16 - Передают со слов Абу Кабши ‘Умара ибн Са’да аль-Анмари, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Я поклянусь (вам) в трёх (вещах) и скажу вам что-то, а вы запомните это! (Клянусь, что) садакъа не уменьшает богатства раба (Аллаха) 1, и что если обойдутся с рабом (Аллаха) несправедливо, а он проявит терпение 2, то Аллах обязательно увеличит славу его, и что если раб (Аллаха) откроет двери обращений с просьбами 3, то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности 4!
И скажу я вам (другое), а вы запомните это: поистине, в мире этом есть четыре (группы) людей. (К первой из них относится такой) раб (Аллаха), которому Аллах даровал богатство и знание, и, (обладая богатством,) он боится Господа своего 5, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха 6, - такой (окажется) в наилучшем положении 7.
(Ко второй относится такой) раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то 8”, - будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, (как и первый,) за что он получит такую же награду, (как и первый).
(К третьей относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им 9, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, - такой в мире вечном окажется в наихудшем положении.
И, (наконец, к четвёртой группе относится такой) раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то 10”, - придерживаясь таких же намерений, (как и третий,) за что он понесёт на себе такое же бремя, (как и третий) 11».
Этот хадис передали Ахмад 4/231 и ат-Тирмизи 2325, который сказал: «Хороший достоверный хадис» и текст (приведённого) хадиса принадлежит ему.
____________________________________________________
1. Здесь, как и в предыдущем хадисе, прежде всего, имеется в виду истинное богатство человека, а именно - тот запас, который он создаёт себе в мире вечном, совершая благое.
2. То есть: не станет мстить обидчику за это.
3. То есть: будет просить людей о чём-нибудь без крайней необходимости.
4. Передатчик этого хадиса сказал: «
Или же он сказал что-то наподобие этого».
5. Это значит, что он боится тратить свои средства на то, что неугодно Ему.
6. Имеется в виду, что такие люди не забывают выплачивать закят, выполнять свои обеты перед Аллахом, искупать свои прегрешения, что может потребовать материальных затрат, а также, по возможности, помогать неимущим.
7. Иначе говоря, они займут в раю самые высокие места.
8. То есть: также, как и человек, обладающий и богатством, и знанием.
9. Иначе говоря, не боятся тратить его на то, что неугодно Аллаху.
10. Имеется в виду такой человек, который распоряжается своими средствами неправильно.
11. То есть: понесут на себе бремя такого же греха и подвергнутся такому же наказанию.
____________________________________________________
Также его передал Ибн Маджах 4228 и его текст (таков): "
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Эту общину можно сравнить с четырьмя (группами) людей: с человеком, которому Аллах даровал имущество и знание и он поступает со знанием со своим имуществом, расходуя его по праву, и с человеком, которому Аллах даровал знание, но не дал имущества, а он говорит: “Если бы у меня было (имущество) подобное этому, то я поступил бы с ним так же, как поступил этот". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "По степени вознаграждения эти одинаковы".
"Также с человеком, которому Аллах даровал имущество, но не дал знания и он распоряжается со своим имуществом необдуманно, расходуя его не по праву, и с человеком, которому Аллах не даровал ни имущества, ни знания, а он говорит: “Если бы у меня было (имущество) подобное этому, то я поступил бы с ним так же, как поступил этот". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И они по степени греха одинаковы"".
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в силу существования других. См. «Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб» 16, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3024, «Мишкат аль-масабих» 5287.