بسم الله الرحمن الرحيم
Хаммад ибн Зейд, да смилуется над ним Аллах
имам, великий учёный, хафиз и авторитетный знатоком хадисов своего времени
Абу Исма’ил, Хаммад ибн Зайд ибн Дирм – вольноотпущенник семьи Джарира ибн Хазма аль-Джахдами. Его прозвище — аль-Азрак. См. «аль-Ансаб», 1/121.
Был родом из Басры, его дедушка являлся пленником Сиджистана, а его отец Зайд был пленником Хазма Абу Джарира, а когда он умер он стал рабом его сыновей Язида и Джарира. См. «Табакат аль-Кубра», 9/287, «ас-Сикат», 6/218.
Хаммад ибн Зайд родился в 98 г.х. Передается от его матери, что он родился во времена правления халифа Умара ибн ‘Абдуль-Азиза, а от его тети передается, что он родился во времена правления Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика. См. «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25.
Известный маликитский ученый Кади ‘Ияд в биографии внука Хаммада ибн Зайда – Исма’ил ибн Исхак ибн Исма’ил ибн Хаммада, пишет:Правление Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика длилось два года и восемь месяцев, с 96 г.х по сафар 99 г.х. А правление ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза продолжалось два года и пять месяцев, оно началось через восемь дней после смерти Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и продолжалось по 101 г.х. См. «аль-Хидая уаль-Иршад фи Марифат Ахлю ас-Сика уа Садад», 1/200
«Перед упоминаем его биографии, мы кратко упомянем о нескольких вестях о семье Хаммада ибн Зайда, и об их великом статусе… Члены этой семьи несмотря на их количество и известность, были из самых знающих семей в Ираке, и самыми выдающимися и религиозными. Они распространили маликитский мазхаб фикха там (в Ираке), и люди учились ему от них. И среди них был великий имам фикха, ученый Хадиса и Сунны. Все они были приверженцами Сунны». См. «Тартиб аль-Мадариб уа такриб аль-Масалик», 4/276-278
Его учителя
Хаммад ибн Зайд был современником величайшим таби’инов Басры и других стран, среди них следующие:
1. Айюб ас-Сихтаяни
2. Зайд ибн Дирхам (его отец)Сказал Хаммад ибн Зайд: «Хаммад ибн Аби Сулейман приехал в Басру, но Айюб не посетил его, поэтому и мы не посетили его. Поэтому когда Айюб не посещает кого-либо, то и мы не посещаем его». См. «Табакаталь-Кубра», 9/287
Сказал Яхъя ибн Ма’ин: «Хаммад ибн Зайд хорошо знал Айюба». См. «ат-Та’дыль уа ат-Таджрих», 1/524
Айюб ас-Сихтаяни умер когда Хаммаду было 34 года. См. «Табакат аль-Кубра», 9/287.
3. Сабит аль-Бунани
4. Асим ибн Аби ан-Наджуд
5.‘Абдуллах ибн Тавус
6. ‘Ата ибн ас-Са’иб
7. Амр ибн Динар аль-Макки
8. Абу Амр ан-Нахуи
и многие другие ученые и имамы См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 3/137, «Тахзиб аль-Камал», 7/240-242, «Тарих аль-Кабир», 3/25.
Его ученики
1. аль-Аш’ас ибн Исхак ас-Сиджистани (отец Абу Давуда — автора «Сунана»)
2. Суфьян ас-Саури
3. ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак
4. Суфьян ибн ‘Уейна
5. ‘Абдур-Рахман ибн Махди
6. ‘Али ибн аль-Мадини
7. Кутайба ибн Са’ид
8. Уаки’ ибн Джаррах
и многие другие ученики См. «Тахзиб аль-Камал», 7/242-245, аль-Миззи
Его вероубеждение /‘акыда/ в атрибутах Аллаха
Имам Хаммад ибн Зайд сказал: “Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: «У тебя есть финиковая пальма в доме?», он сказал: «Да». Его спросили: «У нее есть листья?», он говорит: «Нет». Его спросили: «Есть ли на ней ветки?», он сказал: «Нет». Его спросили: «У нее есть пень?», он сказал: «Нет». Спросили его: «У нее есть ствол», он говорит: «Нет». Его спросили: «У нее есть корни?», он говорит «Нет». Сказано ему: «В твоем доме нет финиковой пальмы!».
Такой человек подобен Джахмитам, которым было сказано: «Есть ли у вас Бог?», они говорили: «Да». Спросили их: «Говорит ли Он?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть Рука?», они сказали: «Нет».Их спросили: «У Него есть Стопа?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть
Палец?», они говорят: «Нет». Их спросили: «Становится ли Он довольным и гневается ли Он?», они сказали: «Нет». Было сказано им: «У вас нет Бога»”. Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный
Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы
Сказал Имам аз-Захаби, комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка ﷺ и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный и Величественный, — над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146
Его смерть
Хаммад ибн Зейд, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, умер в пятницу 10-ого Рамадана 179 г.х., в возрасте 81 лет. Заупокойной молитвой по нему, руководил Сулейман ибн ‘Али аль-Хашими — правитель Басры, во времена правления Харуна ар-Рашида. См. «Табакат аль-Кубра», 9/287
Хаммад ушел из жизни спустя 6 месяцев после смерти Имама Малика бин Анаса, рахимаху-Ллах. См. «ас-Сияр», 7/462
Слова похвалы в адрес Хаммада ибн Зейда, да смилуется над ним Аллах
Ибн Са’д сказал о нем: «Хаммад ибн Зайд… был заслуживающим доверия (сикъа)… Передатчик большого количества хадисов». См. «Табакат аль-Кубра», 9/287
Имам Ахмад сказал: «Хаммад ибн Зайд из Имамов мусульман». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, Ибн Абу Хатим
Абу Я’ла аль-Халили сказал: «Хаммад бин Зайд… был заслуживающим доверия. Существует единогласие (на его заслуги и достоверность). Он передавал хадисы которые в двух книгах достоверных хадисов. И имамы одобрили его… И были соответствия между Маликом ибн Анасом и ним, и он восхищался мнением Малика. Его внуки были кадиями и последователями Маликитского мазхаба». См. «аль-Иршад фи Марифат ‘уляма аль-Хадис», 2/498, аль-Халили
‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Имамы людей своего века были следующие четыре – Хаммад ибн Зайд в Басре, Суфьян в Куфе, Малик в Хиджазе, и аль-Ауза’и в Шаме». См. «Ахадис фи зам аль-Калям», 5/169- 170
Также сказал ‘Абдур-Рахман ибн Махди: «Я еще не видел никого более знающего в ‘акыде и в хадисах связанных с ‘акыдой, чем Хаммад ибн Зайд». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, «Хулият аль-Аулия», 6/257
Также сказал он: «Я не видел факиха в Басре более знающего чем Хаммад ибн Зайд». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181
Был спрошен Язид ибн Зура’и о Хаммаде ибн Зайде и Хаммад ибн Саламе: «Какой из них является более достоверным в хадисе?», он сказал: «Хаммад ибн Зайд и последний были праведными людьми». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181
Сказал Сулейман ибн Харб: «Я слышал Хаммад ибн Зайда рассказывающим хадис, и он сказал: “Я слышал его 50 лет назад, и я не рассказывал его до сегодняшнего дня”». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/178
Сказал ‘Убейду-Ллах ибн аль-Хасан: «…Если ты ищешь знание, бери ее от двух Хаммадов». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/179
‘Убейду-Ллах имеет в виду, имамов Хаммад ибн Саламу и Хаммад ибн Зайда.
Оба они рассказывали от многих имамов и их хадисы передавали ученые. См. «ас-Сияр», 7/464
Ибн аль-Мубарак сказал: «О тот, кто ищет знания! Иди и учись у Хаммад ибн Зайда, ты приобретешь знания и терпение… затем запиши его (знание)». См. «ас-Сияр», 7/459, «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25, «Хулият аль-Аулия», 6/258
Затем Ибн аль-Мубарак говорит: «И остерегайся нововведений [исходящие] от сообщений Амр ибн ‘Убайда». См. «аль-Камиль фи ду’ фа ар-Риджаль», 5/100, Ибн ‘Ади (Амр ибн ‘Убайд является лидером му’тазилитов того времени, который призывал к нововведениям).
Яхйа ибн Ма‘ин сказал: «Не было более достоверного, чем Хаммад ибн Зейд».
Яхйа ибн Яхйа ан-Найсабури сказал: «Я не видел шейха более знающего, чем Хаммад ибн Зейд».
Хафиз ‘Абдуррахман ибн Хирраш сказал: «Хаммад ибн Зейд никогда не ошибался в хадисах…»
Мухаммад ибн ат-Таба’ сказал: «Я редко видел человека мудрее Хаммада ибн Зайд». См. «аь-Джарх уа Та’дыль», 1/182
Сказал Ибн Хиббан: «Он был одним из отличных запоминателей и [был] религиозным, праведным человеком. Все хадисы которые он рассказывал, он читал их по памяти. И он был слепым». См. «Машахир ‘Уляма аль-Амсар», стр. 248
Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани: «Хаммад ибн Зайд… был факихом… заслуживающим доверие. Было сказано, что он был слепым. Возможно слепота пришла к нему в поздние годы его жизни, так как достоверно передано что он писал». См. «Такриб ат-Тахзиб», стр. 268
‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Если ты увидишь кого-нибудь из Басры, кто любит Хаммада, то он последователь Сунны». См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/183
Имам аз-Захаби сказал: «Я не знаю разногласия между учеными о том, что Хаммад ибн Зайд был одим из имамов Саляфов, и из самых опытных, честных, и безошибочных запоминателей, несмотря на то что он передавал огромное количество хадисов. Да смилуется над ним Аллах». См. «ас-Сияр», 7/461, аз-Захаби
Также его хвалит Кади ‘Ияд, называя его факихом, мухаддисом, имамом, приверженцем Сунны и т.д.
имам, великий учёный, хафиз и авторитетный знатоком хадисов своего времени