученым, которые на истине, возможность объяснить настоящий Ислам, с которым пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и по которому шли его сподвижники, имамы нашей общины и чтобы не занимался этим тот, кто не может этим заниматься, ведь он больше испортит, чем исправит.
Сказал выдающийся ученый ибн Бадис, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Дурару гъалияту фи адаби да’уати уа да’ияти»(14-15): «Превосходство мусульман достигается по причине того, что у них есть в их религии из скромности, достоинства, хорошего обращения, знаний и дел правдивости, доверия и это служит одним из больших факторов привлечения дру-гих людей в ислам. Так же как то, что противоречит этим качествам, является самым большим фактором отторжения людей от этой религии. И не распространился ислам в первое время, кроме как по причине того, что первые призывающие призывали к нему своими делами так же, как призывали своими словами. И дела не перестанут быть тем фактором, по причине которого оцениваются наши слова». Закончились его слова, да смилостивится над ним Аллах.
Третье: Явное предостережение от заблудших течений, которые отошли от пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и его сподвижников. А это – объяснение заблуждений и ответ на них и от тех, кто призывает к ним. Сказал Всевышний: «Мы сокрушаем истиной ложь, и она разбивается вдребезги, словно ее и не было вовсе» (Сура «Анбия», аят 18). А что касается легкого отношения к этому вопросу то, поистине, это от-крывает большую дверь зла для нашей общины, по причине этого появляются всяческие мысли, заблудшие течения. Как было прекрасно сказано «Тот, кто обезопасил себя от наказания (беспечностью), тот проявил плохой нрав»
Четвертое: Занять пустое время полезными знаниями, в особенности это касается молодежи и других людей. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «две милости, которые не ценят многие из людей: здоровье и свободное время». Хадис передается в Бухари и Муслиме.
Сказал выдающийся ученый Мухаммад ибну ̕Абдуль-Баакъи ас-Салами (умер 535 г. по хид-жре): «Я не знаю часа в своей жизни, который бы провел в играх и веселье» Сиару а’ламу нубала (26/20).
И как пришло в биографии ’Абудль-Уаххаба ибну Амина в книге «Ма̕рифату кураи ки-бар», что все его время было занятым. Не было такого часа, который бы он провел без чтения или поминания Аллаха или ночной молитвы.
И так же передал ̕Аскари в книге «Хассу ̕аля хифзи ‘илм» (47 стр) о выдающемся ученом Халиле ибну Ахмад аль-Фарахиди слова: «Самое тяжелое время для меня это то время, в ко-торое я ем»! И это показывает насколько они были бережливы к своему времени, да смило-стивится над ними Аллах. И поэтому тот, кто не займет свое время полезным знанием, то его время будет занято плохими делами, которые причиняют вред.
И в конце этих слов прошу Аллаха помощи для нас всех.
Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада,
его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!
Написал:
̕Абдулла ибну ̕Абдуррахим аль-Бухари
Лучезарная Медина, Куба

Вторая статья

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам.
А затем:
Всевышний Аллах объяснил для нас в Своей книге достоинство знаний и почет тех, кто несет его в себе. Как пришло на это много доводов из сунны пророка, да благословит его Аллах и нис-пошлет ему мир, которые побуждают требовать знания. И это побудило меня принять участие в распространении этого добра и указать людям на него. Моей целью является напомнить братьям об этом важном деле, чтобы повысилось их стремление и они начали упорно работать для постижения знаний, так как это станет причиной того, что они сами получат пользу и дадут ее людям с помощью Аллаха.
В следующей же статье я перейду на вторую тему, которая непрерывно связана со знаниями, а это совершение дел по ним, для того, чтобы стала полной цель данной темы.
И я начинаю, прося помощи Всевышнего Аллаха:
Приводится много контекстов Корана, указывающих на достоинство знания и достоинство тех, кто их требует. Из них:
1 – Слова Всевышнего: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика!» (Сура «ан-Ниса», аят 113).
Сказал Шейхуль-ислам ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Мифтаху дари са’адат» (52/1): «Аллах перечислил Свои милости и достоинства, оказанные посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир и самой почетной ми-лостью является то, что Он дал ему книгу, мудрость и научил тому, чего он не знал».
2 – Сказал Всевышний: «Боятся Аллаха истинной боязнью среди Его рабов только обла-дающие знанием» (Сура «Фатир», аят 28).
Сказал Имам Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, делая тафсир (объяснение) на этот аят в книге «Тафсир»(561/36): «Т.е. бояться Его истинной боязнью только ученые, которые познали Его. Ведь каждый раз как человек узнает о Его величии, силе, о том что Он описан абсолютными качествами и прекрасными именами тем больше он познает Его и тем больше он начинает боятся Его».
И сказал выдающийся ученый ̕Абдуррахман ас-Са̕ди в своей книге «Тайсиру карими Рах-ман» (751 стр., издательство «дар ибн хазм») объясняя данный аят: «Ведь кто знает об Аллахе больше, тот больше его боится и эта боязнь заставляет его оставить грехи и готовится к встречи с Тем Кого он боится, а это указывает на достоинство знаний. Ведь оно (знание) зовет к боязни Ал-лаха, а те кто боятся Его это те, кому был оказан почет. Как сказал Всевышний: «Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится своего Господа» (Сура «аль-Байина», аят 8).
3 – Сказал Всевышний: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает спра-ведливость. Нет божества достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Муд-рого» (Сура «аль-Имран», аят 18).
Сказал выдающийся ученый Куртуби в своей книге «аль-Джами̕у ахками Кур’ан» (4/41) останавливаясь на данном аяте: «Этот аят указывает на достоинство знаний и почет ученых ведь если были бы люди почетнее их, то Аллах непременно бы связал их со своим именем и именем ангелов так же как связал с именами ученых».
4 – Слова Всевышнего: «Эти притчи Мы рассказываем людям, но постигают их [смысл] только обладающие знанием» (Сура «аль- ̕Анкабут», аят 43).
Сказал Имам Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах в «Тафсире»(3/424) «Т.е. не поймет их и не задумается над ними никто, кроме ученых».
Далее он упомянул что ибн Аби Хатим привел с хорошей цепочкой передатчиков от ̕Амра ибн Муррах слова: «Какой бы аят я не встретил в книге Аллаха который я не знаю, то я непре-менно начинал печалится, так как я слышал как Всевышний Аллаха сказал: «Эти притчи Мы рассказываем людям, но постигают их [смысл] только обладающие знанием».
Сказал Имам Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, в книге «Мифтаху дари са̕адат» (1\51): «Оповестил Всевышний своих рабов о притчах, по причине которых они будут узнавать достоверность того, что он сообщает для них. Что те, кто обладают знаниями получат пользу от них ведь они отличаются от остальных своим знанием, как сказал Всевышний «Эти притчи Мы рассказываем людям, но постигают их [смысл] только обладающие знанием», в Коране больше сорока с лишним притч и некоторые из предшественников когда встречали аят, который они не понимали начинали плакать говоря: «Я не из обладающих знанием»».
5 – Сказал Всевышний: «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете» (Сура «аль-Маида», аят 4).
Сказал Имам ибн Кайим в «Мифтаху дари са̕адат» (1/55): «Аллах, Свят Он и Велик, сделал запретным мясо того животного, которого убила необученная собака! И сделал разрешенным мясо того животного, которого убила обученная собака. И это из почета знаний, что мясо не будет дозволенным, если только его не убьет обученная собака, а что касается того, что поймала необученная собака, то оно является запретным. И это указывает на достоинство знаний и их почет. И если бы не было привилегии у знания и его приобретения, то стала бы тогда охота обученной собаки равной необученной».
И контекстов из Корана и сунны на данную тему множество, думаю того, что было при-ведено будет достаточно. Да поможет Аллах!
Что касается контекстов из сунны пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, их так же множество и вот некоторые из них:
1 – То что приводят Бухари и Муслим в своих двух достоверных сборниках «Бухари» (1/71\64-«Фатх»), «Муслим» (7/127 - ан-Науауи) от Му̕ауия, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «Тот, кому Аллаха желает блага Он обучит его религии, а я поистине являюсь делящим, а Аллах дающим. И не перестанут быть в моей общине те, которые будут выполнять приказы Аллаха и не причинят им вред те, кто выйдут против них до тех пор, пока не придет приказ Аллаха».
Сказал Имам Ибн Кайим в книге «Мифтаху дари са̕адат» (1/60): «Это указывает на то, что тот, у кого нет понимания в религии, что Аллах не желает ему добра. Так же тот, кому Он желает добра – тому Он даст понимание в ней, если конечно под пониманием подразумевалось знание, требующее от себя дел. А если здесь подразумевается только знание, то это не указывает на то, что если кто-то приобрел какие-то знания в религии, что ему желалось добро в этом. Ведь понимание в данный момент будет – условием для желания добра (ведь не может желаться добро тому, кто знает и не делает. - прим.пер.) А для первого это (делать дела по знаниям) будет обязательным. И Аллах знает лучше».
Сказал Хафиз ан-Науауи, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Шарху Муслим» (7/128): «В этом есть достоинство знаний, понимания в религии и побуждения на его требование. Ведь причиной всего этого является то, что знание ведет к богобоязненности перед Аллахом».
2 – Приводят Бухари и Муслим в своих двух достоверных сборниках «Бухари» (7/под номером 3701/70-«Фатх»), и «Муслим» (4/ под номером 2406/187- ̕Абдуль-Баакъи) от Сахля ибн Са̕да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал ̕Али: «Если по причине тебя Аллах наставит хоть одного человека – это будет лучше для тебя, чем иметь красного верблюда».
Сказал Имам Ибн Кайим в книге «Мифтаху дари са̕адат» (1/62): «Это указывает на достоинство знаний и обучении ему, почет тех, кто его несет. Ведь если хотя бы один человек встанет на прямой путь по причине ученого, то этого будет лучше, чем иметь красного верблюда, а это один из самых лучших видов верблюдов и самый почетный. А что говорить тогда про того человека, когда по причине его каждый день общины становятся на прямой путь».
3 – То, что привел Бухари в «Сахих» (1/под номером 82/180-«Фатх») от ибн ̕Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Однажды) я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, которое я пил до тех пор, пока не заметил, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток ‘Умару бин аль-Хаттабу”. Люди спросили: «Как же ты истолковал (этот сон), о посланник Аллаха?» – на что он ответил: «Это —знание»».
Сказал Хафиз ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах в «Фатхуль бари» (1/180): «Сказал ибн Мунир: «Лицо достоинства знаний в данном хадисе со стороны того, что это достоинство пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и его удел, который Аллах даровал ему и этого уже достаточно».
Так же сказал в (7/46): «Причина такого толкования со стороны схожести молока со знанием в обилии пользы, которые они приносят и то, что они являются причиной исцеления. Молоко является пищей для тела, а знание – смысловая пища (душевная)».
4 – То что привел Муслим в «Сахих» (3/ под номером 1631/1255 - ̕Абдуль-Бааки) и другие мухаддисы хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал по-сланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «Если умирает человек, то останавливается запись его дел, кроме трех: праведного ребенка, который будет делать за него ду̕а, постоянная милостыня, знание, по причине которого делают дела те, кто пришел после него».
Сказал Хафиз ан-Науауи, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Шарху Муслим» (85/11): «Сказали ученые: смысл этого хадиса то, что дела мертвеца заканчиваются с его смертью, перестают записываться его хорошие дела кроме этих трех вещей, так как он является их причиной: ребенка, которого он взрастил, знание, которое он оставил после себя и так же по-стоянная милостыня – а это уакф».
Так же в этом есть достоинство женитьбы, так как при этом ты желаешь праведного ребенка. И в нем указание на правильность уакфа и величие награды того, кто оставляет его. И объяснение достоинства знаний и побуждение на то, чтобы увеличивать его и оставить его тому, кто придет после тебя - либо обучая кого-то ему, либо записывая его. И так же необходимо выбирать те знания, которые больше принесут пользу и то, что награда за ду̕а доходит до мертвеца так же как и милостыня.
Из того, что пришло от предшественников:
1- Привел Хафиз ан-Науауи, да смилостивится над ним Аллах, в «Мажму̕» (41/1) от ̕Али да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Достаточно знаниям почета, что к нему приписывает себя тот, кто им не владеет и радуется, если его приписывают к нему. И достаточно невежеству порицания, что от него отказывается тот, в ком оно имеется».
2- Сказал Бухари в «Сахих» (Китабу Фараид бауб таглими фараид) (12/глав под номером 2/4- «Фатх»): сказал ̕Укба ибн ̕Амир, да будет доволен им Аллах : «Приобретайте знания до предполагающих».
Сказал ан-Науауи, объясняя слова Бухари: «Смыслом его является то, что приобретайте зна-ния от тех, кто его несет в себе до их ухода и прихода такого народа, который будет говорить о знаниях от себя или же исходя из своих предположений, на которые нет шариатской опо-ры»(Мажму̕ 1/42).
Упомянул Хафиз ибн Хаджар несколько толкований на слова ̕Укба, да будет доволен им Ал-лах, из них: «Было сказано: под этим подразумевается, что уйдут знания и появятся те, которые будут говорить, опираясь на свои предположения (догадки), не имея никакого основания на это из знаний».
3- Сказал Сахль ибн ̕Абдиллах Тастари, да смилостивится над ним Аллах: «Какую бы новую вещь человек бы не ввел из знаний, то непременно он будет спрошен за нее в Судный День и если это будет соответствовать сунне, то спасется, а если нет – то это будет гибелью для него» Джами̕ байануль ̕илм (1085/2)
4- Сказал Салих ибну Михран Аш-Шайбани, да смилостивится над ним Аллах: «Любой че-ловек, обладающий профессией, не может работать без инструмента, а инструментом ислама является – знание » «Табакаатуль мухаддисин биасбахан» (216/2).
5- Сказал Ша̕би, да смилостивится над ним Аллах: «Не наступит Судный День до тех пор, пока знание не станет невежеством, а невежество – знанием» привел этот хадис Ибну Аби Шайбах в «Мусаннаф» (176\15).
6- Пришло в биографии Ахмада ибну ̕Али ибну Муслима Абара Хафиза Факъиха (умер в 290 году по хижре) в «Сиару а̕ламу нубала» (444\13): «Сказал Джа̕фар Хулди: «Абар был самым аскетичным из людей. Однажды он спросил разрешения у своей матери поехать к Кутейбе, но она ему отказала. Тогда, когда она умерла, он отправился в Хорасан. Когда он достиг Балха, Кутейба уже умер и люди принялись утешать его. И он сказал: это плоды знаний, ведь я выбрал довольство родителей!!». Посмотри «тазкирату хуффаз» захаби (639\2).
7- Привел Ибну Аби Шайбах в «Мусаннафе» (55\14) и Абу Ну̕айм в «Хильяту аулия» (12\5) с достоверным иснадом от Аби Муслима Хаулани, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Ученые бывают трех видов: человек жил по своим знаниям и люди жили по ним, че-ловек жил по своим знаниям и никто не жил по ним из людей, и человек, с которым жили люди по его знаниям, но он погубил самого себя».
Шейх имел ввиду, да смилостивится над ним Аллах: «Первый знал, делал и обучал. Что касается второго – то он знал, делал, но не обучал. А что касается третьего – то он знал, обучал, но не делал! Просим Аллах укрепить нас и Его прощения!
И задумайся о, мой брат, над этими контекстами и словами наших предшественников. И по-проси у Аллаха помощи, и будь искренним в требовании знаний и бери его от тех, кто им обла-дает. И предостерегаю тебя, чтобы ты ввел в это знание что-то новое, противоречащее сунне. Ведь как много людей говорят о знаниях, а они противоречат сунне!! Остерегись быть подобным им. Я сделал тебе наставление, а у Аллаха будет встреча.

Хвала Аллаху господу миров и да благословит Аллах нашего господина Мухаммада,
его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!
Написал:
̕Абдулла ибну ̕Абдуррахим аль-Бухари
Лучезарная Медина, Куба
Третья статья

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, благословение и мир посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и его приверженцам.
А затем:
Я раньше обещал, что напишу статью «Совершение дел по знаниям» и вот сейчас я вы-полнил свое обещание. И я думаю, что приведенного будет достаточно, ведь именно в этом больше всего нуждаются люди. И как мало упоминается слова предшественников в данном вопросе. И, надеюсь, Аллах поможет нам приобрести пользу по ее причине. Ведь Он самый лучший на кого можно полагаться и Он же лучший помощник.
И вот пришло время начать, прошу помощи у Аллаха в том, что я буду говорить:
Поистине, Аллах порицает тех, кто не делает дела по своим знаниям, говоря: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (Сура «ас-Сафф», 2-3).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал: «О, Аллах, я прибегаю к Тебе от знаний, которые не приносят пользу и от сердца, которое не боится, и от души, которая не насыщается, и от мольбы, на которую не будет отвечено». Привел Муслим в «Сахих» (4/под номером 2722/2088 -̕Абдуль-Бааки) и другие.
И тот, кто хочет счастья как в мире этом, так и в мире вечном, то пусть совершает дела по то-му, что знает.
Сказал Мухаммад бну Идрис аш-Шафи̕и, да смилостивится над ним Аллах: «Люди раз-личны в знаниях. Место их знаний по мере той степени, которые они достигли в приобретении их. И является обязательным для требующих знаний достичь цели, а это увеличение знаний. Терпеть на любую трудность, которая будет препятствовать этому, и быть искренним в своем намерении в постижении знаний, будь это контексты или то, что понимается из них и надеяться на помощь от Аллаха, ведь никто не сможет достичь добра, кроме как с помощью Аллаха. Ведь тот, кто достиг знаний о постановлениях Аллаха из Его книги через контексты, либо через их понимание, то ему поможет Аллах говорить и совершать дела по тому, что он приобрел из знаний и тогда этот человек приобретет успех по причине этого достоинства, как в религии, так и в жизни. Избавится от сомнений и осветится его сердце мудростью, и заслужит место предводителя в религии» «Рисаля» (номер 44,45,46 на странице 19).
И вот некоторые высказывания Имамов прямого пути, которые являются светилами в данном месте:
1 – То, что приводит Хатиб в «Иктидау ̕илм» (под номером 17) от Абу Дарды, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Ты не станешь ученым до тех пор, пока не будешь тем, кто приобретает знания. И с одним знанием ты не станешь ученым, кроме как если ты будешь делать дела по ним».
2 – То что приводит имам Ахмад в «Зухд» (на 201 странице) и ибн Мубарак в «Зухд» (под номером 1438/503) и ибну Аби Шайбах в «Мусаннаф»(13/292) этот хадис пришел по многим путям от ̕Абдуллы ибн Мас̕уда что он сказал: «Говорите о том добре, которое вы знаете, и делайте по нему дела и тогда вы будете из тех, кто им обладает. И не будьте спешащими бол-тунами (мазаи’ бузра)».
«Мазаи̕» (болтуны) множественное число от слова «мизия̕», что означает: «те, кто распро-страняют нечестие или, те кто не хранят тайны». «Бузур» множественное число от слова «бузуур» и «базир», что означает – «распространяющий слова между людьми». Это выражение используется относительно клеветника и того, кто не может хранить тайны.
Сказал Имам Дарими после того, как привел высказывание ̕Али, которое подобно высказыванию ибн Мас̕уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мазаи̕ бузр - гово-рящие много» «Сунан» (под номером 98\26 глава дел по знаниям и хорошего намерения в нем).
3 – То что привел Дарими в «Сунан» (под номером 380/122) и Абу Ну̕айм в «Хильях» (131/1) по пути Тарика Мас̕уди от Касима, который сказал: «Сказал мне ‘Абдулла (т.е ибн Мас̕уд): «Поистине, я считаю, что человек забывает свои знания, которые он знал по причине того греха, который он делает».
Привел имам Ахмад в «Зухд » (на странице 195) по пути Уаки̕а: «Нам передал Мас̕уди от Касима бну ̕Абдиррахмана и Хасана бну Са̕да от ибн Мас̕уда…
4 – То, что привел ад-Дарими в «Сунан» (120/под номером 370) текст этих слов приводится оттуда, а так же Абу Ну’айм в «Хильях» (131/1) и хатиб в «Иктидау ̕илм» (22/под номером 10) по пути Йазида ибн Аби Зийада от Ибрахима от ̕Алкамах от ̕Абдулла ибн Мас̕уда, да будет доволен им Аллах: «Приобретайте знания, приобретайте знания, а когда узнаете – делайте де-ла»
5 – То, что привел ад-Дарими в «Сунан» (под номером 367/119 – в главе «Посрамление того, кто требует знания не ради Аллаха») от Суфьяна, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Было сказано: Ученые бывают трех видов: ученый, боящийся Аллаха, но не знающий Его приказа, ученый, знающий о приказе Аллаха и боящийся Аллаха. И он является совершенным ученым, ученый знающий приказ Аллаха, но не познавший Аллаха и поэтому не боящийся Его. И он является грешным ученым.
6 – То, что привел ибн Хиббан в «Раудату ̕укала уанузхату фудала» (на странице 39) от Имам Уаки̕а ибн Джарраха Руаси, да смилуется над ним Аллах: «Прибегайте к помощи в запоминании оставлением грехов».
И пришло в «Джами̕ байан ̕илм уа фадлаху» ибн ̕Абдульбарра (1/ под номером 1286/709) и (под номером 1031/1979/2) от Уаки̕а его слова: «Мы прибегали к помощи в заучивании хадисов своими делами по ним. И прибегали к помощи в требовании знаний сыямом (уразой)».
И в «Зухд» от Уаки̕а (3/под номером 539/862) от его шейха, который сказал: «Мы прибе-гали к помощи в заучивании хадисов сыямом (уразой)».
И привел в «Иктидау ̕илм» (под номером 149/ страница 90) с цепочкой передатчиков от Уа-ки̕а от Ибрахима бну Исма̕ила бну Муджама̕, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Мы прибегали к помощи в заучивании хадисов своими делами по ним».
И ты видишь их постоянными в подчинении Аллаху и задумайся над словом «мы», что указывает на то что это являлось тем, на чем они были!!! (т.е это был их путь – делать дела по своим знаниям. – прим пер.)
7 – То, что привел ибн Мубарак в «Зухд» (под номером 1345/474) от Хабиба бну ̕Убайда рахби, да смилуется над ним Аллах, что он сказал: «Приобретайте знания и задумывайтесь над ним, берите с них пользу и не приобретайте знания для того, чтобы приукрашаться ими ведь скоро придет время, если твоя жизнь будет продлена, когда человек станет украшаться знанием подобно тому, как мужчина будет украшаться своей одеждой» (под номером 1442/505).
8 – То, что привел Хатиб в «Иктида ̕илм» (под номером 84/55-56) от Имама Суфьяна ибн ̕Уйайнах, да смилуется над ним Аллах: «Если знание не приносит тебе пользы, то оно при-чиняет тебе вред».
Сказал Хафиз Хатиб, да смилуется над ним Аллах, объясняя: «Я сказал: если не приносит тебе пользы, т.е. если ты не делаешь по ним дела, то оно принесет тебе вред со стороны того, что оно будет доводом против тебя».
И с таким же смыслом сказал Имам Хасан Аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, что привел ад-Дарими в «Сунан» (под номером 368/120): «Знание бывает двух видов: знание в сердце и это полезное знание; и знание на языке, что является доводом против сына Адама».
Под знанием сердца шейх подразумевал то знание, по причине которого человек получает пользу тем, что делает дела по нему.
И как было сказано: «И если прямой путь зайдет в сердце, то органы человека оживятся по-клонением».
А что касается того знания, которое на языке – то это то знание, по которому человек не делает дела вместе с тем, что оно полезное само по себе, но оно не принесло ему пользу так как он не делал дела по нему. И остался он ни с чем! Просим Аллаха благополучия и прощения!
И привел ибну Аби Шайбах в «Мусаннаф» (499/13) от Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, его слова: «Поистине верующий хорошо подумал про своего Господа и сделал хорошими свои дела, а мунафик плохо подумал об Аллахе и сделал плохими свои дела».
Сказал ибн Раджаб Ханбали, да смилуется над ним Аллах, в своей полезной книге «Фадлу ̕илми салаф ̕ала ̕илми халяф» (на 11-13 странице): «Аллах упомянул в своей книге о знании: в одном месте – хваля тогда, когда оно сопровождается делами по ним, а в другом месте – порицая его, а это знание, которое не приносит пользу. Что касается первого подобно словам Всевышнего: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?»» (Сура аз-Зумар, аят 9).
Далее он привел еще несколько аятов в данном месте и сказал: «И это полезное знание. И со-общил нам о народе, которому было дано знание, но оно не принесло им пользу. И это знание, которое является полезным само по себе, но человек, обладающий им, не приобрел пользу с него. Сказал Всевышний: «Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг» (Сура Джум̕а, аят 5).
Потом он упомянул несколько аятов в данном месте и сказал: «И поэтому пришла сунна, ко-торая разделила знание: на то, которое приносит пользу и на то, которое не приносит пользу. Так же в сунне пришел приказ прибегать к Аллаху от того знания, которое не приносит пользу и просить полезного знания…»
9 – Сказал Хафиз ̕Ираки, да смилуется над ним Аллах, в «Алфиятуль хадис» (3/283):
«И сделай искренним свое намерение в требовании знаний и старайся и бери с больших уче-ных твоей местности…
До слов:
И делай дела по тому что ты слышишь из достоинств и отдавай должное шейху и не ленись».
Сказал Сахауи, да смилуется над ним Аллах, в «Фатхульмугис»(3/282-286) объясняя по-следний стих и в нем лицо довода: ««И делай дела по тому что слышишь» будь ты в своей стране или в другой по хадисам, которые разрешают тебе дела… и по словам Малика бну Магула в словах Всевышнего: «Но они бросили его за спины» (Сура аль-̕Имран, аят 187), который ска-зал: «оставили дела по нему»».
И по словам Ибрахима Харби: «Поистине необходимо для человека если он услышит о нравах пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, держатся за них».
Так как в этом причина закрепления и увеличения знаний.
Далее он привел несколько выражений наших предшественников:
«И мы передали от ̕Амра бну кайса аль-Малаи, что он сказал: «Если до тебя дошло что-то из добра, то делай дела по нему, хотя бы раз, тогда ты будешь достоин его…»
От Абу ‘Асма бну ̕Асим аль-Байхакъи, который сказал: «Однажды я ночевал у Ахмада бну Ханбаля и он принес воду и поставил ее передо мной. Когда пришло утро он увидел что вода так и осталась нетронутой и он сказал: «Свят Аллах! Человек требует знаний и нет у него части из ночи?!»»
Так же сказал Ахмад: «Мы считаем человека занимающимся хадисами тогда, когда он использует эти хадисы в жизни».
И приводится от Хасан Аль-Басри, что он сказал: «Человек, который требует знания не проходит и времени, как это проявляется в его смирении, спокойствии, языке, взгляде…»
И из того прекрасного что пришло в биографиях наших имамов в данной теме:
1 – Сказал Уаки̕ ибну Джаррах ар-Руаси: «А̕маш достиг около семидесяти лет и не разу в своей жизни он не пропустил первый такбир (в намазе)» «Сияру а̕ламу нубала» (6/228).
2 – Сказал Кадъи Такиддин Сулейман: «Я ни когда не молился один кроме, как два раза и как будто я их никогда не читал» «Зайл табакату ханабилах»(2/365).
3 – Сказал Мухаммад бну Сама̕ату адь-Куфи: «Я прожил сорок лет не пропустив ни одного первого такбира, кроме одного дня, в который умерла моя мама, и я пропустил один намаз в джама̕ате после этого я встал и прочитал двадцать пять намазов желая при этом увеличения от чего устали мои глаза, и ко мне пришел один человек и сказал: «О, Мухаммад ты прочитал два-дцать пять намазов, но а что ты будешь делать с амином ангелов?» «Тахзибутахзиб» (9/203).
4 – Сказал Ибрахим бну Йазид ат-Тайми: «Если ты увидишь человека, оставляющего первый такбир, то помой от него руки» «Сияру а̕ламу нубала»(5/62).
5 – Пришло в биографии Ахмада бну Мухаммада бну ‘АбдулУариса аль-Куртуби в книге ибн Башкауала (1/23): «Что он видел Йахья бну Малик бну ̕Аиз стариком шел, шатаясь (от усталости) в мечеть, зашел в мечеть когда там дали камат. Передатчик сказал: «Я слышал как он произнес стих высоким голосом:
«О мой Господь не лишай меня любви к ней (молитве) никогда, и помилует Аллах раба кото-рый скажет «Амин»»
Передатчик сказал: «Я нисколько не сомневался, что он желал молитвы».
6 – Ахмад бну Сулейм Тайлати сказал про него Ибну Башкуал в «Силах» (1/30): «Ему читали книги по хадисам и если чтец доходил до тех мест где упоминается Рай и Ад, он пла-кал».
7 – Сказал Даххак бну Музахим, да смилуется над ним Аллах, Ажлаху: «Делай хорошие дела до тех пор пока не сможешь их делать. Сказал Ажлах: «А это будет?» Даххак сказал: «Я хочу делать сегодня дела, но не могу» «Табакаут кубра ибн са̕да» (6/301).
И пришло в его биографии в «Тахзибу камаль» (13/290): «Если наступал вечер, он плакал и ему говорили: «Что заставило тебя плакать?» На что он отвечал: «Я не знаю что поднялось (при-нялось) сегодня из моих дел».
8 - ̕Абдурахман бну Аби Ну̕айм аль-Бажали Куфи Имам. Сказал Букайр бну ̕Амир: «Если бы ему было сказано – т.е. ̕Абдурахману – «К тебе направился ангел смерти», то он не смог бы ничего добавить (к своему поклонению) из дел. Было так, что он проводил две джум̕а не принимая пищу» «Сиярау а̕ламу нубала» (5/62).
9 – Сказал Имам Захаби в «Тазкирату хуффаз» (2/592) описывая биографию Имама Абу Дауда Сижистани автора «Сунан»: «Мы знали Абу Дауда, как из ученых, которые делают дела до такой степени, что один из имамов сказал: «Абу Дауд был похожим на Ахмада бну Ханбала в поведении, спокойствии и Ахмад был похож в этом на Уаки̕а, а Уаки̕ на Суфьяна, а Суфьян в этом на Мансура, а Мансур на Ибрахима, а Ибрахим на ̕Алкамах а ̕Алкама на ̕Абдулла бну Мас̕уда. И сказал ̕Алкама: «Ибну Мас̕уд был похож на пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, в поведении и спокойствии».
10 – То, что приводит Ибну Аби Шайбах в «Мусннаф» (8/557) да смилуется над ним Аллах с достоверным иснадом от Муджахида о Йазиде бну Шаджарах: «Он наставлял людей и его слова соответствовали его делам».
И пришло в его биографии в «Сияр» (9/106) то, что Муджахид сказал: «Йазид бну Шад-жарах был из тех, когда ему делали напоминание то он плакал и правдивость его слез под-тверждали его дела, да будет доволен им Аллах».
Далее я завершу высказыванием Хафиза Хатиба аль-Багдади да смилуется над ним Аллах в его книге «Иктидау ̕илм уа ̕амал» (на странице 14-16): «Далее я тебе делаю наставление, о тре-бующий знания, чтобы ты был искренним в своем намерении в требовании знаний заставлял свою душу делать дела по тому, что они от себя требуют. Ведь знание – это дерево а дела – это плоды и не считается ученым тот, кто не делает дела по своим знаниям… И не бери себе в спут-ники дела, если ты чужд от знаний. И не бери себе в спутники знания, если не совершаешь дел по ним, но собери их вместе, даже если удел от них будет малым… Ведь знание желается для дел, а дела для спасения. Ведь если дел не будет хватать для знаний, то знания станут погибелью для ученого. Прибегаем к Аллаху от знания, которое возвращается погибелью и оставляет только позор и становится на шее того, кто его несет оковами…
До слов: …И разве не достигали наши предшественники высоких положений, кроме как по причине их искренности в убеждениях и праведных дел и аскетичности от всего того, от чего восхищаются в этой жизни…»
И разве не подобен тот, кто собирает книги, в которых хранятся знания тому, кто собирает золото и серебро и разве не подобен не насыщающийся ими (книгами) тому, кто не насыщается серебром и золотом, и разве не подобен влюбленный в них тому, кто накопляет серебро и золото. И так же как богатства не приносят пользы без их траты, так же и не принесут знания пользы, кроме как тому, кто делал дела по ним и соблюдал их обязанности.
И пусть посмотрит человек на себя и воспользуется своим временем. Ведь жизнь коротка, а путешествие близко и путь опасен и обольщение постоянно и опасность велика и Видящий видит и к Аллаху возвращение: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Сура «аз-Зилзялях», аяты 7-8).
И надеюсь этого будет достаточно и это будет напоминанием для тех у кого есть сердце.
Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада,
его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!
Написал:
̕Абдулла ибну ̕Абдуррахим аль-Бухари
Лучезарная Медина, Куба
Ali
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 19:12
Откуда: Минск

Re: Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Сообщение Ali »

барака Ллагьу фик, брат. Надеюсь продолжение скоро будет? :)
Аватара пользователя
ADamir
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 22:13

Re: Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Сообщение ADamir »

уа фика барака Ллах! Ин шаа Аллах до Рамадана надеюсь брат переведет 4-ю статью!
Abu Daler
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 19 ноя 2008, 14:02

Re: Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Сообщение Abu Daler »

Ассаляму алейкум!

Братья а кто перевел статьи?
Гадель ибн Ислям
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Сообщение Гадель ибн Ислям »

Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
От Абу ‘Асма бну ̕Асим аль-Байхакъи, который сказал: «Однажды я ночевал у Ахмада бну Ханбаля и он принес воду и поставил ее передо мной. Когда пришло утро он увидел что вода так и осталась нетронутой и он сказал: «Свят Аллах! Человек требует знаний и нет у него части из ночи?!»»
Что это значит? БаракаЛлаху фикум.
Муслим
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re: Re:

Сообщение Муслим »

Ас-Саляму аляйкум!
Ali писал(а):
Гадель ибн Ислям писал(а):Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
От Абу ‘Асма бну ̕Асим аль-Байхакъи, который сказал: «Однажды я ночевал у Ахмада бну Ханбаля и он принес воду и поставил ее передо мной. Когда пришло утро он увидел что вода так и осталась нетронутой и он сказал: «Свят Аллах! Человек требует знаний и нет у него части из ночи?!»»
Что это значит? БаракаЛлаху фикум.
уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлагьи уа баракатугь.
Это значит что он был настолько занят чтением/письмом, что за всю ночь ни разу не отвлекся чтобы выпить воды
Если не ошибаюсь, брат Абу Яхья в одном своем уроке из серии "Степени идущих" объяснял это, что имам Ахмад порицал его тем, что он не дотрагивался до воды для того, чтобы совершить киямуль-Ляйл, т.е. за то, что не совершил киямуль-Ляйл.
И здесь тоже тема о том же - делать амаль на то что знаешь.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3570
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Шариатские статьи шейха 'Абдуллы аль-Бухари

Сообщение salyafit_07 »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Вот эа история, братья:

Когда имам Ахмад встретился с Абдусамад бну Сулейман [одним из передатчиков хадисов] и пригласил его к себе домой.
Когда уже наступило время сна, он принес ему воду.
Принес ему воду, чтобы он совершил омовение. И когда наступило утро, имам Ахмад увидел, что этот человек [то есть, Абдусамад бну Сулейман] не использовал воду [то есть, он не брал омовение].
И спросил: «Почему?! Почему ты не использовал воду?! Как?! Ты, который передаешь хадисы и не совершаешь ночной намаз?! До самого утра не совершил намаз?! Не поклонялся Аллаху (Субханаху уа Та'аля)?! Даже два рака'ата не совершил ради Него?!».
Тогда, тот человек ответил [Абдусамад]: «Я мусафир ["Я путник"]».
Он сказал: «Ну даже, если ты путник [даже, если ты путник], где уитр? Где хотя бы немножко [хоть немножко] совершение намаза?». ИСТОЧНИК

джазакуму-Ллаху хайран.
Ответить