КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Различие между постижением правильного суждения о некоторых очерненных личностях и между затруднением или невозможностью достичь его в отношении других



Изображение


Как известно среди обладателей больших знаний о шариатских исламских положениях, существует множество разногласий относительно религиозных постановлений и в этих вопросах принимаются различные самостоятельные решения, поэтому в правильности некоторых из них трудно быть уверенным. И если это происходит в вопросах фикха, то тем более такие затруднения случаются в определенных вопросах дискредитации, основанных на самостоятельных суждениях и предположениях.

• Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, приведя хадис «Если судья приложил усилия…», написал: «Становится ясным, что муджтахиду, когда он ошибается, полагается награда по причине приложенных им усилий, а его ошибка прощается, поскольку постижение правильности во всех постановлениях либо невозможно, либо затруднительно».“Маджму‘ альфатава” (20/252)

• Он также написал: «Настоящая справедливость иногда бывает невозможной или затруднительной, либо в отношении знания, либо с точки зрения применения, поскольку равенство со всех сторон либо неосуществимо, либо неизвестно. В подобной ситуации необходимо придерживаться того, что более похоже на справедливость и ближе к ней. Это является самым идеальным путем. Вот почему Пречистый Аллах сказал: „Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей“» (6:152). “Маджму‘ альфатава” (22/132)


Я говорю:

А что касается затруднения вынести некоторые постановления в дискредитации и подтверждении надежности, то на множество таких случаев указывают многие расхождения мнений учёных дискредитации в отношении одного человека. Ты можешь найти, что некоторые передатчики характеризуются одновременно как надежные, хорошие, слабые или крайне слабые. Если ты хочешь узнать об этом, обратись к труду аз-Захаби «Мизан аль-И‘тидаль» и к другим подобным книгам, где собраны высказывания «джарха и та‘диля». Более того, дискредитирующий человек может высказывать разные мнения о некоторых из тех, кто подвержен критике: иногда он очерняет его, а иногда признает надежным.

• Например, аз-Захаби, рассказывая о различии суждений большого имама в области “дискредитации и подтверждения надежности” Яхьи ибн Ма‘ина, написал: «Аббас ад-Даури, ‘Усман ад-Дарими, Абу Хатим и другие учёные спросили его о передатчиках, и он ответил каждому из них в соответствии со своим самостоятельным суждением. Вот почему его мнения и выражения относительно некоторых передатчиков различны, подобно тому, как разошлись взгляды факихов-муджтахидов, а в результате в одном вопросе у них появились разные мнения». “Зикр ман ю‘тамаду калямюх фи аль-джарх ва ат-та‘диль” (стр. 172)

• Аз-Захаби написал о Яхье ибн Ма‘ине следующие слова: «Иногда для себя он считает надежным шейха. Его суждения об одном человеке различны, и он отвечает спрашивающему согласно самостоятельному мнению, которое стало очевидным для него в тот промежуток времени». “ар-Руват ас-сыкат” (стр. 30)

Я говорю:

Каждому, кто часто затрагивает вопросы “дискредитации и подтверждения надежности”, тяжело постичь тонкое положение в отношении некоторых очерненных людей. И чем дальше находится от них тот, кто критикует их, тем тяжелее ему достичь истины в отношении тех личностей. В таком случае ему необходимо больше уделить времени на изучение и рассмотрение многих их высказываний, либо через чтение их книг, либо через слушание их аудиозаписей, либо через принятие их слов от достойных доверия лиц. По причине сложности сбора таких сведений чаще всего критика местного человека имеет большее значение, чем критика не местного. Ведь местный дискредитирующий человек обладает большей возможностью узнать положение призывающих, учёных и передатчиков в своей стране.

Суть данного различия: если неодинаковы очерняющие слова о том, кто подвержен критике, это указывает на то, что тяжело быть уверенным в действительности его положения. Здесь следует выяснить положение этого человека при помощи рассмотрения и определения правильного и неправильного мнения. «Эти хорошие слова. Ведь если есть множество различных высказываний о человеке, то тяжело вынести постановление о нём, но не является невозможным. Эту сложность должны преодолеть знатоки и достойные учёные данной науки через изучение тех высказываний и сравнение между ними, а затем предпочтение стороны, в которой перевешивает довод», — Прим. шейха Раби‘а.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Правило: “ошибка может быть допущена как в дискредитации, так и в одобрении”




Изображение


• Аль-Му‘аллими принадлежат хорошие слова, написанные в которые соответствуют утверждению этого правила. Он написал: «Всё, чего опасаются в порицании и дискредитации, так же касается похвалы и одобрения. Иногда человек может быть слабым передатчиком, однако он является праведником в религии, как например Абан ибн Абу Айяш, или же — ревностным защитником Сунны, как например Мумиль ибн Исма‘иль, или же — знатоком фикха, как например Мухаммад ибн Абу Лейля! Ты находишь, что возможно учёные хвалят человека из их числа, не стремясь признать его надежность в передаче хадисов. Иногда учёный видит, как люди преувеличено порицают, а потом он начинает преувеличено хвалить. Например, сообщается от Хаммада ибн Саляма, что ему рассказали о порочащих словах Шу‘бы в адрес Абана ибн Абу ‘Айяша, и он сказал: „Абан лучше Шу‘бы“. Иногда учёный может питать дружеские чувства к своему близкому человеку и одобрять его, говоря похвальные слова, под которыми не подразумевается определенное суждение о нём, особенно в состоянии гнева. К примеру, ты слышишь, как какой-то человек порицает твоего друга или шейха, или имама, и твой гнев побуждает тебя к преувеличенному восхвалению его в ответ на порицание, точно так же он говорит слова симпатии в ответ на отчуждающие слова. Кроме того, ты можешь увидеть, как человек быстрее выражает одобрение тому, кто склоняется к нему и хорошо думает о нём, чем к другим, а вероятность легковесного отношения к похвале больше, чем вероятность этого касательно порицания. Ведь ученому препятствует проявить легковесность в порицании именно опасение за свою веру, чтобы не впасть в злословие, а также опасение за свою честь. Ведь кто порицает людей, тот даёт им повод для осуждения самого себя. Кто толкает людей к порицанию себя, того они осуждают посредством истины и лжи. Но, несмотря на всё это, в дискредитации и одобрении преобладают правильные мнения».“ат-Танкиль” (1/56,57).


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности



Нельзя принимать все виды очернения в адрес призывающих, учёных и требующих знания



Изображение



К отвергаемой дискредитации относится очернение по причине любой ошибки и критика, исходящая от каждого рассказчика и утверждающего. Мы упомянем здесь, что есть люди, которые очерняют на основе любых сведений, которые доходят до них со стороны распространяющих информацию единомышленников. Такие действия порицаемы среди предшественников:

• Как передал Абу Дауд (№ 3597), Ибн ‘Умар, (да будет доволен Аллах ими обоими), сообщил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: „Того, кто скажет о верующем то, чего в нём нет, Аллах поместит среди выделений обитателей Огня, пока он не избавиться от своих порочащих слов“». Наш шейх аль-Вади‘и назвал данный хадис достоверным в книге «альМуснад ас-сахих мимма лейса фи ас-сахихейн» (№ 755).

• Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен Аллах ими обоими),сказал: «Достаточно человеку лжи, если он станет рассказывать обо всём услышанном». Этот достоверный хадис передал Муслим в предисловии к «Сахих» (5).

• Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Достаточно человеку лжи, если он станет рассказывать обо всём услышанном». Этот хадис передал Муслим в предисловии к «Сахих» (№ 5).

Я говорю:

«Значение этих высказываний также включает в себя случай, когда кто-то очерняет по причине любых сведений, которые сообщают ему его сторонники. Однако многие из этих передатчиков информации могут проявлять поспешность или иметь ложное предположение, либо ошибаться или неправильно понимать, или стремиться к личной мести и так далее. И как могут такие люди достигнуть истины и правоты, будучи в таком положении?!! Недостаточно, чтобы очерняющий человек сказал: „Те, кто сообщает, достойны моего доверия, поэтому я принимаю их слова“, — только если он не причисляется к имамам дискредитации, которые применяют условия надежности и принятия сообщений в отношении передатчиков информации. Имамы дискредитации также стремятся узнать верность и набожность передатчиков, а сведения, которые передал каждый, кто обладает такими качествами, имеют перевес над сведениями, сообщенными другими из тех, кто не обладает вышеприведёнными особенностями.

• Выдающемуся ученому аль-Му‘аллими принадлежат мудрые слова:
«Порицание утверждается только при наличии десяти аспектов: ….
Шестой: очевидность, что в выражении подразумевается прямой смысл, а не переносный.
Седьмой: очевидность, что критикующий осуждал на основе доказательства, а не по причине сообщения какой-то личности: “Такой-то сказал или сделал то-то и то-то”, считая его правдивым, а он в действительности лжет или ошибается.
Восьмой: очевидность, что осуждающий опирается в своем порицании на довод, а не на обстоятельство, которое он истолковал с плохой стороны, хотя на самом деле поступок или слова человека не заслуживают порицания.
Девятый: очевидность, что подвергшейся критике человек не имеет оправдания или приемлемого толкования в том, в чем его раскритиковали.
Десятый: очевидность, что действия служат предметом упреков, а совершивший их не признал свою ошибку и не отказался от них. Здесь под очевидностью имеется в виду несомненность, основанная на доводе. Можно добавить еще и другие аспекты, однако десяти вполне достаточно. И если не реализован хоть один из них, тогда нельзя порицать, а при всей этой очевидности маловероятна ложь»
. “ат-Танкиль” (1/8, 9).


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


В основе судья выносит решение среди людей согласно услышанным аргументам, а критик дискредитирует согласно своим знаниям



Изображение


Из характерных различий между вынесением постановления о людях и дискредитацией их, то, что судья принимает решения согласно услышанным аргументам, как сказал Посланник ﷺ: «Поистине, я лишь человек, вы обращаетесь ко мне за решением споров, и возможно, кто-то из вас излагает свои доводы лучше, чем другие, и я принимаю решение в соответствии с тем, что слышу…» Этот хадис передали аль-Бухари (№ 6967) с такой формулировкой, и Муслим (№ 1713).

Но судья не может принимать решения, опираясь лишь на свои знания. А что касается критика, то он дискредитирует на основе своих знаний.

• По этому поводу аль-Куртуби написал: «Ученые высказали мнение о том, что судья выносит решение в вопросах дискредитации и подтверждения надежности, праведности, согласно своим знаниям, поскольку это является необходимым в отношении него».“Умдат алькари” (6/13)


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Посредством упоминания причин дискредитации становится очевидным правильное суждение и ошибочное



Изображение


Если сообщается одновременно дискредитация и одобрение, нужно узнать то из них, которое имеет разъяснение. Ведь именно при помощи разъяснения можно отдать преимущество одному над другим.

• Аль-Му‘аллими написал: «Суть мнения в том, что через общую дискредитацию утверждается порочащее качество человека, надежность которого не подтверждена ни текстом, ни постановлением. Общее очернение также становится причиной оставления (хадисов), переданных тем, чья надежность уже признана, пока не будет проведено исследование, указывающее в итоге на принятие или непринятие от него хадисов».“ат-Танкиль” (1/61).

Если же причина дискредитации имеет объяснение, следует смотреть, влияет ли она или нет? — Если влияет, признается, а если нет — не признается. Ниже я приведу примеры разъясненной дискредитации, которая не сказывается отрицательно на человеке, подвергшемся критике, чтобы узнать потребность в объяснении и рассмотрении причин дискредитации, даже если это касается учёных-знатоков этой области.

В качестве примера мы приведем слова «имама верующих» Шу‘бы ибн аль-Хаджаджа, который, как известно, представлял собой целую общину в науке дискредитации.

• Абу Убайда ибн аль-Хадад сообщил: «Однажды Шу‘ба рассказал нам со слов одного человека около двадцати хадисов, а затем сказал: „Сотрите их!“. Мы спросили его удивленно: „Почему?!“. Он ответил: „Я вспомнил кое-какой его поступок“. Мы же сказали: „Сообщи нам о нём, что именно?“. Шу‘ба ответил: „Я видел, как он мчался на лошади, так что даже не было видно расстояния между её ногами (то есть он плохо относился к животному)“». Эту историю привел аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (№ 283) с достоверным иснадом.

• Ваки‘ сообщил: «Шу‘ба сказал: „Я встретил Наджия, от которого передал Абу Исхак, и увидел, как он играет в шахматы. После чего я оставил его и уже не записывал от него хадисы“». Эту историю привел аль-Хатыб в «аль-Кифайя», (№ 286) с хорошим иснадом.

• Вахб ибн Джарир сообщил: «Шу‘ба сказал: „Я подошел к дому аль-Минхаля ибн ‘Амра и услышал звук гитары, а затем вернулся обратно…“». Это высказывание привели аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (№ 287), аль-Фасави в «аль-Ма‘рифа ва ат-тарих» (2/779) и аль-‘Укейли в «ад-Ду‘афа» (4/237) с достоверным иснадом.

• Варка ибн ‘Умар аль-Яшкури рассказал: «Я спросил Шу‘бу: „Почему ты не принял хадис Абу аз-Зубейра?“, и он ответил: „Я видел, как он взвешивал на весах, и немного наклонил чашу весов. Затем я оставил его“». Эту Достоверную историю передали аль-‘Укейли в «ад-Ду‘афа» (4/130), Ибн Хиббан в «аль-Маджрухин» (1/30) и Абу Ну‘айм в «аль-Хилья» (7/152).

Все эти достоверные истории указали на то, что разъясненная здесь дискредитация со стороны Шу‘бы не принимается, поскольку она не влияет отрицательно на человека, подвергшегося критике. Я ограничился цитированием в качестве примера достоверно переданных высказываний Шу‘бы, да смилуется над ним Аллах, хотя есть много подобных сообщений с его слов, однако все они слабые. И если такие ошибки допустил Шу‘ба, то что тогда говорить о других людях, имеющих более низкую степень, чем у Шу‘бы, которого похвалили многие учёные, например:

• Яхья ибн Са‘ид аль-Каттан сообщил: «Шу‘ба был самым знающим человеком о передатчиках хадисов». Достоверная история.

• Имам Ахмад сказал о нём: «Шу‘ба представлял собой целую общину в этой области», то есть в науке о передатчиках. См. «аль-‘Иляль фи Ма‘рифат ар-риджаль» (№ 3557), Ибн ‘Ади в «альКамиль» (1/155).

• Абу Хатим высказал о нём следующие слова: «Шу‘ба был очень осведомленным о хадисах, понимающим их, как будто он был создан для этого дела».См. «Аль-Джарх ва ат-та‘диль» (стр. 129).

Для осуществления полной беспристрастности в этом вопросе нужно, чтобы знающие опытные люди определяли разъясняющую дискредитацию и разъясненное подтверждение надежности, а также отличали влияющие факторы от не влияющих. Из данного примера становится очевидным, что не все слова любого имама науки “джарх и та‘диль” принимаются без исключения, когда выявляется неточность в его критике.

• Ан-Навави написал: «Нельзя сказать: „Дискредитация имеет преимущество над одобрением“, поскольку это может быть лишь в том случае, когда критика доказана, а её причина разъяснена, иначе, дискредитация не принимается». “Шарх Сахих Муслим” (1/29)

• Шейхуль-ислам Ибн Таймийя написал: «Ученые сказали: „Одобрение не нуждается в объяснении причины, потому что праведный правдивый человек не лжет, а с упоминанием этого не выясняется нечто определенное“. Это в отличие от дискредитации, которая принимается, среди большинства учёных, только с пояснением, исходя из нескольких сторон:
Во-первых, причина дискредитации имеет свои ограничения, определения и нормы (такие сведения можно собрать и причислить).
Во-вторых, иногда порочащим качеством могут посчитать то, что не является на самом деле таковым».
“Шарх аль-акыдат ас-сафаханийя” (185, 186)

• Аш-Шаукани написал: «Истина в том, что необходимо упоминание причины в дискредитации и подтверждении надежности, поскольку очерняющий или одобряющий человек, вероятно, может посчитать не порочащее качество умаляющим достоинство. Иногда они могут посчитать качества, которые не служат доводом праведности, подтверждающими надежность, особенно из-за различия учений в убеждениях и правовых вопросах. К примеру, очерняющий человек считает что-нибудь отвергнутым только потому, что это не соответствует его учению и противоречит его убеждениям, даже если это является истиной. К тому же он может считать что-нибудь одобряемым лишь потому, что это соответствует его учению и убеждениям, даже если в действительности это идет вразрез с истиной, как часто происходит». “Иршад аль-фухуль” (1/332)

• Аль-Му‘аллими написал: «Суть мнения в том, что если не разъяснена причина подтверждения надежности и дискредитации, то есть вероятность неточности и упущения в этом». “ат-Танкиль” (1/73)

• Наш наставник и шейх аль-Вади‘и написал: «Если мнения учёных расходятся относительно передатчика, и среди них есть тот, кто критикует его, то учитывается именно разъясненная дискредитация. Это потому что осуждающий знает о том, что неизвестно одобряющему… Но если причина дискредитации не поясняется, тогда следует рассмотреть положение подтверждающего надежность и очерняющего лица. Ведь есть опасение, что он очерняет за качества, которые в действительности не умаляют степень праведности. Одни имамы науки “джарха и та‘диля” строгие, а другие — умеренные». “аль-Муктарах фи аджуибат баад асилят аль-мусталях” (221, 222).

Я говорю:

Таким образом, противоположность дискредитации и подтверждения надежности делится на две части:

Различие высказываний дискредитирующих об одном человеке: здесь следует смотреть со стороны наличия и отсутствия разъяснения, и со стороны влияния и не влияния порицания и одобрения.

Различие слов одного дискредитирующего об одном человеке: здесь следует сначала рассмотреть, а потом отдать предпочтение последующим над предшествующими словами, разъясненным над неразъясненными, влияющим над невлияющими. Аллаху ведомо лучше.




Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Необходимо внимательно изучить значения фраз дискредитации и подтверждения надежности




Изображение


Критикующее или одобряющее лицо должно знать формы и значения выражений дискредитации и подтверждения надежности. Ведь некоторые слова в арабском языке имеют несколько значений, и тем, кто занимается наукой “джарх и та‘диль” нужно знать их. У определенных людей некоторые слова означают не то, что они значат у остальных, поэтому специалисты “джарха и та‘диля” нуждаются в знании этого.

• Так, например, Ибн Хиббан написал: «Жители Хиджаза применяют слово ложь («казиб») в случае ошибки» (он упомянул это в книге “ас-Сыкат”, в жизнеописании Бурди мауля Са‘ида ибн аль-Мусайиба).

• Шейхуль-ислам написал: «Когда принимают направления учёных фикха в употреблении фраз, не обращаясь к их толкованию своих слов и не учитывая их принципы, приводит к порочным пониманиям».в “ас-Сарим аль-маслюль” (1/287)

• Он также написал: «Необходимо разъяснять слова говорящего человека, связывая их между собой, смотреть на его слова отсюда и оттуда, узнать его основную манеру речи и то, что он подразумевает под тем выражением, когда произносит. Нужно узнать значения, которые, как уже выяснилось, он имел в виду в другой ситуации. И если известно его обычное применение значений и выражений, то это способствует постижению истинного смысла его слов. А вот если его слова применяют в том значении, в котором этот человек обычно не применяет их, а также не употребляют их в смысле, свойственном его речи, понимают его выражения вопреки вложенному им значению, придавая его словам противоположный смысл, и не понимают его речь в соответствии с остальными его выражениями, — в таком случае это является искажением его слов, заменой его речевых целей и возведением лжи на этого человека». “ас-Сарим аль-маслюль” (1/287)

• Шейхуль-ислам также написал: «Причиной многих споров людей служат неоднозначные новые выражения и неясные значения. К примеру, ты видишь, как два человека ведут спор и враждуют между собой, утверждая и отрицая применение каких-то фраз. Но если бы каждого из них спросили о смысле сказанных ими слов, то они не могли бы даже осознать их настоящее значение, не говоря уже о знании их доказательств». “Маджму‘ аль-фатава” (12/114)

• Он написал: «Если ведется спор на основе нововведенных, неоднозначных, новых слов, имеющих смысл как истины, так и лжи, когда один из спорящих утверждает их, а другой отрицает, то здесь оба они ошибаются. Большинство разногласий разумных людей касаются смысловой общности названий. Это несёт такой вред для разума и религии, о котором знает только Аллах. Но если люди обратятся с тем, что служит предметом их споров, к Корану и Сунне, то ведь правильные значения утверждены в этих двух источниках». “Дар та‘аруд аль-акль ва ан-накль” (1/233)

• Он также написал: «Многие из передатчиков информации не стремятся ко лжи, только вот знание истинного значения выражений людей без передачи их слов и всего того, что указывает на вложенный ими смысл, является для одних людей затруднительным, а для других — невозможным». “Минхадж ас-Суннат ан-набавийя” (7/303).

• Ибн аль-Каййим написал: «Два человека могут произносить одно слово: один из них имеет в виду под ним самую большую ложь, а другой подразумевает под ним лишь истину. Поэтому следует учитывать путь того, кто произносит это слово, его образ действий, учение, то, к чему он призывает и что оспаривает».“Мадаридж ас-саликин” (3/521)

• Ибн аль-Каййим также написал: «Эти люди, противоречащие Корану и Сунне своими умозаключениями, которые на самом деле представляют собой невежественные суждения, строят свое убеждение в этом на неясных словах, содержащих различные значения. Тем самым их неясность смысла и неоднозначность выражения становится причиной применения его как на основе истины, так и лжи. Затем, опираясь на сторону истины данных выражений, их принимает тот, кто ничего не знает о стороне их лжи из-за неясности и запутанности. А потом они противоречат той ложью, которая в этих фразах, священным текстам Пророков. Таков источник заблуждения народов, сбившихся с правильного пути, а также источник всех нововведений… Следовательно, заблуждение сынов Адама исходит из неоднозначных выражений и неясных значений, особенно если они затрагивают порочные мышления, а что говорить, если к этому ещё присоединяется пристрастие и фанатичная приверженность?!». “ас-Сава‘ик аль-мурсаля” (3/925–927)

• Ас-Субки написал: «Я часто видел, как человек слышит какое-то выражение, а потом неправильно понимает его. Ведь следует быть осведомленным о значениях слов, в особенности о смыслах традиционных выражений, которые различны в зависимости от обычаев людей: в одно время они означают похвалу, а в другое — порицание. Этот очень важный и серьезный вопрос никто не постигает, кроме обладателей знаний». “Табакат аш-шафийят аль-кубра” (2/18)

Я говорю:

Значения некоторых выражений постоянно меняется, даже если остается прежняя форма слова. Например, слово «муханнас» произносилось Посланником ﷺ и его сподвижниками, и под ним подразумевался тот, кто уподобляется женщинам в движениях тела и голосе. В наше же время данное слово применяется в отношении человека, с которым совершают мерзость народа Лута. Посмотри, насколько велика разница между двумя значениями!!! Поэтому нужно быть крайне осторожным в назывании кого-либо подобным словом. И если человек упоминает хадис, где сообщается такое выражение, то пусть объяснит его людям, чтобы у них не осталось каких-либо неясностей или плохой мысли о Посланнике Аллаха ﷺ.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Не каждому человеку, которого порицали в определенном вопросе, можно выражать общее порицание.



Изображение


Как известно, что дискредитировать можно только по мере необходимого разъяснения ошибки осуждаемого человека согласно религии. Ради этого учёные не посчитали ошибку мухаддиса в некоторых его хадисах поводом для оставления переданных им хадисов, в которых он не ошибся. Они не посчитали признание слабости передатчика в отношении каких-то личностей (от которого он сообщил хадисы) поводом для признания его слабости передачи от всех личностей.

Ибн Хаджар написал, в жизнеописании аль-Хусейна ибн аль-Фадля аль-Баджли: «Аль-Хаким привел со стороны (Хусейна) пятнадцать хадисов, среди которых не было ни одного хадиса, отвергаемого из-за слабости «иснада» так, чтобы подозрение пало на альХусейна. Напротив, в нём непременно есть другой передатчик, являющийся слабым. Ведь если бы каждый, кто передает какие-то неточные сообщения, заслуживал бы, чтобы его упоминали в числе слабых передатчиков, то никто из мухаддисов не смог бы спастись (от очернения и подрыва доверия), особенно мухаддисы, передающие большое количество хадисов. Поэтому ради почетного положения этого человека (Хусейна) лучше было не упоминать его (среди слабых передатчиков). И Аллаху ведомо лучше». “Лисан аль-мизан” (2/568, 569)

Ибн аль-Каййим написал: «…когда видят, как человек подвергся критике в некоторых его хадисах и назван слабым передатчиком касательно какого-то шейха или хадиса, то считают это причиной признания недостоверности и слабости всех переданных им хадисов, какими бы они ни были, как поступают захириты и другие. Такой подход тоже является неправильным. Ведь его слабость в отношении какого-то шейха или хадиса, где выявилась ошибка, не становится причиной признания слабыми абсолютно всех его хадисов без исключения. При этом имамы в области хадисов придерживаются необходимости подробного рассмотрения и критического разбора, необходимости учитывать хадисы человека в сопоставлении с другими сообщениями и различие между хадисами, где он отделился от других или же передал их так же, как и достойные доверия передатчики». “аль-Фурусийя” (стр. 241)

Я говорю:

«Подтверждает упомянутые нами слова в данной теме тот факт, что имамы “джарха и та‘диля” выступили в защиту определенных людей, у которых есть ошибки, не достигающие степени признания общей их слабости передачи хадисов. Но, несмотря на это, некоторые критики упомянули их в числе личностей, заслуживающих абсолютное очернение. Например, Ибн ‘Ади в своей книге “аль-Камиль” отстаивал достоинство многих, кто был чрезмерно очернен, а также аз-Захаби в “Мизан аль-и‘тидаль” и другие учёные. Нужно остерегаться поспешности: когда некоторые требующие знания видят что-нибудь из ошибок ученого, они сразу же спешат оставить его или предостеречь от него, без осмотрительности или обращения к знатокам религии. Но разве подобает им проявлять чрезмерность, поспешность и легкомыслие?!».


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Причины несправедливости в дискредитации, одобрении и в других сферах



Изображение


Шари‘ат уделил большое внимание велению придерживаться общей справедливости и беспристрастности, а также предостережению от ущемления прав и несправедливости. Под общей справедливостью имеется в виду её соблюдение в отношении всех мусульман, всех неверующих, и во всех ситуациях и вопросах.

Из-за отдаленности многих мусульман от пророческого пути, у них ослабла реализация справедливости, за исключением тех, над кем смилостивился Аллах. Здесь нас интересует упоминание причин несправедливости и отсутствия беспристрастности среди учёных и призывающих.

Аш-Шаукани, упомянул некоторые причины, которые приводят к несправедливости и оставлению беспристрастности. Он написал: «Знай, что есть много причин выхода из круга справедливости и впадения в губительные последствия фанатичной приверженности. Вот некоторые из них:
1. Требующий знания живет и воспитывается в среде людей, следующих определенному учению или же обучающихся религии у конкретного ученого, и затем он начинает проявлять фанатичную приверженность и оставляет беспристрастность.
2. Желание почета и богатства, льстивого отношения к авторитетным лицам и руководителям, достижения их мирских благ. Поэтому требующий знания старается угодить им и оставляет справедливость.
3. Постоянные споры и препирательства с учёными, участие в прениях, стремление показать себя и одержать личную победу. В таком случае его фанатичная приверженность своим взглядам усиливается, и он оставляет беспристрастность.
4. Склонность к религиозному направлению близких людей, поиск доводов, поддерживающих это учение, чтобы похвастаться знаниями его близких, и он проявляет фанатизм, отстаивая даже их неправильные мнения и убеждения, при этом оставляя справедливое суждение.
5. Стеснение перед людьми отказаться от изданной им фетвы или высказанного им мнения, которое распространилось от него, когда выяснилась неправильность фетвы или мнения. В этой ситуации он проявляет фанатичную приверженность, чтобы устранить чувство стеснения, и не ведет себя беспристрастно.
6. Ошибка в дискуссии с тем, кто младше или менее знающий и известен, побуждает его фанатично отстаивать ошибку и не придерживаться беспристрастности.
7. Принятие доказательств законоположений из книг правовых учений, поскольку он найдет то, что соответствует его «мазхабу», отвергнув довод оппонента, и в итоге проявит фанатизм и оставит беспристрастность.
8. Опора в “дискредитации и подтверждения надежности” на книги фанатичных приверженцев, ведь они одобряют единомышленника и очерняют противоречащего. И кто опирается на их книги, тот впадает в фанатизм и не выявляет справедливое отношение.
9. Соперничество между двумя людьми, которые близки по достоинству или степени, может подтолкнуть одного из них признать ошибочным правильное мнение другого из фанатизма и отстранения от беспристрастности.
10. Опора на взгляды и высказывания в области суждений, которые смешаны с науками «иджтихада», такими как «принципы фикха». В итоге человек начинает фанатично следовать определенным мнениям и отдаляется от беспристрастности» (приводится с небольшим изменением).“Адаб ат-таляб” (45, 53)

Я говорю:

Пусть Аллах вознаградит аш-Шаукани лучшей наградой за это детальное рассмотрение! Как очевидно из его упомянутого подробного изложения, большая часть причин несправедливости и оставления беспристрастности проявляется в кругу сторонников нововведений, различных учений и направлений, сект (хизбов), а лишь малая их часть может быть применена касательно некоторых суннитов и они не касаются всех последователей Сунны. Ведь их справедливое отношение к течениям и сектам известно, хвала Аллаху. В данной книге мы упомянули сведения и примеры, указывающие на это. Однако я знаю, что мы не можем осуществить беспристрастность, только если мы не приложим всех наших сил для реализации этого качества в знаниях и делах, в положениях и целях. Поэтому между справедливостью, беспристрастием и между тем, кто не привьет себе данное качество, останется промежуток и брешь.

Я прошу Аллаха даровать нам то, чем Он одарил лучших людей: Его пророков и посланников. Поистине, Он — Щедрый, Великодушный!.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Необходимо обратиться к учёным, прежде чем затрагивать область “дискредитации и одобрения” и другие религиозные вопросы



Изображение


Общее правило: «каждый, кто не является учёным, должен обратиться к ученому». Однако человек не может называться учёным, пока об этом не засвидетельствуют обладатели знания, а иначе не принимаются его утверждения. Данное условие касается всех видов наук, особенно наук “дискредитации и подтверждения надежности”, «издания фетв», исходя из великой серьезности этих наук. Да смилуется Аллах над предшественниками, ведь они уделили большое внимание этому.

Вот, к примеру, имамы “джарха и та‘диля” открыто говорят об их обращении к своим учёным:

• Имам Малик сказал: «Я не отвечал на религиозные вопросы, пока не спросил тех, кто более знающий, чем я: „Считаешь ли ты меня достойным этого?“. Так, я спросил Раби‘а и Яхью ибн Са‘ида, и они велели мне заниматься фетвами“. Тогда его спросили: „О Абу Абдуллах, а что если бы они запретили тебе?“. Малик ответил: „Я бы не стал издавать фетвы. Не следует человеку считать себя достойным чего-то, пока он не спросит более знающих людей“».Передали Абу Нуйем в «аль-Хилья» (6/316, 317), аль-Хатыб в «аль-Факых ва аль-мутафаккых» (№ 1042), аль-Байхакы в «аль-Мадхаль» (№ 825).

Из высказывания Малика можно выделить следующие слова, связанные с нашей темой: «Не следует человеку считать себя достойным». Сюда входит также наука “дискредитации и подтверждения надежности”.

• Аз-Захаби привел высказывание Ибн ‘Асакира, да смилуется над ним Аллах: «Однажды я намерился рассказывать хадисы, и Аллах знает, что меня не побудило к этому стремление к главенству и лидерству. Напротив, я спросил: „Когда я уже буду передавать все, что услышал? Какая польза от того, что я оставлю после себя свитки с хадисами?“. Тогда я обратился к Аллаху для указания мне лучшего пути, а также спросил разрешения у моих шейхов, больших местных учёных и авторитетных лиц, обойдя их. Все они сказали: „Кто может быть более достойным этого, чем ты?!“. С 533 года я принялся за передачу хадисов».“Тазкират аль-хуффаз” (4/1332).

• Аш-Шатыби написал: «Если о степени человека не засвидетельствуют учёные, он относится к первоначальному положению, связанному с отсутствием знаний, пока о его степени ученого не засвидетельствуют другие. При этом он должен знать, судя о себе, об истинности свидетельства в его отношении, а иначе он уверен в незнании или сомневается в этом. Ведь в двух этих случаях личное предпочтение степени «ученого» над воздержанием (заниматься религиозными вопросами) может быть лишь из-за следования пристрастию. Ведь ему следовало спросить о себе других, а он этого не сделал. Однако он не должен был не выдвигать себя в качестве ученого, пока другие не объявят о его знании, а он этого не сделал». “аль-И‘тисам” (2/235)

Я говорю:

Мало кому из требующих знания дано качество обращения к учёным, и кто обладает им, тот спасшийся, с соизволения Аллаха. Что касается тех проявляющих поспешность, то чаще всего они терпят неудачу на своем пути. Но самая большая неудача постигает тех из них, которые, когда ощущают свою силу, начинают порочить и очернять своих учёных.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности

Дискредитация со стороны местного человека имеет перевес над критикой не местных людей



Изображение

Несомненно, порицание со стороны лиц, которые живут в одной местности с порицаемым человеком, предпочтительней порицания со стороны неместных людей, точно так же, как и одобрение, если тот, кто дискредитирует, достоин осуждать этого человека, — поскольку он лучше знает о нём и о многих его положениях, живя рядом с ним. Ниже приводятся высказывания знатоков «джарха и та‘диля», где сообщается об этом:

• Хаммад ибн Зейд сказал: «Жители страны передатчика лучше знают о нём». Привел с хорошим иснадом аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (1/333, № 274).

• Абу Бакр аль-Марвази сообщил: «Я спросил Ахмада ибн Ханбаля о Катне, от которого передал Мугыра, и он ответил: „Я только знаю о нём лишь на основании того, что передал от него Мугыра“. Тогда я сказал: „Джарир плохо отозвался о нём“. Ахмад ответил: „Я не знаю. Джарир лучше знает о нём и о его местности“». См. «аль-‘Иляль» (стр. 98). Джарир — Ибн Абдуль-Хамид.

• Абу Зур‘а ад-Димашки сообщил: «Я спросил Ахмада ибн Ханбаля: „О Абу Абдуллах, что ты говоришь о Са‘иде ибн Башире?“. Он ответил: „Вы лучше знаете о нём“. См. «Тарих Абу Зур‘а» (1/540). Ахмад ответил так: потому что Са‘ид житель Дамаска (Димашка).

• Ибн ‘Ади написал о Шакыке ад-Дабби следующие слова: «Он был рассказчиком историй жителей Куфы. Чаще всего он рассказывал различные истории, и я не знаю переданных им хадисов с непрерывной цепочкой, как передают другие. Причём он порицаем среди жителей его местности, а они лучше знают о нём». “аль-Камиль” (4/1364)

• Мухаммад Ибн Абдуллах ибн Намир был одним из куфийских критиков: Али ибн аль-Хусейн ибн аль-Джунейд сообщил: «Обычно Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Ма‘ин говорили о куфиитских шейхах то же, что говорил о них Ибн Намир». Привел Ибн Абу Хатим в «аль-Джарх ва ат-та‘диль» (1/320), со слов Ибн аль-Джунейда.

• Ибн Хиббан написал об Абу Мусхире аль-Гассани следующее: «Его слова в области дискредитации и подтверждения надежности о жителях его местности принимались точно так же, как принималось это от Ахмада и Яхьи в Ираке.“аль-Маджрухин” (2/77).

• К тому же Яхья ибн Ма‘ин с уважением относился к положению Абу Мусхира». Его слова «к тому же Яхья ибн Ма‘ин с уважением относился к положению Абу Мусхира»; на проявление им уважения указывает высказывание Яхьи ибн Ма‘ина,: «Если я стану рассказывать хадисы в местности, где живет такой человек, как Абу Мусхир, то моя борода должна быть сбрита».Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” (1/209) Это высказывание приводится с хорошим иснадом.

Я говорю:

Все эти изречения учёных достоверны и очевидны. Согласно практическому применению данного правила, дискредитация учёными любой страны, как например, порицание учёными Йемена, в адрес жителя их местности, имеет преимущество над дискредитацией и одобрением его со стороны не местных учёных. И так можно сказать в отношении учёных каждой исламской страны. Ведь часто некоторые люди обращаются к учёным, которые не являются жителями страны очерненного человека, чтобы получить внешнее одобрение, избегая принятия местной критики. Пусть учёные будут очень внимательны к этому! Им следует направить спрашивающего к религиозным знатокам его страны в вопросах о призывающих и требующих знания, о течениях и сектах. Однако пусть никто не поймет с моих слов, что если критика исходит не из страны очерненного человека, то она не принимается. Нет, эта критика, безусловно принимается, когда она основана на доводах, посредством которых можно судить о раскритикованной личности.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности

Очернение и одобрение посредством снов



Изображение


Иногда мы слышим, как один человек очернил другого. Но когда мы ищем основание этого порицания, то находим, что кто-то из них сказал: «Я видел во сне, что человек, то есть очерненный, совершал то-то и то-то, а это умаляет степень его праведности». Например, он говорит: «Я видел, как тот человек брил бороду, или танцевал, и так далее», а потом он строит свое суждение на этом сне, полагая, что если ему приснился сон, то это вскоре случится с ним.

Но это является неправильным по нескольким причинам:

Во-первых, по убеждению последователей Сунны, нельзя строить суждения и законоположения на сновидениях, но можно учитывать их в качестве какой-то вести. О единогласном мнении учёных о недопустимости строить законоположения на сновидениях сообщил Ибн Муфлих, например, если бы он увидел во сне, как Пророк ﷺ велит или запрещает что-то. Ибн Муфлих причислил данное сообщение к Ибн Хазму и Ибн Таймийи См. «аль-Адаб аш-шарийя» (3/429, 430). И тем более нельзя опираться на сновидения, если человек не видел во сне Посланника Аллаха ﷺ.

Во-вторых, сновидения различны в зависимости от положений того, кто видит сон. Вот, к примеру, имама толкователей снов, Мухаммада ибн Сирина, спросил один человек:
«Я видел во сне, как будто я возвещаю азан, что это значит?».
Он ответил: «Ты совершишь Хадж».
А также другой человек спросил его: «Я видел во сне, как будто я возвещаю азан, что это значит?», и он ответил:
«Твоя рука будет отрублена за воровство». Когда же его спросили о причине разницы двух толкований, он сказал:
«Я видел на первом хороший знак, поэтому истолковал сон согласно словам Аллаха: „Возвести людям о хадже“ (22:27). Но мне не понравился внешний вид второго, и я истолковал сон согласно словам Аллаха: „Затем глашатай закричал (азана): ‹О караванщики! Вы — воры›“» (12:70).

В-третьих, сновидение может отличаться в зависимости от положения видящего сон по отношению к чему-то другому.
Так, шейх Абдуль-Ганий ан-Наблюси написал: «Сновидение может меняться в зависимости от состояния людей, их поступков, уделов, религий. Поэтому для одного сон будет милостью, а для другого наказанием». “Та‘тыр альанам” (стр. 379).

В книге ас-Са‘ляби сообщается:«Толкователи снов единодушны в том, что толкование сновидения может быть различным в зависимости от положений видящих сны, их состояний, уделов, вероисповеданий. Исходя из этого, для одного сон является милостью, а для другого — наказанием». “аль-Иктибас” (2/61, 62), цитируется из книги «Саляфитские введения относительно толкования снов» — «аль-Мукаддимат аль-мумаххидат ас-саляфийят фи тафсир ар-руя ва аль-манамат» (стр. 88).

Я говорю:

Это введение включает в себя второй и третий пункт. С нашим вопросом связано именно то, что кто-то из видящих сны может направляться в одну сторону, склоняясь к ней и отдавая ей преимущество над другой стороной. Он отстаивает ту сторону, к которой склоняется. Затем он видит во сне человека в образе, соответствующем его чувствам, а после судит об увиденном во сне человеке так, как указало на это сновидение. Но такое суждение ошибочно, поскольку такое сновидение может быть правдиво, а может — нет, может быть от Аллаха или от шайтана, или от своих мыслей. Таким образом, достаточно, чтобы видящий сон принимал сновидение во внимание, а не рассказывал о нём и не опирался на него. Если же сон сбудется, ему выяснится истина, а если не сбудется, то ему станет очевидным, что действительность противоречит сновидению. В-четвертых, видящий сон не имеет права толковать свое сновидение о человеке, кроме как будучи достойным этого.
В противном случае, он должен обратиться к знатокам области сновидений.



Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Причисление нравственных непристойностей к “дискредитации и одобрению”



Изображение

Уже говорилось, что дискредитация осуществляется по мере необходимости, а то, что выходит за её пределы, не относится к дозволенной дискредитации. Здесь мы хотим разъяснить ошибку, которую допускают некоторые дискредитирующие лица, а именно они разузнают о мерзостях, причисляемых к очерненному человеку, таких как прелюбодеяние или однополые связи и так далее, чтобы потом сообщить о них в отношении этого человека, умаляя его достоинство. Иногда дискредитирующее лицо желает, чтобы распространились эти сведения среди людей, поэтому есть опасение, что к нему относятся слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (24:19).

• Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто говорит о мерзостях, и тот, кто, услышав, распространяет слухи об этом, — одинаковы в грехе». Это высказывание передал аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» (№ 325); аль-Альбани назвал иснад хорошим в сборнике «Сахих аль-адаб аль-муфрад» (стр. 133).

Следовательно, порицающий через обвинение в непристойностях является соучастником рассказывающего о них в следующих ситуациях:
— Если непристойность не доказана в отношении человека, к которому причисляют её.
— Если человек принес покаяние за совершенную им мерзость, потому что раскаивавшийся за грех, подобен тому, кто не совершал его.
— Если он оступился и не осуществил непристойность. В этом случае необходимо покрыть его оплошность.
— Если непристойность неясна, не очевидна, и ничего неизвестно об упорстве человека в этом грехе, о его постоянстве в этом и призыве к этому греховному поступку. Здесь также следует покрыть его, побудить принести покаяние перед Аллахом, и категорически предостеречь его от дальнейшего совершения такой мерзости.

• Шубейль ибн Ауф сообщил: «Раньше говорилось: „Кто услышал о мерзости, а затем распространил слухи об этом, тот подобен человеку, который выявил её“». Это хорошее высказывание передал аль-Бухари в «аль-Адаб альмуфрад» (№ 326).

В любом случае, шариатские доводы указали на принцип “сокрытия грешников, которые не совершают грехи открыто и не рассказывают о них”. Поэтому согласно Шари‘ату необходимо соблюдать этот принцип и не нарушать его, кроме как на шариатском основании. Даже если мы предположим, что подтверждено обвинение в адрес осуждаемого человека, то все равно не подобает порицающему лицу распространять слухи об этой мерзости по нескольким причинам:

— Например, нельзя этого делать потому, что обвинение в подобных непристойностях придаёт дерзости людям безосновательно обвинять учёных и требующих знаний в упомянутых пороках, и этот вред очевиден, а также проявляется в действительности.

— Дискредитирующий посредством мерзостей даёт основание критикам осуждать методом порицания, не свойственным пути тех, кто занимался дискредитацией передатчиков. Задачей дискредитирующего лица служит разъяснение людям неизвестных для них нарушений Шари‘ата, связанных с призывом тех, кто заслуживает осуждения, например, разъяснение их нововведений и сектантской приверженности.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 4 правила и нормы дискредитации и подтверждения надежности


Краткое описание приемлемых видов подтверждения надежности



Изображение

Ради сближения границ науки “подтверждения надежности, праведности” для тех, кто занимается этими вопросами, я захотел упомянуть по мере возможности правила и нормы этой области, которые содержатся в словах критиков, а именно:

— Не учитывается подтверждение надежности тем, кто признан не заслуживающим доверия.

— Не учитывается подтверждение надежности тем, кто не причисляется к знатокам данной области.

— Не учитывается подтверждение надежности, где есть преувеличение.

— Не учитывается подтверждение надежности, основанное на незнании.

— Не следует учитывать подтверждение надежности, основанное на недостоверном сообщении.

— Не следует учитывать подтверждение надежности, которое основывается на лести.

— Не следует учитывать общее применение ограниченного (на каких-то определенных личностях) подтверждения надежности.

— Одобрение со стороны проявляющих легковесное отношение не принимается, если ему противоположно признанное порицание.

Данные правила и нормы дают понять, что при одобрении допускаются ошибки так же, как и при осуждении.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.

«Поминание Аллаха — лекарство, а упоминание людей — болезнь»



Изображение

Человек либо часто поминает Аллаха, либо постоянно говорит о людях. Без сомнения, поминания Аллаха, — лекарство, исцеление и пища. Так, Всевышний Аллах сказал: «Разве не поминанием Аллаха успокоятся сердца?» (13:28). И чем больше ты поминаешь своего Господа, тем больше он упоминает тебя. Но, если ты мало поминаешь Его, взамен этому ты начинаешь говорить о людях. Безусловно, разговор о людях и общение с ними приносит пользу, когда это приводит к поминанию Аллаха и совершается ради поклонения Аллаху и взаимопомощи в покорности Ему.


• Абдуллах ибн ‘Аун аль-Басри сказал: «Я желаю для себя и моих братьев выполнения трех действий. Во-первых, чтобы этот человек-мусульманин смотрел в Коран, изучал и читал его, размышлял и задумывался над ним. Во-вторых, чтобы он смотрел на хадисы и высказывания предшественников, спрашивал о них и прилагал усилия в следовании им. В-третьих, чтобы он оставлял тех людей, кроме как в отношении добра». Это высказывание привели аль-Бухари без иснада; Мухаммад ибн Наср аль-Марвази с иснадом, в «ас-Сунна» (№ 107) и ал-Лялякаи в «Шарх усуль аль-‘иатикад» (№ 36) с достоверной цепочной передачи.

• От него также сообщают следующие слова: «Поминание Аллаха — лекарство, а упоминание людей — болезнь».

• Ранее от Повелителя правоверных ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) передано, что он сказал: «Всегда поминайте Аллаха, ведь это — исцеление, и сторонитесь разговоров о людях, ведь это — недуг».Это высказывание привели Ахмад в «аз-Зухд» (стр. 151) и Ханнад ибн ас-Сарий в «аз-Зухд» (2/537).
Данное высказывание имеет прерванную цепочку передачи, однако это не означает, что у него неправильный смысл.

• Ибн ‘Аун сообщил: «Я спросил аш-Ша‘би: „Могу ли я рассказать тебе?“. Он спросил: „Ты хочешь мне рассказать о живых людях или мертвых?“. Я ответил: „Нет, наоборот, о живых». Аш-Ша‘би сказал: «Тогда не рассказывай мне“».См. аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (№ 389) с хорошим иснадом.

• Аль-Хасан аль-Басри сообщил: «Я побудил свою душу к приближенности к Аллаху, и она устремилась. Я побудил свою душу к гуриям, и она устремилась. Я побудил свою душу избегать обиды людей, но она не устремилась. Увидев недовольство людей своим Создателем, я понял, что тем более они не будут довольны такими же созданиями, как и они». «Табьин казиб аль-муфтари» (стр. 422).

В этой теме я хочу указать на то, что мусульманин должен при любой возможности заниматься полезными и хорошими делами, а не искать ошибки людей. Ему не следует говорить о ком-то, кроме как с шариатского дозволения и только в его рамках. Знай, что многие люди любят упоминать людей в качестве очернения и порицания, на основе правды и лжи. Многие мусульмане подвержены этому недугу.

Поэтому мусульманину, который желает себе блага и ищет благополучие, надлежит привить себе навык познания своих недостатков. Ведь он непременно найдет из пороков и дурных качеств то, что опечалит его и заставит плакать. Разве ты не знаешь, что Посланник ﷺ сказал: «Один из вас видит соринку в глазе своего брата, а сам не замечает бревна в своем глазу». Этот хадис передали Ибн Хиббан в своем сборнике «Сахих» (№ 1848), «Абу Ну‘айм в «Хильят аль-авлия» (4/99); выдающийся учёный аль Албани назвал данный хадис достоверным в «ас-Сахиха» (№ 33).

Слово “соринка” означает всё то, что может попасть в глаз из воды, земли, песка, грязи. Он привел это как пример того, кто видит незначительные недостатки людей и порочит этим их, хотя сам обладает недостатками, которые настолько велики, что сравнимы с бревном по отношению к соринке. См. «ан-Нихая», слово: соринка.

• Ибн Хиббан написал: «Разумный человек обязан следовать пути благополучия, прекращая выискивать недостатки людей и занимаясь исправлением своих пороков. Ведь если кто-то уделяет внимание именно своим недостаткам, а не других, он даёт покой своему телу и не утомляет свое сердце. Каждый раз, узнавая о своем пороке, ему кажется подобный порок его брата незначительным. А вот если кто-то уделяет внимание недостаткам людей, а не своим, его сердце слепнет, тело утомляется, и он уже не может оставить свои пороки. Самым беспомощным человеком является тот, кто порочит людей их дурными качествами, но беспомощнее его тот, кто порочит их своими дурными качествами. Кто осуждает людей, тот порицаем среди них». “Раудат аль-укаля ва нузхат альфудаля” (стр. 125)

• Ибн Сирин сказал: «Больше всех совершает проступков тот, кто чаще других говорит о грехах и ошибках людей». Это достоверное сообщение приводят ад-Динавари в книге «альМуджаляса» (№ 2406) и Ибн Абу ад-Дунья (№ 138).

• Бакр ибн Абдуллах аль-Музани сказал: «Если вы увидели человека, который учитывает недостатки людей, забывая о своих пороках, то знайте, что Аллах завлечёт его к воздаянию (то есть это станет причиной наказания в Судный день)». См. «Сафват ас-сафва», 3/249.

• Суфьян ибн Хусейн рассказал: «Я находился у Ийяса ибн Му‘авии, с которым был человек:
я опасался, что если я уйду, он очернит меня. Я остался сидеть до тех пор, пока не ушел тот человек. Уже после его ухода, я начал осуждать его перед Ийясом, а он стал смотреть мне в лицо, не говоря мне ни слова, пока я не закончил. Затем он спросил меня: „Ты завоевывал Дейлем?“ — „Нет“, — ответил я. Он снова спросил: „Ты завоевывал Синд…, Индию…, Рим?“. Я отвечал: „Нет“. Тогда Ийяс сказал: „От тебя уцелели Дейлем, Синд, Индия, Рим, но зато от тебя не спасся твой этот брат?! Суфьян больше такого не повторял“»
. Это сообщение приводится с неплохим иснадом в книге аль-Байхакы «аль-Джами‘ лишу‘аб аль-иман» (10/246, № 6351) и в книге аль-Фасави «аль-Ма‘рифа ва ат-тарих» (2/95).

• Как прекрасны слова этого поэта:
«Подлый человек забывает свои пороки и вспоминает скрытые пороки своего брата.
Но если бы он был разумным, то не порочил бы других, ведь
у самого есть достаточно недостатков, если бы он только открыл глаза».


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.

Ученые всех поколений — довод в отношении своих современников в дискредитации и одобрении



Изображение


Эта тема очень важная, поскольку Аллах направляет в каждом столетии тех, кто доводит довод против людей. И впереди тех, кто доводит довод против людей, стоят учёные последователей Сунны и единой общины. Кого они охарактеризовали хорошими качествами, тот занимает хорошее положение, а о ком они упомянули плохие слова, тот является таковым. Наш Господь, обращаясь к лицемерам, сказал: «Скажи: „Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие“. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное…» (9:105).

• Посланник Аллаха ﷺ обратился к сподвижникам и их последователям со словами: «Тот, о ком вы отзывались хорошо, непременно попадёт в Рай, тот же, о ком вы отзывались плохо, непременно окажется в Огне, ведь вы — свидетели Аллаха на земле, ведь вы — свидетели Аллаха на земле, ведь вы — свидетели Аллаха на земле!».Этот хадис передали аль-Бухари (№ 1367) и Муслим от Анаса (№ 949). См: краткое изложение Сахиха Муслима № 489.

• По этому поводу ад-Дауди сказал: «Учитывается в этом свидетельство достойных и правдивых людей, а не грешников-нечестивцев, поскольку они могут хвалить тех, кто подобен им; и не человека, между которым и умершим была вражда, потому что свидетельство врага не принимается». См: «аль-Фатх» (3/293).

• Аль-Хафиз Ибн Хаджар написал: «Этот хадис служит доводом дозволенности характеризовать человека присущими ему хорошими или плохими чертами, если на это есть необходимость, и такой отзыв не относится к злословию». См:“аль-Фатх” (3/294)

Я говорю:

«Если праведные мусульмане являются доводом касательно тех, о ком они отозвались, то тем более имамы “дискредитации и подтверждения надежности” во всех поколениях представляют собой довод в отношении людей».

• Аль-Куртуби написал: «Каждое поколение — свидетель для последующего поколения». тафсир аль Куртуби (2/148)


Я приведу пример, связанный с современниками:

• Ибн Хаджар написал в жизнеописании аль-Мубарака ибн Абдуль-Джаббара: «Он — известный шейх, надежный передатчик многих хадисов. Причём никто не обратил внимания на то, что Мутаман ас-Саджи обвинил его во лжи». в “Лисан аль-мизан” (5/ 9, 10)

• Ибн Хаджар сообщил слова его современника ас-Сам‘ани: «Мой отец часто передавал от аль-Мубарака ибн АбдульДжаббара хадисы, от него также рассказывали хадисы Абу Тахир ас-Субхи, Абу аль-Ма‘али аль-Хульвани в Мерве и Исма‘иль ибн Мухаммад в Исфахане, и многие другие люди. Но Мутаман ас-Саджи был плохого мнения о нём. Он обвинял его во лжи и открыто говорил об этом. Я не видел никого из достойных доверия наших шейхов, кто разделял бы его мнение. Более того, я спросил многих учёных, таких как Абдуль-Ваххаб альАнматый, Ибн Насыр и другие, и они похвалили аль-Мубарака наилучшими отзывами, засвидетельствовали о его стремлении (в области хадисов), правдивости и верности».

Я говорю:

Если бы сведения от современников не служили доводом, то жители поздних поколений не знали бы о положении представителей ранних поколений, и оборвалась бы цепочка истории и познания событий достоверным путем. Вот почему учёные критикуют тех, кто рассказывает о случаях, которые они не застали лично и не слышали о них от жителей того времени. И пусть не пугают тебя громкие слова некоторых этих людей:
«В каждом поколении происходит борьба между равными мусульманами. Откуда нам знать, возможно, порицание и одобрение было именно в этом роде». Да, иногда некоторые учёные требующие знания несправедливо очерняют друг друга в своем кругу, однако это не противоречит упомянутым нами словам о том, что учёные каждого поколения являются доводов относительно жителей их времени, по нескольким причинам:
Во-первых, взаимная критика враждующих современников не принимается, однако принимается в отношении других.
Во-вторых, часто враждебные отношения равных людей касаются некоторых личностей и учёные обращают на это внимание. Поэтому последующие поколения знают о соперниках.
В-третьих, многие из этих враждующих современников раскаиваются и возвращаются к правильному пути, справедливости и беспристрастности.



Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение