(да благословит его Аллаh и приветствует)
Вся хвала Аллаhу – Господу миров, мир и благословения нашему доверенному посланнику Мухьаммаду, его семье, сподвижникам и да приветствует Он их многократным приветствием. А затем:
Поговорим о такой теме как «Адаб». Адаб – в арабском языке это использование человеком похвальных слов и похвальных действий. (1)
Говорит ибну Манзур: «Адаб называется адабом, потому что он призывает людей к тому, что похвально и запрещает людям то, что омерзительно.» (2)
Можно перевести слово «адаб», как благопристойность, поэтому будем использовать слово благопристойность. Что такое адаб понятно. Адаб бывает в отношении Аллаhа Пречист Он и Свят, в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует.
Если у человека его благопристойность на высоком уровне, то это признак того, что человек счастливый, а если у человека мало адаба, значит наоборот человек обречен на несчастья на погибель. (3)
‘Улямаъ (ученые) разделили адаб на 3 вида:
1) В отношении Аллаhа Пречист Он и Свят.
2) В отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует.
3) В отношении людей. (4)
Конечно, самую высокую степень занимает адаб в отношении Аллаhа Пречист Он и Свят, и вообще если человек имеет адаб в отношении Аллаhа, то он имеет и адаб в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и в отношении людей, а если у человека нет адаба в отношении Аллаhа, Пречист Он и Свят, то у него вообще нет адаба.
Сегодня с дозволения Пречистого Аллаhа мы поговорим о благопристойности в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и это будет нашей темой. Адаб выражается сердцем, языком и действием человека. Наша тема - это то, что обязательно (ваджиб) в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, (наша тема - ) о том, как мусульманин должен вести себя в отношении посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и да приветствует, потому что этот вопрос хромает у многих мусульман и они не знают как вести себя в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, хотя они и считают себя мусульманами. Когда кто-то оскорбляет пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и посягает на его честь, это их нисколько не трогает и не волнует.
Известно, что неверующие в Аллаhа Пречист Он и Свят и мунафикъи (лицемеры) посягали на честь пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и оскорбляли его, говоря о нем нехорошие вещи, и они не имеют адаба в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, с самого начала (его миссии). И сегодня тоже видно, что авторы, выпускающие газеты, журналы, учебники и интернет-сайты не знают как себя вести в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и посягают на его честь. Для того, чтобы знать об их вражде к нашему пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует, необязательно читать их газеты и учебники, потому что Аллаh Пречист Он и Свят сообщил нам о Своих врагах и соответственно наших врагах. Некоторые молодые люди ставят в укор - вот они (мусульмане) не знают реальность и не изучают планы врагов в тонкостях и т.д. Можно сказать так: если изучить Книгу Аллаhа, Пречист Он и Свят, и Сунну Посланника, да благословит его Аллаh и да приветствует, то ты будешь знать о врагах Аллаhа и врагах Исляма лучше, чем ты узнаешь из всех этих средств массовой информации, их книг и т.д.
Аллаh Пречист Он и Свят говорит в Къуръане:
«Аллаh лучше знает о ваших врагах» Ан-Нисаъ, 45.
И также Аллаh Пречист Он и Свят говорит:
«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания (христиане и иудеи) из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и будьте великодушны, пока Аллаh не явится со Своим повелением. Воистину, Аллаh способен на всякую вещь.» Аль-Бакъараh, 109.
Аллаh Пречист Он и Свят говорит:
«Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути АЛЛАhа. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне.» Аль-Анфаль, 36.
Человечество должно быть благодарно Аллаhу Пречист Он и Свят за пророка Мухьаммада, да благословит его Аллаh и да приветствует, которым закончилась цепь посланников и достаточно вспомнить какими были люди до прихода пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует. Какими были арабы и какими были наши народы до того, как пришел Мухьаммад, да благословит его Аллаh и да приветствует?
Поэтому Аллаh Пречист Он и Свят говорит:
«Аллаh уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.» Али ‘Имран, 164.
Адаб в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует - это вся религия. Тот, кто имеет её (благопристойность) - значит он любит Аллаhа Пречист Он и Свят и покорен Ему. Пророк Мухьаммад да благословит его Аллаh и да приветствует - это тот человек, который был послан как пример для всех нас, и если верующий человек живет в тени Къуръана и он идёт в караване следования за пророком, да благословит его Аллаh и да приветствует, во всем, и идет за светом пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует - тогда этот человек получит счастье в мире этом и в мире вечном. Если мы будем брать и перенимать его нравственность, изучать как он, да благословит его Аллаh и да приветствует, усердствовал на пути Аллаhа Пречист Он и Свят, и будем перенимать это, тогда эта умма оживет после духовной смерти.
То, как вели себя сподвижники с Мухьаммадом, да благословит его Аллаh и да приветствует - это пример для всех нас. Лучший в этой умме - Абу Бакр ас-Сыддикъ, да будет доволен им Аллаh, по свидетельству проока Мухьаммада да благословит его Аллаh и да приветствует, не за долго до своей смерти сказавшего: «Если бы я брал себе халиля, то взял бы Абу Бакра». Халиль - это человек, которого ты сильно любишь так, что эта любовь пронизывает сердце. Как вел себя Абу Бакр с пророком да благословит его Аллаh и да приветствует? Достаточно посмотреть один хадис, (чтобы понять разницу, между тем) как вели себя сподвижники и тем, как сегодня ведут себя мусульмане в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, хотя и заявляют, что любят пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и, что являются его уммой.
Саhль бин Са’д ас-Са’идий рассказывал: «Однажды посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, отправился (в Къуба - предместье Медины) к людям из племени бану ‘Амр бин ‘Ауф, чтобы примирить их друг с другом. (Одним из благих дел для мусульманина является улаживание конфликта между мусульманами, а там возник конфликт и дошел вплоть до того, что уже мог перерасти в какую-то стычку, и поэтому пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, пошел туда.) Между тем настало время молитвы, и муаззин явился к Абу Бакру с вопросом: «Будешь ли ты проводить молитву с людьми? Если да, то я объявлю о ее начале». Абу Бакр сказал: «Да», и приступил к молитве, а через некоторое время, когда люди еще продолжали молиться, вернулся посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаhа, и прошел к первому ряду, где и остановился. При этом люди стали хлопать в ладони (чтобы подать знак Абу Бакру), однако Абу Бакр никогда не смотрел по сторонам во время молитвы. (Абу Бакр не поворачивался в намазе, потому что пророк Мухьаммад, да благословит его Аллаh и да приветствует, учил тому, что поворачиваться направо и налево в намазе - это воровство шайтана и шайтан ворует из намаза.) Тем не менее, когда хлопать стали сильнее, он все же повернулся и увидел посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), который знаком показал ему, чтобы он оставался на своем месте. Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллаh, воздел руки к небу и возблагодарил Аллаhа за это веление посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) после чего стал отходить назад, пока не поравнялся со стоявшими в первом ряду, а посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) вышел вперед и завершил намаз. Закончив молитву, он спросил: «О, Абу Бакр, что помешало тебе остаться, если я сам велел тебе сделать это?» Абу Бакр ответил: «Не пристало Ибн Абу Къухафаh (Абу Бакру) молиться перед посланником Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа)!» Тогда посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) обратился к людям: «Почему вы так много хлопали в ладони? Пусть тот, кто во время своей молитвы увидит нечто, смущающее его, скажет: “Субхьана-Ллаh!” – и, если он произнесет эти слова, на него обратят внимание, что же касается хлопков, то это — для женщин!»» (5)
Почему же Абу Бакр назвал себя тут ибн абу Къухафаh (сын абу Къухафаh)? Для того, чтобы показать свое скромное положение перед пророком, да благословит его Аллаh и да приветствует. Он не сказал «не пристало Абу Бакру ас-Сыддикъу (правдивейшему)». Из этого видно, как они (сподвижники) вели себя по отношению к пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует. Этот маленький пример говорит о многом.
Другой пример можно привести с Абу Аййубом аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh. Мы знаем, что когда пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, делал hиджру в Медину, то сначала остановился в Къуба, а потом когда прибыл в Медину, то остановился в доме Абу Айюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh. Его дом был двухэтажный, не как сейчас конечно - перекрытия не бетонные, а из пальмовых веток. Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, был на нижнем этаже, а он с семьей на верхнем этаже, и он пришел к пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует и сказал: «Да будут мои мать и отец выкупом за тебя, я не могу так и не принимает моя душа, чтобы быть сверху тебя, а ты внизу», и тогда пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, ответил: «Ко мне приходят посетители, и удобно и мне и вам, если я буду внизу.» Так получилось, что ночью сломался и разлился кувшин у Абу Айюба аль-Ансари, а у них был один кусок материи, который они использовали в качестве одеяла. (Когда разлился кувшин) они взяли эту материю и начали вытирать ею воду (давая ей впитаться в эту материю), чтобы не дай Аллаh покапало на посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и да приветствует. Вот, как они относились к пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует. (6)
От того же Абу Айюба, да будет доволен им Аллаh, передают, что (когда) пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, остановился у него и расположился ниже Абу Айюба (расположившегося выше), то ночью Абу Айюб проснулся и сказал: «(Как же) мы (смеем) ходить над головой посланника Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует?!» — (после чего они) перестали ходить по центру комнаты, отошли в сторону и провели (остаток) ночи (там). Потом он (предложил) пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует, (перейти на более высокое место), но пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, сказал: «На низком (месте) удобнее». Тогда (Абу Айюб) воскликнул: «Я не поднимусь выше того навеса, под которым находишься ты!» — и пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, перешёл на высокое (место), а Абу Айюб — на низкое. (Абу Айюб) готовил для пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, еду и когда приносили обратно от пророка да благословит его Аллаh и да приветствует, он спрашивал о том, где пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, трогал пальцами и какие места, а потом брал и ел с этих же мест для получения баракаh. Мы знаем, что можно брать баракаh только от пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, и это его исключительная прерогатива, ни от кого больше после него ни от живых и ни от мертвых нельзя, только от пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует. Однажды, принесли (обратно) еду (в которой был чеснок) и (Абу Айюб) спросил, где трогал пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, и ему сказали: «Он не ел (этого)». Тогда (Абу Айюб) испугался и спросил: «Разве (есть чеснок) запретно?» Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, сказал: «Нет, но я чувствую к нему отвращение». На что (Абу Айюб) сказал: «Поистине, и я чувствую отвращение к тому, что отвратительно тебе (или: к тому, что вызвало у тебя отвращение)», (т.е. то, что не любимо пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует, сразу стало не любимо и Абу Айюбу, да будет доволен им Аллаh.) (Абу Айюб) сказал: «(А дело было в том, что) к пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует, являлись (посетители и ангелы)». (7)
(В одной из версий сказано, что Пророк, да благословит его Аллаh и да приветствует, сказал сподвижнику, отказавшемуся есть блюдо с чесноком по примеру пророка, да благословит его Аллаh и приветствует: «Ешь (это не запрещено), ибо, поистине, я (не ем этого только потому, что) веду тайные беседы с теми, с кем не (можешь) беседовать ты»
Потом передают про аль-‘Аббаса, дядю пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, что когда его спросили: «Кто старше ты или Мухьаммад, да благословит его Аллаh и да приветствует», он ответил: «Он старше, но я родился раньше него» (8), т.е. его адабом было, что он не мог сказать, что он старше пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует.
Анас передает, что когда сподвижники приходили к пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует, то они стучали в его дверь ногтями (9) - такое было благоговение, уважение и почитание у сподвижников в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует.
Давайте разберем би изниЛляhи Та’аля благонравие с пророком, да благословит его Аллаh и да приветствует: что это такое и (причины) почему нужно соблюдать благонравие с пророком, да благословит его Аллаh и да приветствует.
И мы просим Пречистого Аллаhа сделать это наше дело посвященным только Его благородному лику.
Да благословит Аллаh и да приветствует нашего пророка Мухьаммада, членов его семьи, его последователей и тех, кто последовал за ними наилучшим образом, до самого дня воскресения.
(да благословит его Аллаh и приветствует)
В Къуръане очень много мест, которые призывают вообще всех людей, у которых есть разум относиться благопристойно к пророку, да благословит его Аллаh и да приветствует. Каждый мусульманин, когда читает Къуръан чувствует, что это обязательно, и как это может быть не обязательно, если он совершеннейший образец и пример, который Аллаh Пречист Он и Свят послал к людям до судного дня. Умма наша почему отстала и унижена? Потому что она потеряла адаб в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует. Это заключается в частности в том, что люди не обращают внимания на его сунну и оставили его сиру, и не берут оттуда уроки, но берут себе наоборот в пример неверных и нечестивцев, только потому что у них есть в этом мире какие-то преимущества. Пусть даже это будут самые подлые люди, нечестивцы, слуги шайтана - они (невежественные мусульмане) все равно берут их образцом для подражания, сразу подхватывают что-то из их слов. Это причина почему умма сегодня унижена - потому что она далека от пути пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, от его сиры. Если они не вернутся, то это болото невежества будет продолжать свой зловонный запах и источать это заблуждение, а если же вернутся то наоборот, обретут счастье.
Ибн Теймия, да помилует его Аллаh, говорит: «У пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, есть такие права, которых нет ни у кого из людей. Всевышний Аллаh сделал для людей что-то в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, фардом или запретил для людей что-то в отношении пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует. Таких особенностей у пророка, да благословит его Аллаh и да приветствует, много, в частности когда упоминаем о нем, то нужно говорить «’алейhи ссоляту ва ссалям – да благословит его Аллаh и да приветствует», подчиняться его приказам и оставлять то, что он запретил безоговорочно, больше всех людей любить и почитать его, как никого другого и т.д.» (10)
____________________________________________________________________________________________________
(1) - «Фатхуль-Бари» 10/400.
(2) - «Лисануль-‘Араб» 1/60.
(3) - «Мадариджус-Саликин» 2/368.
(4) - «Мадариджус-Саликин» 2/356.
(5) - Аль-Бухари (684 – Фатх), Муслим 421.
(6) - Приводит ибну Исхакъ, как это передано в Сире ибну Хишама (2/144).
(7) - Муслим (2053).
(8) - «Сияр А’лям ан-Нубаля» (2/80)
(9) - Аль-Бухари в «Аль-Адабуль-Муфрад» (1080), и в цепочке передатчиков этого хадиса есть два неизвестных передатчика. Но у этого хадиса есть подкрепляющая версия от аль-Мугъираh, которую приводит аль-Хаким в «Ма’рифату ‘улюмиль-Хадис», и этот хадис назвал достоверным наш шейх аль-Альбани в «Ас-Сахихаh» (2091).
(10) - «Ас-Саримуль-Маслюль» (235).