44 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «У Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как дела у моего сына?» Умм Суляйм, мать ребенка, сказала: «Он совсем успокоился», - и подала ему ужин. И он поужинал, а потом заснул с ней, после чего она сказала: «Похороните мальчика». Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всем рассказал ему. Он спросил: «Вы спали вместе этой ночью?» (Абу Тальха) ответил: «Да». (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «О Аллах, благослови их!», - и впоследствии (жена Абу Тальхи) родила мальчика».
(Анас сказал): «И Абу Тальха сказал мне: «Отнеси его к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует» - послав вместе с ним несколько фиников. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Есть с ним что-нибудь?» (Анас) сказал: «Да, финики», - и тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, взял их, разжевал, достал (разжеванные финики) изо рта и положил их в рот младенцу, назвав его Абдуллахом». аль-Бухари, 5470; Муслим, 2144.
В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Ибн 'Уйайна сказал: «Один человек из числа ансаров сказал: «И я видел девятерых сыновей, каждый из которых стал чтецом Корана», - имея в виду сыновей этого новорожденного Абдуллаха».
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается следующее: «Когда умер сын Абу Тальхи от Умм Суляйм, она сказала своим близким: «Не говорите Абу Тальхе о его сыне, пока я сама не скажу ему», - а когда он вернулся, она подала ему ужин. Он поел и попил, после чего она украсила себя для него так, как никогда не делала этого прежде, и он лег с ней. А когда (Умм Суляйм) увидела, что он сыт и удовлетворен, она сказала: «О Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли (членам этой семьи) отказывать им в этом?» Он сказал: «Нет». Она сказала: «Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».
(Анас) сказал: (Анас) сказал: — И он разгневался, а потом сказал (ей): «И ты сообщаешь мне о моем сыне только после того, как я осквернился!» И после этого он пошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всем рассказал ему, на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да благословит Аллах эту вашу ночь!»
(Анас) сказал: — И после этого Умм Суляйм забеременела. (Через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправился в какую-то поездку, а (среди сопровождавших) его была и (Умм Суляйм). Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он никогда не возвращался в Медину ночью. Когда они приблизились к Медине, у нее начались родовые схватки, и Абу Тальха остался с (женой), а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, двинулся дальше.
(Анас) сказал: — И Абу Тальха воскликнул: «Поистине, знаешь Ты, о Господь мой, что я люблю быть вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он уезжает и когда он возвращается, и Ты видишь, что меня удерживает (от этого)!», - а Умм Суляйм сказала: «О Абу Тальха, мне уже не так больно, поезжай». И мы двинулись дальше, а когда они добрались до Медины, схватки возобновились и она родила мальчика. И моя мать сказала мне: «О Анас, пусть никто не кормит его грудью до утра, пока ты не отнесешь его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!», - и наутро я взял его и отнес к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Данный хадис передает Анас ибн Малик, рассказывая об Абу Тальхе, ребенок которого заболел. Абу Тальха был мужем матери Анаса, да будет доволен Аллах ими всеми. Когда Абу Тальха отправился в город по своим нуждам, ребенок умер. Вернувшись, Абу Тальха спросил:
«Как дела у моего сына?» Умм Суляйм, мать ребенка, сказала:
«Он совсем успокоился». Она сказала правду, так как он умер, соответственно, успокоился. Что может быть спокойнее смерти?! Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, подумал, что ребенок успокоился, оправившись от болезни. Он поужинал, а потом заснул с ней, после чего она сказала:
«Похороните мальчика». Наутро Абу Тальха явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и обо всем рассказал ему. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
«Вы спали вместе этой ночью?» Абу Тальха ответил:
«Да». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«О Аллах, благослови их!», - и впоследствии жена Абу Тальхи родила мальчика, которого назвали ‘Абдуллахом.
Пользы из хадиса:
1 — Указание на силу терпения (сабра) Умму Сулейм, да будет доволен ею Аллах.
2 — Указание на допустимость двусмысленных высказываний (таурия)
[1]. Речь идет о том, когда говорящий говорит какие-то слова, явный смысл которых противоречит тому смыслу, что он в них вкладывает. Это дозволено, если есть нужда. Если человек нуждается в этом для приобретения какой-либо пользы или отстранения вреда, то может прибегать к двусмысленным высказываниям. Однако, если нет нужды, не следует так поступать
[2].
Например, есть некий несправедливый человек, отнимающий у людей имущество безо всякого права. И тут к тебе приходит другой человек, передает тебе свои деньги, попросив держать их в сохранности, так как тот несправедливый может отобрать эти деньги. После этого несправедливый человек приходит и спрашивает у тебя: «Нет ли у тебя денег такого-то?!» Ты ответишь: «У меня нет ни копейки его денег», имея в виду, что копеек у тебя нет, а есть только доллары. Это и есть дозволенные уловки в речах (таурия).
3 — Указание на одно из знамений пророка (мир ему и благословение Аллаха), а именно то, что он вознес мольбу за этого ребенка, и посредством этой мольбы Аллах дал ребенку благодать (барака) так, что у него затем родилось девять сыновей, каждый из которых был чтецом Корана.
4 — Желательно называть ребенка именем ‘Абдуллах или ‘Абдуррахман. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Самые любимые имена для Аллаха — ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман». Муслим, 2132.
Следовательно, человек должен выбирать для своих детей самые прекрасные имена, чтобы получить вознаграждение (аджр). Это является проявлением доброты к своим детям.
Что касается того, как сейчас некоторые дают своим детям какие-то странные имена, то это приводит к тому, что в будущем ребенок испытывает психологические трудности из-за такого странного имени. И каждый раз, как он будет переживать из-за этого странного имени, грех будет ложиться на тебя! Ведь, именно ты будешь причиной того, что на твоего ребенка будут указывать пальцем, говоря: «Посмотри на его имя! Что за имя?!»
Запрещено также называть детей именами неверующих людей, ибо это является уподоблением им, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто уподобляется какому-либо народу, тот из них». Абу Дауд, 4031; Ахмад, 2/50.
5 — Слова Умму Сулейм, да будет доволен ею Аллах:
«О, Абу Тальха, скажи мне, если люди что-то дадут взаймы какой-либо семье, а потом потребуют вернуть (долг), следует ли (членам этой семьи) отказывать им в этом?» Абу Тальха сказал:
«Нет». Тогда она сказала:
«Тогда терпи и надейся на награду Аллаха, ибо ты потерял сына».
То есть: дети даны нам во временное пользование. Аллах Всевышний – Владелец всякой вещи и заберет ее тогда, когда пожелает. Она привела мужу хороший пример, дабы он надеялся на награду Аллаха Всевышнего. Это указывает на ее сообразительность, на ее разум, на то, что она была терпеливой женщиной и надеялась на награду Аллаха. Ведь, матери, потерявшей ребенка, ничуть не легче, чем отцу, а может быть даже и тяжелее, так как женщина в своей основе слабее мужчины.
6 — Указание на благодать (барака) мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха).
7 — Указание на чудо (карамат), данное Абу Тальхе, да будет доволен им Аллах. Он вышел в путешествие вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), а вместе с ним была беременная Умму Сулейм. Когда они уже возвращались, у нее начались родовые схватки. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он никогда не возвращался в Медину ночью. Поэтому, пророк (мир ему и благословение Аллаха) двинулся дальше, а Абу Тальха остался с женой. И Абу Тальха воскликнул:
«Поистине, знаешь Ты, о Господь мой, что я люблю быть вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он уезжает и когда он возвращается, и Ты видишь, что меня удерживает (от этого)!» И сразу после этого Умму Сулейм говорит:
«О, Абу Тальха, мне уже не так больно, поезжай». В этом оказание почета (карамат) Абу Тальхе, ибо Аллах Всевышний после его мольбы уменьшил родовые муки его супруги. А когда ребенок уже родился, Умму Сулейм сказала Анасу:
«О, Анас, пусть никто не кормит его грудью до утра, пока ты не отнесешь его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!», - и наутро я взял его и отнес к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Это было обычаем жителей Медины. Когда у них рождались дети, они несли их к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, он брал финики, разжевывал их, доставал разжеванные финики изо рта и клал их в рот младенцу.
В этом поступке содержится две пользы:
Во-первых, благодать (барака) слюны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, искали благодати у слюны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Был даже такой обычай, что люди с утра приносили сосуды с водой к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, он опускал в сосуды свои руки, а затем люди использовали эту воду в течение дня. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал омовение, сподвижники спорили о том, кому же достанется вода, оставшаяся после омовения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. То же самое касалось и его пота, и его волос. Например, у Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был сосуд с волосами пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Когда люди заболевали, они брали эти волосы, опускали в воду, а затем пили эту воду, желая исцелиться. Но эта благодать (барака) было присуща только посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и никому больше!
[3]
Во-вторых, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, использовал финики, ибо в них самих благодать (барака) и добро (хайр). Поэтому, будет благо, если первым в желудок ребенка попадут именно финики.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Имам ан-Науауи говорил:
“Знай, что под отговорками и двусмысленностями подразумевается использование понятных слов, когда имеется в виду нечто противоположное их очевидному смыслу, что можно выразить с помощью этих слов. Это является одним из видов обмана и введения в заблуждение. Ученые указывали, что в использовании отговорок нет ничего плохого, если это необходимо для достижения того, что одобряется шариатом, когда собеседника предпочтительнее обмануть, или если то, что обязательно нужно сделать, можно осуществить только с помощью лжи. В иных случаях прибегать к отговоркам и говорить двусмысленные вещи нежелательно, но не запретно, если только это не приведет к совершению несправедливости, ибо тогда использование отговорок становится запретным”. См. “аль-Азкар” 380.
[2] — Шейх Ибн аль-Къайим упоминал о трех видах хитрости и уловках:
«1. Разрешенная хитрость, проявляющаяся в подчинении и приближении к Господу.
2. Разрешенная хитрость, за совершение или несовершение которой нет греха и упрека. Бывает ситуация когда лучше применить хитрость, а также, когда от нее лучше отказаться, и поэтому следует исходить из ситуации.
3. Запрещенная хитрость. К этому виду относится попытка обмануть Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) увиливая от совершения обязанностей; отказываясь от того, что пришло в шариате и, разрешая то, что в нем запрещено; не признавая слова наших праведных предшественников, имамов и ученых мухаддисов». См. “Игъасату-лляхфан” 1/384.
[3] — Имам аш-Шатыби передал единогласное мнение сподвижников, что после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) нельзя искать благословение посредством какого-либо человека! Имам аш-Шатыби говорил:
“Нельзя искать благословение посредством кого-либо после пророка (мир ему и благословение Аллаха), а кто будет это делать, подражая пророку (мир ему и благословение Аллаха), тот совершит нововведение! Это все равно, что если бы человек взял в жены больше, чем четыре жены, говоря, что он следует в этом примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-И’тисам” 2/11.