Ассаляму алейкум.
Дозволено ли имя "Иман"?
Может быть есть слова учёных на этот счёт?
Дозволенность имени «Иман»
Дозволенность имени «Иман»
Уа алейкум салям.
Следует знать, что нельзя нарекать ребёнка именем, которое содержит в себе смысл самовосхваления.
Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал, что Зейнаб бинт Аби Саляма (да будет доволен ею Аллах) спросила его: “Как ты назвал свою дочь?”
Он сказал: “Я назвал её Барра (набожная, благочестивая)”.
Она сказала: “Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал это имя! Меня тоже сначала звали Барра, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не восхваляйте самих себя! Аллах знает тех из вас, кто является благочестивым».
Ему сказали: «А как нам назвать её?»
Он ответил: «Назовите её Зейнаб»”. Абу Дауд (4953). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (210).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Нельзя именовать ребёнка именем с плохим значением, или же именем, содержащим смысл самовосхваления, или же именем, имеющим значение ругани”. См. “Фатхуль-Бари” (10/577).
Что же касается вопроса: «Дозволено ли называть девочку именем Иман?»
То это вопрос разногласия среди учёных.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности называть девочку «Иман», он ответил: “Я считаю, что в имени «Иман» содержится самовосхваление. Достоверно передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сменил имя Барра, опасаясь самовосхваления. К тому же имя Иман ближе к мужским именам, а не женским, поскольку слово «Иман» мужского рода”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (3/87).
Когда шейха ‘Абдур-Рахмана аль-Баррака спросили о дозволенности нарекать девочек именами Иман, Такъуа, Рахма, он сказал: “Среди имён есть такие, в которых содержится чрезмерность в возвеличивании, а именно: Такъуа и Иман. Помимо того, что в этом есть умаление смысла этих великих шариатских понятий «богобоязненность» и «вера». Поэтому не следует называть этими двумя именами детей.
Что же касается имени Рахма, то нет никакой нежелательности в том, чтобы называть так девочку”. См. “Фатауа аш-шейх аль-Баррак” (21/11/1425 г.х.).
Что касается шейха Салиха аль-Фаузана, то он считал, что называть девочку «Иман» не запрещено, но лучше этого не делать.
Что касается шейха Ибн База, то относительно таких имён, как Худа, Нур, Иман, Ду’а, он ответил: “Я не знаю в этом проблем”.
Также учёные Постоянного комитета говорили: “Мы не знаем шариатского запрета на то, чтобы называть девочку «Иман»”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (№ 12303).
Как стало ясно, этот вопрос является спорным среди учёных. И будет проявлением осторожности не называть девочку именем «Иман», чтобы выйти из разногласия учёных. К тому же максимум, что можно сказать об этом имени, что оно просто дозволено, а из хороших и дозволенных имён есть очень много того, что избавляет от надобности прибегать к имени, относительно запретности которого было разногласие.
Аллаху а’лям.
Следует знать, что нельзя нарекать ребёнка именем, которое содержит в себе смысл самовосхваления.
Мухаммад ибн ‘Амр ибн ‘Ата рассказывал, что Зейнаб бинт Аби Саляма (да будет доволен ею Аллах) спросила его: “Как ты назвал свою дочь?”
Он сказал: “Я назвал её Барра (набожная, благочестивая)”.
Она сказала: “Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал это имя! Меня тоже сначала звали Барра, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не восхваляйте самих себя! Аллах знает тех из вас, кто является благочестивым».
Ему сказали: «А как нам назвать её?»
Он ответил: «Назовите её Зейнаб»”. Абу Дауд (4953). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (210).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Нельзя именовать ребёнка именем с плохим значением, или же именем, содержащим смысл самовосхваления, или же именем, имеющим значение ругани”. См. “Фатхуль-Бари” (10/577).
Что же касается вопроса: «Дозволено ли называть девочку именем Иман?»
То это вопрос разногласия среди учёных.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности называть девочку «Иман», он ответил: “Я считаю, что в имени «Иман» содержится самовосхваление. Достоверно передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сменил имя Барра, опасаясь самовосхваления. К тому же имя Иман ближе к мужским именам, а не женским, поскольку слово «Иман» мужского рода”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (3/87).
Когда шейха ‘Абдур-Рахмана аль-Баррака спросили о дозволенности нарекать девочек именами Иман, Такъуа, Рахма, он сказал: “Среди имён есть такие, в которых содержится чрезмерность в возвеличивании, а именно: Такъуа и Иман. Помимо того, что в этом есть умаление смысла этих великих шариатских понятий «богобоязненность» и «вера». Поэтому не следует называть этими двумя именами детей.
Что же касается имени Рахма, то нет никакой нежелательности в том, чтобы называть так девочку”. См. “Фатауа аш-шейх аль-Баррак” (21/11/1425 г.х.).
Что касается шейха Салиха аль-Фаузана, то он считал, что называть девочку «Иман» не запрещено, но лучше этого не делать.
Что касается шейха Ибн База, то относительно таких имён, как Худа, Нур, Иман, Ду’а, он ответил: “Я не знаю в этом проблем”.
Также учёные Постоянного комитета говорили: “Мы не знаем шариатского запрета на то, чтобы называть девочку «Иман»”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (№ 12303).
Как стало ясно, этот вопрос является спорным среди учёных. И будет проявлением осторожности не называть девочку именем «Иман», чтобы выйти из разногласия учёных. К тому же максимум, что можно сказать об этом имени, что оно просто дозволено, а из хороших и дозволенных имён есть очень много того, что избавляет от надобности прибегать к имени, относительно запретности которого было разногласие.
Аллаху а’лям.