О порицании ночных бесед и бодрствования

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3347
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О порицании ночных бесед и бодрствования

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

О порицании ночных бесед и бодрствования без веской причины




Содержание

Введение
О том, что пророческая Сунна порицает ведение ночных бесед и ночное бодрствование без веской причины
Слова и поступки сподвижников и саляфов, порицавших ночное бодрствование без веской причины
Единогласное мнение учёных о том, что ночные беседы и бодрствования без веской причины порицаются
О том, какое ночное бодрствование является дозволенным
Мудрость порицания ведения ночных бесед и ночного бодрствования
Противоречие мудрости Всевышнего Аллаха, установившего ночь для сна, а день для житейских дел
Опасение проспать добровольную ночную молитву (кыям аль-лейль)
Опасение проспать обязательную утреннюю молитву (аль-фаджр)
Желательно завершить день поклонением
Уподобление людям времён джахилийи
Нанесение вреда организму
Проявление лени и усталости днём
Пропуск благодатного утреннего времени
О мольбах, которые следует произносить при бессоннице или кошмарах
Заключение



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Поистине, Всевышний Аллах даровал людям многочисленные милости, включая чередование дня и ночи, чтобы каждый обретал равновесие между поклонением и отдыхом, трудом и покоем.
Одной из этих великих милостей является ночное время, которое Аллах сделал временем для покоя и восстановления сил.
Ночь служит покрывалом, даруя телам отдых, а душам – умиротворение, избавляя их от усталости, накопленной за день.
День же, напротив, был создан для активности, труда и добывания средств к жизни. Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение неё, и день, позволяющий вам видеть. Воистину, в этом – знамения для тех, кто внимает» (10: 67).
Подобные явления, как день и ночь, являются знамениями Всевышнего Аллаха, который также сказал: «Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы удаляем знамение ночи и делаем знамение дня светящимся, дабы вы стремились к милости вашего Господа, могли вести летоисчисление и знали счёт» (17: 12).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Обрати внимание на эти два знамения: ночи и дня и то, что они содержат в себе из назиданий и указаний на Господство Аллаха и Его мудрость. Как Он сделал ночь временем покоя и покровом, который окутывает мир, так что все движения замирают, животные возвращаются в свои убежища, птицы – в свои гнёзда, а души отдыхают и восстанавливаются после трудов и усталости. И когда души набрались отдыха и свежести, и устремились к своим житейским делам и занятиям, Всевышний Аллах – разделяющий рассвет, открывает день. Он посылает своего вестника – свет утренней зари, который побеждает мрак ночи, рассекает его и рассеивает со всех сторон, открывая миру свет. Тогда всё живое пробуждается и устремляется к поиску пропитания, занимается своими делами, и даже птицы покидают свои гнёзда. Какой же это удивительный цикл возрождения, свидетельствующий о могуществе Всевышнего Аллаха, способного воскресить и во время большого Воскрешения”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” (1/203).
Но, к сожалению, сегодня мы являемся свидетелями того, как многие люди пренебрегают этими знамениями и милостью Аллаха. Они поменяли местами день с ночью, предаваясь бессмысленному бодрствованию по ночам, пустым разговорам и увеселениям, забывая о необходимости беречь этот порядок, установленный Аллахом для пользы и во благо людям. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день» (14: 33).
Привычка проводить ночи в бодрствовании без надобности и пользы не только нарушает естественный порядок жизни, но и лишает тела и души людей покоя и восстановления, в которых они нуждаются.
Как же мало среди нас тех, кто осознает истинную ценность сна, который Аллах сделал для нас благом. Сколько людей, страдающих бессонницей или вынужденных бодрствовать из-за ночных работ, желали бы обрести этот покой. Спящий человек часто не замечает величия милости сна, пока не лишится этого. Как же велика наша забывчивость перед милостью Аллаха, которая стала для нас привычной. А ведь Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Как вы думаете, если Аллах продлит вам ночь до Дня воскрешения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам свет? Неужели вы не слышите?”
Скажи: “Как вы думаете, если Аллах продлит вам день до Дня воскрешения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам ночь, чтобы вы могли отдохнуть во время неё? Неужели вы не видите?”» (28: 71-72).
Всевышний Аллах также сказал: «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением» (25: 47).
Всевышний и Всемогущий Аллах также сказал: «Мы сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (78: 9-10).
Эти великие аяты Корана подчеркивают важность соблюдения порядка, установленного Аллахом, где ночь предназначена для отдыха и сна, а день – для активности и работы.
Именно поэтому в достоверных хадисах сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам не любил вести беседы после ночной молитвы и бодрствовать, а также порицал это для своей общины.
Но, к большому сожалению, в наше время эта Сунна стала забытой, и многие мусульмане бодрствуют по ночам, занимаясь тем, что не приносит пользы ни для религии, ни для мирской жизни. Ночи проводятся за просмотром телевизора, компьютерными играми или сидением в телефонах. Многие бодрствуют до утра, засыпая лишь после утренней молитвы, и это в лучшем случае. Ведь некоторые, просидев большую часть ночи, не в состоянии встать и совершить вовремя утреннюю молитву, не говоря уже о том, чтобы совершить её с коллективом (джама’ат)!
Важно знать, что соблюдение порядка, установленного в данном вопросе Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха) – это не только путь к здоровой и полноценной жизни, но и форма поклонения.
С дозволения Всевышнего Аллаха в данной статье хотелось бы напомнить мусульманам о важности ночного сна и порицании ночного бодрствования без веской причины, опираясь в этом на достоверные пророческие хадисы и асары от сподвижников, саляфов и учёных Ислама.

Абу Барза аль-Аслями (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил спать до совершения ночной молитвы (‘иша) и разговаривать после неё”. аль-Бухари (599), Муслим (647).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не засыпал до совершения ночной молитвы (‘иша) и не разговаривал после неё”. Ахмад (6/264), Ибн Маджах (702), Абу Я’ля (4784). Хафиз Мугъультай, хафиз аль-Бусыри, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” (4/15), “Мисбах аз-зуджаджа” (1/88), “ас-Самар аль-мустатаб” (1/74).
‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал: “Однажды я стал вести беседу после ночной молитвы, и ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), услышавшая меня, сказала: «О ‘Уруа! Разве ты не хочешь дать отдохнуть ангелам, записывающим твои дела? Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не ложился спать перед ночной молитвой и не разговаривал после неё»”. ‘Абдур-Раззакъ (2149), Ибн Хиббан (5521). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” (8/125, 12/355).
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет ночного бодрствования, кроме как для трёх людей: молящегося, путника, или новобрачных». Абу Я’ля (4879), ад-Дыя в “ас-Сунан уаль-ахкам” (742). Шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (5/563).
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) осуждал, чтобы мы вели ночные беседы после ночной молитвы”. Ахмад (1/388), Ибн Маджах (703), аль-Байхакъи (3/263). Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Муснад” (3686), “Сахих Сунан Ибн Маджах” (583).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал спать перед ночной молитвой и вести разговоры после неё”. ат-Табарани в “аль-Кабир” (11161), ад-Дыя аль-Макъдиси в “аль-Мухтара” (13/85). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (6915).
Эти пророческие хадисы побуждают мусульман избегать бесполезных ночных разговоров и бодрствования, в котором нет никакого блага ни для мира этого, ни для мира иного!

Абу Уаиль и Ибрахим рассказывали: “Однажды к Хузайфе (да будет доволен им Аллах) пришёл (ночью) один человек и постучал в дверь. Хузайфа вышел к нему и спросил: «Что привело тебя?»
Тот ответил: «Я пришёл для беседы».
Тогда Хузайфа хлопнул дверью перед ним и сказал: «Воистину, ‘Умар запрещал нам вести беседы после ночной молитвы (‘иша)»”. Ибн Аби Шейба (6850). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (4/463).
Комментируя данное сообщение, имам Ибн Къутайба сказал: “Он порицал ночные беседы по той причине, что ночь предназначена для сна и покоя”. См. “аль-Масаиль уаль-аджуиба” (стр. 346).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал Сальману ибн Раби’а: “О Сальман, я осуждаю для тебя ведение бесед после ночной молитвы”. Ибн Аби Шейба (6843). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (4/461).
Са’ид ибн аль-Мусайиб сказал: “Бывало так, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал обход мечети после ночной молитвы и говорил людям: «Возвращайтесь в свои жилища, быть может, вам будет дарована возможность совершить ночную молитву в эту ночь»”. Исма’иль аль-Къады в “Ахкам аль-Къуран” (207). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (4/117).
‘Умар побуждал людей не засиживаться в мечети после молитвы ‘иша, а возвращаться домой и ложиться спать пораньше, чтобы они могли встать для совершения добровольной ночной молитвы (кыям аль-лейль).
Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел людей, ведущих беседы после ночной молитвы и он стал разгонять их кнутом, говоря: «Ведёте беседы в начале ночи, а затем всю ночь спите?!»” ‘Абдур-Раззакъ (2134), Ибн Аби Шейба (6845). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (4/462), “аль-‘Атикъ” (4/113).
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто декламировал стихи после ночной молитвы (‘иша), того добровольная молитва в эту ночь не будет принята до рассвета”. Исма’иль аль-Къады в “Ахкам аль-Къуран” (215), Ибн ‘Асакир в “Тариху Димашкъ” (63/137). Иснад достоверный. См. “Тахриджу хадис: «Ман къарада бейта ши’р»” (стр. 4).
С точно такими же словами передаётся и пророческий хадис, однако он является недостоверным. См. «Да’иф аль-Джами’» (5790).
Учёные говорили, что в этих словах ‘Абдуллаха ибн ‘Амра совместились два предостережения: занятость после ночной молитвы стихами, и такими стихами, смысл которых является греховным, поскольку благие стихи в основе не порицаются. См. “Тахриджу хадис: «Ман къарада бейта ши’р»” (стр. 5).
Ибн Аби Мулейка сказал: “Некоторые люди из числа курайшитов проводили время в ночных беседах, и ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) отправляла к ним посланника со словами: «Возвращайтесь к своим семьям, ведь, поистине, у них есть право на вас»”. Ибн Аби Шейба (6861). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (4/466).
Ибрахим ибн Са’д сказал: “Са’д ибн Аби Уаккъас (да будет доволен им Аллах) выходил после ночной молитвы вместе со своим слугой и говорил тому, кого встречал на пути: «Возвращайтесь к своим семьям, и дайте отдохнуть ангелам, записывающим ваши дела»”. Исма’иль аль-Къады в “Ахкам аль-Къуран” (207), аль-Бухари в “ат-Тарих” (2/156). Сообщение хорошее. См. “аль-‘Атикъ” (4/120).
И таковым был обычай всех саляфов, как сказал о них аль-Хайсама: “Они считали желательным, чтобы человек, совершивший молитву Уитр, ложился спать”. Ибн Аби Шейба (6861). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (4/142).
Ибн Аби Айюб сказал: “Когда Са’ид ибн Джубайр совершал четыре рака’ата молитвы после последней ночной молитвы (‘иша), а я начинал с ним разговаривать, находясь в одном доме, то он уже не отвечал мне”. аль-Маруази в “Та’зыму къадри-ссаля” (1/167).
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Уснуть перед ночной молитвой предпочтительней для меня, чем вести праздные речи после неё”. ‘Абдур-Раззакъ (2144). Иснад достоверный. См. “ас-Сахих аль-мунтахаль” (стр. 275).
В этих слова Са’ид ибн аль-Мусайиб решил указать на то, что он предпочёл бы уснуть перед совершением ночной молитвы, чем вести беседы и бодрствование после неё, несмотря на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил обе эти вещи: спать до совершения ночной молитвы (‘иша) и разговаривать после неё. аль-Бухари (599), Муслим (647).

На основании всего вышеупомянутого, учёные единодушно сошлись в том, что ночные беседы и бодрствование без необходимости или явной пользы для религии или мирской жизни, являются порицаемыми. И в основе это является порицаемым (макрух), даже если ночная беседа и бодрствование связаны с разрешёнными в основе делами (мубах). Тогда как если ночные беседы и бодрствование связаны с тем, что само по себе является порицаемым или запрещённым, то после ночной молитвы недопустимость этого становится ещё строже!
Хафиз ан-Науауи сказал: “Сошлись учёные в том, что ведение ночных бесед после ночной молитвы является порицаемым поступком, если только речь не идёт о том, в чём содержится благо”. См. “Шарх Сахих Муслим” (5/146).
Имам ат-Тахауи сказал: “Они (учёные) говорили: «Что касается ночных бесед, которые не являются средством приближения к Всевышнему Аллаху, даже если сами по себе они не являются греховными, то это нежелательно». См. “Шарх ма’ани аль-асар” (4/329).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Если ночная беседа заключается в пустых разговорах, непристойных словах или высмеивании, то она является порицаемой без сомнения”. См. “Фатхуль-Бари” (3/377).

Обобщённое порицание ночных бесед и бодрствования не касается ситуаций, когда они связаны с вопросами, которые приносят явную пользу и необходимость, такими как поклонение, религиозные обсуждения, актуальные интересы мусульман или важные мирские дела.
Всевышний Аллах, говоря о Своих богобоязненных рабах, сказал: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (51: 15-18).
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Нет ночного бодрствования, кроме как для трёх людей: молящегося, путника, или новобрачного». Абу Я’ля (4879), ад-Дыя в “ас-Сунан уаль-ахкам” (742). Шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (5/563).
Имам Ибн Къутайба сказал: “Ночное бодрствование разрешено для тех, кто молится, путешествует или женился, потому что им необходимо бодрствовать. А раз они бодрствуют, то им дозволено вести беседы”. См. “аль-Масаиль уаль-аджуиба” (стр. 346).
Умм Синан аль-Аслямийя рассказывала, что когда она спросила Сафийю (да будет доволен ею Аллах) о том, каким она нашла Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после их брачной ночи, Сафийя ответила: “Он не спал этой ночью, и не переставал беседовать со мной”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” (8/122).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “В одну из ночей я остался на ночь в доме Маймуны (да будет доволен ею Аллах), и в ту ночь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился у неё. Я же остался, чтобы посмотреть, как совершает ночную молитву Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он поговорил со своей женой около часа, а затем лёг спать. Когда же настала последняя треть ночи, он сел, посмотрел на небо и прочитал аят: «Поистине, в сотворении небес и земли и смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом» (3: 190). Затем он встал, совершил малое омовение, почистил зубы сиуаком, а затем совершил молитву в одиннадцать рака’атов”. аль-Бухари (7452), Муслим (763).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Бывало так, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вёл ночные беседы вместе с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) по вопросам, касающимся дел мусульман, и я был вместе с ними”. Ибн Аби Шейба (6853), Ахмад (228), ат-Тирмизи (167). Имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль ибн Хади подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Тухфатуль-мухтадж” (1/251), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2781), “ас-Сахих аль-Муснад” (985).
Имам ат-Тахауи сказал: “Этот хадис является разъяснением того, что ночная беседа, которую вёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) касалась дел мусульман. И такие беседы являются одними из величайших видов поклонения. Это указывает на то, что ночные беседы, которые запрещены, противоположны подобным благим разговорам”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” (4/330).
Муджахид сказал: “Не дозволено ночное бодрствование после ночной молитвы, кроме как молящемуся, путнику или тому, кто обучается знанию”. Ибн Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” (8/561).
Хусайн ат-Тустури сказал: “Когда имама Ахмада спросили о ночном бодрствовании, он ответил: «Нет, кроме как для путника или выстаивающего ночные молитвы. Что же касается изучения вопросов фикъха, то я надеюсь, что в этом также нет проблем»”. См. “Фатхуль-Бари” (5/176).
Имам аль-Бухари назвал в своём сборнике «ас-Сахих» главу следующим образом: “О ночной беседе с гостем и членами семьи”. См. “Сахих аль-Бухари” (1/216).
Обсуждая хадисы данной главы, имам Абу Бакр аль-Асрам сказал: “Если ночная беседа касается пользы для Ислама или научного изучения, то это то, что дозволяется. А если беседа является просто удовольствием или развлекательным времяпрепровождением, то она является порицаемой”. См. “Насих аль-хадис” (стр. 79).
Имам ат-Тирмизи сказал: “Учёные из числа сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), таби’инов и тех, кто пришёл после них, разошлись во мнениях относительно ночных бесед и бодрствовании после ночной молитвы (‘иша). Некоторые из них считали ночные беседы после молитвы нежелательными (в общей форме), в то время как другие разрешали их, если они касаются того, что связано со знанием или неотложными нуждами. И большинство хадисов указывают на дозволенность этого (при надобности)”. См. “Сунан ат-Тирмизи” (1/318).
Обратите внимание на то, что разногласие было лишь в отношении полного порицания ночных бесед и ночного бодрствования, или же дозволения этого при явной пользе, как религиозной, так и мирской. Однако нет разногласия в том, что это порицается, если бодрствование связано с тем, в чём нет никакой пользы ни для мира вечного, ни для мира этого, даже если эта вещь не является в основе запретной.
Имам Ибн Хузайма сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто рассказывал своим сподвижникам после ночной молитвы (‘иша) о народе Исраиля, чтобы они извлекли урок из того, что случилось с ними в мире этом, а также что их ожидает в следующей жизни за то, что они ослушались своих посланников и не уверовали. Таким образом, человеку дозволено делиться знанием, которое может принести пользу слушателю в вопросах религии после ночной молитвы. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто беседовал со своими сподвижниками после ночной молитвы по вопросам, касающимся пользы для мусульман, как для мирской жизни, так и религиозной, как для мира этого, так и для мира вечного. Он также рассказывал им о сынах Исраиля, чтобы они могли извлечь урок из их истории. Это его действие подтверждает, что осуждаются именно ночные беседы без пользы, как для религии, так и для мирской жизни”. См. “Сахих Ибн Хузайма” (1/656).
Имам ат-Тахауи сказал: “Ночная беседа, которая в хадисах является дозволенной и даже желательной – это та, которая является приближением к Всевышнему Аллаху. А что касается той, которая в хадисах запрещается, то речь идёт о том, в чём нет приближения и блага. И именно так необходимо понимать и совмещать данные хадисы, чтобы между ними не было противоречий”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” (4/331).
Назвав главу «О нежелательности ведения разговоров после ночной молитвы (‘иша)», хафиз ан-Науауи сказал: “Речь идёт о разговорах, которые в другое время являются дозволенными (мубах), когда ведение таких разговоров равнозначно отказу от них. Что же касается запретных разговоров или нежелательных в иное время, то в этот период они являются ещё более запретными и нежелательными. Если же говорить о благих разговорах ночью, примером чего является изучение знания, рассказы о праведниках, достойных нравственных качествах, беседы с гостем, нуждающимся и тому подобные разговоры, то в них нет ничего нежелательного, напротив, они желательны. Также не являются нежелательными и такие разговоры, которые ведутся ночью по уважительной причине или случайно. И многие достоверные хадисы подтверждают всё сказанное мной”. См. “Рияд ас-салихин” (стр. 485).
Комментируя эти слова ан-Науауи, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Он, да помилует его Аллах, упомянул о том, что разговоры делятся на три категории: Порицаемые (макрух) и запретные (харам), желательные (мандуб) и дозволенные (мубах).
Что касается порицаемых и запрещённых разговоров, то их степень порицания и запретности усиливается, если они происходят после ночной молитвы (‘иша).
Что же касается допустимых разговоров, то это то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил делать после ночной молитвы.
Что же касается желательных разговоров, то они остаются желательными, и нет в них проблем, даже если они происходят после ночной молитвы.
Первая категория (т.е. запретных и порицаемых разговоров), к ним относятся разговоры, связанные со злословием, сплетнями, ложными словами, слушанием песен и пустых развлечений, а также просмотром того, что запрещено смотреть. Всё это является запретным в любое время, а если подобное совершается после ночной молитвы, то грех увеличивается. Ведь в это время порицаются даже допустимые разговоры, а что тогда можно сказать о запретных и порицаемых вещах?!
Вторая категория – это праздные разговоры, которые не являются ни запретными, ни порицаемыми, ни желательными, и это большая разновидность разговоров людей. Это тот вид разговоров, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил после ночной молитвы. Ведь если человек станет разговаривать после ночной молитвы, то его собрание может затянуться, что приводит к позднему отходу ко сну. Из-за этого он становится ленивым в совершении дополнительной ночной молитвы и даже обязательной утренней молитвы. А всё, что приводит к пренебрежению узаконенными вещами, является порицаемым.
Третья категория касается желательных разговоров, к чему относится занятия, связанные со знанием, чтение, заучивание, обсуждение, беседы с гостем, а также случайные разговоры, не являющиеся постоянными. Всё это не вредит, напротив, даже является желательным, если цель состоит в достижении блага”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (4/267).

Относительно мудрости порицания ведения ночных бесед и ночного бодрствования учёные указывали на различные причины:

Противоречие мудрости Всевышнего Аллаха, установившего ночь для сна, а день для житейских дел
Всевышний Аллах сказал: «Он предназначил ночь для покоя» (6: 96).
Всевышний Аллах также сказал: «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением» (25: 47).
Всевышний Аллах также сказал: «Мы сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (78: 9-10).
Хафиз аль-Къуртуби сказал: “Было сказано, что мудрость нежелательности ведения ночных бесед заключается в том, что Всевышний Аллах сделал ночь временем для сна, то есть временем для отдыха. Когда же человек ведёт беседу ночью, он фактически переносит себя в дневное время, которое предназначено для дел. Тем самым он словно нарушает мудрость, установленную Всевышним Аллахом, который сказал: «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением» (25: 47)”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (12/138).

Опасение проспать добровольную ночную молитву (кыям аль-лейль)
Са’ид ибн аль-Мусайиб сказал: “Бывало так, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершал обход мечети после ночной молитвы и говорил людям: «Возвращайтесь в свои жилища, быть может, вам будет дарована возможность совершить ночную молитву в эту ночь»”. Исма’иль аль-Къады в “Ахкам аль-Къуран” (207). Сообщение достоверное. См. “аль-‘Атикъ” (4/117).
Имам Ибн Хузайма сказал: “Я считаю, что нежелание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заниматься пустыми разговорами ночью, было связано с тем, что это отвлекает от выстаивания ночных молитв. Ведь если человек проводит первую часть ночи в беседах, то ему становится трудно заснуть в конце ночи, и он не сможет проснуться. Но даже если он проснётся, у него не будет сил для выстаивания ночных молитв”. См. “Сахих Ибн Хузайма” (1/656).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Некоторые объясняли нежелательность ночных бесед и бодрствования опасением, что это может помешать совершению ночной молитвы (кыям аль-лейль), и это передаётся от ‘Умара”. См. “Фатхуль-Бари” (5/157).
Свят Аллах! Если имамы порицали ночное бодрствование по той причине, что человек мог проспать добровольное ночное выстаивание (кыям аль-лейль), то чтобы они сказали о том, кто после ночного бодрствования просыпает обязательную утреннюю молитву?!

К тому же мусульманин должен помнить о том, что третья часть ночи – это самый лучший период времени, как для ночной молитвы, так и мольбы!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» аль-Бухари (1145), Муслим (785).
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какая мольба имеет наибольший шанс быть услышанной?”, и он ответил: «В последнюю часть ночи и после обязательных молитв». ат-Тирмизи (3499), ан-Насаи в “аль-Кубра” (108), аль-Байхакъи в “ад-Да’ауат” (2/238). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Багъауи, аль-Альбани. См. “аль-Ахкам аль-уста” (1/416), “Масабих ас-Сунна” (1/361), “Сахих ат-Таргъиб” (1648).
‘Амр ибн ‘Абаса (да будет доволен им Аллах) сказал: “Как-то я попросил: «О Посланник Аллаха! Обучи меня тому, что ведомо тебе и неведомо мне. Есть ли среди периодов времени наилучший?» И он ответил: «Последняя часть ночи». Ахмад (4/111), ат-Табарани в “ад-Ду’а” (131). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (1106).
Также со слов ‘Амра ибн ‘Абасы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ближе всего раб к своему Господу в конце глубокой ночи. И если ты сможешь быть среди тех, кто поминает Аллаха в это время, то будь им». ат-Тирмизи (3579), Ибн Хузайма (1147). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (628).
Муса ибн ‘Иса рассказывал: “Как-то меня обременили долги, и я пришёл к Бишру и сказал: «Воистину, долги обременили меня», на что он ответил: «Тебе нужна глубокая часть ночи». После этого я отправился к Ахмаду ибн Ханбалю и сказал ему: «Воистину, долги обременили меня», на что и он ответил: «Тебе следует проявлять ночное бодрствование»”. Абу Я’ля в “ат-Тауаккуль” (стр. 64).
Как же много благ лишается тот, кто проводит большую часть ночи в бодрствовании, но засыпает именно в её наилучший период. А некоторые и вовсе проводят всю ночь напролёт без сна, упуская этот великий отрезок времени, не совершив в третью часть ночи ни одного рака’ата, не обратившись к Аллаху с мольбой и не попросив у Него прощения за свои грехи!

Опасение проспать обязательную утреннюю молитву (аль-фаджр)
Хафиз ан-Науауи сказал: “Причина нежелательности ночных бесед после ночной молитвы заключается в том, что это приводит к ночному бодрствованию, что может вызвать трудности с пробуждением для выстаивания ночных молитв (кыям аль-лейль), или для поминания Аллаха в это время, или для утренней молитвы в установленное или желательное для неё время”. См. “Шарх Сахих Муслим” (5/146).
Шейх Ибн Баз сказал: “Не дозволено мусульманину бодрствовать ночью таким образом, чтобы это приводило к пропуску утренней молитвы в коллективе или же установленного для неё времени, даже если ночное бодрствование было связано с чтением Корана или изучением шариатских наук. А что можно сказать о том, кто бодрствовал по причине просмотра телевизора, игры в карты и подобных занятий?! Такой человек является грешником и заслуживает наказание Всевышнего Аллаха, как и заслуживает того, чтобы правитель мусульман наказал его, и удерживал подобных ему от таких поступков”. См. “Фатауа Ибн База” (10/390).
Свят Аллах! Если ночное бодрствование, связанное с добровольным поклонением, считается запретным, когда оно становится причиной пропуска времени утренней молитвы, то что можно сказать о тех, кто проводит ночи, занимаясь порицаемыми или пустыми делами, такими как просмотр телевизора, компьютерные игры или листание соцсетей в телефоне, из-за чего они пропускают утреннюю молитву?!
Абу Бакр ибн Сулейман рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) не нашёл на утренней молитве Сулеймана ибн Аби Хасму, и отправился на рынок, а дом Сулеймана был между рынком и мечетью. ‘Умар подошёл к аш-Шифа Умм Сулейман (его матери) и спросил её: “Я не видел Сулеймана на утренней молитве”.
Она ответила: “Он провёл всю ночь в молитве и глаза его взяли над ним верх (и он проспал утреннюю молитву)”.
Тогда ‘Умар сказал: “Присутствовать на утренней групповой молитве для меня любимей, чем выстаивать ночные молитвы!” Малик (270). Иснад достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (423).
Му’ауия ибн Къурра передал, что его отец – Къурра ибн Ийяс (да будет доволен им Аллах), который был сподвижником, говорил своим сыновьям после того, как они совершали ночную молитву (‘иша): “О, сыновья мои! Ложитесь спать. Быть может, Аллах наделит вас ночью благом”. Ахмад в “аз-Зухд” (1040), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (2/299). Иснад хороший. См. “аль-Фунун мин аль-асар” (920).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал про искателя шариатского знания, который бодрствует по ночам и затем просыпает утреннюю молитву: “Является ошибкой то, что человек бодрствует ночью, совершая тахадджуд или занимаясь изучением знаний, а затем просыпает утреннюю молитву. Это великая ошибка! Да, мы можем оправдать человека, который однажды ночью бодрствовал, будь то по причине какого-то дела, по другой причине или из-за бессонницы, и затем проспал до восхода солнца. Такой человек заслуживает оправдания. Однако, если он сделал это своим постоянным обычаем, то он не заслуживает оправдания, и это недозволенно для него!” Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 95).

Желательно завершить день поклонением
Имам ат-Тахауи сказал: “Некоторые учёные говорили: «Является желательным, чтобы человек ложился спать, завершив свой день поклонением и благим делом, которое станет заключением его деяний. Наилучшим для него будет заснуть сразу после ночной молитвы, чтобы она стала последним его деянием»”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” (4/329).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Некоторые объясняли нежелательность ночных бесед и бодрствования после ночной молитвы тем, что молитва должна быть завершением всех дел, и поэтому рекомендуется сразу после ночной молитвы ложиться спать, чтобы человек уснул на поминании Аллаха, а не после пустых разговоров. И передаётся от ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, что он вёл ночные беседы пока не совершал Уитр, завершая дела Уитром, который подобен завершению дел обязательными молитвами. А ‘Аиша говорила тем, кто вёл ночные беседы: «Дайте отдохнуть вашим писцам!», имея в виду ангелов, записывающих деяния”. См. “Фатхуль-Бари” (5/157).
Эта – весьма мудрая причина. К тому же человек не знает, вдруг он вообще больше не проснётся, и эта ночь станет для него последней, ведь сон – это брат смерти.
Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто забирает ваши души ночью и знает, что вы делаете днём. Затем Он воскрешает вас днём, чтобы исполнился назначенный срок. Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали» (6: 60).
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сон – это брат смерти, и обитатели Рая не спят». Тамам в “аль-Фауаид” (4/79), ад-Дыя аль-Макъдиси в “Сыфат-уль-джанна” (3/84). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1087).
Поэтому саляфы предпочитали, чтобы их последним деянием была молитва, будь это ночная молитва, или Сунна после неё, или же молитва Уитр. Ведь тот, кто умер на каком-то деянии, будет воскрешён на нём.
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сказал: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” стремясь к лику Аллаха, и его жизнь завершилась этим, тот войдёт в Рай.
Кто совершил молитву, стремясь к лику Аллаха, и его жизнь завершилась этим, тот войдёт в Рай.
Кто постился, стремясь к лику Аллаха, и его жизнь завершилась этим, тот войдёт в Рай.
Кто подал милостыню, стремясь к лику Аллаха, и его жизнь завершилась этим, тот войдёт в Рай». Ахмад (5/391), аль-Байхакъи в “аль-Асма уа-ссыфат” (651). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (985).
Ибрахим ибн Башшар сказал: “Я слышал, как Суфьян ибн ‘Уйяна сказал: “Я разговаривал после ночной молитвы, а затем сказал себе: «Не подобает мне ложиться так спать». Тогда я встал, совершил омовение, затем молитву в два рака’ата и попросил Аллаха о прощении. И я не говорю это, чтобы превознести себя, однако, чтобы кто-нибудь из вас поступал так же”. аль-Маруази в “Та’зыму къадри-ссаля” (1/167).

Уподобление людям времён джахилийи
Всевышний Аллах сказал, порицая многобожников: «Вам читали Мои аяты, но вы пятились от них, возгордившись ею (Каабой), и произнося скверные речи по ночам» (23: 66-67).
Хафиз Ибн Раслян сказал: “Было сказано, что мудрость порицания ночной беседы в том, что это было обычаем людей времён джахилийи”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” (3/130).

Нанесение вреда организму
Ибн аль-Къайим (да помилует его Аллах) сказал: “Кто поразмышляет над тем, как спал и бодрствовал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тот обнаружит, что его сон был самым умеренным и полезным для тела, органов и силы. Он спал в первую часть ночи, а пробуждался в начале второй половины ночи, затем вставал, чистил зубы сиуаком, совершал омовение и молился столько, сколько предписал ему Аллах. Таким образом, тело, органы и силы брали свою долю сна и отдыха, а также долю физической активности вместе с обильной наградой. Это является вершиной благополучия для сердца и тела, для этого мира и мира вечного. Он не спал больше, чем это было нужно, но и не лишал себя необходимого количества сна, совершая всё это наилучшим образом”. См. “Задуль-ма’ад” (4/239).
Современной медициной доказано, что частое ночное бодрствование нарушает естественный биоритм организма, что может привести к сбоям в работе гормональной системы, ухудшению иммунитета и повышению риска сердечно-сосудистых заболеваний. Также недостаток ночного сна негативно сказывается на когнитивных функциях, настроении и общем самочувствии. См. “Sleep Duration and All-Cause Mortality: A Systematic Review and Meta-Analysis of Prospective Studies” (2010), “Insomnia and Risk of Cardiovascular Disease: A Systematic Review and Meta-Analysis” (2016).
И об этом задолго предупреждали и предостерегали учёные Ислама, упоминая в числе причин порицания ночных бесед и бодрствования – нанесение вреда здоровью. Так, имам ас-Саффарини сказал: “Не следует сопротивляться сну и часто бодрствовать ночью, поскольку подавление сна и отказ от него порождают различные бедствия”. См. “Гъиза аль-альбаб” (2/359).
Да, Ислам порицает как ночное бодрствование без очевидной пользы, так и пересыпание.
Со слов Абу Хурайры и Анаса ибн Малика (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я не видел ничего подобного (ужасам) Ада, однако желающий избежать его – спит! И я не видел ничего подобного (блаженству) Рая, однако желающий попасть в него – спит!» ат-Тирмизи (2601), ат-Табарани в “аль-Аусат” (1638). Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад этого хадиса хорошим. См. «Маджма’у-ззауаид» (11/117), «Сахих аль-Джами’» (5622).
Данный хадис не указывает на то, что жаждущий спастись от Ада и заслужить Рай в буквальном смысле не должен спать. Сон является необходимым и важным для мусульманина, так как он придаёт силу и энергию. Недостаток сна может нанести вред здоровью. Однако суть хадиса заключается в том, что человек, стремящийся к спасению от Ада и к обретению Рая, не должен чрезмерно много спать, проявлять халатность и лень. Напротив, он должен проявлять усердие в исполнении своих обязанностей, остерегаться запретного и не пребывать в небрежности и забвении. См. “Шарх аль-Мишкат” (11/3383), “Файд аль-Къадир” (5/446), “ат-Тануир” (9/395).
Уахб ибн Мунаббих говорил: “Тому, кто проявляет усердие в поклонении, это прибавляет силы (активности), а тому, кто проявляет лень в поклонении, это прибавляет слабости (вялости)”. Ахмад в “аз-Зухд” (2191).
Упомянув подобные слова саляфов, хафиз Ибн Касир сказал: “Это было испробовано и доказано, что усердие в поклонении придаёт телу активность и делает его гибким, а чрезмерный сон делает тело вялым и ленивым”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” (9/322).
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Пророка Дауда (мир ему), и самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, затем молился треть её, а потом спал шестую часть ночи. Постился же он через день». аль-Бухари (1131), Муслим (1159).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Самый лучший и полезный сон – это сон в первую половину ночи и в последнюю её шестую часть, что составляет около восьми часов. И это является наиболее сбалансированным временем для сна согласно мнению врачей. Превышение этого времени или его уменьшение приводит к нарушению естественного состояния организма в той или иной степени.
Одним из видов сна, который не приносит пользы, является сон в начале ночи сразу после заката солнца, пока не наступит темнота. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил сон в это время, и данный сон является нежелательным как со стороны Шариата, так и со стороны естества.
Точно так же, как чрезмерный сон является причиной различных проблем, также и сопротивление сну и его избегание становятся причиной других серьёзных проблем, таких как: плохое настроение, сухость организма, душевные расстройства, иссушение влаги, необходимой для понимания и выполнения дел. Также это приводит к прочим разрушающим болезням, при которых человек не получает пользы ни для своего сердца, ни для своего тела.
Всё существующее держится только на справедливом балансе. И тот, кто придерживается этого, получит свою долю от всех благ. А Аллах - Тот, к кому следует обращаться за помощью”. См. “Мадаридж ас-саликин” (2/97).
Свят Аллах! Воистину, мудрость и осведомлённость имамов прошлого поражает! Ведь имам Ибн аль-Къайим, живший 700 лет назад, отметил, что ночное бодрствование нарушает естественный порядок организма, приводит к упадку сил и вредит здоровью. Эти самые наблюдения поразительно совпадают с тем, что сегодня подтверждает современная медицина, подчёркивающая важность ночного сна для физического и психического здоровья.
Кстати, стоит отметить, что упоминаемые Ибн аль-Къайимом «восемь часов» не соответствуют современному пониманию часа, равного 60 минутам. Арабы делили сутки на 12 дневных и 12 ночных часов, причём под «часами» подразумевалась часть времени суток. Продолжительность каждого из этих промежутков, называемых часами, менялась в зависимости от времени года: летом дневные часы становились длиннее, а ночные короче, тогда как зимой ночные часы удлинялись, а дневные сокращались.
Итак, пусть же каждый бодрствующий по ночам без очевидной пользы знает, что дневной сон не заменяет пользу ночного сна! Ночной сон уникален своей пользой, так как именно ночью организм восстанавливается на глубоком уровне: нормализуются гормональные процессы, укрепляется иммунитет и обновляются клетки.
Дневной же сон, хотя и может временно придать бодрости, не компенсирует потерю полноценного ночного отдыха.
Так пусть тот, кто проводит ночь без очевидной пользы, помнит об этом и бережёт своё здоровье, следуя мудрости Ислама и научным истинам.

Проявление лени и усталости днём
Ночное бодрствование осуждается в Исламе также по причине того, что оно вызывает лень и усталость в течение дня.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Причина нежелательности ночных бесед после ночной молитвы заключается в том, что ночное бодрствование является причиной лени и усталости днём, что мешает исполнять должным образом религиозные обязанности, поклонения и мирские нужды”. См. “Шарх Сахих Муслим” (5/146).
Хафиз Ибн Сайд ан-Нас сказал: “Даже если человек защищён от того, что ночное бодрствование не помешает ему совершить ночные молитвы или утреннюю молитву вовремя, то разговоры ночью и бодрствование приводят к лени днём, что мешает исполнению своих обязанностей, поклонению и заботам, как о религии, так и для мирской жизни. Ведь Аллах установил ночь временем для покоя, как сказано в Коране: «Мы сделали ночь покрывалом, и сделали день временем для жизни» (78: 10-11)”. См. “ан-Нафх аш-шаззи” (3/421).
И ни для кого не секрет, что люди, которые часто бодрствуют ночью, сталкиваются с дефицитом отдыха, что приводит к утомлению организма, в результате чего наступает упадок сил, вялость и снижение активности в течение дня. Это приводит к тому, что люди, бодрствующие по ночам, просыпаясь незадолго до послеобеденной молитвы (‘аср), что затрудняет выполнение повседневных обязанностей. Они теряют драгоценное время, что сказывается не только на их работе или учёбе, но и на выполнении религиозных обязательств перед Аллахом и на заботе о семье, которую человек обязан содержать.

Пропуск благодатного утреннего времени
Тот, кто проводит ночь в бодрствовании, также лишает себя утреннего благодатного времени, о достоинстве которого говорится в пророческих хадисах.
Со слов ‘Умары ибн Хадида сообщается, что Сахр аль-Гъамиди (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Аллах, даруй благодать моей общине в их раннее время!»
И когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял войско в поход, то делал это в начале дня”.
После этого ‘Умара ибн Хадид сказал: “Что же касается Сахра, то он был торговцем, и он (по причине этого хадиса) стал заниматься торговыми делами и отправлять своих торговцев по утрам, и его имущество увеличилось настолько, что он даже не знал, где ему держать деньги”. Ахмад (3/416), Абу Дауд (2606), ат-Тирмизи (1255), Ибн Маджах (2236). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн аль-Мунзир, аль-‘Укъайли, Ибн ас-Сакан, Абу Я’ля аль-Халили, Абу Тахир ас-Силяфи. См. «аль-Исаба» (5/132), «аль-Икъна’» (2/439), «ад-Ду’афа аль-кабир» (1/236), «аль-Иршад» (1/159), «аль-Маджалис аль-хамса» (стр. 111), «ат-Тальхыс» (4/259).
Комментируя данный хадис, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Но, к сожалению, большинство из нас в наше время спят в начале дня, просыпаясь только во время Духа, упуская тем самым начало дня, в котором есть благодать (барака)”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” (4/583).
Шейх Ибн ‘Усаймин также говорил: “Если человек долго бодрствует ночью, он не даёт своему телу должного удела для сна, по этой причине он не встанет для совершения утренней молитвы, кроме как с усталостью и слабостью. После этого он проспит первую половину дня, упуская свои религиозные и мирские дела. А длительный сон в первую половину дня влечёт утрату множества полезных дел. Люди испытали на личном опыте, что работа в первой половине дня является наиболее благодатной, чем в конце дня, и что она более решительна, полезна и успешна. Поистине, утро является благодатным (баракатным) временем. Что же касается тех, кто бодрствует по ночам, то нет никаких сомнений в том, что они не могут обойтись без сна, ибо тело требует сна, а продолжительный ночной бодрствующий режим мешает этому”. См. “аль-Ликъа аш-Шахри” (1/333).
Одним словом, человек, бодрствующий по ночам и ведущий ночные беседы, лишает себя множества великих благ, как духовных, так и мирских.

Воистину, бессонница является серьёзной проблемой, поскольку она нарушает естественный режим сна и бодрствования, которые Всевышний Аллах установил для людей.
В пророческой Сунне есть указания на определённые мольбы, которые рекомендуется произносить при бессоннице. Однако большинство этих хадисов не являются достоверными. Тем не менее, имамы и учёные опирались на некоторые из них, так как их слабость не была существенной для практического применения.
Со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Халид ибн аль-Уалид (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, я не могу спать по ночам из-за бессонницы!”, - на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда будешь ложиться в постель, говори: “О Аллах, Господь семи небес и того, что они собой покрывают, Господь земель и того, что они на содержат, Господь шайтанов и всех, кого они сбили с пути, будь мне защитником от зла всех Твоих творений, чтобы никто из них не покусился на меня и не притеснял меня! Силён тот, кто находится под Твоей защитой, великая хвала Тебе, и нет истинного божества помимо Тебя!”» ат-Тирмизи (3523).
Данный хадис является слабым, как об этом говорил шейх аль-Альбани. См. «Да’иф аль-Джами’» (408).
Передав этот хадис, имам ат-Тирмизи сказал: “Иснад данного хадиса не является сильным. Хадисы передатчика аль-Хакама ибн Зухайра оставили некоторые учёные хадисоведения. Но этот хадис также передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в прерванной форме (мурсаль) через другой путь передачи”. См. “Сунан ат-Тирмизи” (5/539).
Версия, о которой говорил ат-Тирмизи, передаётся со слов ‘Абдур-Рахмана ибн Сабита, который сказал: “Однажды Халид ибн аль-Уалид (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на бессонницу, и он сказал ему: «Не обучить ли мне тебя словам, если ты станешь их произносить, то уснёшь?»
Халид ответил: “Конечно, о Посланник Аллаха!”
Он сказал: «Говори: “О Аллах, Господь семи небес и того, что они собой покрывают, Господь земель и того, что они на содержат, Господь шайтанов и всех, кого они сбили с пути, будь мне защитником от зла всех Твоих творений, чтобы никто из них не покусился на меня и не притеснял меня! Силён тот, кто находится под Твоей защитой, великая хвала Тебе, и нет истинного божества, помимо Тебя!”» ад-Дабби в “ад-Ду’а” (126), ат-Табарани в “ад-Ду’а” (1084), аль-Байхакъи в “ад-Да’ауат аль-кабир” (607).

اللَّهُمَّ ‌رَبَّ ‌السَّمَوَاتِ ‌السَّبْعِ ‌وَمَا ‌أَظَلَّتْ، وَرَبَّ الْأَرَضِينَ وَمَا أَقَلَّتْ، وَرَبَّ الشَّيَاطِينِ وَمَا أَضَلَّتْ، كُنْ لِي جَارًا مِنْ شَرِّ خَلْقِكَ كُلِّهمْ جَمِيعًا، أنْ يَفْرُطَ عَلَيَّ أَحَدٌ مِنْهُمْ، أَوْ يَبْغِيَ، عَزَّ جَارُكَ، وَجَلَّ ثَنَاؤُكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُكَ

/Алла́хумма Рабба-ссамауа́ти-ссаб’и уа ма азаллят, уа Рабба-ль-арадына уа ма акъаллят, уа Рабба-шшая́тыни уа ма адаллят, кун ли джа́ран мин шарри халькыка куллихим джами’ан, ан яфрута ‘аляйя ахадун минхум ау ябгъия. ‘Азза джа́рук, уа джалля сана́-ук, уа ля иляха гъайрук/.

Иснад данного хадиса является достоверным до ‘Абдур-Рахмана ибн Сабита, а сам ‘Абдур-Рахман ибн Сабит является надёжным по единогласному мнению имамов. Однако он не застал Халида ибн Уалида, по этой причине иснад данного хадиса является прерванным.
Хафиз аль-Мунзири сказал: “Иснад этого хадиса является отличным, однако ‘Абдур-Рахман ибн Сабит не слышал хадисы от Халида”. См. “ат-Таргъиб” (2/303).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис мурсаль, с достоверным иснадом”. См. “Натаидж аль-афкар” (3/115).
Шейх Ибн Баз о данном хадисе сказал: “В иснаде этого хадиса есть слабость, однако, смысл его является благим”. Сл. “Шарх аль-Уабиль ас-сайиб” (№ 7).
А некоторые исследователи назвали данный хадис хорошим в силу усиливающих его свидетельств. См. “Тахкыкъ аль-Имаъ иля атраф аль-Мууатта” (5/245).

Также на эту тему передаётся и другой хадис со слов Мухаммада ибн Мухаммада ибн Хиббана: “Однажды Халида ибн аль-Уалида (да будет доволен им Аллах) постигла бессонница, и он пожаловался на это Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он велел ему говорить: “Прибегаю к совершенным словам Аллаха от гнева Его, и наказания Его, и зла рабов Его, и от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне!”» Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» (750).

أعُوذُ ‌بِكَلِمَاتِ ‌اللهِ ‌التَّامَّةِ ‌مَنْ ‌غَضَبِهِ، ‌وَعِقَابِهِ، وَشَرِّ عِبَادِهِ، وَمِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ، وَأنْ يَحْضُرُونِ

/А’узу би-калима́ти-Лляхи-тта́ммати мин гъада-бихи, уа ‘икъа́бихи, уа шарри ‘иба́дихи, уа мин хамаза́ти-шшая́тын уа ан яхдуру́н/.

Этот хадис подобен предыдущему (мурсаль) – иснад его является достоверным, однако Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хиббан также не слышал хадисы от Халида ибн Уалида.
Хафиз Ибн Хаджар и про данный хадис сказал: “Этот хадис мурсаль, с достоверным иснадом”. См. “Натаидж аль-афкар” (3/111).
А некоторые исследователи усиливали данный хадис и назвали его хадис хорошим в силу усиливающих его свидетельств. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1/528), “Тахкыкъ аль-Маталиб аль-‘алия” (13/885).

Следует отметить, что точно такая же мольба упоминается и в других хадисах касательно того, что следует произносить при ночных кошмарах и испуге во все. Так, со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас испугается во сне, пусть скажет: “Прибегаю к совершенным словам Аллаха от гнева Его, и наказания Его, и зла рабов Его, и от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне!”, и тогда это ему не повредит». Ибн Аби Шейба (13/145), ат-Тирмизи (3528), Абу Дауд (3893). Этот хадис назвали хорошим хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. «Натаидж аль-афкар» (3/118), «Сахих аль-Джами’» (701).

Мольбы хадисов данной главы многие имамы упоминали в своих сборниках в главах о бессоннице и ночных кошмарах. И нет никаких проблем в том, чтобы мусульмане обращались к Аллаху этими мольбами. Тем более слабость этих хадисов не является серьёзной, а некоторые исследователи усиливали эти хадисы, о чём уже упоминалось.

‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал: “Когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) собиралась отойти ко сну, она произносила: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благом сновидении, которое будет правдивым, а не лживым, приносящим пользу, а не вред». И когда она произносила эти слова, то все знали, что она не будет уже разговаривать, пока не рассветёт или пока не проснётся ночью”. Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» (745). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Натаидж аль-афкар” (204).

اللَّهُمَّ إِنِي أَسْأَلُكَ رُؤْيا صَالِحَةً صَادِقَةً، غَيْرَ كَاذِبَةٍ نَافِعَةً، غَيْرَ ضَارَّةٍ

/Аллахумма инни ас-алюка руъя са́лихатан са́дикъатан, гъайра ка́зибатин на́фи’атан, гъайра да́рра/.

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что пророческая Сунна и примеры сподвижников ясно демонстрируют нам, что ведение ночных бесед и ночное бодрствование без необходимости является нежелательным и даже порицаемым действием.
Ночь предназначена для отдыха и поклонения Аллаху, что подтверждается многими аятами Корана и Пророческими хадисами, а не для пустых разговоров и развлечений.
Важно помнить, что соблюдение порядка, установленного Всевышним Аллахом, не только способствует физическому и психическому здоровью, но и усиливает нашу связь с Аллахом. Тогда как неправильное использование ночного времени может привести к утрате важных благ, таких как возможность совершать ночные молитвы (кыям аль-лейль), получение утренней благодати и соблюдение режима, несоблюдение которого способствует нарушению внутренней гармонии и здоровья человека.

И было подробно упомянуто, что тот, кто бодрствует по ночам без надобности и пользы, лишает себя множества великих благ, включая:
- завершение дня поклонением, вместо бессмысленного бодрствования;
- возможность совершить добровольные ночные молитвы (кыям аль-лейль);
- пропуск третьей части ночи, когда Всевышний Аллах отвечает на мольбы и принимает покаяния;
- соответствие мудрости Аллаха, который установил ночь для сна и отдыха;
- совершение утренней молитвы в джама’ате или как минимум её своевременное совершение.
- следование Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и примеру праведных предшественников;
- избегание традиций людей джахилийи, имевших обыкновение вести по ночам запретные и пустые беседы;
- возможность застать благодатное утреннее время (букур);
- поддержание здорового образа жизни.

Также было упомянуто, что не порицаются ночные беседы и бодрствование, если они связаны с благом, будь то для мира этого или мира иного.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Учёные говорили: «Порицаемыми являются разговоры после ночной молитвы (‘иша), если они касаются дел, в которых нет пользы. Что же касается того, в чём есть польза и благо, то в них нет ничего порицаемого, как, например: изучение знаний, рассказы о праведниках, беседы с гостем, разговор молодожён для сближения, разговор мужчины с его женой и детьми в качестве дружелюбия и надобности. Также беседы путников относительно того, что связано с сохранением их имущества или их самих, примирение между людьми, ходатайство за людей в благом деле, призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, указание на благо, и тому подобное. Во всём этом нет ничего порицаемого. Некоторые из упомянутых вещей подтверждены достоверными хадисами, а остальные соответствуют им по смыслу”. См. “Шарх Сахих Муслим” (5/146).
Имам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто возвеличивает бодрствование и голод в абсолютной форме и предписывает их безоговорочно, ошибается в этом! Напротив, похвальным является шариатское бодрствование и шариатский голод. Шариатское бодрствование – это молитва, поминание Аллаха, чтение Корана, записывание знаний, размышления над ним, изучение, или любое другое поклонение”. См. “Маджму’уль-фатауа” (22/308).

В заключение, хотелось бы вновь призвать каждого мусульманина пересмотреть свои ночные привычки, завершать свой день благом, избегать ночного бодрствования и бессмысленных разговоров, которые могут отвлечь от важнейших обязанностей и нанести вред здоровью.
Пусть каждый из нас стремится к сбалансированному подходу в использовании времени, помня, что ночь – это не только время для сна, но и возможность для духовного роста и укрепления нашего имана.
Что же касается того, кто проявляет халатность к ночному времени, тот теряет не только физическую силу и ухудшает своё здоровье, но также теряет и духовные блага, совершая порицаемое и не следуя Пророческой Сунне, упуская также возможности для полноценного поклонения, самосовершенствования и необходимых житейских дел.
А Аллаху ведомо обо всём лучше!

И в завершение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам, и всем,
кто искренне последовал по их пути!
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1070
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

О порицании ночных бесед и бодрствования

Сообщение abu abduRrazak »

ас-Саляму 'алайкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

ДжазакаЛлаhу хъэйр мой дорогой брат , очень полезная статья, как и весь наш форум,
Прикрепите пожалуйста на ворде для скачки,барака-Ллаху фик).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3347
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О порицании ночных бесед и бодрствования

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух, брат
ДжазакаЛлаhу хъэйр мой дорогой брат, очень полезная статья, как и весь наш форум
Уа джазак!
Вся хвала только Одному Аллаху!
abu abduRrazak писал(а): 29 янв 2025, 00:19 Прикрепите пожалуйста на ворде для скачки, барака-Ллаху фик).
Держи брат и ворд и пдф:




Уа фика барака-Ллах.
Ответить