
70. Книга медицины
Глава 1. Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления.
1870 (5678). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления».
Глава 2. Исцеление — в трёх (вещах).
1871 (5680). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими (, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Исцеление (приносят) три (вещи): глоток мёда, (применение) банок и прижигание, но я запрещаю1 (членам) моей общины (делать) прижигания».
________________________________________
1. Здесь имеется в виду нежелательность, а не абсолютный запрет.
Глава 3. Лечение с помощью мёда и слова Аллаха Всевышнего: «…исходит из чрева (пчёл) питьё разных видов, в котором исцеление для людей. Поистине, в этом — знамение для людей размышляющих!» (“Пчёлы”, 69).
1872 (5684). Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек, который сказал ему: «У моего брата болит живот». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (ему): «Давай ему мёд». Потом (этот человек) снова пришёл к нему, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: «Давай ему мёд». Потом (этот человек) пришёл к нему в третий раз, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) сказал: «Давай ему мёд». Потом он (опять) пришёл и сказал: «Я сделал это». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Правду сказал Аллах, а живот твоего брата солгал! Давай ему мёд!» — после чего (этот человек) стал давать (своему брату мёд), и тот выздоровел.
Глава 4. Чёрный тмин.
1873 (5687). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
"(Однажды,) услышав, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, этот чёрный тмин является средством против любой болезни, кроме “самма”», я спросила: «А что такое “самм”?» — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Смерть».
Глава 5. Вдыхание курений индийского и морского ладана.
1874 (5692, 5693). Сообщается, что Умм Кайс бинт Михсан, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) я услышала, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вам следует пользоваться этим индийским ладаном, ибо он исцеляет от семи недугов, и его курения нужно вдыхать тем, у кого болит горло, и класть в рот тем, кто страдает плевритом”, а потом я принесла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, своего грудного ребёнка, и он помочился на одежду (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) который велел принести воды и обрызгал (это место)».
Глава 6. Кровопускание (как средство) лечения болезни.
1875 (5696). Сообщается, что, когда Анасу, да будет доволен им Аллах, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику,1 он сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал себе кровопускания. (Однажды) Абу Тайба пустил ему кровь, и он велел дать ему (за это) два са‘ съестного и поговорил с его хозяевами, которые снизили (взимаемую) с него плату2».
И (Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Лучшими средствами лечения для вас являются кровопускание и морской ладан». И (Анас, да будет доволен им Аллах, передал также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Не мучайте своих детей, у которых воспаляются миндалины, надавливая на них (пальцами), а используйте курения ладана».
________________________________________
1. Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.
2. См. хадис № 953 и примечание к нему.
Глава 7. О том, кто делает прижигания себе или другому, и о достоинстве того, кто прижиганий себе не делает.
1876 (5705). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне были показаны (все) народы, и (я увидел) одного или двух пророков, с которыми было (всего лишь) несколько человек1, и такого пророка, с которым не было вообще никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я спросил: “Что это? Это моя община?” — однако мне было сказано: “Это Муса и народ его”, и мне было сказано: “Посмотри на горизонт”. (Я посмотрел туда,) и оказалось, что там находится много людей, закрывавших собой горизонт. И мне было сказано: “(А теперь) посмотри туда и туда”, и там тоже было много людей, закрывавших собой горизонт, а потом (мне) сказали: “Это твоя община, и семьдесят тысяч (человек) из них войдут в рай без расчёта”». После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся) и вошёл (в свой дом), не объяснив (слушавшим его, кого он имел в виду), а люди стали говорить: «Мы — те, кто уверовал в Аллаха и последовал за Его посланником, и (этими людьми) будем мы или наши дети, которые родятся в исламе, так как мы родились во времена джахилийи». Услышав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел (к ним) и сказал: «Это — те, которые не просят других заговаривать их, не верят в дурные предзнаменования, судя по полёту птиц,2 не делают себе прижиганий и уповают на своего Господа». После этого ‘Уккaша бин Михсан спросил: «Отношусь ли я к их числу, о посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да». А потом со своего места поднялся другой (человек) и спросил: «А отношусь ли к их числу я?» — (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «‘Уккaша опередил тебя в этом».
________________________________________
1. Речь идёт о количестве от трёх до десяти человек.
2. То есть не отказываются от намеченного, усматривая дурное предзнаменование в направлении полёта птиц.
Глава 8. Проказа.
1877 (5707). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием ни полёт) птиц1, ни сова2, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар, и убегай от прокажённого3, как убегают ото льва4».
(5717). В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, услышав слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) один бедуин спросил: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о моих верблюдах? Они подобны оленям на песке, но когда среди них появляется паршивый верблюд, все они начинают болеть паршой!»
(На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«А кто же заразил первого?»
________________________________________
1. В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
2. Увидеть сову считалось дурным знаком.
3. Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
4. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, уа ля йадфа‘у-с-са’ийати илля Анта, уа ля хауля уа ля кууата илля би-Ллях!/”»
Глава 9. Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха).
1877 (5707). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием ни полёт) птиц1, ни сова2, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар, и убегай от прокажённого3, как убегают ото льва4».
(5717). В другой версии (этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, услышав слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) один бедуин спросил: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о моих верблюдах? Они подобны оленям на песке, но когда среди них появляется паршивый верблюд, все они начинают болеть паршой!»
(На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«А кто же заразил первого?»
________________________________________
1. В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
2. Увидеть сову считалось дурным знаком.
3. Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
4. Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: “О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, уа ля йадфа‘у-с-са’ийати илля Анта, уа ля хауля уа ля кууата илля би-Ллях!/”»
Глава 10. Плеврит.
1878 (5719 — 5721). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил членам одной из семей ансаров лечиться от ядовитых укусов и от боли в ушах с помощью заговоров, я же лечился от плеврита при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с помощью прижиганий. Это видели Абу Тальха, Анас бин ан-Надр и Зайд бин Сабит, а делал мне прижигания Абу Тальха».
Глава 11. Горячка вызывается жаром геенны.
1879 (5724). Сообщается, что, когда к Асме бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, приносили женщину, страдавшую от горячки, она всегда обращалась к Аллаху с мольбой за неё, а потом лила воду ей на грудь и говорила:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нам охлаждать её1 водой».
________________________________________
1. То есть горячку или же лихорадку.
Глава 12. О том, что было сказано о чуме.
1880 (5732). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Каждый мусульманин, умерший от чумы, является шахидом1».
________________________________________
1. Иначе говоря, войдёт в рай, как и любой из тех, кто погиб за веру.
Глава 13. Заговор от дурного глаза.
1881 (5738). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел мне (или: велел) читать заговор от дурного глаза».
1882 (5739). Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в её доме девушку, на лице которой появилось тёмное пятно, он сказал:
«Читайте над ней заговор, ибо, поистине, её сглазили!»
Глава 14. Заговор от укуса змеи или скорпиона.
1883 (5741). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил читать заговоры (в качестве средства лечения) ядовитых укусов».
Глава 15. Заговор пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1884 (5745, 5746). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил больному:
«С именем Аллаха! Земля нашей страны вместе со слюной кого-нибудь из нас, и будет исцелён наш больной с дозволения нашего Господа!1 /Би-сми-Лляхи! Турбату арди-на би-рикати ба‘ди-на, йушфа сакыму-на би-изни Рабби-на!/»
________________________________________
1. Произнося эти слова, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смачивал слюной указательный палец, касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место.
Глава 16. Дурное предзнаменование.
1885 (5754). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, а лучшее из этого1 — доброе предзнаменование.” Люди спросили: “А что такое доброе предзнаменование?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Доброе слово, которое слышит кто-нибудь из вас”2».
________________________________________
1. Имеется в виду попытка усмотреть доброе или дурное предзнаменование по полёту птиц.
2. То есть слышит и считает его для себя хорошим знаком.
Глава 17. Прорицания.1
1886 (5758). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес решение по делу двух подравшихся между собой женщин из (племени) хузайль, одна из которых бросила в другую камень. Этот камень попал ей в живот и убил её ребёнка, которым она была беременна, после чего они обратились за решением своей тяжбы к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он решил, что вирой за убитого должен послужить раб или рабыня. Тогда опекун оштрафованной женщины сказал: «О посланник Аллаха, (почему я должен) платить штраф за того, кто не ел, не пил, не говорил и даже не кричал при рождении? (Такое решение) недействительно!» (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не иначе как этот (человек) относится к числу братьев кахинов!»1
________________________________________
1. Прорицателем /кахин/ в доисламской Аравии называли человека, утверждавшего, что в состоянии транса он может общаться либо с божеством, либо с его посланниками — ангелами и джиннами. Во время транса кахины часто говорили рифмованной прозой /садж‘/.
2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так ввиду того, что этот человек говорил рифмованной прозой.
Глава 18. Красноречие может оказывать такое же воздействие, как и колдовство.
1887 (5767). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) с востока пришли два человека, обратившиеся со своими речами к людям, которым понравилась красота этих речей, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, красноречие может оказывать такое же воздействие, как и колдовство! (или: В чём-то красноречие является не чем иным, как колдовством!)»
Глава 19. Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха).
1888 (5774). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Ни в коем случае не следует помещать больного (заразной болезнью) вместе со здоровым!»1
________________________________________
1. В данном случае речь идёт как о животных, так и о людях.
Глава 20. Отравление ядом и лечение им. Чего при этом следует опасаться и что является мерзким.
1889 (5778). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто (намеренно) бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто (намеренно) выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно».
Глава 21. О том случае, когда муха попадает в сосуд.
1890 (5782). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если муха упадёт в сосуд кого-нибудь из вас, пусть он (сначала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом выбросит её, ибо, поистине, на одном из её крыльев — исцеление, а на другом – болезнь».1
________________________________________
1. См. хадис № 1334 и примечание к нему.
