Хвала Аллаху, Господу миров, Любящему, Покровителю, Милостивому и Милосердному! Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его славному роду и верным сподвижникам!
Мир и благословение Его пророкам и посланникам, посвятившим свои жизни прославлению имени Господня, служению истине и заботе о роде человеческом!
Вера в пророков и посланников — один из шести столпов веры в исламе. Согласно кораническому учению, никто не обретёт истинной веры, пока не уверует во всех Божьих пророков и пока не подчинится закону, принесённому последним из них — Пророком Мухаммадом ибн ‘Абдуллахом (мир ему и благословение Аллаха). В Священном Коране по этому поводу сказано: «Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все [они] уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников» (2:285).
Вера в пророков предполагает искреннюю любовь к ним и бесконечную благодарность им за ту беззаветную заботу, которую они проявляли к людям, за то терпение, с которым они доносили до своих народов Слово Аллаха, за ту любовь, с которой они молились за своих последователей и остальных людей. Эта вера предполагает и отсутствие сомнений в правдивости пророческих проповедей, справедливости их решений и истинности историй о посланниках, дошедших до нас в Коране и Сунне. Поскольку исторические летописи не сохранили какой-либо надёжной информации о жизни древних пророков, единственным источником достоверных знаний о них могут служить откровения, ниспосланные Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и зафиксированные в Коране и Сунне. В них содержатся сведения о жизни лишь некоторых из пророков (согласно мусульманской традиции, к людям были отправлены 124 тыс. пророков), но даже этих немногочисленных историй достаточно, чтобы получить полное представление об основах их учения и испытаниях, выпавших на их долю.
Всевышний сказал: «И до тебя Мы посылали посланников. О некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали, и каждый посланник [мог] явить знамение только с дозволения Аллаха» (40:78). В другом аяте сказано: «Это — из [числа] сообщений о сокрытом, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении, тогда как прежде ни ты, ни [люди] твоего народа этого не знали. Терпи же, ибо для богобоязненных исход [будет счастливым]» (11:49).
Рассказы о пророках занимают важное место в Священном Коране. Как сказал выдающийся богослов имам аш-Шатыби, они служат не для описания историй народов, пророков и отдельных лиц, а для более высокой цели — увещевания людей и разъяснения Божьих установлений. Смысл изучения и повторения рассказов о пророках раскрывается в словах Всевышнего: «Все вести о посланниках, которые Мы [передаём] тебе, представляют собой то, чем Мы укрепляем твоё сердце» (11:120).
Не случайно коранические рассказы были удостоены самых прекрасных эпитетов. Так, рассказ о пророке ‘Исе (библ. Иисус) был назван правдивым (сура 3, аят 62), рассказ о двух сыновьях Адама — истинным (сура 5, аят 27), рассказ о пророке Юсуфе (библ. Иосиф) — самым прекрасным (сура 12, аят 3), а рассказ о праведнике Зу-ль-Карнайне — поучительным (сура 18, аят 83). Эти удивительные истории — духовная пища для обладающих разумом. Они исцеляют сердца и побуждают к совершению добрых поступков, помогают понять суть происходящих событий и явлений, приподнимают завесу над кладезем многовековой мудрости. В замечательном аяте, которым увенчивается рассказ о пророке Юсуфе и его братьях, сказано: «В рассказах о них — назидание для обладающих разумом» (12:111).
В связи с этим истории о Божьих пророках на протяжении многих веков остаются в центре внимания знатоков тафсира и прочих улемов. Еще в эпоху сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) изучением рассказов о пророках на основе иудео-христианской традиции занимался ‘Абдуллах ибн ‘Амр, со слов которого до нас дошли удивительные истории. Многие из них были собраны в сборнике имама Ибн Джарира ат-Табари «История народов и царей».
Пожалуй, одно из самых ценных и полезных сочинений о пророках Аллаха — книга «Рассказы о пророках» имама ‘Имад-ад-дина Абу аль-Фиды Исма‘ила ибн ‘Умара ибн Касира аль-Кураши ад-Димашки аш-Шафи‘и, больше известного как Ибн Касир (701–774). Он родился в небольшой деревне, расположенной к востоку от Бусры, в семье известного дамаскского проповедника Шихаб-ад-дина Абу Хафса ‘Умара аль-Кураши. В числе его первых учителей были шейх Бурхан-ад-дин аль-Фазари и шейх Камаль-ад-дин ибн Кади Шухба. Потом он породнился с имамом Абу аль-Хаджжаджем аль-Миззи, у которого он обучился науке о хадисах. Впоследствии его учителями были десятки выдающихся улемов, в том числе Ибн Таймийя. Он руководил медресе «Умм Салих» после смерти имама аз-Захаби и короткое время стоял во главе медресе «Дар аль-хадис аль-ашрафиййа» после смерти имама ас-Субки.
Свидетельством глубоких познаний Ибн Касира в различных шариатских дисциплинах стали его фундаментальные труды, среди которых наибольшую известность приобрели комментарий к Корану «Толкование Великого Корана» [Тафсир Ибн Касир] и многотомное сочинение по истории «Начало и конец» [Бидайа]. Знатокам богословия также хорошо известны его дополнение к биографическому сочинению имама аль-Миззи «Тахзиб аль-Камаль», незавершённый комментарий к «Сахиху» имама аль-Бухари и многие другие труды.
В основе книги «Рассказы о пророках» лежат главы из сочинения «Начало и конец». Согласно оценкам улемов, среди преданий, вошедших в эту книгу, немало ненадёжных рассказов, приписываемых либо самому Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), либо его сподвижникам. Включение таких преданий в средневековый богословский трактат было явлением обычным, поскольку эти труды обычно предназначались не для широкой читательской аудитории, а для учёных и студентов, умевших самостоятельно исследовать иснады сообщений. Однако в наше время, когда богословские сочинения доступны людям с разным уровнем религиозных знаний, существует острая потребность в отделении надёжных хадисов от слабых и выдуманных. Именно отсутствие такого подхода стало одним из основных недостатков первого перевода фрагментов из книги «Рассказы о пророках» на русский язык (Истории о пророках: от Адама до Мухаммада. СПб., 2007).
Для того чтобы русскоязычные читатели могли ознакомиться только с достоверными преданиями о жизни древних пророков, издательством было принято решение подготовить к печати сокращённый вариант труда Ибн Касира.
В процессе работы над книгой из текста были исключены все слабые сообщения, кроме немногих из них, которые были необходимы для сохранения связности текста или для более подробного освещения вопроса. На слабость и ненадёжность таких сообщений указывается особо. Иснады сообщений были опущены, если только их сохранение не требовалось по контексту. Также были убраны из текста повторяющиеся версии хадисов и противоречащие друг другу мнения улемов, если они не были основаны на достоверных священных текстах.
В процессе перевода и редакторской работы были использованы десятки богословских трактатов, в том числе «Фатх Аль-Бари» хафиза Ибн Хаджара, «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Навави, «Тухфат аль-ахвази» имама Абу аль-‘Али аль-Мубаракфури, «Сийар алям ан-нубаля» имама аз-Захаби, «Тахзиб ат-тахзиб» хафиза Ибн Хаджара и др.
Мы просим Всевышнего Аллаха укрепить наши сердца и стопы на прямом пути, простить нам наши прегрешения и принять наши добрые поступки наилучшим образом. Поистине, всё это в Его власти, и Он Всемогущ и Милосерден!