237 ( صحيح ) أخنع الأسماء عند الله يوم القيامة رجل تسمى ملك الأملاك لا مالك إلا الله
(ق د ت) عن أبي هريرة.
237 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения наиболее непристойным [1] пред Аллахом будет имя того человека, который называл себя царём царей, поскольку нет царя, кроме Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари 6205, Муслим 2143, Абу Дауд 4961, ат-Тирмизи 3005.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 237.
238 ( صحيح ) إخوانكم خولكم جعلهم الله قنية تحت أيديكم فمن كان أخوه تحت يده فليطعمه من طعامه و ليلبسه من لباسه و لا يكلفه ما يغلبه فإن كلفه ما يغلبه فليعنه
(حم ق د ت هـ) عن أبي ذر.
238 – Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, (ваши рабы) являются вашими братьями и вашими слугами, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его в то же, что носит сам, и не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь!” Этот хадис передали Ахмад 5/161, аль-Бухари 30, Муслим 1661, Абу Дауд 5158, ат-Тирмизи 2027, Ибн Маджах 3690.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 238.
239 ( صحيح ) أخوف ما أخاف على أمتي كل منافق عليم اللسان
(عد) عن عمر.
239 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Больше всего я опасаюсь для своей уммы всяких красноречивых лицемеров».[2] Этот хадис передал Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» со слов ‘Умара.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 239.
240 ( صحيح ) أدالأمانة ألى من ائتمنك ولا تخن من خانك
(تخ د ت ك) عن أبي هريرة (قط الضياء) عن أنس (طب) عن أبي أمامة (د) عن رجل من الصحابة (قط) عن أبي بن كعب.
240 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдавай доверенное имущество тому, кто доверил его тебе и не поступай вероломно по отношению к тому, кто поступил вероломно по отношению к тебе». Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 3142, Абу Дауд 3535, ат-Тирмизи 1264, аль-Хаким 2/56 со слов Абу Хурайры; ад-Даракъутни и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси со слов Анаса; ат-Табарани со слов Абу Умамы; Абу Дауд от человека из числа сподвижников пророка; ад-Даракъутни со слов Убайй ибн Ка’ба. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн ас-Сакан.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 240, «Сильсиля ас-Сахиха» 423.
http://xadis.wordpress.com/
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] - То есть презренным и унизительным. См. «Лисан аль-‘араб». [2] - Аль-Мунави комментируя слова «всяких красноречивых лицемеров» сказал: «То есть знающий говорун, но с невежественным сердцем, испорченным вероубеждением, обольщающий людей своим болтливым языком, вследствие чего множество людей, которые следуют за ним совершают ошибки». См. «Файдуль-Къадир» 1/221.
242 ( صحيح ) أدوا صاعا من طعام في الفطر
(حل هق) عن ابن عباس.
242 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Этот хадис передали Абу Ну’айм в «Хильяту аль-аулийаъ» 3/262 и аль-Байхакъи 4/167 со слов Ибн ‘Аббаса.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 242.
245 ( حسن ) ادعوا الله و أنتم موقنون بالإجابة و اعلموا أن الله لا يستجيب دعاء من قلب غافل لاه
(ت ك) عن أبي هريرة.
245 – Сообщается, что Абу Хурайра сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Молите Аллаха, будучи уверенными, в Его ответе, и знайте, что Аллах не отвечает на мольбу человека, сердце которого беспечно во время этой мольбы” Этот хадис передали ат-Тирмизи 3479, аль-Хаким 1/294, ат-Табарани в «ад-Ду’а» 39.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сильсиля ас-сахиха» 594, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 245.
ПОЯСНЕНИЕ:Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знайте, что цель мольбы – это присутствие сердца, как мы уже разъяснили. На это существует бессчетное количество доказательств, а знание по этому поводу, ясно настолько, что его не стоит упоминать». См. «Аль-Азкар» стр. 356.
Некоторые саляфы сказали: «Ответ на ду’а может опаздывать из-за того, что его дорога перекрыта грехами».
246 ( صحيح ) ادعوا الناس و بشروا و لا تنفروا و يسروا و لا تعسروا
(م) عن أبي موسى.
246 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Призывайте людей (к Исламу), приносите радость, а не отпугивайте, облегчайте, а не обременяйте». Этот хадис передал Муслим 2001 со слов Абу Мусы аль-Аш’ари.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 246.
247 ( صحيح ) ادعي أبا بكر أباك و أخاك حتى أكتب كتابا فإني أخاف أن يتمنى متمن و يقول قائل :أنا أولى و يأبى الله و المؤمنون إلا أبا بكر
(حم م) عن عائشة.
247 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Позови ко мне отца твоего Абу Бакра и твоего брата, чтобы я записал кое-что, потому что боюсь, что жаждущий возжелает, и кто-то скажет: “Я более достоин”, хотя Аллах и правоверные не примут никого, кроме Абу Бакра». Этот хадис передали Ахмад 6/144 и Муслим 2387 со слов ‘Аиши.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 247.
248 ( صحيح ) ادفعوها إلى خالتها فإن الخالة أم
(ك) عن علي.
248 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдайте её своей тёте со стороны матери, ибо поистине, тётя со стороны матери (подобна) матери». Этот хадис передал аль-Хаким 4614 со слов ‘Али.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 248.
Примечание: В этом хадисе речь идёт о тяжбе, которую вели ‘Али ибн Абу Талиб, Зайд и Джа’фар ибн Абу Талиб из-за дочери дяди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хамзы ибн ‘Абдуль-Мутталиба, который стал шахидом в битве при Ухуде. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил отдать девочку на попечение Джа’фара, который был женат на её тёте со стороны матери.
249 ( صحيح ) ادفنوا القتلى في مصارعهم
( 4 ) عن جابر.
249 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хороните убитых в местах их гибели». Этот хадис передали Абу Дауд 3165, ат-Тирмизи 1717, ан-Насаи 4/79 и Ибн Маджах 1516 со слов Джабира.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 249.
250 ( حسن ) أدن اليتيم منك و ألطفه و امسح برأسه و أطعمه من طعامك فإن ذلك يلين قلبك و يدرك حاجتك
(الخرائطي في مكارم الأخلاق ابن عساكر) عن أبي الدرداء.
250 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приблизь к себе сироту и будь милостив к нему, погладь его по голове, накорми из того что ешь сам и тогда, поистине, это смягчит твое сердце и исполнит твою нужду». Этот хадис передали аль-Хараиты в «Макарим аль-ахлякъ» и Ибн ‘Асакир со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 250.
251 ( صحيح ) أدن يا بني فسم الله و كل بيمينك و كل مما يليك
(د ت حب) عن عمر بن أبي سلمة.
251 – Сообщается, что ‘Умар ибн Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О мальчик, подойди! Скажи: “С именем Аллаха!”/Бисми-Лляхи/, – ешь правой рукой и бери то, что находится ближе к тебе!”» Этот хадис передали Абу Дауд 3777, ат-Тирмизи 1857, Ибн Маджах 3267, Ибн Хиббан 5215.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 251.
252 ( صحيح ) أدنى أهل النار عذابا ينتعل بنعلين من نار يغلي دماغه من حرارة نعليه
(م) عن أبي سعيد.
252 – Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, самое легкое наказание в Огне получит человек, на которого наденут сандалии из огня, из-за жара которых закипит его головной мозг». Этот хадис передал Муслим 211.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 252.
253 ( صحيح ) أديموا الحج و العمرة فإنهما ينفيان الفقر و الذنوب كما ينفي الكير خبث الحديد
(الدارقطني في الأفراد طس) عن جابر.
253 – Передают со слов Джабира о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте хадж поочерёдно с умрой, ибо, поистине, это удаляет бедность и грехи подобно тому, как мех удаляет окалину из железа». Этот хадис передали ад-Даракъутни в «аль-Афрад» и ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/111/2.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 1185, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 253.
254 ( صحيح ) إذا آتاك الله مالا فلير أثر نعمة الله عليك و كرامته
( 3 ك) عن والد أبي الأحوص.
254 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах одарил тебя имуществом, то пусть на тебе будут видны следы Его милости и щедрости». Этот хадис передали Абу Дауд 4063, ат-Тирмизи 2006, ан-Насаи 8/181 и аль-Хаким 1/76 со слов отца Абу-ль-Ахваса.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 254, «Мишкат аль-масабих» 4352.
Примечание: Абуль-Ахвас рассказывал, что его отец поведал ему о том, что однажды он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в плохой одежде. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Есть ли у тебя имущество?» Он сказал: «Да». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «И что это за имущество?» Он ответил: «Аллах даровал мне верблюдов, овец, лошадей и рабов». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Если Аллах одарил тебя имуществом, то пусть на тебе будут видны следы Его милости и щедрости». Этот хадис передали Ахмад 4/137, Абу Дауд 4063, ат-Тирмизи 2006, ан-Насаи 8/181 и аль-Хаким 1/76, который сказал: «Иснад хадиса достоверный» и с ним согласился аз-Захаби. Шейх ‘Абдуль Къадир аль-Арнаут назвал его иснад достоверным в комментариях к книге “Джами’ аль-Усуль”.
257 ( صحيح ) إذا ابتعت طعاما فلا تبعه حتى تستوفيه
(م) عن جابر.
257 – Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если будешь перепродавать съестные припасы, то не продавай их, пока не получишь сполна (то, что купил)” Этот хадис передал Муслим 1529.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 257.
258 ( حسن ) إذا ابتلى الله العبد المسلم ببلاء في جسده قال الله عز و جل :أكتب له صالح عمله فإن شفاه غسله و طهره و إن قبضه غفر له و رحمه
(حم) عن أنس.
258 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах испытает (Своего) раба-мусульманина, ниспослав на него телесный недуг, то Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Запишите для него праведные деяния его, (которые он совершал)!” Если же Он вылечит его, то омоет и очистит его (от грехов), а если умертвит – простит и помилует его». Этот хадис передал Ахмад 3/258.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 258.
259 ( صحيح ) إذا أبردتم إلي بريدا فابعثوه حسن الوجه حسن الاسم
(البزار) عن بريدة
259 – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы отправляете ко мне посыльного, то поищите (для этого человека) с приятным лицом и красивым именем». Этот хадис передал аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 1895 со слов Бурайды.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 259.
260 ( صحيح ) إذا أبق العبد لم تقبل له صلاة
(م) عن جرير.
260 – Передают со слов Джарира ибн ‘Абдуллы, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб сбежит (от своего хозяина), то его молитва не будет приниматься». Этот хадис передал Муслим 70.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 260.
261 ( صحيح ) إذا أتى أحدكم الصلاة و الإمام على حال فليصنع كما يصنع الإمام
(ت) عن علي ومعاذ.
261 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас придет на молитву и застанет имама в определенном положении, то пусть делает то, что делает имам». Этот хадис передал ат-Тирмизи 591 со слов ‘Али ибн Абу Талиба и Му’аза.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 261.
262 ( صحيح ) « إذا أتى أحدكم الغائط فلا يستقبل القبلة و لا يولها ظهره و لكن شرقوا أو غربوا »
(حم ق 4 ) عن أبي أيوب.
262 – Сообщается, что Абу Аййуб аль-Ансари рассказал о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-либо из вас выйдет по нужде, пусть (во время испражнения и мочеиспускания) не поворачивается к къибле ни лицом, ни спиной, однако, (пусть поворачивается) в сторону востока или запада”. Этот хадис передали Ахмад 5/414, 416, 417 и 421, аль-Бухари 144 и 394, Муслим 264, Абу Дауд 9, ат-Тирмизи 8, ан-Насаи 12/23, Ибн Маджах 318, Абу ‘Авана 1/199, ад-Дарими 665, ад-Даракъутни 175.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 262, «Ирвауль-гъалиль» 60, «Мишкат аль-масабих» 334.
263 ( صحيح ) « إذا أتى أحدكم أهله ثم أراد أن يعود فليتوضأ »
(حم م 4 ) عن أبي سعيد زاد (حب ك هق):فإنه أنشط للعود.
263 – Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас совокупится со своей женой, а затем захочет повторить (половой акт), пусть совершит омовение /вудуъ/». Этот хадис передали Ахмад 3/28, Муслим 308, Абу Дауд 220, ат-Тирмизи 141, ан-Насаи 1/142 и в «Сунан аль-Кубра» 9039, Ибн Маджах 587 со слов Абу Са’ида аль-Худри, а Ибн Хиббан 1211, аль-Хаким 542 и аль-Байхакъи 7/192 с добавкой: «Поскольку это ободрит его для повторения (полового акта)».
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 263, «Мишкат аль-масабих» 454.
266 ( صحيح ) « إذا أتى الرجل القوم فقالوا له :مرحبا فمرحبا به يوم القيامة يوم يلقى ربه و إذا أتى الرجل القوم فقالوا له :قحطا فقحطا له يوم القيامة »
(طب ك) عن الضحاك بن قيس.
266 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек придет к народу, и они скажут ему: “Добро пожаловать!”, то добро пожаловать ему в Судный день, в день, когда он встретит своего Господа! А если человек придет к народу и они скажут ему: “Да не будет тебе блага”, то нет ему блага в Судный день!» Этот хадис передали ат-Табарани в «аль-Кабир» 8136 и аль-Хаким 3/603 со слов ад-Даххака ибн Къайса.
Об этом хадисе аль-Хайсами в «Маджма’у-з-заваид» 10/271-272 сказал: «Его передал ат-Табарани в “аль-Кабир” и в “аль-Аусат”, его передатчики заслуживающие доверия, хадисы которых приводятся в обоих “Сахихах”, кроме Абу Дарира аль-Акбар, который также является надёжным”».
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» 1189, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 266.
268 ( صحيح ) « إذا أتاكم المصدق فلا يصدر عنكم إلا و هو راض »
(حم م ت ن هـ) عن جرير.
268 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если к вам придёт сборщик закята, пусть он не покидает вас кроме как довольным». Этот хадис передали Ахмад 4/365, Муслим 989, ат-Тирмизи 647, ан-Насаи 5/31 и Ибн Маджах 1802 со слов Джарира.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 268.
269 ( حسن ) « إذا أتاكم كريم قوم فأكرموه »
(هـ) عن ابن عمر (البزار ابن خزيمة طب عد هب) عن جرير (البزار) عن أبي هريرة (عد) عن معاذ وأبي قتادة (ك) عن جابر (طب) عن ابن عباس وعبدالله بن ضمرة (ابن عساكر) عن أنس وعدي بن حاتم (الدولابي في الكنى ابن عساكر) عن أبي راشد عبدالرحمن بن عبد بلفظ:شريف قومه.
269 – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если к вам придут благородные люди, то относитесь к ним с уважением». Этот хадис передали Ибн Маджах 3712 со слов Ибн ‘Умара; аль-Баззар 5846, Ибн Хузайма, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» 2/397 и аль-Байхакъи 16463 со слов Джарира; аль-Баззар со слов Абу Хурайры 8027; Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» со слов Му’аза 4/210 и Абу Къатады 1/177; аль-Хаким со слов Джабира 7791; ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса 11811 и ‘Абдуллы ибн Дамра; Ибн ‘Асакир со слов Анаса и ‘Ади ибн Хатима; ад-Дауляби в «аль-Куна» и Ибн ‘Асакир со слов Абу Рашида ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абда с текстом «… знатный из (какого-либо) народа».
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 269, «ар-Рауд» 268, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1205.
__________________________________________________________
Имам аль-Мунави сказал: «Если к вам придут благородные люди» - то есть их вожди, которым подчиняются (люди), известные из них своей знатностью и почетом. См. «Файдуль-Къадир» 1/241.
270 ( حسن ) « إذا أتاكم من ترضون خلقه و دينه فزوجوه إن لا تفعلوا تكن فتنة في الأرض و فساد عريض »
(ت هـ ك) عن أبي هريرة (عد) عن ابن عمر (ت هق) عن أبي حاتم المزني وماله غيره.
270 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если придёт к вам тот, нравом и религией которого вы останетесь довольны, выдавайте за них замуж (своих дочерей), а если вы не станете поступать так, то по земле широко распространятся искушения и пороки». Этот хадис передали ат-Тирмизи 1084, Ибн Маджах 1967, аль-Хаким 2/179 со слов Абу Хурайры; Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» со слов Ибн ‘Умара; ат-Тирмизи 1085 и аль-Байхакъи 7/82 со слов Абу Хатима аль-Музани.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 270.
272 ( صحيح ) « إذا أتيت الصلاة فأتها بوقار و سكينة فصل ما أدركت و اقض ما فاتك »
(طس) عن سعد.
272 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты идёшь на молитву, то иди на неё с достоинством и спокойствием. Соверши (с имамом ту часть молитвы, которую) ты застал, и восполни то, что ты пропустил». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 1357 со слов Са’да.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 272.
275 ( صحيح ) « إذا أتيتم الصلاة فعليكم بالسكينة و لا تأتوها و أنتم تسعون فما أدركتم فصلوا و ما فاتكم فأتموا »
(حم ق) عن أبي قتادة.
275 – Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо и не приходите на нее бегом. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно [1]”». Этот хадис передали Ахмад 5/306, аль-Бухари 635 и Муслим 603 со слов Абу Къатады.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 275.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] - Сообщается, что Абу Къатада, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда мы совершали молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал (позади себя) шум и крики людей. Закончив молиться, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “В чём дело?” Они ответили: “Мы спешили на молитву”. Тогда он сказал: “(Впредь) не делайте так! Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо ….”» и так до конца хадиса.
Под словами «а пропущенное вами совершите самостоятельно» имеется в виду совершение пропущенных рак’атов сразу же после завершения общей молитвы.
276 ( صحيح ) « إذا أتيت مضجعك فتوضأ وضوئك للصلاة ثم اضطجع على شقك الأيمن ثم قل اللهم أسلمت وجهي إليك و فوضت أمري إليك و ألجأت ظهري إليك رغبة و رهبة إليك لا ملجأ و لا منجا منك إلا إليك آمنت بكتابك الذي أنزلت و بنبيك الذي أرسلت فإن مت من ليلتك فأنت على الفطرة و اجعلهن آخر ما تتكلم به »
(حم ق 3 ) عن البراء.
276 – Передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ложись на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе [1], и вручил Тебе дело своё [2], и на Тебя положился из стремления к тебе [3] и из страха перед Тобой [4]. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту ваджхи илейка, ва фаввадту амри илейка ва альджаъту захри илейка рагъбатан ва рахбатан илейка. Ля мальджаа ва ля манджа минка илля илейка! Аманту би-китабика аллязи анзальта ва би-набиййика аллязи арсальта/”. И если ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии [5], а (поэтому) сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)». Этот хадис передали Ахмад 4/285, 290, 300, аль-Бухари 247 и 7488, Муслим 2710, Абу Дауд 5046, ат-Тирмизи 3394, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10613.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 276.
Аль-Бараъ ибн ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: − И я начал повторять эти слова перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а после слов «О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал» сказал: «…и в Твоего посланника», (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Нет, (говори): “…и в Твоего пророка, которого Ты послал”».
[1] - То есть привёл свою душу к покорности Тебе. [2] - То есть предоставил Тебе решать всё. [3] - Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха. [4] - Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном. [5] - “Фитра”. Это слово образовано от корня фа-та-ра. От этого же корня образовано и слово “фатр” − изобретение; начинание. Слово “фитра” обозначает состояние, иными словами “фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.
Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» (“Ан-Нихайа”, 3/457).
Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово “фитра”, но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду Ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: “Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего “(…с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…” под “естеством” подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)”» (“Фатх аль-Бари” 3/248).
277 ( صحيح ) « إذا أثنى عليك جيرانك أنك محسن فأنت محسن و إذا أثنى عليك جيرانك أنك مسيء فأنت مسيء »
(ابن عساكر) عن ابن مسعود.
277 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если твой сосед хвалит тебя (и говорит), что ты добродетельный, значит ты добродетельный, а если он говорит, что ты плохой (человек), значит ты плохой». Этот хадис передал Ибн Асакир со слов Ибн Мас’уда.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 277.
278 ( صحيح ) « إذا أجمرتم الميت فأجمروه ثلاثا »
(حم هق الضياء) عن جابر.
278 – От Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда будете умащать благовониями умершего, то делаете это трижды». Этот хадис передали Ахмад 3/331, аль-Хаким 1/355, аль-Байхакъи 3/405 и ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара».
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 278.
279 ( صحيح ) « إذا أحب أحدكم أخاه فليعلمه أنه يحبه »
(حم خد د ت حب ك) عن المقداد بن معدي كرب (حب) عن أنس (خد) عن رجل من الصحابة.
279 – Передают со слов аль-Микъдама ибн Ма’дикариба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас полюбит своего брата, пусть даст ему знать, что он его любит». Этот хадис передали Ахмад 4/130, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 542, Абу Дауд 5124, ат-Тирмизи 2392, Ибн Хиббан 570 и аль-Хаким 4/189 со слов аль-Микъдама ибн Ма’дикариба; Ибн Хиббан со слов Анаса; аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» со слов одного из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 279.
281 ( صحيح ) « إذا أحب أحدكم صاحبه فليأته في منزله فليخبره أنه يحبه لله »
(حم الضياء) عن أبي ذر.
281 – Передают со слов Абу Зарра о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас любит своего товарища, пусть придёт к нему домой и сообщит ему, что он любит его ради Аллаха». Этот хадис передали Ахмад 5/145 и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 281.
283 ( صحيح ) « إذا أحب الله عبدا نادى جبريل :إن الله يحب فلانا فأحبه فيحبه جبريل فينادي جبريل في أهل السماء :إن الله يحب فلانا فأحبوه فيحبه أهل السماء ثم يوضع له القبول في الأرض »
(ق) عن أبي هريرة.
283 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах испытывает любовь к (Своему) рабу, Он обращается к Джибрилу (и говорит): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты”, (после чего) Джибрил (начинает) любить его, и Джибрил обращается к обитателям небес (со словами): “Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы”, и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле [1]». Этот хадис передали аль-Бухари 3209 и Муслим 2637.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 283.
_______________________________________________________________________________________________________________ [1] - Имеется в виду, что любовь к нему начинают испытывать сердца людей.
285 ( صحيح ) « إذا أحب الله قوما ابتلاهم »
(طس هب الضياء) عن أنس.
285 – Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах испытывает любовь к каким-то людям, Он подвергает их испытанию». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 3228, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9782 и 9783, ад-Дыйаъ аль-Макъдиси 2350 со слов Анаса.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 285.
286 ( صحيح ) « إذا أحدث أحدكم في صلاته فليأخذ بأنفه ثم لينصرف »
(هـ ك حب هق) عن عائشة.
286 – Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-то из вас осквернится во время молитвы, пусть возьмётся за свой нос и затем покинет (молитву)” Этот хадис передали Ибн Маджах 1222, аль-Хаким 1/293, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима», и с ним согласился аз-Захаби, Ибн Хиббан 2238, аль-Байхакъи 2/254.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 286.
287 ( صحيح ) « إذا أحسن أحدكم إسلامه فكل حسنة يعملها يكتب له عشرة أمثالها إلى سبعمائة ضعف و كل سيئة يعملها يكتب له مثلها حتى يلقى الله »
(حم ق) عن أبي هريرة.
287 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если кто-то из вас будет исповедовать Ислам хорошо, то за каждое благое дело, которое он совершит, ему запишут от десяти до семиста подобных (дел). А за каждое дурное дело, которое он совершит, ему запишут подобное этому (дурному делу), пока он не встретится с Аллахом». Этот хадис передали Ахмад 2/317, аль-Бухари 42, Муслим 129, Абу ‘Авана 1/83-84, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 228, аль-Байхакъи в «аль-Асмаъ ва-с-Сыфат» 71, аль-Багъави в «Шарх ас-Сунна» 4148.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 287, «Сильсиля ас-Сахиха» 3959, «Мишкат аль-масабих» 44.
292 ( حسن ) إذا أخذت مضجعك من الليل فاقرأ ( قل يا أيها الكافرون )ثم نم على خاتمتها فإنها براءة من الشرك
(حم د ت ك هب) عن نوفل بن معاوية (ن البغوي ابن قانع الضياء) عن جبلة بن حارثة.
292 – Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда ночью ляжешь в постель, читай (суру) “Скажи: “О вы неверные…”[1], а затем засыпай после ее завершения, ибо, поистине, она является защитой от многобожия!» Этот хадис передали Ахмад 5/456, Абу Дауд 5055, ат-Тирмизи 3403, аль-Хаким 3982 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 2520 со слов Науфаля ибн Му’авия; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10636, аль-Багъави, Ибн Къàни’ и ад-Дыяъ со слов Джабаля ибн Хариса.
Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 292.
____________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] - Сура № 109 «аль-Кафирун».
293 ( صحيح ) « إذا أدخل أحدكم رجليه في خفيه و هما طاهرتان فليمسح عليهما ثلاثا للمسافر و يوما للمقيم »
(ش) عن أبي هريرة.
293 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас наденет свои кожаные носки /хуффайн/ на чистые ноги, пусть обтирает их. (Так может поступать) путник в течение трёх (дней), а постоянный житель – в течение одного дня». Этот хадис передал Ибн Абу Шейба 1894 со слов Абу Хурайры.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 293.
294 ( صحيح ) « إذا أدرك أحدكم سجدة من صلاة العصر قبل أن تغرب الشمس فليتم صلاته و إذا أدرك سجدة من صلاة الصبح قبل أن تطلع الشمس فليتم صلاته »
(خ ن) عن أبي هريرة.
294 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один рак’ат послеполуденной молитвы до захода солнца [1], пусть доведёт свою молитву до конца, и если успеет он совершить (хотя бы) один рак’ат утренней молитвы до восхода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца”. Этот хадис передали аль-Бухари 556 и ан-Насаи 1/257.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 294.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [1] - Это значит, что если в промежуток времени, отведённый для совершения послеполуденной или же любой иной молитвы, человек успеет совершить полностью хотя бы один рак’ат, а потом доведёт свою молитву до конца, то она будет действительной.
295 ( صحيح ) « إذا أدى العبد حق الله و حق مواليه كان له أجران »
(حم م) عن أبي هريرة.
295 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если подневольный раб будет исполнять свой долг перед Аллахом и своим хозяином, то он получит двойную награду”. Этот хадис передали Ахмад 2/252 и Муслим 1666.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 295.
296 ( صحيح ) « إذا أذن ابن أم مكتوم فكلوا و اشربوا و إذا أذن بلال فلا تأكلوا و لا تشربوا »
(حم ن ابن خزيمة حب) عن أنيسة بن خبيب.
296 – Сообщается, что Унайса бинт Хубайб, да будет доволен ею Аллах, рассказывала о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда азан возвестит Ибн Умм Мактум – ешьте и пейте, а после того, как азан возвестит Билял – не ешьте и не пейте”. Этот хадис передали Ахмад 6/433, ан-Насаи 2/10, Ибн Хузайма 397 и Ибн Хиббан 3474.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 296.
297 ( صحيح ) « إذا أذن المؤذن فلا يخرج أحد حتى يصلي »
(هب) عن أبي هريرة.
297 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если муаззин произнесёт азан, пусть не выходит (из мечети) никто, пока не помолится”. Этот хадис передал аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 2862.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 297.
298 ( صحيح ) « إذا أذنت المغرب فاحدرها مع الشمس حدرا »
(طب) عن أبي محذورة.
298 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если будешь возвещать азан к закатной молитве /магъриб/, то возвещай его сразу же после заката солнца». Этот хадис передал ат-Табарани 6744 со слов Абу Махзуры.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 298.
299 ( صحيح ) « إذا أراد أحدكم أن يذهب إلى الخلاء و أقيمت الصلاة فليذهب إلى الخلاء »
(حم د ن هـ حب ك) عن عبدالله بن أرقم.
299 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кому-то из вас нужно справить нужду после того, как возвестили второй призыв к молитве /икъама/, то пусть начинает (с посещения) уборной [1]». Этот хадис передали Малик 378, Ахмад 3/483, Абу Дауд 88, ат-Тирмизи 142, ан-Насаи 1/110, Ибн Маджах 616, Ибн Хузайма 1561, Ибн Хиббан 2068, ат-Тахави в «Мушкиль аль-асар» 2/403-404, Ибн Хазм 4/47, аль-Байхакъи 3/72, аль-Хаким 1/273, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима» и с ним согласился аз-Захаби.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 299, «Мишкат аль-масабих» 1069.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Хишам ибн ‘Урва [2] рассказал нам со слов своего отца, сообщившего от ‘Абдуллы ибн аль-Аркъама [3] о том, что как-то он [4] выехал для совершения Хаджа или ‘Умры и с ним были люди, которых он возглавлял (в молитве). И однажды, когда возвестили второй призыв /икъама/ на утреннюю молитву, он сказал: «Пусть один из вас возглавит (людей в молитве)». И он, отправляясь справить нужду, (сказал): «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если кому-то из вас нужно справить нужду …..”».
[1] - То есть пусть сначала сходит в туалет и справит свою нужду, чтобы это не мешало ему во время молитвы. Прим. пер. [2] - Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам аль-Курайши аль-Асади аль-Мадини Абуль-Мунзир. Он видел ‘Абдуллу ибн ‘Умара, который погладил его по голове и обратился за него с мольбой. Также он видел Джабира ибн ‘Абдуллах, Сахля ибн Са’да, Анаса ибн Малика, слышал хадисы от ‘Абдуллы ибн аз-Зубайра и его отца. от него передавал хадисы Яхйа ибн аль-Къаттан и многие др. Ибн Са’д сказал: «Он был надежным и достойным доверия, знал много хадисов и являся доводом. Скончался в Багдаде в 146-м году по хиджре и похоронен на кладбище в аль-Хайразан». См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 1/136.
Аз-Захаби писал: «Хишам ибн ‘Урва ибн аз-Зубайр – имам, надежный, шейхуль-Ислам. Родился в 61-м году. Вухайб сказал: “Хишам ибн ‘Урва приехал к нам и он был подобен аль-Хасану и Ибн Сирину”. Абу Хатим ар-Рази сказал: “Достойный доверия, имам в хадисах”. ‘Али ибн аль-Мадини сказал: “Он передал приблизительно четыреста хадисов”. Яхйа ибн Ма’ин и группа ученых сказали: “Заслуживающий доверия”. Некоторые сказали, что Хишам умер в Багдаде в 146-м году, а похоронную молитву над ним совершил Абу Джа’фар аль-Мансур. На неправильность этого указывал аль-Фалляс, который сказал: “В сорок седьмом”. Также говорят, что он умер в сорок пятом и прожил 87 лет. Возможно, что хадисы Хишама превышают тысячу, а Аллах знает об этом лучше всех!» См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» 11/36-53. [3] - ‘Абдуллах ибн аль-Аркъам – был сподвижником. Он был писарем пророка, да благословит его Аллах и приветствует, затем у Абу Бакра и ‘Умара. Принял Ислам в год покорения Мекки. Он передал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, только один этот хадис. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд». [4] - То есть ‘Абдуллах ибн аль-Аркъам.
300 ( صحيح ) « إذا أراد أحدكم أن يزوج ابنته فليستأمرها »
(طب) عن أبي موسى.
300 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас захочет выдать замуж свою дочь, пусть спросит о её согласии». Этот хадис передал ат-Табарани со слов Абу Мусы.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 300.
301 ( صحيح ) « إذا أراد أحدكم من امرأته حاجته فليأتها و إن كانت على تنور »
(حم طب) عن طلق بن علي.
301 – Сообщается, что Талькъ ибн ‘Али рассказал о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-то из вас захочет удовлетворить свое желание со своей женой, пусть придёт к ней(1), даже если она находится у печи”. Этот хадис передали Ахмад 4/22 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8235.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 301.
______________________________________________________________________________________
(1) - То есть, пусть совершает с ней совокупление, если желает. См. «Файдуль-Къадир».
302 ( صحيح ) « إذا أراد الله بالأمير خيرا جعل له وزير صدق إن نسي ذكره و إن ذكر أعانه و إذا أراد به غير ذلك جعل له وزير سوء إن نسي لم يذكره و إن ذكر لم يعنه »
(د هب) عن عائشة.
302 – Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага правителю, Он даёт ему правдивого вазира, напоминающего ему, если он забывает (о каком-нибудь деле), и оказывающего ему помощь, если он помнит (о нём). Когда же Он желает ему иного, то даёт ему плохого вазира, который не напоминает ему, если он забывает, и не оказывает ему помощи, если он помнит». Этот хадис передали Абу Дауд 2932, Ибн Хиббан 4494, ан-Насаи 7/159 и в «Сунан аль-Кубра» 8752, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7402.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 302, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2296.
303 ( صحيح ) « إذا أراد الله بأهل بيت خيرا أدخل عليهم الرفق »
(حم تخ هب) عن عائشة (البزار) عن جابر.
303 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах желает семье добра, то поселяет среди них доброту». Этот хадис передали Ахмад 6/104, аль-Бухари в «Тарих», аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6560 со слов ‘Аиши и аль-Баззар в «Кашф аль-астар»1965 со слов Джабира.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2669, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 303.
304 ( صحيح ) « إذا أراد الله بعبد خيرا استعمله قيل :ما يستعمله ؟ قال :يفتح له عملا صالحا بين يدي موته حتى يرضي عليه من حوله »
(حم ك) عن عمرو بن الحمق.
304 – Передают со слов ‘Амра ибн аль-Хамикъа аль-Хуза’и о том, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если Аллах желает (Своему) рабу добра, то он использует его». (Люди) спросили: «А как Он использует его?» Он ответил: «Он внушает ему (совершать) праведные деяния перед смертью, так что окружающие становятся довольными им». Этот хадис передали Ахмад 5/224, аль-Хаким 1/490, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям аль-Бухари и Муслима».
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 304.
305 ( صحيح ) « إذا أراد الله بعبد خيرا استعمله قيل :كيف يستعمله ؟ قال :يوفقه لعمل صالح قبل الموت ثم يقبضه عليه »
(حم ت حب ك) عن أنس.
305 – Сообщается, что Анас ибн Малик рассказал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если Аллах желает (Своему) рабу добра, то Он использует его”. (Люди) спросили: “А как Он использует его?” Он ответил: “Он помогает ему (совершать) праведные деяния перед смертью, а затем умерщвляет его в этом состоянии”. Этот хадис передали Ахмад 3/120, ат-Тирмизи 2142, Ибн Хиббан 341 и аль-Хаким 1/490.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 305.
308 ( صحيح ) « إذا أراد الله بعبده الخير عجل له العقوبة في الدنيا و إذا أراد بعبده الشر أمسك عنه بذنبه حتى يوافي به يوم القيامة »
(ت ك) عن أنس (طب ك هب) عن عبدالله بن مغفل (طب) عن عمار بن ياسر (عد) عن أبي هريرة.
308 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах желает Своему рабу блага, Он подвергает его наказанию уже в этом мире, а когда Аллах желает рабу Своему зла, Он не (наказывает) его за грехи его, чтобы сполна воздать ему в День воскресения». Этот хадис передали ат-Тирмизи 2396, который сказал: “Хороший хадис”, аль-Хаким 4/651 со слов Анаса; ат-Табарани, аль-Хаким и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» со слов ‘Абдуллы ибн Мугъаффаля; ат-Табарани со слов ‘Аммара ибн Ясира; Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» со слов Абу Хурайры. Достоверность хадиса подтвердил ат-Тахави в «Шарх Мушкиль аль-асар», 2050.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 308, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3407.
309 ( صحيح ) « إذا أراد الله بقوم عذابا أصاب العذاب من كان فيهم ثم بعثوا على أعمالهم »
(ق) عن ابن عمر.
309 – Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их». Этот хадис передали Ахмад 2/110, аль-Бухари 7108 и Муслим 2879.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 309, 401
310 ( صحيح ) « إذا أراد الله خلق شيء لم يمنعه شيء »
(م) عن أبي سعيد.
310 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах захочет что-то создать, то этому ничто не помешает». Этот хадис передал Муслим 1438.
Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 310.
Примечание: Передают со слов Абуль-Вадака о том, что он слышал, как Абу Са’ид аль-Худри говорил: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о предохранении /‘азль/ и он сказал: “Не из каждой жидкости появляется ребёнок, а если Аллах захочет что-то создать, то этому ничто не помешает”».