Уа алейкум салям брат
Шымкентский писал(а):Вот мы любим говорить "тазкия должна быть", "тазкия должна быть"... А как быть с тем фактами, когда была тазкия и не смотря на это человек наламывал дров?
Ну тазкия - это же не бланк о безошибочности. Да, были случаи, когда и после тазкия люди впадали в заблуждения, как Абдур-Рахман ибн Мульджим, убивший Али ибн Аби Талиба. Его в свое время хвалил сам Умар ибн аль-Хаттаб. Однако он изменился и стал главой хариджитов. Да упасет Аллах!
Как и примеры ошибочного тазкия, когда тот или иной ученый мог похвалить кого-то из-за того, что тот преподнес себя как-то особенно и т.п.
Т.е. я к тому, что тазкия ученых для кого-то - это не сто % гарантия тому, что хвалимый все что говорит и делает стало истиной и он лишен ошибки.
Но с другой стороны, если брат вообще не обращать внимания на тазкия, тогда как люди будут понимать, кто истинный ученый, а кто лже-ученый?! Как отличать? Выбирать по своему вкусу и на свое усмотрение?
Или же просто надо усвоить, что тазкия - весьма важная вещь, и следует принимать знание именно от признанных и хвалимых ученых другими учеными, НО при этом понимая, что эти ученые и любые имамы не являются безошибочными, и тем более таковыми не являются простые студенты. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Не является условием для того, чтобы быть правдивейшим, чтобы все слова человека были правильными, а все его деяния были Сунной. А иначе он был бы по положению, как пророк”.
См. “аль-Икътида” 2/106.
Для пользы:
Язид ибн ‘Амира рассказывал:
“Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) не садился ни в одном собрании, не сказав: «Аллах – Справедливый Судья, а сомневающиеся погибли!» Однажды Му’аз сказал: «Поистине, вас ждет смута, в которой будет много денег, и распространится Коран, который будут читать верующий и лицемер, мужчина и женщина, ребенок и старый, свободный и раб. И получится так, что кто-то скажет: «Что с людьми?! Почему они не следуют за мной, ведь я читаю Коран?! Они не последуют за мной, пока я не внесу для них иное нововведение!» Так остерегайтесь же того, что они внесут в религию! Поистине, нововведение – это заблуждение! И я предостерегаю вас от ошибки мудрого, ведь шайтан может произнести заблуждение языком мудрого, как и лицемер может произнести слово истины». Я сказал Му’азу: «Да помилует тебя Аллах, а что даст мне знать, что мудрец произнес слова заблуждения, а лицемер слова истины?» Он ответил: «Отстраняйся от сомнительных слов мудрого, про которые говорят: «Что это?!» И пусть тебя не обольстит то, что он сказал, ибо поистине, он может отказаться от этого. И принимай истину, если услышишь ее, ибо поистине, над истиной свет»”.
Абу Дауд 4611, Абу Ну’айм 1/233. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
В другой версии этого сообщения сказано, что Му’аз сказал:
“Пусть тебя не обольстит то, что он сказал, быть может, он встретит того, кто знающей него относительно посланника (мир ему и благословение Аллаха) и сообщит ему истину, а тот откажется от ошибки и сообщит это своим последователям”.
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 835, аль-Хатыб в “аль-Факъих уаль-мутафаккъих” 2/14.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади о словах:
«я предостерегаю вас от ошибки мудрого», сказал:
“Т.е. от отклонения ученого от истины. Смысл этого: Я предостерегаю вас от того, что сошло с языка ученых из числа отклонения, ошибки и противоречия истине. Не следуйте за этим!” См. «‘Аун аль-Ма’буд» 12/352.
Другой сподвижник – Тамим ад-Дари сказал:
“Бойтесь промаха ученого!” ‘Умар с Ибн ‘Аббасом спросили его:
“Что значит промах ученого?” Он сказал:
“Допускает ошибку, а люди начинают следовать ей. Быть может ученый покается за это, а люди останутся на его мнении (не зная, что он отказался от него)”.
аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 838, аль-Хатыб в “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 1/145.
Но к великому сожалению в наше время то и видишь фанатизм в отношении определенных шейхов или мазхабов, каждый из который восхваляет своего шейха и смотрит на мир и окружающую его действительность лишь его глазами.
Истину говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия:
“У многих людей есть крайность (гъулюу) в отношении их шейхов подобно тому, что есть в шиитах из числа крайностей в отношении своих имамов!” См. “Минхадж ас-Сунна” 6/430.
Ибн Мас’уд говорил:
“Не подражай слепо в своей религии людям! Ведь поистине, если он уверует, и ты уверуешь, он впадет в неверие, и ты впадешь в неверие. Если же кто-то не может обойтись без подражания кому-то, то пусть делает такълид за умершим, оставив живого, ибо поистине, живой не защищен от искушения”.
аль-Байхакъи 10/116.
То же самое говорил и Ибн ‘Умар. И под «таклидом за умершими» они имели ввиду сподвижников.
Упомянув эти асары, имам Наср аль-Макъдиси сказал:
“То, о чем упомянули Ибн Мас’уд и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, сообщил во многих местах и Всевышний Аллах. Также об этом говорил и посланник (мир ему и благословение Аллаха), повелев обращаться к сподвижникам, брать от них и опираться на их слова. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал о том, что произойдет в это время из числа нововведений, разногласий и страстей, а поэтому не велел следовать чему-либо, кроме Корана, его Сунны и пути его сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах!” См. “аль-Худжа ‘аля тарик аль-махаджа” 1/159.
Великий последователь (таби’и) сподвижников – Хасан аль-Басри говорил:
“Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества, Сунна находится между крайностью и упущением, так проявляй же терпение в следовании ей, да помилует тебя Аллах! Поистине, сторонников Сунны раньше было меньше всех из людей, и их будет меньше и в последующих поколениях. Они не были ни со сторонниками излишества в их излишестве, ни со сторонниками нововведений в их нововведений, а проявляли терпение в следовании Сунне, пока не встретились с их Господом. Так будьте же и вы такими!” Ибн Абиль-‘Изз в “Шарх ат-Тахауия” 2/362.