Первая основа
Познание Аллаха Всевышнего
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Если у тебя спросят: ″Что это за три основы, которые обязательно изучить?″, ответь: ″Это - познание рабом своего Господа, своей религии и своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует″.
«Если у тебя спросят: ″Кто твой Господь?″, ответь: ″Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями. Он – Тот, Кому я поклоняюсь, и нет у меня никакого объекта поклонения кроме Него. Доказательством являются слова Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров» [
Сура аль-Фатиха, аят 2]
. Все что, кроме Аллаха, относится к мирам, и я — один из них″.
«Если у тебя спросят: ″Как ты узнал о своем Господе?″, ответь: ″По Его знамениям и творениям. К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Из Его творений семь небес и семь земель и те, кто в них и между ними″». ______________________________________________________
Разъяснение (шарх)
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Если у тебя спросят: ″Что это за три основы, которые обязательно изучить?″, ответь: ″Это - познание рабом своего Господа, своей религии и своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует″».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Почему мы разбираем именно эти три основы?
Поистине, они являются основой религии Ислам, так как именно о них будет спрошен раб в могиле. Когда человека положат в могилу, закопают землей, и люди, хоронившие его, начнут возвращаться домой, тогда к этому мертвому в могиле придут два ангела. К мертвому вернется его душа, и он оживёт, но жизнь его будет не такой, какой была в этом мире. Аллах Всевышний лучше знает о том, какая эта жизнь. Эти два ангела усадят его в могиле и спросят: ″
Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто твой пророк?″.
Верующий человек ответит: ″
Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует″.
Ангелы спросят: ″
Как ты узнал об этом?″. Он ответит: ″
Я читал Книгу Аллаха и узнал об этом″. Тогда воззовет голос с небес: “
Правдив Мой раб! Расстелите для него райские постели, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай”.
Его могила расширится на расстояние взора, он почувствует ароматы Рая и увидит своё жилище в Раю. После всего этого верующий человек скажет: «
Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство».
Что же касается человека, который прожил свою жизнь в сомнениях и колебаниях, не имея убежденности, даже если он и называл себя мусульманином, то он начнет запинаться. Когда у него спросят: ″
Кто твой Господь?″ — он ответит: ″
Я не знаю″. Когда у него спросят: ″
Какая у тебя религия?″ — он ответит: ″
Я не знаю″. Когда у него спросят: ″
Кто твой пророк?″ — он ответит: ″
Я не знаю! Я слышал, люди говорили что-то, и я повторял за ними″.
аль-Бухари, 1338; Муслим, 2870; Абу Дауд, 4753.
Этот человек в мирской жизни говорил то, что говорят люди, быть может, даже не веря в это. Например, был лицемером, показывая свой Ислам, хотя не был убежден в этом в сердце. Он показывал себя мусульманином, чтобы обрести какие-нибудь мирские блага. В мирской жизни он говорил: ″
Мой Господь – Аллах″, но в сердце не верил в это. В мирской жизни он говорил: ″
Моя религия – Ислам″, но в сердце не верил в это.
В мирской жизни он говорил: ″
Мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует″, но в сердце не верил в это. Он всего лишь говорил это языком и был лицемером. Такому человеку скажут: ″
Ты не знал и не изучал″.
Его ударят железным молотом и он завопит так сильно, что если бы этот крик услышали люди и джинны, то пали бы замертво от ужаса. Слышат этот крик все, кроме человека, а если бы человек услышал, то умер бы от ужаса. Могила этого мертвого становится настолько узкой, что его ребра переплетаются друг с другом, перед ним открываются двери в Ад и оттуда дует знойный ветер.
И тогда этот мертвый говорит: «
Господь мой, не позволяй Часу настать!». Такой будет жизнь лицемера в могиле! Пусть Аллах убережет нас от этого!
Если эти вопросы имеют такое серьезное значение, значит, мы обязаны их изучать и быть убежденными относительно них. Недостаточно просто изучить их, нужно еще и верить в них, и жить в соответствии с ними до самой смерти. Надеемся, что Аллах Всевышний укрепит нас в тот момент, когда нам зададут эти вопросы в могиле.
Аллах Всевышний сказал:
(يُثَبِّتُ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ وَيُضِلُّ اللَّهُ الظَّالِمِينَ وَيَفْعَلُ اللَّهُ مَا يَشَاء)
″Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни.
А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает″.
Сура Ибрахим, аят 27.
Эти три основы имеют огромное значение, поэтому шейх, да помилует его Аллах, сосредоточил на них своё внимание в этом послании и разъяснил их, дабы мы изучили эти основы, внимательно отнеслись к ним, были убеждены в них и жили в соответствии с ними.
Быть может, Аллах Всевышний поддержит нас и вас твердым словом в мирской и в Последней жизни.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Если у тебя спросят: ″Кто твой Господь?″, ответь: ″Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: После того, как автор книги рассказал о трех основах в общем, он решил подробно объяснить каждую из основ, приводя доказательства из Корана и Сунны, указывая на знамения Аллаха в бытие и на доводы разума.
Вероубеждение обязательно должно строиться на доказательствах из Корана и сунны. Также необходимо размышлять над знамениями Аллаха в этом бытие, чтобы укрепилась убежденность в твоем сердце, и исчезли сомнения.
Если же вероубеждение построено на сомнениях и колебаниях, на словах людей, на слепом следовании, то оно не будет твердым, и постепенно разрушится.
«Если у тебя спросят: ″Кто твой Господь?″…» ― это такой вопрос, который тебе зададут и в мирской жизни, и в Последней. Поэтому ты обязательно должен познавать своего Господа, чтобы ответить ответом правильным, построенным на убежденности и доводах.
Ответь: ″
Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями″. Это — ответ, подкрепленный доводом разума.
Господь Всевышний – Тот, Который взрастил всех рабов Своими милостями, и дарует им средства к существованию. Он сотворил их после того, как их не существовало, в утробах их матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках.
Аллах Всевышний сказал: «Он создает вас в утробах ваших матерей: одно творение появляется вслед за другим в трех мраках. Таков Аллах, ваш Господь». (Сура аз-Зумар, аят 6).
Шейх ас-Са’ади сказал, разъясняя этот аят: «О люди! Когда вы находитесь в утробах своих матерей, вас не касается рука человека, и никто не в состоянии разглядеть вас в кромешной тьме. Вы меняете свое обличье и превращаетесь из одного творения в другое в тесных утробах своих матерей, где вас окружают три тьмы: тьма материнского живота, тьма женской матки и тьма плаценты.
Таков Всевышний Аллах. Он сотворил небеса и землю, подчинил себе солнце и луну, создал вас из небытия и одарил вас скотом и многими другими благами. Он заботится о вас и управляет вами, и только Он заслуживает поклонения и обожествления.
Он не нуждается в сотоварищах для того, чтобы создавать творения и заботиться о них, и не нуждается в сотоварищах для того, чтобы разделять с ними свое право на поклонение. Власть принадлежит только Ему. Нет божества, кроме Него. Но до чего же люди совращены с истинного пути!».
Аллах Всевышний доводит до них пропитание даже тогда, когда они еще находятся в утробах своих матерей. Именно поэтому плод растет и увеличивается в размерах, находясь в утробе своей матери. Затем в плод вдувают душу, и ребенок начинает шевелиться и оживает, с дозволения Аллаха. Это то, как Аллах Всевышний взращивает плод в утробах матерей.
Когда же ребенок рождается, Аллах Всевышний продолжает его растить посредством Своих милостей, даруя ему здоровье и благоденствие, даруя его матери обильное молоко. Ребенок питается этим молоком до тех пор, пока не начнет есть пищу, уже не нуждаясь в молоке.
Затем потихонечку увеличивается его разум, слух и зрение, и так постепенно ребенок становится совершеннолетним. Потом юноша продолжает расти и достигает сорока лет, то есть его физическая сила уже на самом высоком уровне.
Кто же кормит человека с момента его сотворения в утробе матери и до самой смерти?! Кто же дозволил для человека пищу и питье?! Кто же доводит эту пищу и питье до каждой человеческой клетки и мыщцы?! Кто же вызвал у человека аппетит, чтобы тот ел эту пищу и пил это питьё?! Кто же распределяет эту пищу и питье по человеческому телу и выводит из тела то, что вредит ему?! Кто делает всё это? Кто растит этого человека?
Разве не Аллах?!
Всё это делает Господь, Который взрастил меня и все миры Своими милостями.
Всё то, что есть на этой земле – будь то люди и животные, обитатели суши и моря, самые огромные творения и самые малые – все они питаются благодаря милости Аллаха и дарованному Им пропитанию. Аллах Всевышний сказал:
(أَمَّنْ هَذَا الَّذِي يَرْزُقُكُمْ إِنْ أَمْسَكَ رِزْقَهُ)
″Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом?″.
Сура аль-Мульк, аят 21.
А также:
(وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا)
″Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием.
Аллах знает их место пребывания и место гибели″.
Сура Худ, аят 6.
А также:
(وَكَأَيِّن مِن دَابَّةٍ لا تَحْمِلُ رِزْقَهَا اللَّهُ يَرْزُقُهَا وَإِيَّاكُمْ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ)
″Сколько есть живых существ, которые не запасаются своим пропитанием!
Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он - Слышащий, Знающий″.
Сура аль-’Анкабут, аят 60.
И таков наш Господь Всевышний:
(ذَلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ)
″Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему″.
Сура Йунус, аят 3.
Что касается других объектов поклонения, помимо Аллаха, то они не владеют ничем из вышеперечисленного. Никто из них не может даровать средства к существованию, наоборот, они являются творениями, подобными тебе.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «″…Он – Тот, Кому я поклоняюсь, и нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Него…″».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Только Господь, Который дарует все вышеперечисленное, достоин моего поклонения и поклонения всех остальных творений.
В этих слова шейха, да помилует его Аллах, указание на то, что недостаточно просто подтверждать господство Аллаха, и говорить: ″
Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня Своими милостями″.
Этого недостаточно, ибо ты обязательно должен и поклоняться только Ему Одному. Это и есть отличительная черта между единобожником и многобожником. Единобожник признает то, что только Аллах является Господом, и поклоняется только Ему, ничего не придавая при этом в сотоварищи.
Многобожник также признает то, что только Аллах является Господом, но при этом он придает Аллаху сотоварищей в поклонении.
Многобожник придает Аллаху в сотоварищи того, кто не творит, не дарует пропитания и не владеет ничем.
Это и есть отличительная черта между единобожником и многобожником. Единобожник говорит: ″
Мой Господь – Аллах! Он – Тот, Кому я поклоняюсь, и нет у меня никакого объекта поклонения кроме Него″.
Что же касается многобожника, то он говорит: ″
Мой Господь - Аллах″, но при этом не посвящает свое поклонение только Ему Одному.
Многобожник поклоняется наряду с Аллахом деревьям и камням, ″аулия″ и праведникам, могилам. Именно поэтому, он является многобожником, и подтверждение господства Аллаха не принесет ему никакой пользы и не сделает его мусульманином.
«Он – Тот, Кому я поклоняюсь…» ― то есть: Он – Бог, Которому я поклоняюсь.
«…и нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Него…» ― то есть: я не поклоняюсь ни ангелам, ни посланникам, ни праведникам, ни деревьям, ни камням, ни ничему другому. Нет у меня никакого объекта поклонения, кроме Аллаха Всевышнего.
В этом заключено подтверждение единобожия (
таухида) посредством довода разума, а затем автор, да помилует его Аллах, привел довод из Корана.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Доказательством являются слова Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров»…″ [
Сура аль-Фатиха, аят 2]
».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Этот аят из самых первых аятов Корана и нет до него ничего, кроме слов Всевышнего: «
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!».
Сура аль-Фатиха, аят 1.
Также эти слова являются последними словами обитателей Рая, как сказал Всевышний: «
А их молитвы будут завершаться словами: "Хвала Аллаху, Господу миров!"».
Сура Йунус, аят 10.
Аллах Всевышний начал с этих слов, когда сообщил о начале творения, сказав: «
Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет».
Сура аль-Ан’ам, аят 1.
Также Он завершил творение этими словами: «
Их рассудят истинно, и будет сказано: "Хвала Аллаху, Господу миров!"».
Сура аз-Зумар, аят 75.
″Хвала″ — (
хамд)— это восхваление кого-то, сочетаемое с любовью и возвеличиванием.
Аллах Всевышний достоин абсолютной хвалы! Что же касается других, помимо Него, то их хвалят только в соответствии с размером того, что они сделали из благого. Но абсолютной и полноценной хвалы достоин только Аллах, ибо все милости исходят от Него!
Даже если какое-то творение сделало тебе нечто благое, то это все равно от Аллаха Всевышнего. Аллах – Тот, Кто сделал так, что это творение помогло тебе, и именно Он дал этому творению силы для оказания помощи. Хвала все равно возвращается к Аллаху Всевышнему.
″Аллах″ — Тот, Кто является Господом всех творений, и Тот, Кто достоин их поклонения. Этим именем нельзя называть больше никого, кроме Него. Никто никогда не называл себя Аллахом, даже Фараон не сказал: ″
Я – Аллах″. Фараон сказал: ″
Я – ваш господь″.
«
…Господу миров…» — Аллах Всевышний является Господом всех ангелов, всех неорганических веществ, всех птиц, всех хищников, всех животных, всех насекомых и букашек, всех обитателей суши и моря. Количества этих миров не знает никто, кроме Аллаха Всевышнего.
Господом миров называют только Аллаха Всевышнего, и больше ни про кого другого нельзя сказать, что он – господь миров.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «″…Все что, кроме Аллаха, относится к мирам, и я — один из них″».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: В этих словах автора разъяснение того, как именно вышеприведенный аят указывает на то, что Аллах – наш Господь.
Аллах Всевышний – мой Господь, ибо Он – Господь миров, а я отношусь к этим мирам. Никто не может сказать: ″
У меня есть какой-то другой господь, помимо Господа миров″. Такого никогда не скажет разумный. В этом указание на то, что Аллах Всевышний является Господом.
А если Он является Господом миров, значит, именно Он достоин поклонения, а поклонение кому-то другому считается недействительным.
Поэтому вскоре после этого аята мы говорим:
(إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ)
″Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи″.
Сура аль-Фатиха, аят 5.
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Если у тебя спросят: Как ты узнал о своем Господе?″, ответь: ″По Его знамениям и творениям…″».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Если ты говоришь: ″
Мой Господь – Аллах, Который взрастил меня и все миры Своими милостями″, — то приведи доказательство на эти слова. Скажи: ″
Доказательством являются Его знамения и Его творения″.
«По Его знамениям…» ― то есть: по таким признакам, которые указывают на Него. Всё сущее, что ты видишь, раньше не существовало, а затем Аллах сотворил это всё Своим Могуществом?
Среди творений есть такие, которые появляются постоянно, например, растения или новорожденные младенцы. Их не было, затем они появились, и вы их видите! Кто же сотворил их?! Их сотворил Аллах Всевышний.
Разве они сотворили сами себя? Разве кто-то из людей сотворил их? Ни один человек не сможет сказать такого.
Аллах Всевышний сказал:
(أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ (35) أَمْ خَلَقُوا السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ بَل لّا يُوقِنُونَ)
″Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности″.
Сура ат-Тур, аяты 35-36.
Окружающий нас мир не сотворил сам себя, его также не сотворили какие-то другие творения. Ни один человек не может сотворить даже дерево, комара или муху. Аллах Всевышний сказал:
(إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ)
″Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи,
даже если они объединятся для этого″.
Сура аль-Хадж, аят 73.
Существование всех этих творений указывает на Всевышнего Творца. Именно поэтому, когда одного бедуина неожиданно спросили: ″
Как ты узнал о своем Господе?″, он ответил: ″
Верблюжий помет указывает на существование верблюда, наличие следов указывает на то, что по дороге кто-то прошел. А разве это бытие не указывает на Проницательного, Ведающего?″.
Если ты видишь следы ног на земле, разве это не указывает на то, что кто-то прошел по этой земле?! Если ты видишь верблюжий помет, разве это не указывает на то, что в этом месте проходили верблюды?!
Верблюжий помет указывает на существование верблюда, а наличие следов указывает на то, что по дороге кто-то прошел!
______________________________________________________
Сказал шейх уль-Ислям Мухаммад ибн ’Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «″К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Из Его творений семь небес и семь земель и те, кто в них и между ними…″».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Знамения бывают двух видов:
1 — Бытийные знамения, которым мы все видим. Например, небеса, земля, звезды, солнце, луна, горы, деревья, моря, и так далее. Все эти вещи называются знамениями, ибо они указывают на Творца, Который их создал. Поэтому сказал Абу аль-’Атахия:
«До чего же удивительно то, как человек ослушивается Господа,
Или то, как отрицает Его отрицающий!
Ведь, в каждой вещи есть Его знамения,
Которые указывают на то, что Он – Един!
Ведь, на существование Аллаха в каждом человеческом движении
И в каждом его спокойном состоянии есть указание».
Как человек может отрицать существование Аллаха Всевышнего и говорить: ″
Нет у этого бытия никакого Господа″? Как человек может заявлять, что все творения появились без Творца? Если же существует творец, то кто может быть им, кроме Аллаха Всевышнего? Скажи мне! Нет никакого творца, кроме Аллаха!
Аллах Всевышний сказал:
(أَمْ جَعَلُواْ لِلَّهِ شُرَكَاء خَلَقُواْ كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ قُلِ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ)
″Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: "Аллах - Творец всякой вещи. Он - Единственный, Всемогущий"″.
Сура ар-Ра’д, аят 16.
2 — Коранические знамения (аяты), которые мы читаем в Откровении, ниспосланном посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Все аяты Корана указывают на то, что существует Господь, указывают на Его абсолютное совершенство, на Его имена и атрибуты.
Все знамения Аллаха Всевышнего указывают на то, что только Он достоин нашего поклонения, и нет у Него никакого сотоварища. Все знамения (и бытийные, и аяты Корана) указывают на это.
Бытийные знамения указывают на Того, Кто их сотворил и управляет ими. А в аятах Корана содержится повеление поклоняться Аллаху. В Коране содержится подтверждение того, что только Аллах Всевышний является нашим Господом, а это уже указывает на то, что мы должны поклоняться только Ему.
В Коране содержится веление поклоняться Аллаху. Весь Коран указывает именно на эти смыслы и был ниспослан именно для того, чтобы донести до людей эти вещи.
К Его знамениям относятся ночь и день, солнце и луна. Эти творения являются одними из величайших знамений Аллаха. Темная ночь, которая покрывает темнотой всё существующее, и светлый день, который освещает всё существующее. Наступает день и люди увлеченно заняты своими делами.
Аллах Всевышний сказал: «
Скажи: "Как вы думаете, если Аллах продлит вам ночь до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам свет? Неужели вы не слышите?". Скажи: "Как вы думаете, если Аллах продлит вам день до Дня воскресения, то какой бог, кроме Аллаха, сможет принести вам ночь, чтобы вы могли отдохнуть во время нее? Неужели вы не видите?". По Своей милости Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость, - быть может, вы будете благодарны».
Сура аль-Къасас, аяты 71-73.
День и ночь – это величайшие знамения Аллаха Всевышнего! Не бывает такого, что всегда ночь, не бывает такого, что всегда день, ведь, если бы было так, то дела рабов испортились бы, а сами рабы устали.
Аллах Всевышний сделал так, что ночь и день последовательно сменяют друг друга. Поистине, у ночи и дня есть определенный порядок, они не нарушают его и этот порядок никогда не меняется. Всё это указывает на мудрость Мудрого! Что же касается вещей, построенных рабами Аллаха, то эти вещи разрушаются, приходят в негодность.
Но творения Аллаха Всевышнего не разрушаются до тех пор, пока Аллах не позволит им разрушиться.
Ночь и день приходят друг за другом постоянно, не бывает такого, чтобы ночь или день исчезли и не появились. А, например, изделия, сделанные людьми, со временем приходят в негодность, разрушаются и исчезают, какими бы крепкими и огромными они не были.
Сколько ты можешь видеть брошенных машин, самолетов и кораблей, хотя когда-то они были крепкими и люди о них заботились! Они пришли в негодность и разрушились. А разве ты видел, как пришла в негодность ночь или пришел в негодность день? Такого не было никогда, ибо их сотворил Могущественный, Мудрый.
Аллах Всевышний сказал: «
Таково творение Аллаха, Который выполнил все в совершенстве».
Сура ан-Намль, аят 88.