Шейх Мухаммад Са'ид Раслан (да хранит его Аллах) в одном из проповедей, которую он произнес после завершения намаза 'ид, который совпал с джум'а, говорил:
«Поистине, в этот день объединились два 'ида, и мы являемся свидетелями, в нашей стране наших братьев мусульман, что утвердили ученые, праведные предшественники из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними относительно положения двух намазов - 'ид намаз и джум'а. И разошлись ученые по фикъху относительно вопроса, когда объединяются в один день 'ид и джум'а, то достаточно ли совершение 'ид от джум'а?!
Сказали некоторые ученые, что достаточно 'ид от джум'а и нет на них в этот день (обязательных) намазов до намаза 'Асра . И это мазхаб 'Умара, 'Усмана , 'Али, ибн 'Умара, Ибн ‘Аббаса и Ибн Зубейра, и неизвестно, что кто-нибудь из сподвижников им противоречил, да будет доволен ими всеми Аллах. Поэтому это мазхаб сподвижников, и об этом говорили 'Ато, Са'ид, аш-Ша'би, ан-Наха'и, ал-Ауза'и и многие ученые фукъаха. А довод их является хадис, который передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха , сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничится этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а», после чего совершил он джум'а, мир ему и благословение Аллаха . Позволил пророк, мир ему и благословение Аллаха, тем, кто присутствовал на 'иде не совершать намаз джум'а, а тому, кто хочет совершить его, то пусть совершает его. Хадис передали Убу Дауд и ибн Маджа и этот хадис является достоверным.
Другие же ученые сказали, что это дозволенность для тех мусульман, которые живут за пределами города, которые приезжают в город для совершения 'ид и джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, и об этом говорил аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муатто», что 'Усман, да будет доволен им Аллах, делая проповедь в день 'ид и джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдин, живущие далеко от города - расстояние до которого четыре миля, или также говорят, что расстояние три миля. И это ограничение является минимальной, а максимальное - восемь миля, так вот — «Тот, кто желает из простолюдин, живущие далеко от города, подождать джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается».
А имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединяться 'ид и джум'а, то для мусульманина, достигший совершеннолетия следует совершить обе 'ида, ибо ид – это сунна, а джумаъ – это фард, и не замещает одно из них другого. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И вот уже подтвердился, и Хвала Аллаху, Господу миров!
А в мазхабе Имама Ахмада - джум'а отпадает оттого, кто совершил 'ид, за исключением имама. Ибн Къуддама сказал: «Если 'ид совпадет с днем джум'а, то отпадает присутствие на джум'а от того, кто совершал намаз 'ид, за исключением имама, ибо от него не отпадет джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершение намаза джум'а вместе с ним».
А также говорят относительно обязанности джум'а для имама, что есть две версии. Однако правильное мнение из этих мнений, что джум'а отпадет от того, кто совершал намаз 'ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали саляфы. И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это рухъсъа (дозволенность) для всех как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов посланника, мир ему и благословение Аллаха: «..... а мы совершим джум'а» , то имеется в виду, что он, мир ему и благословение Аллаха, сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то,что это рухъсъа (дозволенность) только касается его и тех, кто совершал вместе с ним - джум'а. Ибн Зубейр оставил джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом ибн 'Аббасу, тогда он сказал: «Поступил согласно сунне» . Передал Абу Дауд со своей цепочки передачи от 'Ато ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами 'ид Ибн Зубейр в день джум'а в первую часть дневного времени, затем мы отправились к месту совершений джум'а, но ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз зухр каждый сам — так как джум'а будет правильным, только при наличие джама'та - В то время ибн 'Аббас находился в Тоифе, а когда он прибыл, то мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Поступил согласно сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и хадис этот является достоверным.
Поэтому, тот, кто хочет взять это рухъсъа (дозволенность) и ограничится только намазом 'ид, то нет нам ничего (или нет на нем греха). А кто желает взяться за то, что пожелал совершить, то в посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для него будет пример, в его словах, мир ему и благословение Аллаха: «..... а мы совершим джум'а»
Также передали Абу Дауд, ибн Маджа, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хуазейма от Илийаса ибн абу Ромлата Шамий, который рассказывал: «Присутствовал я при Му'ауийа ибн Абу Суфйан, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с пророком, мир ему и благословение Аллаха, когда объединились два 'ида в один день?». На что он ответил: «Да» . После чего он спросил: «И как он поступил ?». Он сказал: «Совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, то пусть совершит». Хадис достоверный.
А также передал Абу Дауд от 'Ато, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день». После чего он объединил их обе, совершая их по два раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'асра». Хадис является достоверным.
Передал Абу Дауд и ибн Маджа от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который рассказывал, что посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничится этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а».
Мазхаб сподвижников, как вы заметили, что обязанность джум'а отпадает, и становится после этого совершение намаза по желанию, как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «поэтому кто хочет ограничится этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а». И мы ин ша Аллах совершим сегодня джум'а. И здесь не понимается, что сподвижники оставили пророка, мир ему и благословение Аллаха, совершавшегося джум'а одного, наоборот они совершили джум'а вместе с ним, мир ему и благословение Аллаха. Однако мы об этом говорим для того, чтобы узнать положение этого вопроса, потому что - это религия Аллаха, Господа миров.... (эту запись шейха я не смог вложить сюда, если это запись есть у кого-то, то прошу вложите ее сюда, ДжазакаЛлаху хайран!)
Ас-саляму алейкум: Хотел немного об этом вопросе тоже поговорить, так как выше со слов шейха Са'ид Расляна (да хранит его Аллах) понимается, что он придерживается того мнения, что вместе с джум'ой и обязанность зухра тоже отпадает, для тех, кто совершил намаз 'ид. Если это мнение для кого-то слабое, то быть может для других это мнение сильное. И хотел вкратце привести доводы этой стороны, дабы братья и сестра знали мнение обеих сторон.Брат A'mash писал:
«Abu 'Abdulla писал(а):
Да брат, есть, вот выше в теме почитай. И еще не только джума, с него спадает и обеденный (зухр). Вот послушай, только на арабском, извини, время будет переведем, ин ша Аллах.
Братья, это мнение слабое, не вздумайте сегодня не делать не только пятничную молитву, но и обеденную (зухр) молитву!))
Вкратце:
Доводы, которые приводятся в качестве того, что и зухр спадает подвергаются сильной критике со стороны большинства имамов и это мнение считается отклоненным (шазз).
Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: "Относительно этой главы (что в день Ида спадает после совершения Ид-намаза обязательность пятничной и обеденной молитвы) передается от Ибн аз-зубайира и Ата отвергаемое мнение, которое отвергли факъихи всех городов, и которое не взял никто из них!" См. "аль-Истизкар" 7/25.
Имам Ибн Рушд говорил: "Что касается снятия обязанности совершения обязательной обеденной и пятничной молитвы, которая ее заменяет, то это мнение сильно выходящие за основы!" См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/321.
1. Если скажем что обязанность зухра не отпадает, даже для тех кто совершил намаз 'ид, то получается в этот день на него возлагается не пять обязательных намазов в день, а шесть , тогда как на нас возложено пять обязательных молитв в день. Поэтому нужен довод на то, что обязанность зухра не отпадет, а то этим мы возлагаем на рабов Аллаха совершать шесть обязательных намазов в день , как: 1- фаджр. 2- 'ид. 3- зухр. 4-'аср. 5- магъриб и 6- 'иша. Тальха ибн ‘Убайдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явился какой-то человек из Неджда с растрепанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился, и он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты должен совершать пять молитв в течение дня и ночи”. Он спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нет, если только ты сам этого не пожелаешь”. Затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ты должен соблюдать пост в течение Рамадана”. Он спросил: “А должен ли я поститься сверх этого?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нет, если только ты сам этого не пожелаешь”. А затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему о необходимости выплаты закята. Этот человек спросил: “А должен ли я выплачивать что-нибудь сверх этого?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нет, если только ты сам этого не пожелаешь". И после этого тот человек повернулся и направился к выходу со словами: “Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять!” А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Он преуспеет, если говорит искренне!” (аль-Бухари 46, Муслим 11).
В этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ему совершать пять обязательных молитв, и не добавив к ним еще одного обязательного намаза, и даже пообещал ему преуспевание, если будет соблюдать то, что было на него возложено. Поэтому чтобы еще одну обязанность намаза в день возложить на кого то, то это уже нуждается в конкретном доводе!
2. В хадисе ибн Зубейра когда он не вышел на джум'а, то тогда ибн 'Аббас похвалил его и подтвердил его поступок, сказав: «Поступил согласно сунне». Если тогда обязанность джум'а отпала, то почему ибн Зубейр не вышел на обаятельную молитву зухр, если обязанность зухра не отпала?
3. В хадисе, который передал Абу Дауд от 'Ато, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день» . После чего он объединил их обе, совершая их по две раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'асра». (Абу Дауд в «сунан» 947).
В этом хадисе, когда ибн Зубейр совершил 'ид намаз, по причине чего отпала обязанность джум'а, и он после этого уже совершил желательный намаз а это - джум'а. Так почему тогда он не совершил обязательный намаз зухр, если как говорят, что по причине совершения намаза 'ид , не отпадает обязанность зухра ?! В хадисе было сказано: «...После чего он объединил их обе, совершая их по две раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'асра» . И как говорят ученые, что это довод на то, что тогда ибн Зубейр не совершил намаз зухр. (См. «Аль-Маусу'ату аль-Фикъхийа»). Или быть может скажут, что ибн Зубейр (да будет доволен им Аллах) не совершил зухр по причине того, что он совершил джум'а? Получается джум'а намаз который стал желательным из-за совершения намаза 'ида стал причиной отпадания обязательного намаза зухра?
А Аллаху ведомо лучше!