Ас-салямуалейкум!
Категорически не согласен с мнением брата Aksaka, постараюсь по пунктам изложить свои доводы.
Брат Aksak берёт за основу фетву Постоянного комитета и применяет её к компании LR, хотя я ранее писал, что ни в резолютивной части, ни в описательной эта фетва не соответствует в полной мере принципам работы LR. Теперь конкретно.
Первая претензия, которую высказывает брат Aksak, заключается в том, что на все товары имеется рекомендованная компанией LR фиксированная цена. Брат пишет:
[Предположим, некий товар по каталогу стоит 10.000 тенге. Дистрибьютор покупает его по цене 8.000 тенге (т.е с 20%-ой скидкой) и продает потом строго по цене каталога за 10.000 тенге и получает доход в размере 2000 тенге...Теперь в сущности этот процесс, отбросив прикрытия в виде товара и в виде скидки. В сущности человек дает 8.000 тенге и желает получить за них 10.000 тенге. Таким образом, это ростовщичество надбавки (риба аль-фадль). А получит дистрибьютор свою выручку только после того, как будет реализован (продан) этот товар, и это уже ростовщичество отсрочки (риба ан-насия)].
Прежде всего, сразу вопрос к фразе "отбросив прикрытия в виде товара и виде скидки". Не мог бы брат пояснять, ЧТО КОНКРЕТНО ПРИКРЫВАЕТ ТОВАР И СКИДКА? И конкретнее, весь товар компании LR - "прикрытие" или только часть, допустим, питьевой гель на основе "Алоэ Вера" - прикрытие, а, к примеру, зубная паста и шампунь от перхоти - не прикрытие? И снова: что прикрывает этот товар и в чём конкретно это прикрытие заключается?
Далее. По всей видимости, имеет место некоторое непонимание понятия «рыночной цены» в целом и принципа прямых продаж в частности.
Первое. Надо чётко понимать, что, заключая партнёрский договор с компанией LR, ты не просто являешься независимым предпринимателем, который может продавать товар Компании как и где ему вздумается, по любой цене и наряду с любым сопутствующим товаром. Фактически, хоть это и не всегда буквально прописано в договоре, ты становишься Партнёром-франчайзером, эксклюзивным представителем LR. Компания обеспечивает тебя рекламными материалами, обучением, бонусами за увеличение сбыта. И вто же время, Компания налагает определённые обязательства, в частности: давать достоверную информацию о производимой продукции; соблюдать корпоративную этику; не использовать имеющиеся каналы сбыта для реализации продукции конкурентов; не создавать в деловых контактах впечатление, что ты штатный сотрудник LR; осуществлять реализацию только методом прямых непосредственных продаж, минуя розничные магазины, интернет-сайты и т.п. И наконец, придерживаться рекомендованной цены. Скажите, если бы вы были обычным, независимым от компании-производителя экономическим контрагентом, стала бы компания вкладывать средства в ваше обучение, проводить специализированные рекламные кампании, тренинги для дистрибьюторов и т.п.? Маловерятно, скорее всего, оптовый продавец просто спихнёт тебе свой товар, а потом хоть трава не расти - продашь ты его или нет, его уже не волнует. Тоже самое, его не волнует, по какой цене ты будешь его реализовывать - по рыночной или вообще отдашь ниже закупочной цены чтобы покрыть издержки. LR же, после приобретения у неё продукции не бросает тебя, напротив, берёт на себя большую часть издержек по тому, чтобы сотрудничество принесло тебе прибыль. Вплоть до обратного выкупа нереализованной продукции. И кто может сказать, что с учётом всех этих моментов Компания не может устанавливать на свою продукцию рекомендованную цену?
Второе. Этический момент. Как я ранее уже говорил, продажи осуществляются непосредственно, как правило, знамомым, родственникам, крайне редко - третьим лицам. Реальная ситуация, которая возникла бы, если бы каждый дистрибьютор устанавливал свою собственную цену. Партнёрами Компании являюсь я и мой брат, у нас есть общий знакомый. Сегодня и пойду и предложу знакомому зубную пасту Алоэ Вера за 400 рублей (закупочная цена - 200). Он подумает и согласится - вези. Завтра мой брат, не зная о нашей сегодняшней договорённости, созванивается со знакомым и предлагает ему ту же саму зубную пасту, но уже за 250 рублей. Знакомый, естественно, купит у моего брата. В итоге получаем:1. знакомый предъявляет претензии ко мне - думает, я на нём нажиться хотел, установив большую наценку. 2. у меня претензии к брату - почему, не проинформировав меня, предложил аналогичный товар по цене ниже. 3. У нас всех претензия к LR - почему реализация товара организована так, что в итоге мы все перессорились. Поэтому, учитывая, что сбыт продукции идёт по личным контактам, установление рекомендованной розничной цены - экономически и этически оправдано.
Третье. В отличие от классической схемы организации продаж здесь ты - человек и магазин в одном лице. Естественно, финансовые и иные ресурсы предпринятия и частного лица несоизмеримо отличаются. Плюс LR в том, что тебе не нужны милионные вложения в оборудование, товар, рекламу, бухгалтерию, маркетинговые исследования - всё это берёт на себя Компания. В том числе, в LR есть своя служба анализа и мониторинга рынка, которая, на основании исследования предложений конкурентов и формирует рекомендованную цену на реализаемую продукцию. Таким же образом, полученную такими исследованиями рекомендованную рыночную стоимость товара LR выпускает в каталоге тысячными тиражами. Таким образом, тебе не надо самостоятельно заниматься исследованием коньюктуры рынка; изготавливать печатную проукцию, формировать ценники, бухгалтерию и т.п. - всем этим тебя обеспечивает Компания.
О понятии "рыночная стоимость", можно почитать здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FB%ED% ... E%F1%F2%FC Вкратце: рыночная цена товара - это та цена, по которой я (продавец) СОГЛАСЕН ПРОДАТЬ, а свободный, независимый покупатель СОГЛАСЕН КУПИТЬ определённую единицу товара. Т.е., возвращаясь к зубной пасте, в каталоге указана цена 289 рублей. Я СОГЛАСЕН продать по этой цене и по этой цене У МЕНЯ ЭТУ ЦЕНУ ПАСТУ ПОКУПАЮТ значит, в каталоге указана именно рыночная, а никакая иная цена! Если бы цена не была рыночной, то товар просто не нашёл бы своего покупателя. Это в ответ на то, что уважаемый брат Aksak не считает цену, указанную в каталоге, рыночной. Последние мои продажи говорят как раз об обратном.
Наконец, хорошо, пусть лично вас не устраивает та рекомендованная цена, которая установлена в каталоге LR. Вы считаете, что можете продать дороже (дешевле) Нет проблем! Покупайте продукцию без всякого партнёрского договора, как простой розничный покупатель. Проводите свой собственный анализ рынка (возможно, отдав за это не один десяток, а может и сотен тысяч рублей) по всей тысяче позиций из представленного LR ассоримента; разрабатывайте свой собственный макет каталога (ещё сотня тысяч рублей), сдавайте в типографию (ещё около сотни тыс рублей) и на выходе получайте каталог с той ценой, которую считаете рыночной лично вы. Или просто арендуйте торговую площадь, закупите оборудование, создайте бухгалтерию и опять же - продавайте по своей собственной рыночной цене.
Ясно, что любой экономически здравомысящий человек, не располагающий средствами для организации классического бизнеса, доверится маркетинг-службе LR и будет пользоваться каталогами с ценами, рекомендованными самой компанией-производителем. Ну и в самом конце: несмотря на то, что формально Компания требует придерживаться рекомендованной розничной цены, никто и никогда вас не накажет за самостоятельное определение цены для конечного потребителя. Посколько продажи основаны на личных контактах, изменение цены скажется только на вашем собственном кармане, производитель свои деньги уже получил. Поэтому из практики - примерно 50% товара я продаю своим знакомым либо по закупочной цене (без наценки), либо со скидкой, потому что это только для близких и только между нами.
И, в самом конце. Сам же брат Aksak пишет в своём посте о рекомендованной цене [... является запретным, т.к товар становится собственностью покупателя и он может его перепродавать по любой желаемой цене и поэтому такие условия договора он может игнорировать, т.к они являются недействительными по причине противоречия Шариату.] Я на это ответил - фактически товар итак продаётся по рыноной цене.
Таким образом, установление LR рекомендованной рыночной цены:
1. Правомерно, поскольку эти условия прописаны в договоре между Вами - партнёром и компанией.
2. Экономически целесообразно для снижения издержек дистрибьютора на маркетинговые исследования.
3. Обоснованно этически, учитывая специфику прямых (личных) продаж;
4. Не является запретным в принципе, принимая во внимание, хозяйственно- договорной характер отношений, а не договорной купли-продажи.
5. Несмотря на наличие рекомендованной цены, отхождение от неё фактически никак не отслеживается и санкции за такое изменение по факту не применяются.
Таким образом, претензию к LR в части установления рекомендованной рыночной стоимости товара считаю необоснованной.