Что относится к внешним проявлениям почитания и любви неверных
1. Уподобление им в одежде, словах и прочем.
Уподобление кому-либо в одежде, словах и во всем прочем указывает на любовь к тому, кому уподобляется человек, поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».[11]
Запретным является уподобление неверным в том, что является их отличительной чертой из обычаев, поклонения, облика и нравов, как бритье бороды, отращивание усов, использование их языка, кроме как при необходимости[12], ношение такой же одежды, какую носят они[13], употребление в пищу их блюд и напитков, и т.п.[14]
7. Принятие участия в праздниках неверных или оказание им помощи в их организации, или поздравление их в связи с этим, или посещение мест их проведения.
"В одном из толкований слов Всевышнего Аллаха: «И те, которые не посещают ложного» (аль-Фуркъан 25: 72) имамы говорили, что из качеств рабов Милостивого то, что они не посещают праздников неверных"[25].
[11] Этот хадис приводят Абу Дауд 4031, Ахмад 2/50 и др. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани. В данном хадисе речь идет об уподоблении не только неверным, но и любым сообществам в любых вещах, будь это вопросы, связанные с их вероубеждением, или же их обычаями и нравами. Имамы ан-Науауи, аль-Мунауи, ас-Сан’ани, Ибн ‘Абидин и др. (да смилуется над ними Аллах) сказали, что запрет на уподобление распространяется по отношению ко всем сообществам, будь то неверные, грешники или приверженцы нововведений. См. “Раудату-тталибин” 8/206, “Субулю-Ссалям” 4/238, “Булюгъуль-амани” 22/40.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто жил на земле многобожников и справлял их праздник науруз, и уподоблялся им, пока не умер, тот в Судный День будет воскрешен среди них!” См. “аль-Икътида” 200. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия подтвердил достоверность.
Однажды ‘Абдуллах ибн ‘Утба увидел человека, который совершал что-то, что делали иностранцы, и сказал: “Пусть человек опасается быть иудеем или христианином сам того не замечая!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1507, 1595. Иснад достоверный.
[12] Спросили ученых Постоянного комитета: «Дозволенно ли изучать английский язык?» Они ответили: “Если в изучении английского или иного иностранного языка есть религиозная или мирская нужда, то в этом нет ничего запретного. Однако если в этом нет никакой нужды, то изучать иностранный язык порицается ”. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 12/133.
[13] Необходимо отметить, что уподобление неверным в отношении одежды касается того вида одежды, который присущ только им, о чем говорит шейх аль-Фаузан. Что же касается, например штанов, то эту одежду носят в наши дни все, как мусульмане, так и неверные. Ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом спросили: «Каково положение ношения штанов, которые облегают тело, а также широких штанов, или же штанов определенного фасона?» Они ответили: “Основой в одежде является то, что она дозволена, кроме той, что сделал запретным шариат, как, например, запрет золота и шелка для мужчин. Ношение же штанов не является одеянием только неверных. Однако нельзя носить такие штаны, которые обтягивают части тела, включая даже промежность. Что же касается широких штанов, то их ношение является дозволенным, если только носящий их не стремится тем самым уподобляться неверным”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 24/40.
[14] Следует понимать, что обращение шейха аль-Фаузана, в основном, направлено на тех, кто уже обладает некоторыми основами в понимании религии, в связи с чем он и не поясняет подробно то, что само по себе ясно, как в данном случае. Ведь люди, к которым он обращается, наверняка знают или слышали те хадисы, в которых говорится о том, что сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники ели еду неверных, как это было в день Хайбара, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники отведали баранину, которую им преподнесла иудейка. Поэтому мы должны понимать, что запретно употребление их блюд с желанием уподобиться им.
[25]Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, которые они отмечали играми и весельем. Он спросил их: «Что эти дни означают?» Они ответили: “Это дни, в которые мы веселимся, празднуя их со времен язычества”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими праздничными днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения»”. Абу Дауд 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178, ‘Абдур-Раззакъ 15566. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
В этом хадисе содержится прямое указание на запрет празднования праздников неверных. Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Из этого хадиса извлекается, что порицается проявлять радость в дни праздников многобожников”. См. “Фатхуль-Бари” 3/166.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Отдаляйтесь от врагов Аллаха (неверных) во время их праздников”. аль-Байхакъи 18641, иснад достоверный.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Уподобление неверным в каком-либо из их праздников означает, что человек довольствуется их ложными убеждениями и обычаями”. Он также сказал: “Мусульманам не дозволено продавать неверным в дни их праздников что-либо, что они будут использовать именно для этого, будь это еда, одежда, благовония и т.д.”. См. “аль-Икътида” 229.
Шейх Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Поздравление неверных с их праздниками запрещено по единогласному мнению ученых (иджма’)”. Он также сказал: “Это все равно, что поздравить кого-либо с питьем вина, или убийством, или прелюбодеянием”. См. “Ахкаму ахли-ззимма” 1/441.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Мусульманину запрещено принимать приглашение на празднества неверных, так как это еще хуже, чем поздравлять их, поскольку это означает принимать участие в их праздниках”. См. “Маджму’уль-фатауа уа расаиль” 3/369.
К празднествам неверных также относится и празднование некоторыми мусульманами нового года. Подобных мусульман хочется спросить: «Вы когда-либо видели неверных, которые справляли бы праздники мусульман, как, например, день Жертвоприношения или Разговения?!» Конечно же, нет, и им нет дела до этого, но если мусульманам наших дней сказать, что праздновать новый год запрещено, то можно услышать в ответ: «Нет, вы что! Люди ведь не поймут этого!»