Когда методология "взвешивания" (муазанат) между хорошими и плохими качествами является нововведением и когда нет.
Спрашивающий: «Шейх наш, наши братья ведут много разных разговоров. Среди них о том, что критикующий нововведенца, нововведения и борьба против сунны которого стали очевидными, или же он ошибся в вопросах, касающихся манхаджа приверженцев сунны и единства (ахлю-Сунна уаль-Джама’а), и в этом случае его критиковать может только тот, кто станет упоминать остальные хорошие качества, или как они называют это правилом "взвешивания" между хорошими и плохими сторонами. Относительно этого были написаны книги и составлены послания со стороны тех, кто видит это мнение. Они говорят, что необходимо следовать первому поклонению в вопросах опровержений, упоминать как плохие стороны, так и хорошие. Является ли это правило абсолютным? Или есть другое мнение ? Хотим от вас подробного разъяснения, пусть Аллах дарует вам благодать!
Ответ шейха аль-Альбани: «Разъяснение такое: всё благо в следовании саляфов. Саляфы делали так?»
Спрашивающий: «Да хранит тебя Аллах! Они приводят в доказательство некоторые слова. Например, такие слова имамов про шиитов как «Такой-то достойный доверия в хадисе. Он - мерзкий рафидит». Приводят в доказательство подобные вещи и исходя из этого, хотят установить правило, и не смотрят на тысячу других слов, где сказано «Лжец», «оставленный», «мерзкий».
Шейх: «Это путь приверженцев нововведений. Когда учёный по хадису обсуждает ученого, или праведника, или факъиха и говорит про него «У него плохая память», неужели он будет говорить, что он мусульманин, или праведный, или факъих, или к нему следует обращаться в извлекании шариатских постановлении и т.д.?! Аллаху Акбар! В действительности, это правило очень важное, и содержит много других вопросов, особенно в наше время.
Откуда они взяли, что если пришёл повод для разъяснения ошибки мусульманина, будь он призывающим или нет, то следует читать целую лекцию и упоминать все его хорошие стороны?! Клянусь Аллахом, это удивительно!
Спрашивающий: «Некоторые слова, которые они приводят в довод, например, слова аз-Захаби в книге «ас-Сияр» или в других книгах, что у человека есть пользы, в которых нуждаются мусульмане, как хадис…
Шейх: «Это в качестве воспитания. Это не касается вопроса порицания порицаемого или приказа к одобряемому. Например, говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто увидит порицаемое, пусть исправит его». Например, ты порицаешь того, кто совершает порицаемое, разве ты будешь перечислять его хорошие стороны?!
Спрашивающий: «Также они приводят в довод хадис: «Какой же плохой ты проповедник, однако ты делаешь то-то и то-то». То, что вызывает удивление относительно этой темы, что они говорят: Когда Аллах упомянул вино, Он упомянул его пользы..
Шейх: «Аллаху Акбар! Они следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования».
Сл. «Сильсилят аль-Худа уа-н-Нур» (850 с 07:24)
http://www.alalbany.net/2702
Так же говорит шейх аль-Альбани:
«То, что обсуждается сегодня многими людьми, вокруг нового нововведения, которое называется «взвешиванием» (муазанат) между благими и плохими сторонами.
Я скажу: Критика бывает в процессе рассмотрения исторической биографии критикуемого человека, и здесь необходимо упомянуть его хорошие и плохие стороны, из блага и зла. А если же под биографией человека имеется в виду предостережение мусульманам, особенно общих масс, у которых нет знаний относительно положения людей, их качеств, достоинств и недостатков, даже если у критикуемого хороший авторитет среди общей массы людей, но у него испорченные убеждения (акъида) или плохой нрав, а люди в общей массе ничего не знают о нем, то в этом случае не следует использовать это нововведение, которое называется сегодня «взвешиванием». Так как тут имеется ввиду предостережение, а не полная биография.
Тот, кто изучал пророческую сунну и сиру, не будет сомневаться в ложности этого нововведенного принципа «взвешивания» (муазанат).
Так как мы найдём десятки хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которых он упоминает недостатки человека, при наличии повода, требующего наставления, а не требующего приведения полной биографии того, в отношении кого подразумевается дать наставление людям.
Хадис на этот счет больше, чем можно вспомнить сейчас в этой спешке, нет проблем, если вспомним пример или больше, если облегчит Аллах. Пришло в достоверном сборнике аль-Бухари, что как-то один человек попросил разрешения зайти к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Разрешите ему. Плохой он соплеменник». Когда этот человек зашёл, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся ему в лицо, а когда тот вышел, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О, посланник Аллаха, когда он просился зайти, ты сказал, что какой он плохой соплеменник, а когда он вошёл и ты говорил с ним, ты улыбался?». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«О, ‘Аиша, худшие из людей перед Аллахом в судный день, это те, которых сторонятся люди, боясь их зла». В отношении этого человека, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не применил нововведение (муазанат) наших дней. Так как положение не требует биографии, однако положение требует осведомить о человеке и предостеречь от него.
Приведу другой пример, наверное он будет более точным относительно это темы, так как в первом примере, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высказал порицание: «Какой плохой соплеменник он» - толкователи хадиса сказали, что этот человек был из числа лицемеров, и посланник Аллаха обратился к нему по-доброму для того, чтобы уберечь верующих от его зла.
Второй пример более точен, он говорит про женщину, которая пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, посланник Аллаха! Абу Му’ауия и Абу Джахм посватались ко мне». Известно, что оба они являлись сподвижниками посланника Аллаха, а женщина была сосватанной с их стороны. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Что касается Абу Му’ауи – он бедный. Что касается Абу Джахма – он не убирает палку с плеч». В этих словах только порицание и упрёк. Он не упомянул хорошие их стороны. Почему? Потому что женщина пришла к нему, да благословит его Аллах и приветствует, за советом – за кого из них выйти замуж? Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул ей то, что побуждает обычно женщин к замужеству. Если мужчина бедный, и не имеет никого положения среди людей, женщины не желают такого, точно также и тот, который бьёт женщин, или часто путешествует. Оба качества (битьё и частое путешествие) которые были упомянуты посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были растолкованы комментаторами этого хадиса: «Что касается Абу Му’ауи – он бедный. Что касается Абу Джахма – он не убирает палку с плеч», не убирает палку с плеч, т.е. либо часто путешествует, либо сразу же бьёт за допущенную ошибку. Более правильно, что имеется ввиду, что он много бьёт. Хочется указать на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, упомянул недостатки этих людей, и не сказал, что они уверовали в Аллаха, подчинились Аллаху и Его посланнику и т.д.
Что является важным в этом вопросе и на что хочу указать в завершении - это то, что те люди, которые выдумали это правило касательно взвешивания – они, без сомнений, противоречат Корану, и противоречат словесной и практической сунне, и противоречат манхаджу праведных предшественников. Поэтому, мы должны обращаться в нашем понимании к книге нашего Господа, к сунне Его посланника и к праведным предшественникам. Почему? Думаю не будут спорить два мусульманина, что они (первое поколение) более богобоязненные и более знающие и т.д., чем те, кто пришёл после них.
Упомянул Аллах в Коране, в которых доказательства на первую часть (имеет в виду примеры, которые он привёл – тот, с кем поступили несправедливо): «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо». Если тот, с кем поступили несправедливо, скажет: «Со мной такой-то поступил несправедливо», разве правильно будет сказать: «О, брат, упомяни его хорошие стороны»? Клянусь Аллахом, это одно из самых удивительных вещей, которые можно услышать в наше время. Я убежден в том, что молодёжь побудило изобрести это нововведение и следовать ему – это стремление к тому, чтобы показаться и быть известными. Еще давно было сказано:
«Любовь к известности – ломает спину». Иначе, тот, кто учил Коран, сунну, жизнь праведных предшественников, и книги имамов «Джарха и Та’диля», он увидит, что говоря о биографии (под которой подразумевается критика) человека они говорили: «Такой-то лжец», «Такой-то пропащий», «Такой-то у него слабая память». Однако если вернёшься к биографии, о которой я упомянул в начале, то найдёшь про него такие слова, как «Усердный в поклонении», «Аскет», «Праведник», даже может быть факъихом (ученым) из семи факъихов Медины. Однако при критике не подразумевается эта биография, которая охватывает все – плохие и хорошие качества, как я сказал выше.
Поэтому, я скажу вкратце, и надеюсь, что эти слова будут серединой в этом вопросе, обсуждаемым между двумя группами: Если мы хотим привести биографию, тогда упомянем его благие и плохие стороны, а если мы хотим дать искреннее наставление умме, или положение требует краткости в том, чтобы предостеречь, или обвинить в заблуждении, или обвинить в нововведении, или даже обвинить в неверии, если условия в этом обвинении будут в наличии. Я убежден, что это истина, относительно которой спорит сегодня молодёжь».
Сл.
Если посмотреть на труды имама аль-Альбани, как написанные так и голосовые, то можно увидеть, как он практиковал эти слова. Когда он опровергал кого-то, он не применял этот нововведеческий муазанат. Но когда просто рассказывал о ком-либо, будь он последним хизбитам и приверженцем нововведений, упоминал их хорошие стороны.
Говорит шейх аль-Альбани про одного Аш’арита из Египта:
«У этого человека имеются благие стороны, но также имеются отклонения. Сейчас в Египте, не знаю в как в данное время, так как уже более десяти лет мне не удается отправится туда, но то, что я знал раньше, - это то, что миллионы людей откликнулись на его призыв по причине искренности этого человека, по причине его призыва. Что касается его отклонения, на котором он находится, по нашему мнению оно - по причине его иджтихада, за что ему будет награда, ин шаа Аллах».
Сл. «Сильсилят аль-Худа уа-н-Нур» (216 с 44:05)
http://albanyimam.com/play.php?catsmktba=11438
Говорит шейх аль-Альбани: «Сеийд Къутба мы почитаем за его Джихад, однако он не больше, чем писатель и литератор. Он не был учёным, и не удивительно, если он допустил разные ошибки, которые противоречат правильному манхаджу».
Сл. «Сильсилят аль-Худа уа-н-Нур» (666 с 26:45)
http://www.alalbany.net/2265
Так же спросили шейха: «Можно хвалить приверженцев нововведений если они заявляют, что проявили служение Исламу и стремятся к этому, как Тураби и ему подобные?»
Ответ: «Ответ на этот вопрос отличается, в зависимости от обстановки. Если под похвалой того, о ком мы думаем, что он нововведенцем, но не говорим что он нововведенец, исходя из той длинной лекции (о различии между тем, кто стал нововведенцем и впал в нововведение), после которой мы делаем различие, ин шаа Аллах, так вот, если под похвалой подразумевается защита перед неверными, то это обязательно. А если под похвалой подразумевается - разъяснение его манхаджа и призыва людей к нему, то это введение в заблуждение, и это не дозволено».
Сл. «Сильсилят аль-Худа уа-н-Нур» (666 с 1:25)
http://www.alalbany.net/2265