Абу Ханифа сказал:
«Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”,
– впал в неверие (кафара). То же самое относится к тому, кто скажет:
“Он на Троне (аль-‘арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”».
«аль-Фикх аль-Абсат», стр. 46.
Милостивый вознесся на трон
Слова саляфов и древних имамов о том что Аллах над Своим Троном над небесами.
Из книги [для источников смотрите тут]:
Милостивый вознесся на трон الرحمن على العرش استوى
Сподвижники посланника Аллаха также не имели противоречий, что Милостивый превыше всех творений.
Ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифатуль улув» передал, что
Абдуллах ибн Масуд сказал:
«Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, чтобы вас помиловал Тот, кто на небесах».
Ибн Абд-аль-Бар в «Тамхиде» передал, что ибн Масуд сказал:
«Аллах превыше Своего Трона, и ваши деяния не скрыты от него».
Ибн Кудама также передал, что когда посланник Аллаха скончался, и мусульмане были в смятение,
Абу Бакр ас-Садик, для того чтобы успокоить людей, сказал:
«Кто поклонялся Мухаммаду (знайте), что Мухаммад умер, кто поклоняется Аллаху, Аллах на небесах, живой и Он никогда не умрёт».
И он также передал, что
Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала о вознесение:
«(Спрашивать) как, неразумно, (значение) вознесения (нам) понятно, подтвердить это, есть вера, отрицать это, есть неверие».
Мать правоверных
Зайнаб бинту Джахш, да будет доволен ею Аллах, похвалялась перед другими женами пророка:
«Вас поженили ваши семьи, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес».
И за ними в этой вере шли /
табеины/.
Имам Захаби передал с достоверной цепочкой передатчиков, что когда
Масрук передавал сообщение со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, он говорил:
«Рассказала мне правдивая дочь правдивого, любимица любимца Аллаха, оправдание которой (от клеветы снизошло) с семи небес».
Рабия ибн Абдуррахман сказал:
«Вознесение понятно, (вопрос) «как» не разумен, и от Аллаха это ниспослано, и посланником Его донесено (до нас), и мы (лишь) должны подтвердить это».
Ад-Даххак ибн Музахим сказал:
«Он на Троне, и его знание с ними». Это же передавалось от
Суфьяна Ас-Саури.
Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит сказал:
«Мы утверждаем, что Всевышний и Всеславный Аллах воссел - т.е. утвердился на Престоле».
И он также сказал:
«Тот, кто скажет, что он не знает, находиться ли Господь на небесах или на земле, тот неверный. Также (неверный) тот, кто скажет, что Он на троне, но он не знает на небесах ли трон, или на земле».
Ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбат сифаталь улув» передал, что Абу Ханифа сказал:
«Тот, кто станет отрицать, что Аллах на небесах, тот совершает неверие (или становится неверным)».
Захаби передал от Хакима ибн Абдуллаха аль-Бальхи, что у Абу Ханифы спросили о человеке, который говорит, что он не знает Господь в небесах или на земле. Абу Ханифа ответил:
«Он совершает неверие! Аллах говорит: «Милостивый вознесся на Трон». И Его Трон выше небес». Далее у Абу Ханифы уточнили, а как быть, если человек признает, что Он вознесся на Трон, но при этом говорит, что не знает Трон над небесами или на земле? Имам ответил:
«Если станет отрицать, что Он (Трон) на небесах, то совершает неверие».
Имам Малик ибн Анaс сказал:
«Аллах над небесами, а Его знания повсюду».
Однажды один человек спросил имама Малика:
«Милостивый вознесся на Трон», как так вознесся? Имам ответил:
«Что Он вознесся, о том известно, а на вопрос «как» о Нем, разум ответить не может. Спрашивать об этом, пагубное нововведение. В это веровать обязательно, а ты, я думаю, из числа заблудших. Долой с глаз моих!».
Имам Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Кайравани аль-Малики (ум в 386 х.) сказал:
«Среди того, во что следует веровать в сердце своем и высказывать языком: Что Он (Аллах) - на славном престоле своем сущностью, и во всяком месте благодаря Своему знанию».
Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи сказал:
«Он на Своём Троне, как Он Сам Себя описал».
На вопрос «Как нам познать нашего Господа?»,
Абдуллах ибн Мубарак ответил:
«(Он) над небесами над Троном, отделен от творений. И мы не говорим подобно джахмитам, что Он там-то».
Имам Абу Бакр Абдуллах ибн Аз-Зубайр аль-Кураши аль-Хумайди (ум в 219 х.):
«Мы говорим, что Милостивый вознесся на Трон. Кто возомнит нечто помимо этого, является джахмитом, искажающим сифаты».
Вахб ибн Джарир сказал:
«Джахмиты еретики, они хотят (чтобы мы сказали), что Он не вознесся на Трон».
Абдуррахман ибн Амр ад-Дабби, басрийский ученый, упомянув джахмитов, сказал:
«Их высказываний хуже слов иудеев и христиан. Иудеи и христиане, люди (других) религий, наряду с мусульманами считают, что Аллах над Своим Троном. А они говорят, Он не над чем».
Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал:
«Описывайте Аллаха точно также как Он Сам Себя описал. Отвергайте (в отношении Его) все то, что Он Сам от Себя отверг».
Ибн Абу Йала передал от Абу Бакра аль-Марвази: «Я спросил имама Ахмада о хадисах, которые отрицают джахмиты. Хадисы о /сифатах/ Аллаха, о том, что Его увидят (на том свете), о /исра/ и о /арше/. Он сказал, что все они достоверные и добавил:
«Умма встретила подобные предания, приняв их. Эти хадисы надо принять, как они и пришли».
Усман ибн Саид аль-Дарими (ум в 280 х.):
«Мусульмане и не мусульмане единодушны в том, что Аллах над небесами». И он также сказал:
«И мусульмане сошлись во мнение, что Аллах над троном, (который) над Его небесами».
Имам Абу Бакр аль-Аджурри (260-360 х.):
«И вера, которую приняли ученые, заключается в том, что Аллах над Своим Троном, (который) над Его небесами, и Его знания охватывают каждую вещь».
Имам Абу Зура Убейдуллах ибн Абдулькарим ар-Рази (ум в 264 х.) и
имам Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис ар-Рази[/B] (ум 277 х.): «Аллах Азиз и Джалиль над Своим Троном, отделен от Своих творений».
Имам Абуль Фатх Наср ибн Ибрахим ибн Наср ибн Ибрахим аль-Макдиси ан-Наблуси (ум в 490 х.): «Всевышний Аллах вознесся на Свой Трон. Он отделен от своих творений».
Имам Мухаммад ибн Ахмад Абу Али аль-Хашими аль-Багдади (ум в 428 х.): «Аллах вознесся на Свой Трон. Ему принадлежит власть над всем, и Его знания объемлет всё».
Шейх уль-Ислам Исмаил ибн Абдуррахман аль-Нейсабури, Абу Осман ас-Сабуни (ум в 449 х.): «Я свидетельствую, что Аллах Всевышний вознесся на Свой Трон».
Имам ибн Джурайдж, муфтий Хиджаза (ум в 150 х.): «Его Трон был на воде, до того как Он создал творения».
Имам Аузаи (88-157 х.) сказал: «Мы и /табеины/ в один голос говорили Аллах Всевышний над Своим Троном, и мы верим в то, что пришло в /сунне/ насчет Его атрибутов».
Шейх Насируль-Ислам Абуль Хаттаб Махфуз ибн Ахмад ибн Хасан аль-Келувазани аль-Ханбали (ум в 510 х.): «(И меня спросили) Он (Аллах) повсюду? Я ответил: «Пространства не объемлют Господа Моего». Сказали: «Принимаешь ли ты, что Владелец Трона вознесся (на него)?» Я сказал: «Да это истина, мой Господин мне так сказал». Сказали: «Так скажи нам, что означает Его вознесение?» Я сказал им: «Нет, это вопрос преступивших границу».
Мукатил ибн Хайан, ученый Хорасана (умер приблизительно в 150 х.) об аяте Всевышнего «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» сказал: «Он на Своём Троне, а Его знание рядом с ними».
Кутайба ибн Саид, шейх Хорасана (150-240 х.) сказал: «Это слова имамов ислама, сунны и джамаат: «Знайте, что наш Господь над 7-ю небесами, на своём Троне, как Он и сказал (в Коране): «Милостивый вознесся на Трон».
Имамуль-авлия Сеид АбдульКадир аль-Джейлани аль-Ханбали (ум в 561 х.) сказал: «Аллах Тааля превыше Трона. (Его) знания охватывает вещи».
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Исфахани сказал: «Я слышал как Абу Зуру ар-Рази (264 х.) спросили о толкование аята «Милостивый вознесся на Трон», он разгневался и сказал: «Толкование такое же, как и (твоё) чтение. Он на Троне, и Его знания охватывают все сущее, и да падет проклятие Аллаха на того, кто скажет нечто противоречащее этому».
Хусайн ибн Мухаммад ибн Харис сказал: «Я слышал как Али ибн Мадини (ум в 234 х.) спросили: «Что говорит (ахле сунна Валь) джамаат?». Он ответил: «(Мы) веруем в то, что Аллах будет виден (в судный день и в раю), в речь (Аллаха Всевышнего), и в то, что Аллах вознесся над небесами на Трон».
Шейхуль-Ислам, имам ас-сунны Ахмад ибн Ханбаль (164-241 х.) сказал: «Он на своём Троне и ничего не скрыто от его знания».
Кади Абуль Хусайн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хусайн аль-Фара аль-Ханбали аль-Багдади сказал: «И Он (Господь) снисходит на низшее небо земли, как и сказал посланник Аллаха: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу». Это текст хадиса от Бухари. И это предание о нисхождение передали Ахмад, Малик, Бухари, Муслим, Абу Иса ат-Тирмизи, Абу Дауд, ибн Хузайма, Даракутни и (другие) имамы мусульман».
Имам Малик ибн Анас сказал: «Аллах над небесами и Его знания повсюду. Кто будет верить, что Аллах в небесах, и они Его окутывают, что Он нуждается в Троне или в каком-либо другом творение, что Он вознесся на Трон подобно тому, как творения восходят на сидения, тот погрязший в заблуждение, невежа и из людей /биды/. Тот, кто скажет, что нет Аллаха выше небес, которому поклоняются, что нет над Троном Аллаха, которому поклоняются и к Которому возносят молитвы, что Мухаммад не совершал мерадж к Всевышнему, что Коран не снизошел от Господа, тот заблудший еретик, из приверженцев нововведений, фараон из числа /муатилла/».