Утверждение данного правила среди последователей Сунны так же очевидно, как ясно солнце в полдень. На это указывает факт непринятия ими поношения в адрес сподвижников Посланника Аллаха ﷺ.
Они также считают, что произошедшие между некоторыми сподвижниками конфликты не служат основанием их порицания, поскольку эти ошибки утопают во множестве их достоинств и они раскаялись за это, а раскаяние является покаянием.
К тому же их поступки были совершены по причине самостоятельного решения в достижении истины, и кто вынес правильное решение, тому полагается две награды, а кто ошибся - одна награда. Это правило также включает в себя мусульман, которые пришли после сподвижников, следуя их пути, из числа обладателей знания, справедливости и достоинства.
Имам Ахмад сказал: "Если доказана праведность человека, то в его отношении не принимается порицание кого-либо, пока не выяснится этот факт бесспорным образом". См. "Тахзиб ат-Тахзиб" (7/273).
Ибн аль-Мубарак сказал: "Если достоинства человека преобладают над его недостатками, тогда не упоминаются его недостатки, а если они имеют перевес над его достоинствами, тогда не упоминаются его достоинства". См. "Сияр а‘лям ан-нубаля" (8/398).
Ибн Абдуль-Барр написал: "Если у кого-то подтверждена его праведность, доказана верность в знании, выявлена надежность и забота об исламских науках, в таком случае не следует обращать внимание на чью-либо критику в его адрес, только если он не заверит свое порицание приемлемым аргументом посредством свидетельства, будучи очевидцем этого. Данный аргумент должен указывать на правдивость его слов, исходя из отсутствия в нём таких качеств, как ненависть, зависть, вражда, соперничество, - из его отдаленности от всех этих качеств. Именно это становится причиной принятия слов очерняющего человека со стороны фикха (исламского права) и рассмотрения". "Джами баян аль-ильм уа фадлих" (2/1093).
Он также написал: "Группа учёных и имамов в науке хадисов, которые обладают осведомленностью в области фикха и рассмотрения положений придерживаются следующего мнения: не принимается критика Ибн Ма‘ина и других в адрес того, кто хорошо известен своим знанием, а также истинно обладает праведностью и пониманием. Исключением служит случай, когда выясняется основание для порицания человека - в соответствии с тем, что дозволяется из дискредитации со стороны праведного человека, проявляющего надежность в свидетельствах. Именно в этом мнении нужно быть убежденным, и нельзя обращать внимание на противоречащие ему суждения". "ат-Тамхид" (2/34).
Ибн Хаджар передал следующие слова Ибн Джарира: "Если бы в отношении каждого, кого обвинили в приверженности плохому учению, принималось бы данное обвинение, а на основе этого была бы подорвана степень его праведности и отменена действительность его свидетельства, тогда бы необходимо было оставить большую часть мухаддисов разных местностей. Ведь каждого из них люди причислили к тому, что вызывает неприязнь к нему". См. Предисловие к "аль-Фатх", "Хадью ас-сари мукаддимат фатх аль-Бари" (стр. 605).
Ибн Таймийя написал: "Следует знать, что никто из имамов, получивших общее признание в мусульманской общине, не желает намеренно противоречить Посланнику Аллаха ﷺ в чем-нибудь из тонких или явных значений его Сунны. Однако если кому-то из них принадлежит мнение, которое полностью не соответствует переданному хадису, в таком случае у него обязательно есть оправдание. Все уважительные причины заключаются в трех видах: 1. Имам не считает, что Пророк ﷺ произнес те слова; 2. Он не считает, что Пророк имел в виду под теми словами именно тот вопрос (в котором имам высказал мнение, противоречащее хадису); 3. Он убежден, что положение, упомянутое в хадисе, отменено". "Маджму‘ аль-фатауа" (20/232).
Он также написал: "Кто обладает хорошим общим отзывом мусульманской общины: его хвалят и говорят одобрительные слова о нём среди большинства разных людей, - те являются имамами руководства и светочами во мраке. Их ошибки малочисленны по сравнению с их правильными действиями и мнениями. Большая часть их ошибок связана с вопросами иджтихада, в которых они заслуживают оправдание. Именно они следуют знаниям и справедливости, отдаляясь от невежества и несправедливости, от предположений и пристрастий". "Маджму‘ аль-фатауа" (5/271).
Имам аз-Захаби написал: "Если кто-нибудь из больших учёных-имамов имеет многие правильные мнения, а также известно о его стремлении к истине, большом познании, явной сообразительности, праведности, набожности и следовании Сунне, тогда прощаются все его оплошности, а мы не обвиняем его в заблуждении, не очерняем и не забываем его достоинства. Да, несомненно, мы не следуем за ним в его нововведениях и ошибках, но надеемся, что он покается за это". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (5/271).
Он также написал: "Мы отрекаемся перед Аллахом от пристрастия и нововведений, и выражаем свою любовь к Сунне и к её приверженцам. Мы любим ученого за присущие ему похвальные качества и следование Шари‘ату, однако мы не любим новшества, которые он вводит из приемлемого толкования. Следует учитывать именно многочисленность достоинств". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (20/46).
аз-Захаби также написал: "Если утвердилось имамство (степень имама) и достоинство человека, ему не навредит то, что говорят о нём. Ведь слова об учёных нужно взвешивать на весах справедливости и набожности". "Сияр а‘лям ан-нубаля" (8/448).
Ибн аль-Каййим написал: "Кто обладает знанием о Шари‘ате и действительности, тот точно знает, что если уважаемый человек, который имеет большие заслуги и совершил хорошие деяния в Исламе, допускает ошибки и оплошности в отношении Ислама и мусульман, то в этом у него есть оправдание. Сверх того, ему полагается награда за его усилия в познании истины. Однако нельзя следовать ему в этих ошибках, а также нельзя умалять его высокое положение, степень имама и почетное его место в сердцах мусульман". "И‘лям аль-мууакы‘йин" (3/283).
Ибн аль-Каййим также написал: "Если бы оставляли полностью и умаляли достоинства каждого, кто ошибается или допускает оплошность, тогда бы пришли в упадок различные науки, трудовые деятельности, правления, а их особенности были бы отменены". "Мадаридж ас-саликин" (2/283).
Такой подход, о котором мы упомянули недавно, Ибн аль-Каййим причислил к шариатским правилам и мудрости.
Он написал: "К шариатским правилам и мудрости также относится то, что если человек имеет многие значительные благодеяния и обладает явным положительным влиянием в исламской религии, то его не упрекают в том, в чем осуждают других, и ему прощается то, что не прощается другим". "Мифтах дар ас-Са‘ада" (1/529).
После того, как Ибн аль-Каййим привел доказательства своих слов, он написал в этой же книге: "Среди людей известно и им свойственно, что тому, у кого есть многие благодеяния и заслуги, прощается одно плохое дело или два, и так далее. Тогда призывающий наказать его стремится навредить ему, а призывающий отблагодарить его стремится проявить хорошее отношение к нему. В итоге побуждающий к благодарности одерживает верх над побуждающим к наказанию". "Мифтах дар ас-Са‘ада" (1/531).
Ибн Раджаб аль-Ханбали написал следующие слова: "Большинство имамов ошиблось в немногих вопросах, ошибка в которых не влияет отрицательно на их положение имамов и степень знания, и что же было? - Эти недостатки утонули в их достоинствах, во множестве правильных мнений, в хороших намерениях и стремлении помочь религии. Причём выискивание их оплошностей не похвально и не одобрительно, особенно во второстепенных вопросах, где не вредит ошибка и не приносит пользу раскрытие и разъяснение их неверного мнения". Послание "ар-Рад ‘аля ман иттаба гайр аль-мазахиб аль-арба", которое входит в сборник "Маджму‘ расаиль аль-хафиз Ибн Раджаб".
аль-Му‘аллими написал: "В общем, наши предшественники делятся на три категории: 1. Те, кто известен нам своим неуклонным следованием Корану и Сунне. К ним мы проявляем благожелательность и уважение. ; 2. Те, кто известен нам своим небрежным отношением к Корану и Сунне. Мы должны отрекаться от них; 3. Люди, которые "смешивали праведное дело и другое - плохое, - обязательно, Аллах примет их покаяние: ведь, поистине, Аллах - прощающий (и) милосердный!" (9:102). Мы должны хвалить их за правильные их мнения и действия, и отрекаться от того, в чем они ошиблись". "ат-Танкиль" (2/329); "аль-Каид иля тасхих аль-акаид" (1/181).
Наш шейх аль-Уади‘и написал: "Когда ошибается учёный, и он имеет достоинства, то его ошибки утопают в достоинствах. У всех учёных есть неправильные мнения, как говорят: "Любой конь спотыкается и любой меч промахивается". Прекрасны слова тех, кто сказал: "Кто не совершал ничего плохого?! И кто всегда делал только хорошее?!", "Разве есть человек, который может угодить другим всеми своими врожденными качествами?! Достаточно для человека благородства, когда можно перечислить его недостатки", "Ты не найдешь брата, которого бы ты не упрекал в чем-либо. Ведь у всех есть какие-то пороки. И кто из людей совершенен?!"". Предисловие к редакции книги "Булюг аль-муна" (стр. 10,11).
Шейх также написал: "В своем отношении к учёным люди делятся на три категории: одни неуважительно относятся к ним и не обращают на них никакого внимания; другие почитают их и возвышают выше их степени, в средняя группа - это те, которые считают их учёными, отдают им должное и не проявляют к ним излишества. Мы не требуем от учёных, чтобы они были подобны ангелам, которые не ослушаются велений Аллаха и совершают то, что им велено. Каждый человек бывает прав, а иногда ошибается, что-то знает, а что-то не знает. И если правильные мнения человека преобладают над его ошибочными взглядами, тогда от него можно получать пользу". "Иджаб ас-саиль" (стр. 381).
Затем шейх привел предыдущие строки.