بسم الله الرحمن الرحيم
О Райском Саде (ар-Рауда) в Пророческой Мечети
Содержание
Что такое «ар-Рауда»?
О достоинстве «ар-Рауды»
О достоинстве Пророческого Минбара
О разногласии учёных в понимании слов: «Рауда – это Сад из числа Садов Рая»
О достоинствах некоторых Колонн, расположенных в Рауде
Достоинства Рауды охватывают как мужчин, так и женщин
Тысячекратное превосходство молитвы относится ко всей Пророческой Мечети, а не только к Рауде
Достоинство молитвы в Рауде относится к добровольным, а обязательные молитвы мужчинам лучше совершать в первых рядах
Каким должно быть намерение при совершении молитвы в Рауде?
О недопустимости создавать давки и причинять вред людям ради посещения Рауды
Заключение
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
С приближением сезона Хаджа и отправлением множества паломников к Заповедным местам в Мекку и Медину, у многих мусульман возникает вопрос о Рауде, что находится в Пророческой мечети в Медине.
В связи с этим с дозволения Аллаха хотелось бы осветить вкратце этот вопрос и упомянуть о достоинствах Рауды и некоторых положениях, связанных с ней.
Что такое «ар-Рауда»?
В языковом значении слово «ар-Рауда» означает «сад», а также «цветущее место». См. “аль-Мухкам уаль-мухит аль-а’зам” (8/245).
В исламском же определении «ар-Рауда» – это участок в Пророческой мечети в Медине, расположенный между домом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и его Минбаром. См. “аль-Идах филь-манасик” (стр. 488).
Данное место считается особо благословенным, как на это указывают достоверные Пророческие хадисы и слова признанных имамов.
О достоинстве «ар-Рауды»
Со слов ‘Абдуллаха ибн Зайда аль-Мазини (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Между моим домом и моим Минбаром – Сад из числа Садов Рая». аль-Бухари (1195), Муслим (1390).
Хафиз Ибн Батталь сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду, что это место – для того, кто совершает в нём молитву, поминает Аллаха и повинуется Ему, подобно тому, кто трудится в одном из садов Рая. А всё это в итоге ведёт в Рай”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (3/184).
Шейх Ибн Баз сказал: “Является желательным чаще совершать добровольные молитвы в Рауде из-за достоверного хадиса о её достоинстве”. См. “Фатауа Ибн Баз” (16/103).
О достоинстве Пророческого Минбара
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между моим домом и Минбаром – Сад из числа Садов Рая, а мой Минбар находится над моим Водоёмом (Хауд)». аль-Бухари (1196) и Муслим (502).
Имам аль-Хаттаби сказал: “Смысл этого хадиса – в указании на превосходство Медины, в побуждении к проживанию в ней и к увеличению поминания Всевышнего Аллаха и поклонения Ему в Пророческой мечети. Также в нём содержится указание на превосходство участка, расположенного непосредственно между домом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Минбаром. То есть, кто поклонялся Аллаху на этом участке, того это приведёт в один из Райских садов. А кто проявлял усердие в поклонении Аллаху возле его Минбара, тот будет напоён из Хауда (Райского Водоёма) в День воскрешения”. См. “А’лям аль-хадис” (1/649).
Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привёл эти хадисы, следующим образом: «О достоинстве места, расположенного между могилой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Минбаром». См. “Сахих аль-Бухари” (2/61).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Он (аль-Бухари) упомянул главу: «О достоинстве места, расположенного между могилой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Минбаром» после упоминания достоинства молитвы в Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы указать на то, что отдельные участки мечети лучше других.
Он озаглавил главу, упомянув слово «могила», несмотря на то, что в приведённых им обоих хадисах сказано: «дом», потому что могила находится внутри его дома. Да, в некоторых версиях хадиса действительно встречается слово: «моя могила». Сказал аль-Къуртуби: «Достоверными являются версии, в которых сказано: «между моим домом», а выражение о могиле передаётся по смыслу, так как он был похоронен в своём доме”. См. “Фатхуль-Бари” (3/70).
Имам Малик говорил: “Именно в Медине расположен участок Сада из числа Садов Рая и Минбар Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и нет этого ни в одном другом городе”. См. “ат-Тарих аль-кабир” (1/361).
Всё упомянутое ясно указывает на великое достоинство Рауды и Пророческого Минбара, находящегося в ней, а также на то, что является желательным совершать молитвы и поминать Аллаха в этом почётном месте.
О разногласии учёных в понимании слов: «Рауда – это Сад из числа Садов Рая»
Учёные разошлись во мнениях относительно смысла выражения, что это место является «садом из садов Рая».
Группа учёных посчитала, что это место буквально будет частью Рая после Судного Дня. См. “Итхаф аз-заир” (стр. 74).
Другая группа учёных сказала, что это место названо Райским Садом метафорически, так как в этом месте ниспосылается милость Аллаха, потому что именно в этом месте Пророк (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками изучали Коран и религию. См. “ат-Тамхид” (2/287).
А третья группа сказала, что смысл в том, что поклонение Аллаху в этом благодатном месте ведёт в Рай. См. “аль-Мухалля” (7/284), “аш-Шифа” (2/92), “Шарх Сахих Муслим” (9/161).
Имам Ибн Къутайба сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел в виду, что молитва и поминание Аллаха в этом месте ведут к Раю”. См. “Таъуиль мухталяф аль-хадис” (стр. 189).
Имам Ибн Хиббан сказал: “Смысл этих сообщений соответствует тому, что мы разъясняем в наших книгах: арабы в своём языке нередко называют конечную цель её причиной. Когда мусульманин приближается к своему Творцу, Свят Он и Велик, возле Минбара Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то возникает надежда на то, что эта покорность будет принята, а наградой за неё станет Рай, ведь целью является Рай, а причиной – Минбар.
То же самое и со словами: «Сад из числа садов Рая» и со словами: «Мой Минбар находится над моим Водоёмом», ведь в этом месте человек надеется обрести питьё из Райского Водоёма (Хауд) и заслужить Райский Сад через свою покорность в этом месте при жизни в этом мире.
Упомянутое подобно словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Навестивший больного находится в Райской Роще», ведь раз в момент посещения больного он надеется этим достичь Райской Сада, который является целью, то цель называют по её причине.
В том же ключе и слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Рай находится под тенью мечей»”. См. “Сахих Ибн Хиббан” (9/65).
В действительности все эти толкования являются допустимыми и не противоречат друг другу. Как сказал хафиз Ибн Хаджар: “Смысл может быть буквальным, метафорическим или связанным с вознаграждением. Все толкования допустимы”. См. “Фатхуль-Бари” (4/100).
О достоинствах некоторых Колонн, расположенных в Рауде
Достоверно установлено, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стремился совершать молитву именно у колонны, расположенной в Рауде. В его время там было несколько колонн.
Язид ибн Аби ‘Убайда рассказывал: “Я приходил с Салямой ибн аль-Акуа’ом (да будет доволен им Аллах) в (Пророческую Мечеть), и он молился у колонны, где хранился Мусхаф. Я спросил: «О Абу Муслим, я вижу, что ты стремишься совершать молитву именно у этой колонны». На что он ответил: «Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стремился молиться здесь»”. аль-Бухари (502), Муслим (509).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Что касается упомянутой колонны, то некоторые из наших шейхов достоверно сообщили нам, что речь идёт о колонне, расположенной в середине Благословенной Рауды, и она известна как «колонна мухаджиров». Передаётся от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она говорила: “Если бы люди знали о её достоинстве, то бросали бы жребий, чтобы стоять у неё”. И она сообщила об этом Ибн аз-Зубайру, и он часто совершал молитву возле неё. Затем я нашёл это сообщение в «Тарих аль-Мадина» Ибн ан-Надджара, где также есть следующая добавка: «Мухаджиры из числа курайшитов собирались у этой колонны»”. См. “Фатхуль-Бари” (1/577).
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В мечети (моей) есть одно место, перед этой колонной, если бы люди знали (о его достоинстве), то они смогли бы совершить там молитву лишь в том случае, если бы прибегали к жребию».
В это время рядом с ‘Аишей находилась группа сподвижников и сыновей мухаджиров, которые сказали: «О мать правоверных! А где находится это место?»
Однако она не ответила им ничего. После этого они пробыли у неё некоторое время, затем ушли, но ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр остался.
Люди сказали: «Она непременно сообщит ему о том месте», и стали следить за ним в мечети, чтобы посмотреть, где он будет совершать молитву. И вот, спустя некоторое время, он вышел и совершил молитву у колонны, у которой потом стал молиться его сын ‘Амир.
Эту колонну впоследствии стали называть: «Колонна жребия».
‘Атикъ (Ибн Я’къуб) сказал: “Это та колонна, которая находится между могилой (Пророка) и Минбаром. Справа от неё по направлению к Минбару – две колонны, между ней и Минбаром – две колонны, и между ней и открытым пространством – две колонны. И она находится посередине всего этого. И именно её называют: «Колонна жребия»”. ат-Табарани в “аль-Аусат” (862). Иснад хороший. См. “Кысм ас-салис мин аль-Му’джам аль-аусат” (2/998).
Эта, кстати, та колонна, которая по сей день именуется, как «колонна ‘Аиши». См. “аль-Маусу’ат-уль-фикъхийя” (37/247).
Следует отметить, что исследователи разногласили относительно достоверности этого хадиса по причине передатчика по имени Абу Зейд Мухаммад ибн аль-Мунзир ибн аз-Зубайр.
Кто-то посчитал, что в данном случае речь идёт о Мухаммаде ибн аль-Мунзире, который является очень слабым передатчиком. И о нём весьма плохо высказывались такие имамы, как Ибн Хиббан, аль-Хаким и Абу Ну’айм. См. “аль-Маджрухин” (2/257), “ад-Ду’афа” (212), “аль-Лисан” (5/394).
По этой причине шейх аль-Альбани назвал данный хадис отвергаемым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (2390).
Другие же исследователи считали, что в этом иснаде содержится другой Мухаммад ибн аль-Мунзир, о котором имам ад-Даракъутни говорил: “Абу Зейд Мухаммад ибн аль-Мунзир Зубайри – из числа сыновей ад-Зубайра, житель Медины. Нет в нём проблем”. См. “аль-‘Иляль” (14/171).
Также и Ибн Хиббан считал его надёжным.
Однако хафиз Ибн Хаджар считал, что это – один и тот же человек, и заключил слова о нём следующим образом: “Его упоминал Абу Ахмад аль-Хаким в книге «аль-Куна», и он упоминул, что от него хадисы передавал ‘Атикъ ибн Я’къуб. После этого он сказал: «Нет в нём проблем»”. См. “Та’джиль аль-манфа’а” (1/211).
В связи с этим, исследователь сборника «аль-Му’джам аль-аусат» назвал иснад этого хадиса хорошим. См. “Кысм ас-салис мин аль-Му’джам аль-аусат” (2/998).
Кстати, следует отметить, что хадис именно этого передатчика переданный через этот же самый иснад: «Кто желает, чтобы его Свиток (с его деяниями) обрадовал его, пусть чаще просит прощения у Аллаха», сам же шейх аль-Альбани посчитал достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2299), “Сахих ат-Таргъиб” (1619).
Имам Ибн Таймия сказал: “Не является желательным устремляться к какому-либо месту ради поклонения, если только стремление к нему для поклонения не установлено Шариатом. Примером тому служит то, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) устремлялся к определённым местам с целью поклонения – например, совершал молитву у места стояния пророка Ибрахима (мир ему) или у Колонны в Рауде, а также устремлялся совершать молитву в мечетях и стремился в первый ряд”.. См. “Икътида ас-сырат аль-мустакым” (2/271).
Достоинства Рауды охватывают как мужчин, так и женщин
Спросили шейха Ибн База: «Если женщина желает совершить два рак’ата в Рауде, запрещается ли ей это?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Рауда – это общее место, как для мужчин, так и для женщин.
Женщинам следует выбрать время, когда мужчин там будет меньше, и совершить молитву. Нет в этом ничего предосудительного.
Однако не следует делать это при большом скоплении мужчин. Надо выбрать подходящее время, когда там свободнее”. Сл. “Фатауа ад-дурус”.
Таким образом, женщинам дозволено посещать Рауду при условии соблюдения скромности, избегания тесного контакта с мужчинами и уважения к окружающим.
Тысячекратное превосходство молитвы относится ко всей Пророческой Мечети, а не только к Рауде
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва в этой моей мечети (в Медине) лучше тысячи молитв в любой иной, не считая Заповедной мечети (в Мекке)». аль-Бухари (1190), Муслим (1394).
Хафиз Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на побуждение и настоятельную рекомендацию направляться в Пророческую Мечеть и совершать в ней молитву”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (4/557).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Награда за молитву в этой Мечети одинакова для всех частей мечети, включая расширения”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (23/422).
Шейх аль-Альбани сказал: “Достоинство охватывает всю Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха), где бы она ни расширялась или чтобы бы ни добавляли к ней, её достоинство одинаково”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 79).
Таким образом, молитва в любой части Пророческой Мечети приравнивается к тысяче, а не только в Рауде.
Достоинство молитвы в Рауде относится к добровольным, а обязательные молитвы мужчинам лучше совершать в первых рядах
Следует знать, что упомянутые достоинства относится именно к добровольным молитвам. Что же касается обязательных коллективных молитв, то первые ряды в них лучше, даже если Рауда будет позади, и именно так поступали праведные халифы и сподвижники.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали о достоинстве азана и первого ряда, они бросили бы жребий ради этого». аль-Бухари (615), Муслим (437).
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из рядов (во время молитвы) для мужчин является первый, а худшим – последний. Лучшим же из рядов для женщин является последний, а худшим – первый». Муслим (440).
Имам Малик говорил: “Наилучшее место для обязательной молитвы – это первый ряд”. См. “Иршад ас-салик” (2/748).
Шейх Ибн Баз, упомянув хадис о достоинстве Рауды, сказал: “Это указывает на достоинство Рауды. И является узаконенным совершать там молитву и поминать Аллаха. Однако не следует оставаться на этом месте во время обязательной коллективной молитвы, оставляя первые ряды”. См. “аль-Хуляль аль-Ибризия” (1/360).
Шейх аль-Альбани сказал: “Где бы ни был первый ряд – он остаётся первым рядом. Что же касается молитвы в Рауде, то насчёт неё нет конкретного установленного достоинства. Достоинство охватывает всю мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха), где бы она ни расширялась или чтобы бы ни добавляли к ней, её достоинство одинаково. Однако достоинство того, кто молится в первом ряду, не подобно достоинству того, кто молится в последнем ряду”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 79).
Каким должно быть намерение при совершении молитвы в Рауде?
Следует отметить, что не установлено какой-либо особой, специально предписанной молитвы, совершаемой именно в Рауде, как об этом говорил шейх аль-Альбани.
Однако является желательным и похвальным совершать в Рауде любую добровольную молитву (нафиля), особенно ту, у которой есть причина. Например: два рак’ата при входе в мечеть, прежде чем сесть; Сунна ратиба, совершаемая до или после обязательных молитв; два рак’ата между азаном и икъамой; два рак’ата после омовения, и т.п.
О недопустимости создавать давки и причинять вред людям ради посещения Рауды
Почтенная Рауда – это уникальное место в Пророческой мечети и частица Рая, о значимости которой свидетельствуют достоверные хадисы, а также слова выдающихся имамов. Добровольная молитва и поминание Аллаха в этом месте обладают большим достоинством.
Однако необходимо понимать, что стремление попасть в благословенное место Рауды похвально лишь при соблюдении условия: это не должно приводить к давке и причинять вред окружающим. Желание совершить молитву в Рауде не может перевешивать другие важные принципы Ислама, такие как уважение к другим, соблюдение порядка и непричинение вреда. Именно по этой причине в Шариате установлено важное правило: запрещается совершать Сунну, если её выполнение причиняет неудобства или затруднения другим людям.
Со слов сподвижника – Абу Сырмы Малика ибн Къайса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто причинит вред мусульманину, тому Аллах причинит вред, а кто создаст для него трудности, тому Аллах создаст трудности». Ахмад (3/453), Абу Дауд (3635), ат-Тирмизи (1940), Ибн Маджах (2342). Этот хадис назвали хорошим Ибн Таймия, Ибн Муфлих, аль-Альбани. См. «аль-Фатауа аль-кубра» (6/314), «аль-Адаб аш-шар’ийя»(1/38), «Сахих аль-Джами’» (6372).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если перед нами стоит выбор между совершением Сунны и непричинением вреда мусульманину, что важнее: следование Сунне или предотвращение вреда?
Предотвращение вреда важнее, ведь причинение вреда верующему – это дело нелёгкое! Причинение вреда верующему, даже словом, не говоря уже о действиях, которые происходят во время молитвы и отвлекают его – это вред, будь он словом или делом.
Обращайте внимание на это правило: «Оставление Сунны ради предотвращения вреда лучше, чем совершение Сунны с причинением вреда»”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 22).
Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Умар! Поистине, ты – человек сильный, так не создавай же давки возле Чёрного камня, чтобы не причинить вреда слабому! Если ты обнаружишь свободное место, то прикоснись к чёрному камню, а иначе повернись в его сторону, произнести такбир (Аллаху акбар) и продолжай идти». ‘Абдур-Раззакъ (8910), Ибн Аби Шейба (7/534), Ахмад (1/121). Достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “Муснад аль-Фарукъ” (1/497), “Манасик аль-хадж уаль-‘умра” (стр. 21), “Тахридж аль-Муснад” (190).
Ибн аль-Мухтар рассказывал: “Я спросил Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) о прикосновении к Чёрному камню и он сказал: «Не устраивай там давку! Если ты найдёшь там свободное место, то прикоснись к нему, а иначе иди дальше»”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” (134). Иснад хороший. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/131).
‘Ата говорил: “Не причинить вреда мусульманину для меня любимей, чем прикоснуться к Чёрному камню”. аль-Факихи в “Ахбару Макка” (140). Иснад достоверный. См. “Тахридж Ахбар Макка” (1/132).
И если это касается Чёрного камня – прикосновение к которому, согласно достоверным хадисам, служит причиной искупления грехов, то тем более это относится и к Рауде, ради посещения которой также недопустимо устраивать давку и причинять неудобства другим мусульманам!
Шейх аль-Альбани сказал: “Что же касается совершения молитвы именно в Рауде и того напора и напрасной борьбы, которую устраивают люди ради этого, то я не нахожу для этого никакого шариатского оправдания”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 79).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Следует стремиться молиться в Рауде, если есть такая возможность. Если же нет, то можно молиться в любой части мечети”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (24/344).
Спросили шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада: «Есть ли у молитвы в Рауде особое достоинство по сравнению с другими местами (в мечети), или такого достоинства нет?»
Шейх аль-‘Аббад ответил: “Ряды, находящиеся впереди, более предпочтительны для совершения обязательной молитвы, чем Рауда.
Что же касается добровольной молитвы, то нет сомнения в том, что молитва в Рауде имеет особое достоинство, поскольку Рауда в Пророческой Мечети выделяется этим описанием.
Однако человеку не следует специально идти туда, расталкивать людей и причинять им вред, стремясь попасть в Рауду или помолиться в ней, поскольку причинение вреда людям – запрещено, а молитва в Рауде желательна.
Это подобно поцелую Чёрного камня: поцеловать его – это желательное дело, но причинять вред людям ради этого – запрещено и недопустимо. Поэтому нельзя совершать запретное ради достижения желательного”. Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” (№ 101).
Таким образом, если мусульманин не смог попасть в Рауду для совершения там молитвы и поминания Аллаха, то пусть ни в коем случае не печалится и не отчаивается, ибо, если он искренне стремился к этому, но не смог – Аллах дарует ему награду за его намерение и стремление.
Если же он имел возможность попасть туда, однако отказался от этого ради Аллаха, чтобы не причинять вреда другим людям и не создавать давку, то быть может, он получит ещё больше награды. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ты ни оставил ради Всевышнего Аллаха – Он обязательно заменит тебе это тем, что лучше». Уаки’ в “аз-Зухд” (231), Ахмад (5/363), аль-Асбахани в “ат-Таргъиб” (1/73). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2/734), “Тахридж аль-Муснад” (23124).
В любом случае, основная цель посещения Медины – совершить молитву в благословенной Мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха), где одна молитва превосходит тысячу молитв.
Более того, является нежелательным покидать Медину, с какой бы целью туда ни приехал человек, не совершив молитву в Пророческой Мечети.
‘Абдуллах ибн Аби Бакр передал, что Муслима ибн Аслям ибн Буджра (да будет доволен им Аллах), который был престарелым шейхом, рассказывал о себе: “Бывало так, что он входил в Медину, решал свои дела на рынке, а затем возвращался к своей семье. А когда он снимал с себя накидку и вспоминал, что не совершил молитву в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то говорил: «Клянусь Аллахом, я не совершил молитву в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), хотя он сказал нам: «Кто из вас войдёт в это селение (Медину), то пусть не возвращается к своей семье, пока не совершит два рак’ата в этой (моей) мечети, а затем пусть возвращается к своей семье»”. ат-Табарани в “аль-Кабир” (19/435). Иснад этого хадиса отличный. См. “аль-Ахадис аль-уарида фи фадаиль аль-Мадина” (218).
Заключение
Исходя из того, что было приведено, нам стало ясно, что Рауда в Пророческой мечети – это одно из самых благословенных мест, о достоинстве которого свидетельствуют достоверные Пророческие хадисы. Совершение молитвы и поминание Аллаха в этом месте является желательным и похвальным делом.
Однако Шариат подчёркивает, что стремление к совершению блага не должно приводить к нарушению прав других, созданию давки или причинению вреда.
Мусульманину, который не смог попасть в Рауду, не следует печалиться, ведь его искреннее намерение и стремление не останутся без награды. А тот, кто отказался от посещения Рауды ради Аллаха, чтобы не причинить неудобства другим, может быть вознаграждён ещё больше.
Также важно понимать, что превосходство молитвы в тысячу раз относится ко всей Пророческой мечети, а не только к Рауде.
В Рауде предпочтительно совершать именно добровольные молитвы, тогда как обязательные желательно совершать в первых рядах.
И следует помнить, что суть посещения Медины – это не просто достижение конкретного места, а в достижении довольства Аллаха посредством смиренного совершения молитвы в любом месте благословенной Пророческой Мечети, а также в соблюдении исламских нравственных качеств во всём и всегда.
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!