1. Свидетельство «Ля иляха илля Ллах»
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Доказательством на свидетельство, являются слова Всевышнего: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также засвидетельствовали ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого». Сура али 'Имран, аят 18.
Смысл свидетельства: нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.
Выражение "нет божества" отрицает все, чему поклоняются, помимо Аллаха.
Выражение "кроме Аллаха" утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища в поклонении так же, как нет у Него сотоварища в царствовании.
Толкованием этих слов, которое разъясняет их значение, являются слова Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: "Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем". Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». Сура аз-Зухруф, аяты 26-28.
А также слова Всевышнего: «Скажи: "О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом". Если же они отвернутся, то скажите: "Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"»». Сура али 'Имран, аят 64.______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Доказательством на свидетельство, являются слова Всевышнего: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также засвидетельствовали ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого»». Сура али 'Имран, аят 18.
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
«
Аллах засвидетельствовал…» ― то есть: постановил, сообщил об этом, разъяснил и обязал. Свидетельство Аллаха вращается вокруг этих смыслов: постановление (
хукм и къада), объявление (
и‛лян), разъяснение (
байан) и вменение в обязанность (
ильзам).
Следовательно, Аллах постановил, сообщил и обязал рабов тем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него.
В словах «
…нет божества (достойного поклонения)…» отрицание всего, чему поклоняются, помимо Аллаха.
В словах «
…кроме Него…» утверждение необходимости поклонения Одному Аллаху.
А смысл слов ″
ля иляха илля Ллах″ — нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха Всевышнего. А поклонение того, кто поклоняется кому-либо, помимо Аллаха, недействительно.
Аллах Всевышний сказал:
(ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِن دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ)
«Это - потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь,
а также потому, что Аллах - Возвышенный, Великий»
Сура аль-Хадж, аят 62.
Аллах Всевышний засвидетельствовал о Своей единственности (
уахдания), а, ведь, Он – самый правдивый из говорящих, а Его свидетельство – самое правдивое среди всех свидетельств, так как это свидетельство Мудрого, Сведущего и Знающего. Он знает обо всякой вещи, а Его свидетельство правдиво!
«
…а также засвидетельствовали ангелы…» ― то есть: засвидетельствовали о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него.
Аллах Всевышний сотворил ангелов для того, чтобы они поклонялись Ему. Они – почитаемые рабы Аллаха! Они прославляют Аллаха ночью и днем, не уставая. Аллах Всевышний сотворил их также и для того, чтобы они исполняли Его повеления в этом бытие. Им поручено выполнение того, что Аллах повелел им. Каждому из ангелов поручено какое-нибудь определенное дело. Их свидетельство является правдивым, ибо они обладают знанием об Аллахе и поклоняются Ему.
«
…и обладающие знанием…» ― обладающие знанием свидетельствуют только о том, что соответствует истине, в отличие от невежд, к свидетельству которых нет никакого уважения. Каждый обладатель знания из творений Аллаха свидетельствует об Его единственности (
уахдания), свидетельствует о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него. В этом аяте оказание почета обладателям знания, ибо Аллах упомянул их свидетельство наряду со Своим свидетельством и свидетельством ангелов.
Под ″
обладающими знанием″ имеются в виду обладатели шариатского знания. Некоторые люди говорят: ″
Обладающие знанием – это специалисты-ремесленники и земледельцы″, но это неправильно. Этих людей не называют ″
обладателями знания″ без конкретизации, так как их знание ограничено лишь какой-то определенной отраслью. Про них говорят: ″
Это – ученый-математик, это – ученый по инженерии, это – ученый по врачеванию″, и так далее.
К тому же большинство из этих ученых по мирским наукам являются атеистами, и их знание только увеличивает их невежество об Аллахе Всевышнем. Их знание только увеличивает их обольщение и их безбожие, как вы можете видеть это в наши дни среди неверующих народов. Они опередили всех остальных в производстве и земледелии, но при этом являются неверующими. Как можно сказать об этих людях, что они именно те обладатели знания, которых Аллах Всевышний упомянул в этом аяте?! Это никак не поддается разуму!
Также Аллах Всевышний сказал:
(إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء)
«Боятся Аллаха среди Его рабов только ученые»
Сура аль-Хадж, аят 62.
В этом аяте имеются в виду шариатские ученые, которые познали Аллаха должным образом, и поклоняются Ему должным образом, боясь Его при этом.
Что же касается ученых по мирским наукам, то большинство из них не боятся Аллаха Всевышнего. Многие из них не веруют в Аллаха, отрицают Его существование, и заявляют, что у этого мира нет Господа.
″
Поистине, этот мир появился благодаря природе и природа управляет им″, - говорят коммунисты. Они отрицают Всевышнего Господа, хотя у них есть определенное знание в мирских науках. Как же их назвать обладателями знания?! Это – ошибка! Знание приписывается только к тем, кто обладает им.
″
Обладающие знанием″ - это почетное прозвище, которое не применяется к атеистам и неверующим.
Ангелы и обладающие знанием свидетельствуют о единственности Аллаха! Поэтому не имеют значения слова атеистов и многобожников, которые не веруют в Аллаха Всевышнего. Не имеют никакого значения ни они сами, ни их слова, ибо они противоречат свидетельству Аллаха, свидетельству ангелов и свидетельству обладателей знания.
«
Он поддерживает справедливость…» ― то есть: Аллах поддерживает справедливость во всех вещах.
«
Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого» ― в этих словах также и упоминание двух имен Аллаха Всевышнего, которые указывают на два Его атрибута (
сыфата): могущество (
‛изза) и мудрость (
хикма).
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Смысл свидетельства: нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.
Выражение "нет божества" отрицает все, чему поклоняются, помимо Аллаха.
Выражение "кроме Аллаха" утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища в поклонении так же, как нет у Него сотоварища в царствовании».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Смысл свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″ не такой, как говорят приверженцы лжи. Они говорят, что ″
ля иляха илля Ллах″ означает ″
нет творца, кроме Аллаха″, ″
нет подателя удела, кроме Аллаха″. Но это – единобожие Аллаха в господстве (
рубубия), и его подтверждали даже многобожники, хотя отказывались произносить свидетельство ″
ля иляха илля Ллах″.
Аллах Всевышний сказал:
(إِنَّهُمْ كَانُوا إِذَا قِيلَ لَهُمْ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ يَسْتَكْبِرُونَ (35) وَيَقُولُونَ أَئِنَّا لَتَارِكُوا آلِهَتِنَا لِشَاعِرٍ مَّجْنُونٍ)
«Когда им говорили: "Ля иляха илля Ллах", - они превозносились и говорили:
"Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?"»
Сура ас-Саффат, аяты 35-36.
Многобожники назвали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одержимым поэтом, так как они призывал их произнести ″
ля иляха илля Ллах″ и запрещал им поклоняться идолам. Он говорил им: «
Скажите ″ля иляха илля Ллах″», а они отвечали:
(أَجَعَلَ الآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ)
«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это - нечто удивительное!»
Сура Сод, аят 5.
Это указывает на то, что смысл свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″ - ″нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″.
Если бы
″ля иляха илля Ллах″ означало ″
нет творца и подателя удела, кроме Аллаха″, то ведь многобожники подтверждали это и не спорили.
Если бы смысл свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″ был таким, то ничего бы не помешало им произнести эти слова. Ведь, когда у них спрашивали: ″
Кто сотворил небеса и землю?″, они отвечали: ″
Аллах″.
Когда у них спрашивали: ″
Кто творит? Кто наделяет уделом? Кто оживляет и умерщвляет? Кто распоряжается бытием?″, они отвечали: ″
Аллах″.
*
Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь?"». (Сура Йунус, аят 31).
А также: «Если ты спросишь их: "Кто создал небеса и землю?" - они непременно скажут: "Аллах"». (Сура аз-Зумар, аят 38).
Многобожники признавали всё это. Если бы это было смыслом свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″, то они произнесли бы это свидетельство.
Однако, смысл свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″ - ″нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″.
Также грубо ошибается тот, кто говорит, что ″
ля иляха илля Ллах″ означает ″
нет божества, кроме Аллаха″. При таком понимании получится, что все объекты поклонения (все божества) – это и есть Аллах. Аллах превыше этого!
Но нужно конкретизировать и сказать: ″
Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″.
Выражение "
ля иляха" отрицает все, чему поклоняются, помимо Аллаха.
Выражение "
илля Ллах" утверждает необходимость поклонения Одному Аллаху, у Которого нет сотоварища.
Следовательно, ″
ля иляха илля Ллах″ содержит в себе отрицание и утверждение. В единобожии непременно должно присутствовать отрицание и утверждение. Недостаточно одного утверждения. Недостаточно также одного отрицания. Непременно должны присутствовать и отрицание, и утверждение.
Как сказал Аллах Всевышний:
(فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللَّهِ)
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха…»
Сура аль-Бакара, аят 256.
А также:
(وَاعْبُدُواْ اللَّهَ وَلاَ تُشْرِكُواْ بِهِ شَيْئًا)
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»
Сура ан-Ниса, аят 36.
Если ты скажешь просто: ″
Аллах – божество″, этого недостаточно. Аль-Лят тоже божество, и аль-‛Узза тоже божество, и Манат – божество.
Всех идолов называют божествами.
Нужно говорить: ″
Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха″, объединяя отрицание и утверждение.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Толкованием этих слов, которое разъясняет их значение, являются слова Всевышнего: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: "Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем". Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь»». Сура аз-Зухруф, аяты 26-28.
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Лучшим из того, что разъясняет Коран, является сам Коран. Слово ″
ля иляха илля Ллах″ разъяснено Аллахом в Коране. Это разъяснение содержится в словах Ибрахима, мир ему и благословение Аллаха.
«
…я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь…» ― в этих словах содержится отрицание, иначе говоря: ″
Нет божества, достойного поклонения…″.
«
…кроме Того, Кто сотворил меня…» ― в этих словах содержится утверждение, иначе говоря: ″
…кроме Аллаха″.
То есть, этот аят служит полноценным разъяснением слов ″
ля иляха илля Ллах″.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: А также слова Всевышнего: «Скажи: "О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом". Если же они отвернутся, то скажите: "Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"»». Сура али 'Имран, аят 64.
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Этот аят из суры али ‛Имран (
№ 3) был ниспослан относительно делегации христиан из Наджрана, которые прибыли к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, начали вести с ним спор и задавать ему вопросы. Между ними и пророком, да благословит его Аллах и приветствует, был долгий разговор. Они были христианами из числа арабов. В конце концов, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал их к ″взаимному проклятию″ (
мубахаля).
Аллах Всевышний сказал:
(فَقُلْ تَعَالَوْا نَدْعُ أَبْنَاءَنَا وَأَبْنَاءَكُمْ وَنِسَاءنَا وَنِسَاءكُمْ وَأَنفُسَنَا وأَنفُسَكُمْ ثُمَّ نَبْتَهِلْ فَنَجْعَل لَّعْنَةَ اللَّهِ عَلَى الْكَاذِبِينَ)
«Скажи: "Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!"»
Сура али ‛Имран, аят 61.
Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, потребовал от них ″взаимное проклятие″ (
мубахаля), они испугались, и отказались делать подобное. Они начали платить пророку, да благословит его Аллах и приветствует, налог (
джизью), так как знали, что они находятся на лжи, а он является посланником Аллаха.
″Взаимное проклятие″ (
мубахаля) заключается в том, что люди молятся, чтобы Аллах проклял лжеца из их числа. А эти христиане знали, что они являются лжецами, и поэтому, если бы они согласились на ″взаимное проклятие″, то на них непременно сошел огонь и сжег бы их. Поэтому они сказали: ″
Нет, мы не будем этого делать, однако мы будем платить вам налог (джизью)″. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял от них этот налог.
В аяте, который привел автор, содержится смысл свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″.
«
…мы не будем поклоняться никому…» ― это отрицание.
«
…кроме Аллаха…» ― это утверждение.
Это и есть справедливое слово, на котором держится небо и земля! Небеса и земля стоят на единобожии (
таухиде) и на справедливости.
Мы не придаем Аллаху никаких сотоварищей в поклонении! Мы не поклоняемся Иисусу (
Масиху), которого вы считаете господом, и поклоняетесь ему наряду с Аллахом. Мы не поклоняемся ни Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ни кому-то другому из пророков, ни праведникам, ни приближенным Аллаха. Поэтому в этом аяте сказано: «
…мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей…».
«
…и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом…» ― ведь, они взяли ученых и монахов господами наряду с Аллахом.
Аллах Всевышний сказал:
(اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُواْ إِلاَّ لِيَعْبُدُواْ إِلَهًا وَاحِدًا)
«Они признали господами помимо Аллаха своих книжников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии).
А ведь им было велено поклоняться только одному Богу»
Сура ат-Тауба, аят 31.
Как же они признали книжников и монахов господами помимо Аллаха?! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что это заключалось в том, что они подчинялись им тогда, когда те разрешали то, что запретил Аллах, и запрещали то, что Он дозволил.
*
‛Ади ибн Хатим рассказывал: «Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал следующий аят: ″Они признали господами помимо Аллаха своих ученых и монахов″. Я сказал ему: "Но ведь мы не поклонялись им!". Тогда он спросил: "Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым, а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?". Я ответил: "Да, это так". Он сказал: "В этом и заключается поклонение им"». ат-Тирмизи, 3095.
В этом и заключалось взятие их господами наряду с Аллахом. Если они дозволяют то, что запретил Аллах, и запрещают то, что Он дозволил, те люди подчиняются им в этом, и, следовательно, признают их господами наряду с Аллахом. Ведь, только Аллах Всевышний может что-то узаконивать для людей, что-то разрешать, а что-то запрещать.
«
Если же они отвернутся…» ― то есть: не примут призыв к единобожию (
таухиду).
«
…то скажите: "Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"» ― то есть, пусть они засвидетельствуют, что вы являетесь единобожниками, а они – неверующими. Разъясните им ложность того, на чём они находятся. В этом аяте указание на непричастность к религии многобожников и открытое заявление об этом.
«
"Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами"» ― в этом указание на обязательность открытого заявления о ложности того, на чём находятся многобожники. Нельзя молчать об этом. Необходимо открыто заявлять о несостоятельности многобожия и опровергать самих многобожников.
Одним словом, можно сказать, что свидетельство ″
ля иляха илля Ллах″ имеет столпы: отрицание и утверждение. Если тебя попросят назвать столпы (
рукны) ″
ля иляха илля Ллах″, то скажи: ″
Отрицание и утверждение″.
Также у свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″ есть семь условий (
шартов), и это свидетельство не принесет пользы без соблюдения этих условий.
Некоторые ученые собрали их в стихотворной форме:
علم يقين وإخلاص وصدقك
مع محبة وانقياد والقبول لها
«Знание, убежденность, искренность и твоя правдивость,
А также любовь, подчинение и принятие»
Знание (‛ильм) – это то, что противоречит невежеству. Если человек произносит ″
ля иляха илля Ллах″ своим языком, не зная смысла этого свидетельства, то оно не принесет ему пользы.
Убежденность (йакъин) – свидетельство не принимается вместе с сомнениями. Ведь, некоторые люди знают смысл свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″, но сомневаются в нём. Непременно должна присутствовать убежденность в свидетельстве ″
ля иляха илля Ллах″, убежденность в том, что это истина.
Искренность (ихляс) – это то, что противоречит многобожию (
ширку). Некоторые люди произносят свидетельство ″
ля иляха илля Ллах″, но не оставляют многобожие. В пример сегодня можно привести тех людей, которые поклоняются могилам.
Таким людям не поможет ″
ля иляха илля Ллах″, ибо одним из его условий является оставление многобожия (
ширка).
Правдивость (сидък) – это то, что противоречит лживости. Ведь, лицемеры произносят ″
ля иляха илля Ллах″, но в их сердцах лживость, ибо они не убеждены в смысле этого свидетельства.
Аллах Всевышний сказал:
(إِذَا جَاءَكَ الْمُنَافِقُونَ قَالُوا نَشْهَدُ إِنَّكَ لَرَسُولُ اللَّهِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ إِنَّكَ لَرَسُولُهُ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ (1) اتَّخَذُوا أَيْمَانَهُمْ جُنَّةً)
«Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: "Свидетельствуем, что ты - Посланник Аллаха".
Аллах знает, что ты - Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами.
Они сделали свои клятвы щитом»
Сура аль-Мунафикъун, аяты 1-2.
Любовь (махабба) – заключается в том, что ты должен любить это слово и любить приверженцев этого слова. Если же человек не любит это слово или не любит его приверженцев, то ″
ля иляха илля Ллах″ не поможет ему.
Подчинение (инкъияд) – это то, что противоречит отворачиванию и оставлению. Суть в том, что ты должен подчиняться тому, на что указывает это свидетельство, а оно указывает на необходимость поклонения только одному Аллаху без придания Ему сотоварищей, и на необходимость выполнения Его приказов. Пока ты признаешь и свидетельствуешь о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, ты обязан подчиняться Его постановлениям и Его религии. Если же ты произнесешь ″
ля иляха илля Ллах″, но не подчинишься постановлениям Аллаха и Его шариату, то это свидетельство не принесет тебе пользы.
Принятие (къабуль) – это то, что противоречит отвержению. Ты не должен отвергать ничего из прав ″
ля иляха илля Ллах″ и ничего из того, на что указывает это свидетельство. Ты обязан принимать всё то, на что указывает свидетельство ″
ля иляха илля Ллах″.
И ученые добавили восьмое условие этого свидетельства:
وزيد ثامنها الكفران منك بما
سوى الإله من الأشياء قد ألها
«А восьмое условие – это твое неверие во всё то,
Что помимо Бога из тех вещей, которые обожествляют»
То есть: непричастность к многобожию (
ширку). Человек не будет единобожником до тех пор, пока не проявит свою непричастность к многобожию (
ширку).
Аллах Всевышний сказал:
(وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ وَقَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَاء مِّمَّا تَعْبُدُونَ)
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: "Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь"»
Сура аз-Зухруф, аят 26.
Это – восемь условий свидетельства ″
ля иляха илля Ллах″.