Сорок хадисов об установлениях шариата, касающихся женщин
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Пребывание женщины в своём доме лучше для неё, чем выходить из дому, даже если речь идёт об отправлении в мечеть.
1 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не запрещайте своим женщинам (ходить) в мечети. Однако, их дома лучше[1] для них”».[2] Абу Дауд (567) и Ибн Хузайма (1592). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7458, «Мишкатуль-масабих» 1062, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 343.
_______________________________________
[1] То есть их молитва у себя дома лучше, чем молитва в мечети. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/193.
[2] Имам аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, в комментарии к словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «...хоть (совершать молитву) в своих домах лучше для них», сказал: «То есть, их молитвы в своих домах лучше для них, нежели совершение ими молитв в мечети, если бы только они знали это. Но они не знают этого и просятся пойти в мечеть для коллективной молитвы, убеждённые в том, что их награда в мечети больше. А причина же, по которой женщинам лучше совершать молитву дома заключается в том, что так обеспечивается безопасность от искушения и соблазна. Особенно это актуально сейчас, когда женщины стали принаряжаться и выставлять напоказ свои красоты и украшения, (которые должны быть скрыты)». См. «Нейль аль-аутар» 3/157.
Следует отметить, что имам аш-Шаукани родился в 1795 году и умер в 1839. То есть, он написал эти строки 200 лет назад.
Хафиз Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, комментируя хадис: «Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом, превосходит ту молитву, которую он совершает у себя дома или у себя на рынке, в двадцать пять раз…». (аль-Бухари 647), сказал: «В этом хадисе указание на то, что молитва женщины, совершаемая вместе с коллективом, не превосходит кратно (иные молитвы), поскольку молитва, совершаемая ею в своём доме для нее лучше и предпочтительней». См. «Фатхуль-Бари» 4/34.
А хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, разъясняя хадис о семерых, которых Аллах укроет в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его, один из которых – мужчина «сердце которого подвешено в мечетях», высказал мнение, что это касается исключительно мужчин, поскольку для женщины лучшим является совершение молитвы у себя дома, а не в мечети. См. «Фатхуль-Бари» 2/147.
Дозволенность женщинам выходить по своей нужде
2 – Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды,) уже после того, как (мусульманкам было вменено в обязанность ношение) покрывала, Сауда, да будет доволен ею Аллах, вышла (из дома) по нужде. Она была крупной женщиной, и (покрывало) не мешало знавшим (Сауду) узнавать её. Увидев её, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить (неузнанной)!” - и Сауда вернулась обратно в то время, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ужинавший в моём доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла (ко мне) и сказала: “О Посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то”. После этого Аллах начал ниспосылать (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) откровение, а когда ниспослание закончилось, кость всё ещё находилась в его руке, так как он не положил её, и (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вам[1] было разрешено выходить по своим надобностям”[2]». аль-Бухари 4795 и Муслим 2170.
______________________________________
[1] Имеются в виду женщины.
[2] Один из передатчиков этого хадиса Хишам сказал: «То есть для справления большой нужды».
Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» сказал: «Сказал Ибн Батталь: “Толкование этого хадиса таково, что женщинам разрешено заниматься делами, соответствующими их нуждам”».
Разъяснение того пагубного, что заключается в выходе женщины из дому.
3 – ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Всевышний Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Вся) женщина является ‘ауратом, и когда она выходит из своего дома, шайтан начинает на неё заглядываться и искушать её,[1] а ближе всего к лику своего Господа она находится тогда, когда пребывает в глубине своего дома». ат-Тирмизи (1173), Ибн Хузайма (1593, 1594), Ибн Хиббан (5599). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6690, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 346, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 3045, «Сахих Ибн Хузайма» 1685, «Ирвауль-гъалиль» 1/303.
________________________________________
[1] То есть он смотрит на неё с вожделением и подстрекает к соблазну. В основе же слово «الاستشراف » означает: «ставить руку над бровями и поднимать голову для того, чтобы посмотреть». См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1/260.
Шейх ‘Али аль-Къари сказал: «То есть украшает её в глазах мужчин. Также говорят, что имеется в виду, что он смотрит на неё для того, чтобы соблазнить её и соблазнить ею других». См. «аль-Миркъат» 3/411.
Женщина не должна выходить из дома без позволения своего мужа, а если он не позволит, ей не дозволено выходить
4 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
– Жена ‘Умара (ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах,) обычно присутствовала на утренней и вечерней молитвах в мечети, совместно с другими, и (однажды) ей сказали: «Почему ты выходишь (на молитву), когда ты знаешь, что ‘Умару не нравится это и он проявляет ревность?» Она спросила: «А что ему мешает запретить мне (это)?» Он сказал: «Ему мешают (запретить тебе это) слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Не воспрещайте рабыням Аллаха (посещать) мечети Аллаха”». аль-Бухари (900).
Отказ женщин от использования благовоний и подобных вещей при отправлении в мечеть или в другие места.
5 – Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если какая-либо женщина надушится благовониями, а затем пройдёт мимо людей для того, чтобы они почувствовали её запах, то она такая-то и такая-то”, и он высказался очень жёстко».
В другой версии сказано: « … то она – прелюбодейка».[1] Абу Дауд (4173), ат-Тирмизи (2786) и ан-Насаи (8/153). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6690, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 346, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 3045, «Сахих Ибн Хузайма» 1685, «Ирвауль-гъалиль» 1/303.
______________________________________________
[1] Ибн Хузайма в своём «Сахихе» (3/91), в отношении этого хадиса сказал: «Женщину, умастившуюся благовонием, чтобы этот запах почуяли мужчины, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал прелюбодейкой. Однако этот поступок не влечёт наказания плетьми или забивание камнями. Если бы сравнение в именовании прелюбодейкой было бы в равнозначности греха, то надушившуюся было бы обязательно наказать так же, как и истинную прелюбодейку….
Т.е. данный хадис является устрашением, в котором этот запрет именуется прелюбодеянием, как подобным образом именуются в разных хадисах и прочие грехи, влекущие прелюбодеяние в его истинном смысле, как например хадис: “Прелюбодеянием языка, являются слова” (Абу аш-Шейх. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3576). Или хадис: “Прелюбодеянием глаз, является взгляд” (Ибн Са’д, ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3575). Также правильно понять помогут упомянутый хадис слова имама аль-Мунави, который сказал: «Если женщина умастится благовониями и пройдёт мимо сообщества мужчин, то она вызывает тем самым у мужчин страсть своим благовонием, после чего те начинают бросать на неё взоры. А каждый, кто смотрит на неё, совершает прелюбодеяние своим зрением. По этой причине она тоже несёт ответственность за этот грех, ибо она побудила их к этому. Следовательно, она является причиной совершения прелюбодеяния глазами, а значит и сама прелюбодейка». См. «Файдуль-Къадир» 5/27. Как стало ясно, смысл хадиса в сравнении этого греха с прелюбодеянием для устрашения и указания на тяжесть его греха, поскольку все это из числа тех вещей, которые могут стать причиной настоящего прелюбодеяния.
Использовать женщинам духи и различные благовония дозволено, но только дома и только перед близкими родственниками, как муж, отец, мать, брат, сестра, сын, дочь, бабушка, дедушка, а в присутствии остальных близких родственников/махарим/ лучше этого не делать, потому что с такими родственниками дозволено уединение, а если это будет с использованием благовоний и украшений, то это может привести к наущению шайтана.
О запрещении женщинам выставлять на показ красоту при выходе из дома.
6 – Передают со слов Фадаля ибн ‘Убайда, да будет доволен им Всевышний Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О троих не стоит спрашивать: (это) человек, который оставил общину мусульман, ослушался своего правителя и умер в ослушании; рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли; и женщина, муж которой уехал, оставив ей (достаточно) провизии, а она (в его отсутствие) стала наряжаться/табарраджат[1]/. О них даже не спрашивай![2]» Ахмад (6/19), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (590) и аль-Хаким (1/119). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3058, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1887, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 458, «Джильбабу аль-маръатиль-муслима» 119.
_________________________________________________
[1] «Табаррудж» - выставление женщиной своей красоты напоказ другим и наряжение её для (посторонних) мужчин.
[2] Аль-Мунави о словах: «О троих даже не спрашивай» сказал: «Т.е. они из числа погибших». См. «Файдуль-Къадир» 3521.
Запретность для женщин отправляться в поездку без сопровождения близкого родственника/махрам[1]/
7 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не выходит женщина в путь, кроме как в сопровождении близкого родственника/махрам/”. (Услышав эти слова), один человек сказал: “О Посланник Аллаха, поистине, я хочу вступить в войско (для участия) в таком-то (походе), а моя жена (собралась) отправиться в хаджж”. (На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Отправляйся вместе с ней”».[2] аль-Бухари (1862), Муслим (1341).
______________________________________________
[1] Имеются в виду близкие родственники, с которыми в соответствии с шариатом запрещены браки.
[2] Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Что объединяет смысл всех хадисов (данной темы), несмотря на различие их содержания, это то, что женщине запрещается любой путь, в котором есть опасение искушения/фитна/, кроме как с махрамом или мужем, будь этот путь короткий или длинный!» См. «аль-Истизкар» 27/274.
Имам ан-Навави сказал: «Итог таков: всё, что именуется путём, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама». См. «Шарх Сахих Муслим» 9/103.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Запрет на путешествие женщины в одиночку связан со временем. И если она преодолеет в одиночку расстояние часа за целый день, то на это тоже распространяется запрет». См. «Фатхуль-Бари» 2/660.
Хафиз Ибн Хаджар также передал, что имам аль-Багъави сказал: «Нет разногласий в том, что женщина не должна выходить в путь, который не является обязательным кроме как с мужем или махрамами. Исключением является неверная, которая приняла Ислам в стране неверных или пленница, которая освободилась». После его слов Ибн Хаджар сказал: «Другие добавляли к этому: “Или женщина, которая отбилась от спутников, которую нашёл достойный мужчина. Дозволено ему сопроводить её, пока она не догонит спутников”». См. «Фатхуль-Бари» 4/76.
Выделение в мечети отдельной двери для женщин
8 – Передают со слов Нафи’а о том, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы мы оставили эту дверь[1] для женщин”».
Нафи’ сказал: «И Ибн ‘Умар до самой смерти никогда не заходил через неё (в мечеть)». Абу Дауд (462, 571). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5258.
_____________________________________________
[1] То есть ту дверь, на которую указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку это было бы лучше, для того, чтобы женщины и мужчины не смешивались при входе и выходе из мечети. См. «‘Аун аль-Ма’буд».
Середина дороги не предназначена для женщин
9 – Передают со слов Абу Усайда аль-Ансари о том, что он слышал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые он произнёс, выйдя из мечети (и увидев), что на дороге мужчины смешались вместе с женщинами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к женщинам (со следующими словами): «Задержитесь, ибо вам не следует идти посреди дороги! Вам следует идти по краям дороги!» (Услышав эти слова), женщины начали идти (по дороге), столь плотно прижимаясь к стенам, что из-за этого их одежда стала касаться стены. Абу Дауд (5272). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 929, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 856, «Мишкатуль-масабих» 4727.
Женщины совершают обход вокруг Каабы, не смешиваясь с мужчинами
10 – Сообщается, что Ибн Джурайдж сказал:
– Сообщил мне ‘Атаъ (ибн Абу Рабах), что когда Ибн Хишам[1] запретил женщинам совершать обход вокруг Каабы вместе с мужчинами, он (‘Атаъ) сказал: «Как он может им запрещать, ведь жёны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, совершали обход вместе с мужчинами?![2]» Я (Ибн Джурайдж) спросил: «Это произошло после (ниспослания аята) о покрывале или до этого?[3]» Он сказал: «Да, конечно, я застал это после (ниспослания аята) о покрывале[4]». Я (Ибн Джурайдж) спросил: «А как же они смешивались с мужчинами?» Он ответил: «Они не смешивались (с ними)! ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, обычно совершала обход, находясь в стороне от мужчин, не смешиваясь с ними». аль-Бухари (1618).
_______________________________________________
[1] Это был Ибрахим ибн Хишам ибн Исма’иль ибн Хишам ибн аль-Валид аль-Махзуми. Он был амиром в Мекке во времена правления Хишама ибн ‘Абдуль-Малика ибн Марвана и был его дядей со стороны матери. См. «Манхатуль-Бари» 4/107.
[2] То есть, не смешиваясь с ними. См. «Фатхуль-Бари» 3/544.
[3] То есть, они совершали обход вокруг Каабы совместно с мужчинами после ниспослания аята о покрывале? Имеется в виду аят, в котором сказано: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры» (ан-Нур, 24:31) или другой аят: «Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу» (аль-Ахзаб, 33:53). См. «Манхатуль-Бари» 4/107.
[4] То есть, их обход вокруг Каабы. См. «Манхатуль-Бари» 4/107.