01. Книга приказаний (2 том)
Хадис № 100
«Сильный верующий…» ― то есть, человек с сильной верой. Здесь не имеется в виду физическая сила. Ведь, физическая сила может принести человеку вред, если он будет использовать ее в ослушании. Поэтому в хадисе речь идет о силе веры (имана). Ведь, словом ″сильный″ описывается именно верующий, что указывает на то, что речь идет о вере. Если верующий обладает сильной верой, она подталкивает его к совершению обязательных предписаний религии и большому количеству дополнительных видов поклонения. Если же вера человека слаба, то она не побуждает его к совершению обязательных предписаний религии и оставлению грехов.
Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый. А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…(хотя) в каждом из них есть благо». Это было сказано, для того чтобы никто не подумал, что в слабом верующем вообще нет никакого блага. Без сомнения, в слабом верующем также есть благо, и он лучше, чем неверующий.
«Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу» ― это завещание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своей общине.
Разумный человек должен принять этот совет и устремиться к тому, что принесет пользу. Сколько людей сегодня губят свое время без всякой пользы! Более того люди вредят себе и своей религии. Эти люди не следуют данному завету пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо из-за своего невежества, либо просто из пренебрежения. Но благоразумный верующий примет этот совет и будет стремиться к тому, что принесет ему пользу как в религии, так и в мирской жизни.
«…проси помощи у Аллаха…» ― иногда человек может стремиться к полезному, но при этом поддаться самообольщению и уповать на свои собственные силы. Такое часто случается среди людей. Когда человек видит в себе силы и стремление к какому-либо деянию, он обольщается и забывает прибегнуть к помощи Аллаха Всевышнего. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу и проси помощи у Аллаха». То есть: не забывай просить помощи у Аллаха даже в мелочах.
«…и не проявляй слабости» ― то есть, если ты начал совершать дело, не проявляй слабости и не отступай назад. Если ты начал совершать что-то полезное, уповай на Аллаха и не ослабевай.
В разъяснении данного хадиса можно написать целые тома, ибо в нем упоминается огромное количество вопросов. Например, требующий знания иногда начинает читать книгу, в которой видит огромную пользу. Проходит неделя, проходит месяц, ему надоедает и он переходит к другой книге. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и не проявляй слабости», то есть: не оставляй начатое дело. Если ты начал совершать полезное деяние, то продолжай в том же духе.
«…а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”» ― то есть, если ты направился к тому, что полезно, приложил все усилия, попросил помощи у Аллаха, но получилось не так, как ты хотел, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!” Ведь, происходящее не зависит от твоих желаний. Ты сделал то, что тебе велено, но Аллах распорядился иначе. Аллах Всевышний сказал: «Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом». (Сура Йусуф, аят 21) Например, человек выехал в путь, желая совершить ’умру, но в пути у него сломалась машина, что заставило его вернуться домой. И тут человек начинает говорить: «Если бы я взял машину получше, то смог бы доехать до своей цели». Не следует говорить так! Если бы Аллах Всевышний пожелал, то облегчил бы тебе путь, но Он не пожелал этого.
Пусть Аллах Всевышний воздаст нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, наилучшим воздаянием, ибо он разъяснил нам мудрость данного запрета, сказав: «…ибо, поистине, эти “если” открывают шайтану (путь к) делам его». То есть: открывает путь к наущениям, печали, сожалению и мучению. Человек начинает говорить: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!” Не говори так, ибо дело уже свершилось и ничего не изменится. Это было записано в Хранимой Скрижали (ляух аль-махфуз) за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. Это случилось бы, что бы ты ни делал.
Но тебе следует говорить: “(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает». (Сура Худ, аят 107) Никто не может помешать Аллаху Всевышнему сделать что-то.
Но мы должны знать, что Аллах Всевышний делает всё по Своей мудрости. Мы можем знать об этой мудрости, а можем и не знать. Доводом являются слова Всевышнего: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый». (Сура аль-Инсан, аят 30) Аллах Всевышний разъяснил то, что Его желание связано со знанием и мудростью. Как часто с человеком случается что-то неприятное, но в итоге это становится благом для него. Аллах Всевышний сказал: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас». (Сура аль-Бакара, аят 216) Несколько лет назад самолет вылетел из Рияда в направлении Джидды. На борту самолета было более трехсот пассажиров. Один из пассажиров прошел регистрацию и, находясь в зале ожидания, крепко заснул, даже не услышав объявлений о вылете самолета. Пассажиры взобрались на борт, самолет улетел и тут вдруг этот человек проснулся. Узнав о случившемся, он начал сильно сожалеть. Но Аллах Всевышний по Своей мудрости предопределил так, что самолет сгорел вместе со всеми пассажирами. Посмотри, как спасся этот человек! Сожалел о том, что самолет улетел без него, но это в итоге оказалось для него благом.
Хадис № 101
Страсти (шахауат) ― это то, к чему склоняется душа, не думая, забывая о религии и нормах благопристойности. Например, прелюбодеяние (зина) – это страсть, связанная с половым органом. Душа часто склоняется к этому греху. Если человек последует за этими страстями, то такое поведение станет причиной вхождения в Огонь. Также в пример можно привести распитие спиртных напитков. Душа человека склоняется к этому, что также может стать причиной вхождения в Огонь.
Другой страстью является любовь к имуществу. Например, человек ворует, а ворует он обычно по причине того, что страсть и любовь к имуществу толкают его к такому греху. Если человек последует за страстью и начнет воровать, то это приведет его к Огню.
Также в пример можно привести обман, на который человек идет, желая повысить цену своего товара. Душа склоняется к этому, и если человек пойдет на подобное, то разрушит преграду меж собой и Огнем.
Также высокомерие и желание быть выше других. Каждый человек любит быть выше других и душа зовет его к этому. Если человек будет таким и последует за страстью, то разрушит преграду меж собой и Огнем.
«…а Рай (скрыт) за неприятным» ― то есть, Рай скрыт за тем, что неприятно человеческой душе. Всякая ложная вещь любима душе, приказывающей зло, а истина неприятна ей. Если человек переступит через свою душу, заставит ее совершать обязательные предписания религии и оставлять запрещенное, то это приведет его к Раю.
Поэтому ты видишь, что человеку тяжело совершать намазы, особенно зимой в холодную погоду. Человеку неприятно покидать мягкую постель. Если человек переборет себя, совершит то, что неприятно его душе, это приведет его к Раю.
Также душа, приказывающая зло, зовёт человека к прелюбодеянию. Душа любит подобные поступки. Но человек может призадуматься и заставить свою душу оставить этот грех. Это будет неприятным для души, но приведет человека к Раю.
Также джихад на пути Аллаха неприятен человеку. Аллах Всевышний сказал: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». (Сура аль-Бакара, аят 216) Сражение неприятно душе, но если человек переборет ее, это станет причиной вхождения в Рай! Прислушайся к словам Аллаха: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих». (Сура али ’Имран, аяты 169-171)
Также призыв к одобряемому и удерживание людей от порицаемого очень тяжело для души. Каждому человеку тяжело дается это. Душа говорит: «Зачем тебе эти люди?!» Но если человек переступит через то, что неприятно его душе, начнет призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого, это станет причиной вхождения в Рай.
Также оставление запретных вещей очень тяжело для души. Но если человек заставит свою душу оставить запретное, это станет причиной вхождения в Рай.
أسأل الله أن يعينني وإياكم على ذكره وشكره وحسن عبادته
Хадис № 102
Пользы из хадиса:
1 — Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заставлял свою душу подчиняться Аллаху, ибо деяние, о котором говорится в хадисе, было сложным. Он делал это, стремясь к Лику Аллаха и Его довольству. Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников: «Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству». (Сура аль-Фатх, аят 29)
2 — Указание на дозволенность совершения ночной добровольной молитвы в коллективе, если это делается иногда. Но в месяце Рамадан установлено совершение ночных добровольных молитв в коллективе каждый день. Что же касается остальных месяцев, то это можно делать время от времени.
3 — Человеку, совершающему ночной добровольный намаз, следует просить Аллаха Всевышнего о милости, если он читает аяты о милости. Например, в аяте упоминается Рай, тогда человеку следует говорить: «О Аллах, поистине, я прошу у тебя Рая». Если же в аяте упоминается какая-либо угроза, то человек должен говорить: «О Аллах, прибегаю к тебе за защитой от подобного наказания». Если же в аятах говорится о прославлении Аллаха, об Его возвеличивании, то человек должен восславить Аллаха и возвеличить Его. Это касается ночных добровольных молитв. Что же касается обязательных молитв, то в них можно поступать так же, но это уже не является сунной.
4 — Читая суры, человек может менять их порядок местами. В этом хадисе сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сначала прочитал суру ″ан-Ниса″, а затем суру ″али ’Имран″, хотя в Коране сура ″али ’Имран″ стоит перед сурой ″ан-Ниса″. Но следует отметить, что в последний год жизни, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру ″али ’Имран″ прежде суры ″ан-Ниса″. Именно поэтому, сподвижники расположили суру ″али ’Имран″ раньше суры ″ан-Ниса″.
نسأل الله تعالى أن يرزقنا وإياكم اتباع رسول صلى الله عليه وسلم ظاهراً وباطناً ، وأن يتولانا وإياكم في الدنيا والآخرة إنه جواد كريم
Хадис № 103
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, совершал вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ночной добровольный намаз, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень долго стоял, совершая этот намаз. Сообщается, что ‘Айша рассказывала: «Обычно пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами». аль-Бухари, 1130; Муслим, 2820.
Ибн Мас’уду уже захотелось сесть, ибо он устал стоять, хотя был молодым юношей. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не устал. Он больше всех остальных поклонялся Аллаху и больше других боялся Его.
В этом хадисе указание на то, что человеку, совершающему ночной добровольный намаз, желательно удлинять его. Также знай то, что если ты долго стоишь в намазе, то так же долго желательно совершать поясные и земные поклоны, так же долго сидеть между двумя земными поклонами, и так далее. В сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содержится указание на то, что намаз должен быть соразмерным. То есть, если ты долго стоишь в намазе, читая суры, то так же долго совершай и остальные столпы молитвы.
Хадис № 104
Когда человек умирает, люди провожают его до кладбища. Удивительна мирская жизнь и презрена! Хоронят тебя самые любимые люди, а затем удаляются от твоей могилы. И даже если им дадут деньги, чтобы они оставили твое тело в своем доме, они не согласятся. А ведь это самые близкие и любимые для тебя люди.
Следует за человеком также и его имущество, то есть его рабы и слуги. За ним также следуют и его деяния. Назад же вернутся только двое, а одно останется. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся. Просим Аллаха Всевышнего сделать так, чтобы деяния, которые останутся с нами, были праведными.
В этом хадисе указание на то, что мирская жизнь исчезнет. Все украшения мирской жизни покинут тебя, а в могиле с тобой останутся только твои деяния. Тебя покинут и дети, и имущество. Поэтому, брат мой, позаботься о том ″товарище″, который останется с тобой. Постарайся сделать так, чтобы твои деяния были праведными, чтобы они смогли утешить тебя в могиле, когда рядом не будет ни семьи, ни детей, ни любимых людей.
نسأل الله لنا ولكم حسن الخاتمة والعافية ، وأن يتولانا وإياكم بعنايته ورعايته . إنه جواد كريم
Хадис № 105
Этот хадис содержит в себе побуждение (таргъиб) и устрашение (тархиб). Побуждение содержится в словах «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий». Действительно, Рай близок к человеку. Человек может сказать одно слово, которое поможет ему достичь довольства Аллаха, и человек войдет в Рай.
На самом деле этот хадис указывает на более обширный смысл. Поистине, есть много благих деяний и много возможностей оставить запретное, следовательно, есть много причин для вхождения в Рай. Это легко для тех, кому облегчил Аллах Всевышний.
Но также близок к человеку и Огонь. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и столь же (близок к каждому) Огонь». То есть, Огонь ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий. Человек может произнести одно слово, которое разгневает Аллаха, и человек окажется в Огне на долгие годы. Как много слов произносим мы, не обращая на них внимания! А, ведь, может быть так, что это слово заведет тебя в Огонь.
Разве ты не слышал историю о лицемерах, которые вышли вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в Табук?! Лицемеры разговаривали друг с другом, и вот уже начали говорить: «Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана», имея в виду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Но Аллах Всевышний ниспослал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: "Мы только болтали и забавлялись". Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали"». (Сура ат-Тауба, аяты 65-66)
نسأل الله لنا ولكم الثبات على الحق ، والسلامة من الآثم
Хадис № 106
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, привел хадис со слов Раби’а ибн Ка’ба аль-Аслями, да будет доволен им Аллах. Он был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и относился к числу людей, которых называли ″ахлю-с-суфа″. ″Ахлю-с-суфа″ ― это мухаджиры, у которых не было в Медине своего жилья. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поселил их под навесом мечети. Иногда их количество достигало восьмидесяти, а иногда их было меньше. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили этим мухаджирам еду, молоко, и другие продукты питания.
Обычно Раби’а ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, приносил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воду для омовения и прочие необходимые вещи. И вот, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым щедрым из людей, и поэтому хотел вознаградить Раби’а ибн Ка’ба за то, что тот помогает ему. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Вознаградите того, кто сделал вам добро». Абу Дауд, 1672; ан-Насаи, 2567. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Чаще всего, в ответ на такое предложение, люди просят денег, но стремления Раби’а ибн Ка’ба были более возвышенными. Он сказал: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?” Раби’а ибн Ка’б сказал: “Нет, именно этого!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов”.
Большое количество земных поклонов указывает на наличие большого количества поясных поклонов, а большое количество поясных поклонов указывает на долгое стояние человека в намазе. Ведь, в каждом рака’ате есть поясной поклон и два земных поклона. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул в хадисе именно земные поклоны по той причине, что это самое почетное положение молящегося. Именно во время земных поклонов раб бывает ближе всего к своему Господу.
Пользы из хадиса:
1 — Указание на достоинство земных поклонов.
2 — Чем больше человек совершает дополнительных намазов, тем лучше. Исключением являются времена, во время которых запрещено молиться. Во-первых, это время, начинающееся после утреннего намаза (фаджр), до того, как солнце поднимется на высоту копья. Во-вторых, запрещено совершать добровольные молитвы в тот момент, когда солнце находится в зените. В-третьих, запрещено совершать добровольные молитвы после послеобеденного намаза (’аср) до вечернего намаза (магъриб) [2]. В течение этих трех промежутков времени нельзя совершать дополнительные намазы, кроме как, если эти намазы будут связаны с определенной причиной. Например, разрешено совершать молитву при входе в мечеть, и молитву, совершаемую после малого омовения.
3 — Указание на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не мог ввести кого-то в Рай. Поэтому, он не гарантировал этому сподвижнику ответ на его просьбу, а сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов”.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — “Ахль ас-суффа” — имеются в виду неимущие сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) которые не имели в Медине ни пристанища, ни знакомых или родственников, и жили под навесом мечети рядом с его домом.
[2] — Не имеется в виду время сразу после послеобеденного намаза, а имеется в виду тот момент перед заходом солнца, когда солнце уже начинает желтеть. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву после ‘асра, если только солнце еще не стояло высоко, и было белым!” Ахмад 1/130, Абу Дауд 1274, ан-Насаи 2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. Доказательство этому также и слова Биляля, который говорил: “Совершение молитвы не было запрещено, кроме как непосредственно во время захода солнца!” Ибн Хазм 3/14. Иснад достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/390. Стоить заметить, что совершение двух добровольных рак’атов после послеобеденного намаза является Сунной, но при условии, чтобы эти два рак’ата совершались сразу же после послеобеденного намаза, пока солнце еще стоит высоко и не склонится к закату. Указанием на это является свидетельство ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял совершение двух рак’атов ни тайно, ни открыто: два рак’ата перед утренней молитвой и два рак’ата после послеобеденной молитвы!” аль-Бухари 592, Муслим 2/211. И подобных доводов еще много, а Аллах знает лучше!
Хадис № 107
Пользы из хадиса:
1 ― Указание на то, что человеку следует совершать как можно больше земных поклонов. И как мы говорили ранее, большое количество земных поклонов указывает на совершение большого числа дополнительных молитв.
2 ― Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на награду человека, совершающего земные поклоны. Во-первых, Аллах Всевышний за каждый земной поклон возвысит человека на одну ступень. А во-вторых, Аллах Всевышний сотрет одно прегрешение этого человека.
Хадис № 108
Если человек прожил долгую жизнь в покорности Аллаху, это приблизит его к Аллаху и поднимет его степень в Последней жизни. Ведь, каждое праведное деяние в течение его долгой жизни, приближает этого человека к Аллаху.
Что касается долгой жизни, то ее дает Аллах, а человек в этом вопросе ничем не владеет. Что же касается хороших деяний, то человек способен совершать их. Ведь, Аллах Всевышний дал человеку разум, ниспослал ему Писание, послал к нему посланников, разъяснил человеку путь, довел до человека довод. Каждый человек способен совершать праведные деяния. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что некоторые праведные деяния становятся причиной увеличения срока жизни человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками». аль-Бухари, 2067; Муслим, 2557. Исходя из вышесказанного, человеку следует постоянно просить Аллаха, чтобы Аллах увеличил срок его жизни и сделал его деяния праведными, ибо это сделает человека лучшим из людей.
В этом хадисе указание на то, что сама по себе долгая жизнь не является благом, если она не будет сопровождаться благими деяниями. Иногда человек может жить долго, но это будет для него злом. Аллах Всевышний сказал: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения». (Сура али ’Имран, аят 178)
Хадис № 109
Анас сказал: «А (после боя) мы нашли его убитым и обезображенным многобожниками, насчитав на (его теле) восемьдесят ран от мечей, копий и стрел, и (был он изуродован до такой степени, что) никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей (Анаса) по пальцам его рук!»
Анас сказал: «И мы считали (или: … думали), что именно о нём и о подобных ему говорится в ниспосланном свыше аяте: “Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету” (Сура аль-Ахзаб, аят 23)». аль-Бухари, 2805; Муслим, 1903.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Имеются в виду действия пятидесяти лучников, которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа.
[2] — То есть: многобожники, осмелившиеся воевать с пророком (мир ему и благословение Аллаха).
[3] — Имеется в виду благоухание рая.
Хадис № 110
«После ниспослания аята о подаянии…» ― речь идет об аяте, в котором содержалось побуждение раздавать милостыню (садакъа). Милостыня (садакъа) заключается в том, что человек раздает некоторую часть своего имущества бедным ради Лика Аллаха.
Когда этот аят был ниспослан, сподвижники поспешили приносить милостыню посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сподвижники были такими! Когда ниспосылался аят с каким-нибудь повелением, они спешили выполнить то, что им велено. Когда ниспосылался аят с каким-нибудь запретом, они спешили оставить то, что им запрещено. Поэтому, когда был ниспослан аят о том, что вино запрещено, а ансары в это время как раз занимались его распитием, они сразу же прекратили.
Это обязанность каждого верующего! Если до тебя дошло что-либо от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то поспеши подчиниться.
В общем, когда был ниспослан аят о подаянии, сподвижники стали нести милостыню по мере своих возможностей. Кто-то приносил много, и лицемеры начинали говорить: “(Он делает это) напоказ, а не ради Аллаха”. Кто-то приносил мало, и лицемеры начинали говорить: “Поистине, Аллах не нуждается в этой мелочи”.
Таковы лицемеры! Они постоянно пытаются поиздеваться над верующими. Самой главной их заботой, которая радует их слух, является издевательство над мусульманами. Они – лицемеры и враги!
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано: ″Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания″. (Сура ат-Тауба, аят 79)
Пользы из хадиса:
1 ― Указание на стремление сподвижников к совершению добра и к борьбе против своих душ.
2 ― Указание на то, что Аллах Всевышний защищает верующих. Посмотри, как Аллах Всевышний ниспослал аят в Своей Книге, защищая верующих от нападок лицемеров!
3 ― Указание на сильную вражду лицемеров к верующим людям. Когда верующие делают много добра, лицемеры порочат их, когда верующие делают мало добра, лицемеры все равно порочат их. Но дело им не принадлежит! Аллах Всевышний поглумился над ними и пригрозил мучительным наказанием.
Аллах Всевышний сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Сура аз-Зальзаля, аяты 7-8)
Много ты сделал или мало, все равно увидишь это, и Аллах Всевышний воздаст тебе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы ни подал хотя бы один финик из благоприобретённого достояния в качестве милостыни, Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка (или: маленькую верблюдицу), пока не достигнет она размеров горы или более того». аль-Бухари, 1410; Муслим, 1014.
Хадис № 111
Са’ид [1] сказал: “Когда Абу Идрис [2] передавал этот хадис, он становился на колени”.
Мы передали его со слов Ахмада бин Ханбаля, да помилует его Аллах, который сказал: “Нет у жителей Шама более почитаемого хадиса, чем этот”.
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, передал этот хадис от Абу Зарра аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, а тот передал его от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает в этом хадисе о словах своего Господа. Обладатели знания называют такие хадисы хадисами ″аль-къудси″.
Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе…».
То есть: Я никому не причиняю несправедливости.
Аллах Всевышний – Справедливый Судья! Его решение относительно рабов бывает двух видов: либо милость, либо справедливость. Он милостив к тем, кто совершает благие деяния, и справедлив с теми, кто совершает скверные деяния.
Аллах Всевышний увеличивает награду за благие деяния в десять раз, а за прегрешение наказывает одним наказанием. Аллах Всевышний сказал: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо». (Сура аль-Ан’ам, аят 160) Не будет такого, что вознаграждение за добрые деяния будет убавлено, и нет такого, что воздаяние за грехи будет выше заслуженного. Аллах Всевышний сказал: «А тот, кто совершал праведные дела, будучи верующим, не будет бояться ни несправедливости, ни ущемления». (Сура Та Ха, аят 112)
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе…» ― в этих словах указание на то, что Аллах Всевышний может запретить Себе что-то, а может обязать Себя чем-то. Например, Аллах Всевышний вменил Себя в обязанность милость. Аллах Всевышний сказал: «Ваш Господь предписал себе быть Милосердным». (Сура аль-Ан’ам, аят 54) Также Господь запретил Себе несправедливость. Поистине, Он вершит то, что пожелает!
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!» ― несправедливость между рабами заключается в трех вещах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил это во время прощального хаджа, сказав: «Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь являются столь же запретными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе и в этом вашем месяце. Довёл ли я это до вас?» аль-Бухари, 4406; Муслим, 1679. В этих трех вещах люди обычно притесняют друг друга: жизнь, имущество и честь.
Никто не имеет права покуситься на жизнь другого. Покушение на жизнь бывает двух видов:
― Убийство;
― Либо то, что меньше убийства, как нанесение ран и повреждений.
Всё это запрещено! И знай, что если ты сломаешь кость мертвому, это подобно тому, как ты бы сломал ее живому [3]. Поэтому ученые ханбалитского мазхаба говорят, что нельзя отрезать мертвому ничего из его органов, даже если он сам завещал это.
Аллах Всевышний также сделал неприкосновенным имущество человека. Никто не может забрать имущество своего брата мусульманина безо всякого права. Нельзя отбирать имущество, применяя силу, нельзя воровать, нельзя обманывать и лгать. Всё это запрещено!
Бывают такие люди, которые торгуют и занимаются при этом обманом. Каждая копейка, полученная ими через обман, является запретной. Такие люди приобретают две опасные вещи:
Во-первых, они причиняют несправедливость своим братьям мусульманам, забирая у них имущество безо всякого права.
Во-вторых, от них отрекся посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто обманывает, тот не из нас». Муслим, 101.
Сюда также относится то, что делают некоторые соседи, перенося заборы земельных участков, чтобы увеличить свою территорию. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи присвоившего себе часть (чужой) земли обовьётся (собранное) с семи земель”. аль-Бухари, 2452; Муслим, 1612.
К несправедливости также относится посягательство на деньги человека. Например, у одного человека хранятся деньги другого, а он говорит: «У меня не было никаких твоих денег». Такой человек поедает чужое имущество безо всякого права. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я - только человек, а вы приходите ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас более убедителен в своих аргументах, чем другой, и тогда я вынесу решение в его пользу на основании части того, что услышу, однако пусть знает тот, кому я присужу то, что по праву принадлежит его брату, что выделяю я ему частицу адского пламени!» аль-Бухари, 2680; Муслим, 1713. Если ты вот так присвоил чужое имущество и смог доказать в суде, что оно принадлежит тебе, это все равно не спасет тебя в Последней жизни. Ведь, судья выносит решение исходя из того, что слышит, не зная сокровенного. Но Тот, Кто знает сокровенное, рассчитает тебя в День Воскресения.
Аллах Всевышний также сделал неприкосновенной честь человека. Человеку запрещено покушаться на честь своего брата, нельзя обсуждать его за спиной или ругать его. Все это относится к тяжким грехам. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (Сура аль-Худжурат, аят 12)
Злословие о своем брате за его спиной (гъиба) запрещено! Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль?” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878.
Также, если человек посягает на честь своего брата, то его брат в Последней жизни сможет забрать благие деяния этого человека. Поэтому, когда некоторым из саляфов говорили, что определенный человек обсуждает их за спиной, они отправляли тому человеку подарки. Люди удивлялись и спрашивали: «Этот человек злословит о вас, а вы отправляете ему подарки?» Тогда саляфы отвечали: «Да, этот человек подарил мне свои благие деяния, которые останутся со мной навсегда, а я дарю ему всего лишь подарок в мирской жизни, которая скоро исчезнет». Посмотри же на то, как саляфы понимали религию!
Злословие запрещено и относится к тяжким грехам! Но еще хуже, когда человек злословит за спиной о правителях и ученых. Злословие об этих людях гораздо страшнее злословия о простых людях [4]. Причина этого состоит в том, что злословие об ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается злословия о правителях мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. А если люди восстают против правителей мусульман, то распространяется анархия.
لا يـصـلـح الـنـاس فــوضـــى لا ســراة لــهــم
ولا ســـراة إذا جـــهــــالـهــم ســـــادوا
И нет руководства, когда руководят невежды».
Затем Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!»
Заблудшие бывают двух видов:
1. Люди, которые не знают истину.
Например, христиане, которые не знали об истине, пока не пришел посланник Аллаха Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Но затем они узнали об истине, но проявили высокомерие перед ней.
2. Люди, отклонившиеся от истины, хотя знали о ней.
Это люди, которые предпочли заблуждение после того, как поняли истину. Например, иудеи, которые знают истину, но не принимают ее.
В общем, Аллах Всевышний сказал: «О рабы Мои, все вы (были) заблудшими…». То есть: все вы либо не знали об истине, либо не принимали ее, кроме тех, кому Я указал на правильный путь. И Аллах говорит: «…так просите же Меня направить вас на правильный путь и Я направлю вас!»
Но большинство из нас отворачиваются от этого! Большинство из нас совершают поклонение так, будто это всего лишь привычка. Они совершают поклонение только по той причине, что его совершают другие люди. Получилось так, будто бы мы не нуждаемся в Аллахе и в том, чтобы Он наставил нас на прямой путь. Нам следует постоянно просить у Аллаха прямого руководства. Более того человек в каждом намазе обязан говорить: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших». (Сура аль-Фатиха, аяты 6-7) Но где сердца внемлющие?! Поистине, большинство молящихся, читая эти аяты, проплывают мимо них, как проплывают облака, не приносящие никаких осадков. А, ведь, нам следует обращать свое внимание на эти аяты. Мы должны осознавать, что нуждаемся в том, чтобы Аллах нас наставил.
Затем Аллах сказал: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!»
Правдив наш Господь! Каждый из нас останется голодным, кроме тех, кого Он накормил. Если бы Аллах Всевышний не облегчил для нас получение этой пищи, то мы бы погибли. Аллах Всевышний говорит об этом: «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?» (Сура аль-Уакъи’а, аяты 63-64) Мы отвечаем: «Господь наш, Ты заставляешь произрастать то, что мы сеем!» Аллах Всевышний сказал: «Если Мы пожелаем, то превратим его в труху, и тогда вы останетесь удивленными и скажете: "Воистину, мы потерпели убыток. Более того, мы лишились пропитания"». (Сура аль-Уакъи’а, аяты 65-67) Задумайся над тем, что Аллах сказал: «Если Мы пожелаем, то превратим его в труху…». Он не говорит: «Если бы Мы пожелали, то не взрастили бы его». Ведь, когда растение выросло, люди увидели его, их сердца привязались к нему, и вдруг растение превращаются в труху. Это гораздо страшнее для людей, чем если бы растение вообще не произросло!
Аллах Всевышний сказал: «Видели ли вы воду, которую вы пьете? Вы ли ниспосылаете ее из дождевых туч или Мы ниспосылаем?» (Сура аль-Уакъи’а, аяты 68-69) Аллах Всевышний ниспосылает воду на землю, а земля поглощает эту воду. Эта вода образует подземные источники, из которых мы потом достаем ее при помощи различных приспособлений. Аллах Всевышний по Своей мудрости сделал землю хранилищем для воды. Поэтому Аллах говорит: «О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!»
Просить у Аллаха Всевышнего пропитания можно двумя способами: либо словами, либо действиями. Что касается слов, то мы просим у Аллаха Всевышнего языком, чтобы Он накормил нас и даровал пропитание. Что же касается действий, то здесь есть две причины получения пропитания:
Во-первых, совершая праведные деяния. Поистине, праведные деяния являются причиной увеличения пропитания человека. Аллах Всевышний сказал: «Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали». (Сура аль-А’раф, аят 96) А также: «Если бы люди Писания уверовали и устрашились, то Мы простили бы им злодеяния и ввели бы их в Сады блаженства. Если бы они руководствовались Торой, Евангелием, и тем, что было ниспослано им от их Господа, то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами». (Сура аль-Маида, аяты 65-66)
Во-вторых, мы должны заниматься посевами, рыть колодцы, сажать деревья и т. д.
«О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!»
Поистине, каждый человек выходит из утробы своей матери нагим. И это по мудрости Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний сделал так, чтобы человек рождался нагим, дабы человек понял, как он нуждается в Аллахе и в том, чтобы Аллах прикрыл его наготу. Точно так же человек нуждается в том, чтобы Аллах Всевышний облачил его в одеяния праведных деяний и богобоязненности. Аллах Всевышний сказал: «Однако богобоязненность - лучшее одеяние». (Сура аль-А’раф, аят 26) Посмотри на себя! Поистине, ты нуждаешься в том, чтобы Аллах Всевышний скрыл твою наготу, а также одел тебя изнутри в одеяние праведных деяний и богобоязненности. Поэтому, некоторые толкователи снов говорили, что человек, увидевший себя во сне нагим, должен больше просить у Аллаха прощения, ибо это указывает на недостаток в богобоязненности. Поистине, богобоязненность – это одеяние!
«О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!»
И это из величайших милостей Аллаха Всевышнего! Аллах Всевышний предлагает Своим рабам попросить прощения и покаяться, и говорит: «О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи». Он прощает все грехи, прощает многобожие, прощает неверие, прощает большие и малые грехи, после того, как человек попросит у Него прощения. Поэтому Он говорит: «…так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас!»
Это не значит, что человек просто должен произнести: «О Аллах, прости меня», - и на этом всё. Покаяние (тауба) обязательно должно быть правдивым, а правдивое покаяние включает в себя пять условий:
Во-первых, человек должен быть искренним в своем покаянии. Он не должен приносить покаяния, показывая себя перед людьми праведником, желая понравиться кому-то, и так далее. Каясь, человек должен преследовать только одну цель – возвращение к Аллаху! Искренность (ихляс) является условием любого деяния. Аллах Всевышний сказал: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете». (Сура ан-Нур, аят 31)
Во-вторых, человек должен сожалеть о том, что он впал в грехи. Он должен признавать, что совершил такую ошибку, о которой действительно стоит печалиться. Не должно быть так, что человеку без разницы сделал он этот грех или не сделал. Чтобы покаяние было правдивым, человек должен сожалеть и мечтать о том, что лучше бы он никогда не совершал этого греха.
В-третьих, человек должен оставить тот грех, который он совершает. Не будет покаяние правдивым, если человек продолжает совершать грех. Аллах Всевышний сказал: «(Они) сознательно не упорствуют в том, что они совершили». (Сура али ’Имран, аят 135) А если человек заявляет, что покаялся, но продолжает совершать грех, то он лжет и будто бы издевается над Аллахом.
Также к этому условию относится и то, что ты должен возместить человеку ту обиду, которую ему нанёс. Если ты, например, забрал у кого-то имущество, значит, должен вернуть ему это имущество. Если этот человек уже умер, то верни имущество его наследникам. Если же ты уже забыл этого человека или не можешь найти его, то раздай от его имени милостыню.
Если ты злословил о ком-то, а он узнал об этом, то обязательно пойди к нему и попроси прощения. Если о тебе злословил какой-нибудь брат, а затем он раскаялся и пришел просить прощения, то прости его.
Если ты с кем-то поругался и ударил его, то пойди, попроси у него прощения и скажи: «Если хочешь ударь меня тоже за то, что я тогда ударил тебя».
В-четвертых, человек должен иметь твердую решимость никогда больше не возвращаться к этому греху. Если человек приносит покаяние, но думает, что, когда будет возможность, он снова совершит грех, то это покаяние не примется. Если же человек имел твердую решимость больше не совершать грех, но затем все-таки совершил, это не повредит его прошлому покаянию. Однако, совершив этот грех вновь, он снова нуждается в том, что принести покаяние.
В-пятых, человек должен принести покаяние в то время, когда оно еще принимается. Если ты упустил это время, то покаяние уже не принесет пользы. Когда к человеку приходит смерть, то нет уже покаяния, и если человек покается, это покаяние не принесет никакой пользы. Аллах Всевышний сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: "Вот теперь я раскаиваюсь"». (Сура ан-Ниса, аят 18) Даже Фараон, когда тонул, сказал: «Я уверовал в то, что нет божества, достойного поклонения, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман». (Сура Йунус, аят 90) Но в ответ ему было сказано: «(Ты говоришь это) только сейчас? А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие». (Сура Йунус, аят 91) Ты упустил время! Поэтому, нужно спешить с покаянием, ибо человек не знает, когда умрет.
Также покаяние не будет принято после того, как солнце взойдет с запада. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что настанет такой день, когда солнце взойдет с запада. Он сказал: «Солнце движется, пока не склоняется в земном поклоне под Троном (Аллаха), после чего испрашивает позволения (снова взойти) и получает его. Однако (настанет время, когда) оно будет готово склониться, но принято это от него не будет, и будет оно просить позволения (продолжить свой обычный ход), но не получит его, и ему будет сказано: “Вернись туда, откуда ты пришло!” — и оно взойдёт с запада». аль-Бухари, 3199; Муслим, 159.
В этот день все люди уверуют, начнут каяться перед Аллахом, но это не принесет им пользы. Аллах Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро». (Сура аль-Ан’ам, аят 158)
«О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!»
Поистине, Аллах Всевышний не нуждается в рабах! Аллаху не приносит пользы покорность рабов и не вредит Ему их ослушание. Аллах Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». (Сура аз-Зариййат, аяты 56-58)
Никто не может принести пользы Аллаху Всевышнему и никто не способен Ему навредить. Он сотворил творения по мудрости Своей, дабы они поклонялись Ему. Он обещал покорившимся из них награду, а ослушникам пригрозил наказанием. Аллах Всевышний создал Рай и Ад, обещав наполнить их. Он сказал: «Он сотворил их для этого. Исполнится Слово твоего Господа: "Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми - всеми вместе"». (Сура Худ, аят 119)
«О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!»
Аллах Всевышний сказал: «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это». (Сура аз-Зумар, аят 7)
А затем сказано в этом хадисе ″аль-къудси″: «О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы то, что у Меня есть, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!»
Окуни иглу в море и посмотри, насколько уменьшится количество морской воды! Поистине, игла ничуть не уменьшит количество морской воды! Поистине, Аллах ― Богатый и Щедрый!
«О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»
Вся суть заключается в том, каковы будут деяния человека. Аллах Всевышний сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Сура аз-Зальзаля, аяты 7-8) Если же найдешь в Последней жизни наказание, то упрекай только себя, ибо это ты совершал грехи, и только ты сам лишил свою душу блага. Если же найдешь в Последней жизни добро, то восхваляй Аллаха, ибо это по Его милости.
Это великий хадис! Ученые занимались его толкованием и извлекали из него много полезных выводов и шариатских установлений. Некоторые написали об этом целые книги. Например, шейх уль-Ислям ибн Теймийа, да помилует его Аллах, написал отдельную книгу об этом хадисе. Человек должен задумываться над этим хадисом, размышлять над ним, особенно над последним предложением. Ведь, в нем сообщается о том, что человек, совершающий благо, найдет в Последней жизни благо, а человек, совершающий скверное, найдет скверное.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Са’ид ибн ’Абдуль-’Азиз – один из передатчиков этого хадиса.
[2] — Абу Идрис аль-Хауляни – один из передатчиков этого хадиса.
[3] — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сломать кость мертвому равнозначно тому, что сломать ее и живому». Абу Дауд 3207, Ибн Маджах 1616.
[4] — Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Люди обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает сделать им наставление, а это является предательством по отношению к ним!” См. “Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.
Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: “Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут возвышать правителей мусульман и ученых, и если они будут их чтить, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то они погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую”. См. “Тафсируль-кубра” 5/260.
Имам ас-Саффарини сказал: “Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса”. См. “Ляухуль-ануар” 2/355.
12-ая глава
باب الحث على الازدياد من الخير في أواخر العمر
﴿ أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُم مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ ﴾
Ибн ‘Аббас и другие толкователи Корана говорили: «Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?» Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если пожелает Аллах, мы приведём ниже.
Говорят также: “Это означает: восемнадцать лет”.
Говорят также: “Это означает: сорок лет”. Так говорили аль-Хасан аль-Басри, аль-Кальби и Масрукъ, а кроме того, передают, что то же самое говорил ибн ‘Аббас. Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения.
Говорят также: “Это - (возраст) совершеннолетия”.
Что же касается слов Всевышнего: “Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам”, - то ибн ‘Аббас и большинство (других ученых) говорили: “Это - пророк (мир ему и благословение Аллаха)”.
Говорили также: “Это - седина”. Так считали ‘Икрима, ибн ‘Уеййна и другие, а Аллах знает об этом лучше.
Знай, что всё зависит от того, что ты будешь делать в конце жизни! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, человек может совершать дела обитателей Рая до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) предопределенное, и он станет совершат дела обитателей Огня и войдёт в (Огонь). И, поистине, человек может совершать дела обитателей Огня до тех пор, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) предопределенное, и он станет совершать дела обитателей Рая и попадёт в (Рай)». аль-Бухари, 6594; Муслим, 2643. Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, чьими последними словами в этом мире были слова "Ля иляха илля Ллах", войдет в Рай». Абу Дауд, 3116; аль-Хаким, 1/351.
Чем старше человек становится, тем больше он должен совершать праведных деяний. Конечно, и молодой человек должен стараться совершать больше праведных деяний, ибо никто не знает, когда умрет. Но нет сомнения в том, что чем старше человек становится, тем больше приближается к смерти.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُم مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ ﴾
Толкователи Корана разногласили о том, какой возраст имеется в виду в этом аяте. Некоторые сказали: «Шестьдесят лет». Другие сказали: «Восемнадцать лет». Третьи сказали: «Сорок лет». Четвертые сказали: «Речь идет о возрасте совершеннолетия». Но на самом деле аят не ограничивается конкретным возрастом, ибо в разных случаях бывает по-разному. Бывают люди, которые начинают соблюдать религию еще даже до наступления восемнадцати лет. Другие же начинают соблюдать религию в более позднем возрасте. Всё зависит от того, когда к ним пришли увещеватели и знамения, в какой среде они жили, и так далее.
«Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам» ― правильное мнение заключается в том, что под увещевателем имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует, но а вообще этот аят охватывает всех посланников Аллаха, которые были посланы до пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, они все были предостерегающими увещеватели!
Поэтому, человек должен в конце жизни стремиться побольше совершать праведных деяний, особенно, он должен стремиться выполнять то, чем его обязал Аллах Всевышний. Он должен стараться больше просить у Аллаха прощения и воздавать Ему хвалу! Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния». (Сура ан-Наср, аяты 1-3) Говорят, что это последняя сура, ниспосланная пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и относительно нее приводится удивительная история. [1]
نسأل الله أن يحسن لنا ولكم الخاتمة والعاقبة ، وأن يجعل خير أعمارنا أواخرها ، خير أعمالنا خواتيمها
[1] — Эта история будет приведена в данной главе ниже (хадис № 113), с дозволения Аллаха.
Хадис № 112
Ученые говорили: «Это означает, что (после этого) Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время».
(Арабы) говорят: "Оправдания принимаются до известного предела".
Если человек дожил до шестидесяти лет, то довод уже был доведен до него, и исчезло оправдание, ибо это уже приличный возраст для того, чтобы узнать о религии, особенно, если человек живет в исламской стране. Например, если человек прожил 15-20 лет, то может быть у него будет оправдание, что он еще не успел задуматься над аятами. Но, когда человек дожил до шестидесяти лет, то нет уже ему оправдания. На человека возлагается ответственность уже тогда, когда он достиг возраста совершеннолетия [1]. С этого возраста ты уже обязан узнавать из религии то, в чем нуждаешься. Например, если ты должен совершить омовение, то обязан узнавать, как его совершать. Если ты должен совершать намаз, то обязан узнавать, как его совершать. Если у тебя есть имущество, то ты обязан узнавать вопросы, связанные с закятом. Если ты обязан поститься, то обязан узнавать, как держать пост, какие вещи нарушают этот пост, и так далее. Если ты обязан совершить хадж или ’умру, то обязан узнать, как их совершать. В общем, если человек достиг шестидесяти лет, то считается, что довод доведен до него и оправданий больше нет.
В этом хадисе указание на то, что Аллах Всевышний предоставляет Своим рабам довод. Поистине, Аллах Всевышний дал тебе разум, дал тебе возможность понимать, отправил к тебе посланников и даровал тебе такое Писание, которое останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний послал к этой общине Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является последним из пророков. Он даровал ему великое знамение – Великий Коран! Знамения, дарованные другим пророкам, исчезли после их смерти, и остались только рассказы об этих знамениях. Но что касается Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то Великий Коран – знамение, дарованное ему, останется вплоть до Судного Дня. Аллах Всевышний сказал: «Они говорят: "Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?" Скажи: "Воистину, знамения - у Аллаха, а я - всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель". Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается?» (Сура аль-’Анкабут, аяты 50-51)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Совершеннолетие – это достижение возраста половой зрелости. Признаком достижения половой зрелости у юношей являются поллюции, а у девушек — начало месячных (хайда) или (в обоих случаях) появление волос на лобке. Имам аш-Шафи'и считал, что в случае отсутствия вышеупомянутых признаков совершеннолетие наступает в 15 лет. По мнению имама Абу Ханифы, в подобном случае совершеннолетним следует считать того, кому исполнилось 18 лет. А Аллах знает лучше!
Хадис № 113
В этом сообщении рассказывается, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, приглашал к себе в собрания старцев, участвовавших еще в битве при Бадре. Это было его обычаем, он всегда советовался с уважаемыми людьми. Ведь, Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Советуйся с ними о делах». (Сура али ’Имран, аят 159) Суть этого заключается в следующем: когда правителю тяжело разобраться в каком-нибудь вопросе, он собирает надежных людей, понимающих этот вопрос, и советуется с ними, как поступить. И известно, что ’Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, часто так поступал. Обычно он приглашал самых взрослых сподвижников, а среди них сидел и ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом. Ибн ’Аббас тогда был очень молодым по сравнению с этими старцами. В конце концов это, похоже, вызвало гнев одного из них, и он спросил ‘Умара: ″Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, хотя у нас есть такие же дети, но они почему-то не присутствуют?!″
Тогда ’Умар, да будет доволен им Аллах, захотел показать им уровень ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, в знании и сообразительности. Он собрал всех взрослых сподвижников и прочитал им суру: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния». (Сура ан-Наср, аяты 1-3) Когда же он спросил их о смысле этой суры, они разделились на две группы. Первые просто промолчали, а вторые ответили: “Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа”.
Затем ’Умар спросил ибн ’Аббаса, и тот ответил: «Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о (близости завершения которого) сообщил Аллах. (Аллах) сказал, что “Когда придёт помощь Аллаха и победа”, это будет признаком (близости) твоего срока, и тогда “…восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния”».
Тогда ‘Умар сказал: “Я (тоже) ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты”. И тут люди поняли достоинство ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.