Салам алейкум брат мой Бурхан)
Инша-Аллах постараюсь еще раз пояснить, что я именно имею в виду.
Дело в том, что я не говорю: нельзя называть нововведением то, что действительно является нововведением, даже если такого мнения придерживался самый знающий имам.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Многие муджтахиды из числа саляфов и последующих поколений говорили или делали то, что являлось нововведением! Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными. Или по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, или по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошел текст Коран и Сунны”. См. “Ма’аридж аль-усуль” 43.
Так вот, говоря что то или иное деяние является нововведением, это не означает что мы обвиняем имама сказавшего об этом же мнении в нововведении, поскольку он мог просто ошибиться в своем иджтихаде и ему запишется инша-Аллах одна награда.
Однако тот, кто узнал что его мнение ошибочно и явно противоречит Корану и Сунне, не имеет оправдания и не может следовать за этим имамом в данном вопросе.
НО, есть такие вопросы, относительно которых неоднозначно мнение, несмотря на то, что ИСТИНА только одна и на это множество указаний есть, как в Коране, так и в Сунне.
И также нам известно, что разногласия были и во времена сподвижников. И среди их мнений были либо ошибочные, либо истинные. Имам Малик говорил: “Нет в разногласии сподвижников никакой широты, есть правильное мнение или же ошибочное!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/905.
Имам аль-Музани сказал: “И среди сподвижников были разногласия, и они указывали на ошибки друг друга, и они смотрели на высказывания друг друга. И если бы все их слова были истиной для них, то они не поступали бы так!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/911.
НО, также среди спорных вопросов есть приемлемые разногласия, относительно которых сложно сказать что является правильным, а что нет, даже некоторым ученым, как например имам ан-Науауи который так и не определился, какое мнение сильнее, что саджда делать надо на руки или же на колени. Но конечно же есть и такие спорные вопросы, ошибочность которых явно видна.
И не каждый ошибочный вопрос именуется нововведением, особенно когда в этом вопросе были сильные разногласия среди ученых, а не просто когда некий ученый допустил ошибку в каком-то вопросе и все ученые сошлись на том, что это ошибочное и отклоненное (шазз) мнение.
Приведу слова ученых на то, о чем ты просил пояснить:
Хафс ибн Гъияс рассказывал: “Я слышал, как Суфьян ас-Саури сказал: «Если ты увидишь человека, совершающего то, в отношении чего есть разногласия, тогда как ты считаешь этот поступок запрещенным, то не запрещай этого ему!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/368.
Также Суфьян ас-Саури сказал: “То, относительно чего разногласили факъихи, то я не запрещаю своим братьям следовать этому”. аль-Хатыб аль-Багъдади в “аль-Факъих уаль-мутафаккъих” 2/69.
Яхъя ибн Ма’ин говорил: "Запрет набиза достоверен, однако я воздерживаюсь от его запрещения, поскольку его пили праведные люди, опираясь на достоверные хадисы, и запрещали его праведные люди, опираясь на достоверные хадисы!" См. "ас-Сияр" 11/88.
Имам Ибн Къудама аль-Макъдиси сказал: “Для того, чтобы порицать порицаемое, его условием является, чтобы это порицаемое было явным, не являющимся следствием иджтихада! И все, что является следствием иджтихада, то нет за это упрека”. См. “Мухтиасар Минхадж аль-къасидин” 113.
Имам Ахмад говорил: “Не следует факъиху побуждать людей следовать своему мазхабу и быть строгим в этом!”
Главу, в которой привел эти слова Ахмада, имам Ибн Муфлих назвал так: “Нет порицания тому, кто проявил иджтихад во второстепенном вопросе, в котором приемлем иджтихад!” См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/186.
Имам ан-Науауи сказал: “Разногласия между сподвижниками и таби’инами было всегда, и никто из них не порицал друг друга, однако они порицали тех, кто противоречил тексту Корана и Сунны, иджма'у или правильному къиясу (аналогии)”. См. “Танбих аль-гъафилин” 101.
НО, эти слова имамов следует правильно понимать, так как разногласия были практически во всех вопросах и это мудрость Всевышнего Аллаха, который сделал так, что есть разногласие, хоть в своей основе разногласия вещь не хорошая. Имам аль-Хаттаби, разъясняя мудрость разногласия в мире этом, сказал: “Если бы не было разногласий, и каждая вещь была бы названа своим именем – дозволенным или запретным, то не было бы испытания! Исчезло бы проявление усердия в достижении истины, все люди были бы равны между собой, а достоинство ученых бы пропало!” См. “А’лямуль-хадис” 1/218.
И не может каждый человек взять в спорном вопросе мнение какого-либо ученного и сказать, что в этом вопросе есть разногласие и поэтому он его придерживается и что в этом мол нет проблем. Истину сказал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр: “Разногласие не является доводом ни у кого из известных мне факъихов уммы. Это является доводом только для того, у кого нет понимания!” См. «аль-Джами’» 2/299.
Ма’мар ибн Рашид говорил: “Если человек последует высказыванию мединцев в отношении дозволенности слушания песен и совершении полового акта с женщиной через анальный проход, а также последует словам мекканцев относительно дозволенности временного брака, а куфийцам в отношении дозволенности одурманивающего, то он станет наихудшим из рабов Аллаха!” См. “Тальхис аль-хабир” 3/187.
Теперь подводим с соизволения Аллаха итог этим словам ученых:
На первый взгляд может показаться что эти слова ученых противоречат друг друга, особенно слова, в которых говорится что в спорном вопросе не следует порицать и т.п.
Однако по милости Аллаха нет ничего не ясного, ибо речь идет именно о тех спорных вопросах, которые касаются ОТВЕТВЛЕНИЙ (фуру’), а не основ, и относительно чего нет прямого текста в Коране, Сунне и единогласного мнения!
Например, возьмем мнение Ибн Хазма о дозволенности музыки, оно никак не может быть принято и считаться приемлемым разногласием, так как противоречит Корану и пониманию сподвижников, а также Сунне и единогласному мнению ученых!
Также, например и мнение ханафитов, что совершеннолетняя девушка может выдать замуж себя без уалия. И это противоречит множеству прямых указаний от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Нет никаха без уалия».
По этой причине следует тут отметить, что неправильно говорить: "Нет порицания в спорных вопросах" (Ля инкара фи масаиль аль-хиляф), а правильно говорить: "Нет порицания в вопросах иджтихада!" (Ля инкара фи масаиль аль-иджтихад).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Слова некоторых: "Нет порицания в спорных вопросах" не является правильным!
Если, например некое слово противоречит Сунне или иджма’у, то это является необходимым порицать по единогласию.
Однако если в этом вопросе (спорном) нет противоречия Сунне или иджма’у, и иджтихад является в этом вопросе приемлемым, то не следует выражать порицание тому, кто поступает так, будь это муджтахид или мукъаллид.
Поистине, неясность в этом вопросе произошла по причине тех, кто посчитал, что вопросы разногласия и вопросы иджтихада – это одно и то же.
Правильным же является то, на чем вся умма, что на вопросы иджтихада можно опираться, если нет прямых доводов, в соответствии с которыми необходимо поступать, как достоверный хадис, которому нет ничего противоречащего в определенной теме”. См. “Баян ад-далиль” 210-211.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “В вопросах иджтихада нельзя порицать с помощью руки (т.е. силой)! И никто не имеет права обязывать следовать какому-либо вопросу иджтихада, однако можно обсуждать это с помощью научных доводов. И тот, для кого станет ясным правильность одного из мнений, пусть следует ему. А что касается того, кто доверяет другому мнению, то нельзя его порицать”. См. “Маджму’уль-фатауа” 30/80.
И если все сказанное стало ясно, то вернемся к вопросу полоски в мечети.
Вопрос:
1 – Этот вопрос из основных вопросов религии или же ответвлений?!
2 – В этом вопросе есть прямой довод, которому какая-та из сторон противоречит?!
Я хочу получить ответ на эти два вопроса)
Далее, если ты брат мой скажешь, что это противоречит основам, так я скажу, что в этих основах все ученые ахлю-Сунна единогласны, однако разногласие в том, противоречит ли на самом деле это основам или нет!
Ты скажешь, что этого саляфы не делали имея возможность, и этот довод сильный, однако сторонники дозволенности полоски в мечети для выравнивания рядов могут сказать, что не делая этого, саляфы это и не запрещали, и отнесут это к так сказать к средству достижения и улучшения самого поклонения. Например, как они это сравнивают с чтением намаза через микрофон и азаном через микрофон или включением ламп на ночных намазах для освещения мечетей, чего не было во времена саляфов, или как издание Корана с содержанием и с огласовками таджуида для упрощения чтения и максимального приближения чтения более правильному даже простых мусульман и т.п.
И если бы мнение таких учёных, как Ибн Баз, Афифи, Усаймин и Джибрин было бы явно ошибочным и отклоненным, то их не поддержали бы и другие шейхи в этом.
Итог:
Я тоже склонился к тому мнению, что эти полоски не нужны в мечетях, и что это имам должен следить за выравниванием рядов.
Однако я говорю о том, что не следует именовать это нововведением и порицать тех, кто склонится к этому мнению!
Дело в том, что ошибку этой группы ученых указывают другие ученые, которых меньшинство и которые не имеют при этом какого-либо прямого текста.
Это вопрос иджтихада, хочешь брат мой ты этого или нет. Максимум что ты можешь сделать, так это сказать что лучше так не делать, ибо некоторые ученые, как шейх аль-Альбани и его ученики, это называли нововведением, а другие ученые это дозволяли.
Если я ошибаюсь братья, то поправьте)
Барака-Ллаху фикум.