Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Nijat писал(а): ↑05 авг 2021, 21:10
Упомянутое в хадисе дословно "тысяча тысяч" - это миллион? Что говорят по этому поводу ученые скажите пожалуйста.
Да брат, именно так и говорят обладатели знания, что речь идёт о миллионе. Поэтому, кстати, некоторые имамы также и это делали причиной недостоверности данного хадиса )
Даже аш-Шаукани, сказавший об этом хадисе:
“Наименьшее положение этого хадиса таково, что он является хорошим (хасан)”, тем не менее, добавил следующее:
“Несмотря на то, что в упоминании этого вида количества есть неприемлемость”.
См. “Тухфату-ззакирин” (стр. 179).
Дело в том, что у некоторых мухаддисов и учёных есть правило:
«Упоминание великой награды за легкое деяние в каком-то хадисе, указывает на то, что этот хадис недостоверный», об этом говорили Ибн ас-Салях, Ибн Баз, и др.
Но, несмотря на истину в этих словах, поскольку в большинстве случаев подобные хадисы действительно оказываются даже ложными, у любого правила есть исключения. Достаточно в качестве примера упомянуть известный и достоверный без разногласий хадис:
Со слов Ауса ибн Ауса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь, и шёл в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течение года».
Ахмад (4/8), ат-Тирмизи (496), Абу Дауд (435), Ибн Маджах (1087). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы аль-Ауза’и, ат-Тирмизи, аль-‘Укъайли, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, аль-Байхакъи, аль-Багъауи, ан-Науауи, аль-‘Иракъи, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Кабир” (462), “аль-‘Иляль” (1/246), “Нейль аль-аутар” (1/296), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (7106).
Хафиз Абу Зур’а аль-‘Иракъи сказал:
“Я не знаю хадиса достоверней, в котором бы упоминалась многочисленная награда, несмотря на маленькое деяние, чем этот хадис”.
См. “Фатх аль-Мугъис” (3/189).
Мула ‘Али аль-Къари сказал:
“Некоторые имамы говорили: «Мы не слышали в Шариате достоверного хадиса, который включал бы в себя подобную награду!» Это усиливает то, что следует опираться на этот хадис, чтобы заслужить такую надежду”.
См. “Тухфатуль-ахуази” (3/15).
Также для пользы можно добавить следующее:
Имам аль-‘Укъайли упомянув версию хадиса этой главы через Азхара ибн Синана, которую он назвал слабой, привёл через свой иснад асар со слов Язида ад-Дауракъи, в котором сообщается о том, что два имама из числа саляфов: Мухаммад ибн Уаси’ аль-Азди и Къутайба ибн Муслим, произносили этот зикр на рынке, специально посещая его для этого. Причём Мухаммад аль-Азди передаёт это сообщение не в виде пророческого хадиса, а как слова сына Ибн ‘Умара – Салима. После чего упомянув это сообщение, аль-‘Укъайли говорит:
“Данное сообщение первичней (принять), чем хадис от Азхара ибн Синана”.
См. “ад-Ду’афа аль-кабир” (1/134).
Т.е. это к тому, что, несмотря на то, что многие ранние имамы из числа саляфов считали хадисы этой главы недостоверными, его усиливает то, что он передаётся также от таби’инов и их учеников, которые опирались на него.
Также это усиливает и слова Суфьяна ас-Саури, который в своём известном и большом наставлении ‘Алию ибн Хасану ас-Сулями среди прочего сказал следующее:
“Старайся реже заходить на рынок, ибо там волки, одетые в одеяние, а также ма́риды из числа шайтанов и людей. И если ты пришёл на рынок, то тебе следует побуждать к одобряемому и порицать запретное, поскольку ты увидишь там лишь порицаемое. Встань у окраины рынка и скажи: «Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамд, юхьи уа юмит, биедихиль-хайр, уа хууа ‘аля кулли шей-ин къадир, уа ля хауля уа ля къууата илля би-Лляхи-ль-‘Алийиль-‘Азым». Воистину, до на дошло, что произнёсшему эти слова запишется десять наград с каждым находящимся на этом рынке, будь это человек или животное”.
Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (7/84).
Да и вообще нет разногласия среди имамов в том, что является желательным поминать Аллаха на рынках и иных местах, где люди пребывают в забвении, в совершении грехов, отдалении от Аллаха по причине занятости мирскими делами.
Аль-Хасан аль-Басри говорил:
“Тому, кто поминал Аллаха на рынке, запишется награда равная количеству людей и животных на этом рынке”.
аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (2/92).
Хумайд ибн Хиляль говорил:
“Пример того, кто поминает Аллаха на рынке, подобен цветущему дереву среди засохших деревьев”.
Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (2/252).
Хассан ибн Аби Синан говорил:
“Поминающий Аллаха среди людей находящихся в забвении подобен тому, кто стойко сражается среди людей, бегущих с поля боя”.
Ахмад в “аз-Зухд” (1917).
Аль-Хаким ат-Тирмизи, комментируя хадис этой главы, сказал:
“Посредством этих слов раб Аллаха перестаёт быть тем, кто пребывает в забвении. Поистине, этот вид поминания Аллаха был конкретизирован рынками из всех мест по той причине, что на рынках отвлечённость сильнее овладевает людьми”.
См. “Науадир аль-усуль” (3/479).
Хафиз Ибн Батталь сказал:
“Что касается поминания Аллаха на рынке, то это из числа наилучших благодеяний”.
См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (6/249).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“Поистине, поминание Аллаха на рынке является желательным, поскольку это имеет отношение к поминанию Аллаха среди людей, находящихся в забвении”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (18/67).
И раз установлен тот факт, что поминание Аллаха на рынке является похвальным и желательным деянием, то почему бы не делать это именно так, как это пришло в хадисе данной главы, учитывая и тот факт, что его слабость неоднозначная, что на него опирались некоторые саляфы, и что его усиливали следующие учёные:
аль-Багъауи в “Шарх ас-Сунна” (5/133);
аль-Мунзири в “ат-Таргъиб” (2/531);
ад-Думьяты в “Матджар ар-рабих” (стр. 473);
аз-Захаби в “Тарих аль-Ислям” (29/346);
аш-Шаукани в “Тухфату-ззакирин” (стр. 179);
аль-Альбани в “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3139);
‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут в “Тахридж Джами' аль-усуль” (4/394).
Но это не означает, что мусульманин, который пришёл на рынок или торгует на рынке, не имеет право произносить иные виды слов поминания Аллаха, конечно же нет. Произносить узаконенные в Шариате азкары в общем, будь то на рынках или в иных местах, является похвальным и желательным деянием. Ведь в пророческих хадисах есть прекрасное завещание, чтобы язык твой был мокрым от частого поминания Аллаха, как и говорится о том, что частое поминание Аллаха лучше всего защищает от шайтана.
Уа-Ллаху а’лям.
_____
Также мусульманам следует приветствовать друг друга на рынках и распространять салям:
Ат-Туфайль ибн Убай ибн Ка’б рассказывал, что он часто приходил к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) и они вместе отправлялись на рынок:
“Как-то мы отправлялись утром на рынок, и ‘Абдуллах ибн ‘Умар приветствовал каждого торговца требухой, купца, неимущего и вообще любого человека, мимо которого он проходил. Однажды я вновь пришёл к ‘Абдуллаху, и он позвал меня с собой на рынок, а я сказал ему: «Что тебе делать на рынке? Ведь ты не останавливаешься для покупок и не спрашиваешь о товарах, не заключаешь сделку и не присоединяешься к собирающимся там. Давай лучше останемся сидеть здесь и поговорим”. В ответ на это он сказал: «О пузатый! Поистине, мы ходим на рынок по утрам только ради распространения приветствий (ас-салям), и приветствуем там каждого встречного»”.
Малик в “аль-Мууатта” (3/253), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-Муфрад” (1006). Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “аль-Футухат ар-Раббанийя” (5/280), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (770).