Взять подарок за ходатайство за другого

Ответить
abdulaziz1
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 11:12

Взять подарок за ходатайство за другого

Сообщение abdulaziz1 »

Хадис:
"Если один человек станет ходатайствовать за другого, а потом тот захочет подарить ему что-нибудь за это и он примет подарок, то это будет сравнимо с поступками тех, кто занимается ростовщичеством". Ахмад 5/261.
хотелось бы узнать достоверность этого хадиса?
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re:

Сообщение ФАРУК »

Ва алейкум салям ва рахматуллах!
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2624 и хорошим в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6316.
Также его иснад назвал хорошим аз-Захаби.
abdulaziz1
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 11:12

Re: Если один человек станет ходатайствовать за другого

Сообщение abdulaziz1 »

ас саляму алейкум
джазакаЛлаһу хайран, ахи!
брат, а можешь найти слова ученых мухаддисов об этом хадисе? что они говорят, как ученые прошлого, так и современности?
Аватара пользователя
ummsalih
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 12 авг 2009, 07:35

Re: Если один человек станет ходатайствовать за другого

Сообщение ummsalih »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи. Немножко хотелось бы уточнить: получается если кто-то тебе помог, например, попросил своего знакомого оказать тебе помощь, то если "посредник" за эту помощь возьмет что-то, то он совершил поступок сравнимый с риба? А если человеку хочется отблагодарить его, например, он помог найти ему хорошего врача и т.п., ведь кто не благодарит людей,тот не благодарит Аллаха. Не могли бы пояснить этот момент?
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3571
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re:

Сообщение salyafit_07 »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
Для пользы:

ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА ЗА ХОДАТАЙСТВО

Высокое положение среди людей является одним из благодеяний Аллаха, оказываемых Им своему рабу, если последний благодарен Ему за это, а признаком благодарности может служить лишь использование этого высокого положения на благо мусульманам, и именно это в числе прочего подразумевают собой слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "Если кто-нибудь из вас сможет принести пользу своему брату, пусть сделает это. Муслим, 4/1726.

И если кто-нибудь благодаря занимаемому им высокому положению принесет пользу брату своему избавив его, от притеснений или приведя его к благу, не совершая при этом ничего запретного ничего не делая в ущерб, другим, то Аллах Всемогущий и Великий вознаградит его при том условии, что намерения его будут искренними, как указывал на этот пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "Ходатайствуйте и вы будете вознаграждены. Абу Дауд, № 5132.

При этом недопустимо принимать что-либо в качестве вознаграждения за свое ходатайство и содействие, на что указывает сообщение Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передавшего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если один человек станет ходатайствовать за другого, а потом тот захочет подарить ему что-нибудь за это и он примет подарок, то это будет сравнимо с поступками тех, кто занимается ростовщичеством". Ахмад, 5/261.

Тем не менее находятся люди, занимающие высокое положение, которые предлагают другим оказать свое содействие за деньги, обещая взамен способствовать назначению человека на должность, или переводу его в другой округ, или устройству больного на лечение или чему-нибудь еще.
Ясно, что, в соответствии с содержанием цитированного выше хадиса, переданного Абу Умамой, получать деньги за это запретно, более того в хадисе упоминается тот, кто получает подарок без выдвинутых заранее условий, что же можно сказать о том кто их выдвигает. Это относится к числу устных замечаний шейха Абд аль-Азиза бин База (рахимаху-Ллах).

Тому, кто творит добро, достаточно будет и награды Аллаха, которую он получит в день воскресения.

Сообщается, что однажды какой-то человек пришел к Аль-Хасану бин Сахлю с просьбой об оказании содействия и тот помог ему, а когда этот человек явился к нему снова, чтобы поблагодарить его, Аль-Хасан бин Сахль сказал: "За что же ты благодаришь нас? Мы ведь считаем, что с высокого положения полагается выплачивать закят, подобно тому, как платят закят с имущества". Ибн Муфлих, "Этика шариата", 2/176.

Здесь следует также обратить внимание читателя на существование разницы наймов человека за деньги для того, чтобы он способствовал продвижению какого-либо дела, что является допустимым, если при этом не будет допущено ничего противоречащего шариату, и между использованием своего высокого положения для оказания человеку помощи за вознаграждение, что является запретным.

Источник: труд Мухаммада аль-Мунаджида "Запретное, по отношению к которому люди проявляют небрежность, но которого следует остерегаться", на которую написал рецензию и похвалил шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах), сказавший: "Я ознакомился с книгой шейха Мухаммеда бин Салиха аль-Мунаджжида, да поможет ему Аллах, под названием "Запретное, по отношению к которому люди проявляют небрежность, но которого следует остерегаться" и нашел ее ценной и весьма полезной. Ее автор хорошо справился со своей задачей и принес своей книгой пользу людям. Да воздаст ему Аллах благом, да прибавит ему полезного знания и да предоставит ему больше возможностей совершать благие дела и обратит на пользу мусульманам эту и другие его книги, ведь Он, слава Ему, щедр и великодушен, и благодаря обращению к Нему с просьбой о поддержке была написана эта книга, и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, всех членов его семьи и сподвижников".

барака-Ллаху фикум.
уа-Ллаху а'лям.
Abu Hurayra
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 21 мар 2009, 22:33

Re: Взять подарок за ходатайство за другого

Сообщение Abu Hurayra »

ассаляму алайкум ва рахматуллахи ва баракятух
бывает еще так: решил для человека тот или иной вопрос....приезжаешь домой а во дворе допустим гора арбузов лежит...и т.п.
как тогда быть? выкинуть это все или что сделать?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3282
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Abu Hurayra писал(а):бывает еще так: решил для человека тот или иной вопрос....приезжаешь домой а во дворе допустим гора арбузов лежит...и т.п.
как тогда быть? выкинуть это все или что сделать?
Не надо брат выкидывать это.

Хотел бы добавить немного по теме:
Во-первых, на счет обсуждаемого хадиса: "Если один человек станет ходатайствовать за своего брата, а потом тот захочет подарить ему что-нибудь за это и он примет подарок, то это будет сравнимо с поступками тех, кто занимается ростовщичеством". Ахмад 5/261, Абу Дауд 3541.
Относительно достоверности этого хадиса есть большие разногласия среди имамов по причине передатчика по имени аль-Къасим ибн Абдур-Рахман. Например, имам ад-Дыя аль-Макъдиси привел этот хадис в своем сборнике "ас-Сунан уаль-ахкам" № 5205 и сказал, что имам Ахмад относительно аль-Къасима ибн Абдур-Рахмана сказал: "Его хадисы отвергаемые". А имам Ибн Хиббан сказал о нем: "Он передает от сподвижников хадисы с пропущенными передатчиками в иснадах". См. также "аль-Маджрухин" 2/212.
Также Ибн Хараш сказал, что он очень слабый передатчик, и подобное говорил Ибн аль-Джаузи. См. "аль-'Иляль" 2/267.
Поэтому, когда имам Ибн Муфлих привел этот хадис и привел слова упомянутых имамов о аль-Къасиме, он сказал, что относительно достоверности этого хадиса есть сомнения. См. "аль-Адаб аш-шар'ия" 1/316.
И хафиз Ибн Хаджар, приведя этот хадис в "Булюгъ аль-марам" № 845, сказал: "В иснаде этого хадиса сомнения". А исследователь его книги шейх Самир аз-Зухайри - ученик шейха аль-Альбани, назвал там же этот хадис слабым.
Также этот хадис называли слабым имам Ибн аль-Джаузи и хафиз Ибн аль-Къаттан. См. “аль-‘Иляль аль-мутанахия” 2/268, “Баян аль-уахм” 2085.

Во-вторых, даже если этот хадис был бы однозначно достоверным, ученые понимали его по разному.
Например, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в «‘Аунуль-Ма’буд» об этом хадисе сказал: “В «Фатх аль-Уадуд» сказано, что причина этого в том, что заступничество является похвальной и желательной вещью, а может быть и обязательной. И когда человек за это берет подарок, то он теряет свою награду, также как ростовщичество причина потери дозволенного”.
Но ведь одно дело не получить награду за заступничество, и совсем другое заслужить за это грех, сравниваемый с ростовщичеством!
Другие ученые говорили, что смысл хадиса относится к тому, кто взял подарок за заступничество в запретном, как это сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами в «аз-Зауаджир» 2/321.
Третьи говорили, что речь в хадисе идет о заступничестве, которым мусульмане обязаны друг перед другом и за который они не имеют право брать подарки, плату и т.п., как избавление мусульманина от притеснения или вернуть ему причитающееся и т.п. И это мнение ин ша-Аллах более справедливое, объединяющее другие хадисы, поскольку в других достоверных хадисах приходит веление благодарить тех, кто оказал тебе благо. Шейх аль-Альбани, который кстати посчитал данный хадис достоверным, сказал: “Поистине, нужда (по причине которой человек сделал заступничество) – это такая нужда, которая обязывает человека заступиться за его брата. Как например, заступиться за него перед судьей, чтобы избавить его от притеснения, или чтобы вернуть ему причитающееся и т.п., о чем говорил Ибн Таймия…
Кому-то в голову может прийти мысль, что этот хадис противоречит словам пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Если кто-то сделал вам благое, то вознаградите его соответственно, а если не найдете (чем его отблагодарить), то обратитесь к Аллаху с мольбой за него». Абу Дауд и др.
Я (аль-Альбани) говорю, что нет между этими хадисами противоречия, поскольку этот хадис следует отнести к тому, в чем нет заступничества или же к тому, что не является обязательным из нужд”
. См. “ас-Сахиха” 7/1371.
И подобное пояснение подкрепляется словами сподвижника:
Сообщается, что однажды Масрукъ обратился за притесненного к Ибн Зияду и помог ему, а когда тот подарил ему раба, он вернул ему его и сказал: “Я слышал, как Ибн Мас’уд говорил: «Кто отвратил от мусульманина притеснение, а потом взял за это мало или много, то это является запретным!»” ад-Дыя аль-Макъдиси в «ас-Сунан уаль-ахкам» 5208.

Аллаху а'лям
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re: Взять подарок за ходатайство за другого

Сообщение tik »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
А как на счет очень распространенного и среди мусульман случая, когда одному брату должены деньги и не отдают (хотя есть, просто у него нет силы забрать). И другие братья предлагают ему свою помощь забрать деньги, но с условием, что половину либо часть от этих денег он отдаст им. Попадает ли это под обсуждаемую тему, или это уже их договор, и они заранее ему об этом сказали?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3282
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

tik писал(а):Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
А как на счет очень распространенного и среди мусульман случая, когда одному брату должены деньги и не отдают (хотя есть, просто у него нет силы забрать). И другие братья предлагают ему свою помощь забрать деньги, но с условием, что половину либо часть от этих денег он отдаст им. Попадает ли это под обсуждаемую тему, или это уже их договор, и они заранее ему об этом сказали?
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Этот вопрос брат вообще не из обсуждаемого раздела, ведь в упомянутом тобой примере нет ходатайства и заступничества, а просто оказание помощи за услугу.
Уа-Ллаху а'лям.
Abu Hurayra
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 21 мар 2009, 22:33

Re: Взять подарок за ходатайство за другого

Сообщение Abu Hurayra »

ассаляму алайкум ва рахматуллахи ва баракятух
и еще:
а если ходатайствуешь за кафира? например походотайствовал за него что бы его принял чиновник и т.п. и тем самым его вопрос решился и он решил отблагодарить?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3282
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Abu Hurayra писал(а):а если ходатайствуешь за кафира? например походотайствовал за него что бы его принял чиновник и т.п. и тем самым его вопрос решился и он решил отблагодарить?
Ахы, в версии Абу Дауда поясняется, что речь в хадисе идет о мусульманах, так как у него сказано: "Если один человек станет ходатайствовать за своего брата". Абу Дауд 3541.
шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в «‘Аунуль-Ма’буд» сказал: "Под "братом" речь идет о братстве в Исламе".
Аллаху а'лям.
Abu Hurayra
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 21 мар 2009, 22:33

Re: Взять подарок за ходатайство за другого

Сообщение Abu Hurayra »

джазакумЛлаху хайран
Ответить