Повиновение родителям, если они требуют развестись с женой

Ответить
Derkar12
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 янв 2024, 12:25

Повиновение родителям, если они требуют развестись с женой

Сообщение Derkar12 »

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Дорогие братья, да воздаст Аллах вам благом, за ваши старания на пути Аллаха, да дарует Аллах вам джаннатуль фирдаус.
Вопрос:
Как понимается данный хадис?

٣١ - عن حمزة بن عبد الله بن عمر عن أبيه رضي الله عنهما قال: كانت تحتي امرأة أحبها وكان عمر يكرهها، فقال عمر: طلقها فأبيت، فذكر ذلك للنبي صلى الله عليه وسلم، فقال: «أطع أباك وطلقها». («الصحيحة» ٩١٩).

31 — Хамза ибн ’Абдуллах ибн ’Умар передал слова своего отца, да будет Аллах доволен им и его отцом: «У меня была жена, которую я любил, а ’Умар ее не переносил и он сказал мне развестись с ней, но я отказался. И когда я упомянул об этом Пророку ﷺ, он сказал мне: «Подчинись своему отцу и разведись с ней». («Сахиха», 919).

Cм. Абу Дауд в «Сунан» 5138, ат-Тирмизи в «Сунан» 1/223, Ибну Маджа в «Сунан» 2088, Ибн Хиббан в «Сахих» 2024 и 2025, ат-Тахауи в «аль-Мушкиль» 2/159, аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/197, Ахмад в «Муснад» 2/42 и 53 и 157.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Повиновение родителям, если они требуют развестись с женой

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Упомянутый тобой хадис не указывает на то, что необходимо повиноваться любому родителю, который требует от тебя развестись с женой, кроме как если она не является праведной и у них есть веские шариатские (а не бытовые) основания для такого повеления.

Во-первых, следует знать, что нет послушания сотворённому в ослушании Творца, и повиновение родителям в разводе – не из числа благочестия, особенно учитывая тот факт, что развод без шариатской причины, по мнению группы учёных, в основе порицаем и даже запрещён:
viewtopic.php?t=3478
Когда аль-Хасана аль-Басри спросили о человеке, чья мать велит ему развестись со своей женой, он ответил: “Развод не имеет никакого отношения к почитанию и проявлению требуемого благочестия к матери”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” (60).

Во-вторых, в упомянутом хадисе речь идёт о повиновении ‘Умару, а кто подобен ему?! Учитывая тот факт, что это был мудрейший человек, чьи советы и мнения поддерживал много раз Аллах, о котором в хадисах сказано, что если мог бы быть еще пророк, то это был бы ‘Умар, и т.д. Раз он велел развестись своему сыну с женой, значит для этого была основательная причина!
Абу Бакр ас-Синди рассказывал: “Один человек как-то спросил Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада): “Поистине, мой отец велит мне развестись с женой”. На это Ахмад ответил: «Не разводись». Тот сказал: «А разве ‘Умар не повелел своему сыну ‘Абдуллаху развестись с женой?!» На это Ахмад ответил: «А что, твой отец подобен ‘Умару, да будет доволен им Аллах?!»” Ибн Аби Я’ля в “Табакъат аль-ханабиля” (1/456).

А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Derkar12
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 18 янв 2024, 12:25

Re: Повиновение родителям, если они требуют развестись с женой

Сообщение Derkar12 »

ДжазакаЛлаху хайран!
Abu Zarrr
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 10 июл 2018, 00:15

Re: Повиновение родителям, если они требуют развестись с женой

Сообщение Abu Zarrr »

Исхак Ибн Мансур аль-Каусадж (ум. 251 г.х.) сказал:

سأل رجلٌ أحمد قال: إن لي امرأة وبنات لا يطيعوني، لا المرأة ولا الولد، وأنا أريدُ أن أخرج من بغداد وأدعهم؟ قال: لا أرى لك أن تدعهم وتذهب، تكون قريبًا منهم تتعاهدهم أحبُّ إليَّ.

«Человек спросил имама Ахмада: – У меня есть жена и дочери. Ни жена, ни дети мне не подчиняются. Я хочу покинуть Багдад и бросить их.

Имам Ахмад сказал: – Я не считаю, что тебе следует их бросать и уходить. Для меня любимее, если будешь находиться с ними рядом, проявляя заботу к ним».

«Масаиль» Каусаджа: 3428
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1149
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Повиновение родителям, если они требуют развестись с женой

Сообщение abu abduRrazak »

«Муснад» имама Ахмада. Хадис № 4711



4711 – حَدَّثَنَا يَحْيَى، عَنِ ابْنِ أَبِي ذِئْبٍ، عَنْ خَالِهِ الْحَارِثِ، عَنْ حَمْزَةَ بْنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ عُمَرَ، عَنْ أَبِيهِ قَالَ:
كَانَتْ تَحْتِي امْرَأَةٌ، كَانَ عُمَرُ يَكْرَهُهَا فَقَالَ: طَلِّقْهَا، فَأَبَيْتُ، فَأَتَى عُمَرُ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: « أَطِعْ أَبَاكَ ».
تعليق شعيب الأرنؤوط : إسناده قوي رجاله ثقات رجال الشيخين غير الحارث خال ابن أبي ذئب فمن رجال أصحاب السنن




4711 – Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «(В своё время) у меня была жена, которая не нравилась ‘Умару, (да будет доволен им Аллах, и однажды) он сказал мне: “Разведись с ней!”, – но я отказался, и тогда ‘Умар пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (рассказал ему обо всём, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Повинуйся своему отцу!”» Этот хадис передал имам Ахмад (4711). 2/20 Также его приводят имам Ахмад (5011, 5144 и 6470), Абу Дауд (5138), ат-Тирмизи (1189), Ибн Маджах (2088), Ибн Хиббан (426, 427), ат-Таялиси (1822), ат-Тахави в «Шарх Мушкиль аль-асар» (1386, 1387 и 1388), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (13250), аль-Хаким (2/197 и 4/152-153), аль-Байхакъи в «ас-Сунан» (7/322), аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» (2348).
Ат-Тирмизи сказал: «Хороший, достоверный хадис».
Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. См. «ат-Тальхис» (2/215).
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2487), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (4868), «Ирвауль-гъалиль» (7/136), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2/589).
Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Его иснад сильный». См. «Тахридж аль-Муснад» (4711).
Также достоверность этого хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, имам аль-Багъави, хафиз аль-Мунзири, имам ад-Дыяъ аль-Макъдиси, шейх Ахмад Шакир, Мукъбиль ибн Хади. См. «Шарху-с-Сунна» (5/140), «ат-Таргъиб» (3/293), «аль-Ахадис аль-Мухтара» (13/170, 171), «Тахридж аль-Муснад ли-Шакир» (6/322), «ас-Сахих аль-муснад» (763).
______________________________
В одной из версий этого хадиса, которую передал имам Ахмад, сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, рассказывал: «У меня была жена, которую я любил, но (мой отец) ‘Умар не любил её, и он велел мне развестись с ней, но я отказался. И тогда он пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Посланник Аллаха, у ‘Абдуллаха ибн ‘Умара есть жена, которую я не желаю иметь для него, и я повелел ему развестись с ней, но он отказался (сделать это)”. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О ‘Абдуллах, разведись со своей женой!” – и я развёлся с ней». Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность иснада этого хадиса.
Относительно слов из хадиса: «Повинуйся своему отцу», ас-Синди сказал: «В этом указание на то, что повиновение родителям имеет преимущество над собственными желаниями, если их веление более соответствует религии, ибо, по-видимому, ‘Умар не ненавидел её (т.е. жену своего сына), а приказывал своему сыну развестись с ней только из-за того, что он видел в ней недостаток религиозности». См. «Тахридж аль-Муснад» (8/333).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:
Если родитель велит своему ребёнку развестись с супругой, то здесь возможны две ситуации.
Первая ситуация – родитель разъясняет ребёнку религиозное обоснование для этого развода, например, говорит: «Разведись со своей супругой, ибо у неё дурные нравы». Например, она флиртует с посторонними мужчинами или посещает какие-либо дурные места. В таком случае ребёнок обязан развестись со своей женой, ибо родитель велит ему развестись не из-за своих личных желаний, а из-за заботы о чести сына.
Вторая ситуация – родитель велит своему ребёнку развестись с женой из-за того, что сильно любит его и ревнует его к супруге. Чаще всего это случается у матерей. Некоторые матери видят, что сын сильно любит свою супругу, и начинают сильно ревновать своего сына к ней. Просим у Аллаха избавления! В такой ситуации сын не обязан разводиться со своей женой по приказу отца или матери.
Однажды этот вопрос задали имаму Ахмаду. К нему пришёл некий человек и сказал: «Поистине, мой отец велит мне развестись со своей супругой». Имам Ахмад сказал ему: «Не разводись с ней!» Этот человек сказал: «А разве Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел Ибн ‘Умару развестись с женой, когда ему приказал поступить так (его отец) ‘Умар?!» Но имам Ахмад сказал: «Разве твой отец подобен ‘Умару?!»
См. «аль-Фатава аль-джами’а лиль-маръатиль-муслима» (2/671).
«Муснад» имама Ахмада. Хадис № 4711
Ответить