Они не отрицают наличие у Него того, чем Он Сам описал Себя и не искажают слова, смещая их с их мест, и не отклоняются в том, что касается имен Аллаха и Его аятов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приверженцы сунны не уподобляют Всевышнего Аллаха творениям, но это не мешает им признавать все то, чем Он описал Себя, а заблудшие отрицают некоторые атрибуты, попав в излишество. Ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а утверждают у Всевышнего Аллаха атрибуты, подобные Его величию, а у людей атрибуты, подобные их ничтожности. Они не сравнивают атрибуты Всевышнего Аллаха с атрибутами творений, но в то же время не следуют по пути му’атылитов.
Они следуют шариатским текстам и в отрицании, и в утверждении. Ахлю-с-сунна подтверждают все, чем Всевышний Аллах описал Себя, в буквальном смысле. Мы не отрицаем от Всевышнего Аллаха то, что Он утвердил в отношении Себя, будь это атрибуты сущности (затийа) или атрибуты действия (фи’лийа).
Атрибуты сущности (затийа), как Жизнь (хайат), Могущество (къудра), Знание (’ильм) и так далее. Они делятся на /ма’науийа/ и /хабарийа/.
Атрибуты /ма’науийа/ - это, например, Жизнь, Знание, Могущество, Мудрость и им подобные.
Атрибуты /хабарийа/ - это, например, две Руки, Лик, два Глаза. Это такие атрибуты, о которых можно узнать только из шариатских текстов, а разум не может догадаться о наличии этих атрибутов.
Помимо атрибутов сущности (затийа) бывают атрибуты действия (фи’лийа). Они связаны с волей Всевышнего Аллаха. Когда Всевышний Аллах желает, Он делает, а когда не желает - не делает. Выше мы уже разбирали эту тему.
Этим ахлю-с-сунна отличаются от джахмитов, му’тазилитов, рафидитов, куллябитов, карамитов, аш’аритов, матуридитов, которые отрицают атрибуты Всевышнего Аллаха. Среди них есть такие, которые полностью отрицают атрибуты, а есть такие, которые искажают смыслы. Например, они говорят, что атрибут «ар-рахма» - это не милость, а желание добра. То есть говорят, что у Всевышнего Аллаха нет милости. Ахлю-с-сунна утверждает те смыслы, которые заключают в себе аяты и хадисы об атрибутах. Они поступают сообразно аяту:
«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». (Сура аш-Шура, аят 11)
Необходимо подтверждать и слова, и смыслы.
Имеются в виду слова Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Они не изменяют тот смысл, о котором говорит определенное слово. Например, Всевышний Аллах сказал:
«Его обе Руки простерты». (Сура аль-Маида, аят 64)
Ахлю-с-сунна утверждает две Руки Всевышнего Аллаха без вопроса «как?» и без уподобления. А искажающие говорят: «Это Его сила и милость, а не Рука». Нет! Сила это - одно, а Рука совсем другое. Ахлю-с-сунна не меняет тот смысл, на который указывает Всевышний Аллах. А изменение слов и смыслов - это путь иудеев, как сказал Всевышний Аллах:
«Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест». (Сура ан-Ниса, аят 46)
Не будь подобен тем, на кого разгневался Всевышний Аллах. Всевышний Аллах превратил их в свиней и обезьян, в рабов тагъута. Толкуй слово только в том значении, которое имел в виду Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Я уверовал в Аллаха, и в то, что пришло от Аллаха, так как от меня хочет Аллах. Я уверовал в посланника Аллаха, и в то, что пришло от посланника Аллаха, так как от меня хочет посланник Аллаха».
Языковое значение слова «الالحاد» - /ильхад/ - это отклонение.
Приверженцы сунны не отклоняются в том, что касается Его имен и знамений (аятов). Автор указывает нам на то, что отклонение бывает в двух вещах:
1 - Имена Всевышнего Аллаха.
2 - Знамения (аяты) Всевышнего Аллаха.
На это указывает Коран. Всевышний Аллах говорит:
«У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали». (Сура аль-А’раф, аят 180)
А также:
«Воистину, те, которые уклоняются от истины в отношении Наших аятов, не сокрыты от Нас». (Сура Фуссылат, аят 40)
Отклонение в вопрос имен Всевышнего Аллаха имеет несколько видов:
1 - Нельзя называть Всевышнего Аллаха тем, чем Он Сам не назвал Себя. Например, философы называют Всевышнего Аллаха действующей причиной. Христиане говорят: «Отец». Это отклонение в вопросе имен Всевышнего Аллаха.
Имена Всевышнего Аллаха /таукъифия/, то есть нельзя называть Его так, как тебе вздумается. Можно утверждать только те имена, которые пришли в шариатских текстах. А иначе это будет оскорблением и неуважением ко Всевышнему Аллаху.
2 - Нельзя отрицать имена Всевышнего Аллаха. Это противоположно первому виду. Человек обязан утверждать то, что утвердил Всевышний Аллах из Имен.
Есть такие люди, которые отрицают все имена Всевышнего Аллаха, как это делают крайние джахмиты. Они говорят: «У Всевышнего Аллаха нет никаких имен. Потому что если признать имена Всевышнего, это будет уподоблением творениям». Конечно же, это - ложь!
3 - Некоторые люди отрицают те атрибуты, на которые указывают Его имена. Эти люди подтверждают имена Аллаха, но отрицают те атрибуты, которые вытекают из этих имен. Они говорят: «Поистине, Аллах Слышащий без слуха, Знающий без знания...» и так далее. Так поступают му’тазилиты и это непонятно здоровому разуму.
Они сказали, что не могут признать эти атрибуты, потому что получится, что есть много богов. Милостивый бог, другой - знающий бог, третий - слышащий бог и так далее. Но это, конечно же, немыслимо!
Вера в имена Всевышнего Аллаха невозможна, пока человек не станет верить в те атрибуты, на которые указывает имя. Имя имеет три указания:
1 - Указание соответствия.
Каждое имя указывает на того, кто им назван. Поэтому имена Всевышнего Аллаха указывают на Аллаха, а также Его имена указывают на Его атрибуты.
2 - Указание содержания.
Слово имеет несколько смыслов. Если слово указывает только на один из смыслов - это называется указанием содержания. Имя Всевышнего Аллаха указывает на Его сущность. Также имя Всевышнего Аллаха указывает на Его атрибут.
3 - Указание следствия.
Слово указывает на те смыслы, которые следуют из его значений.
Например, имя Аллаха - «Творец». Это имя указывает на сущность Всевышнего Аллаха и на Его атрибут. Это называется указанием соответствия, то есть такое указание, которое указывает и на сущность, и на атрибут. А указанием следствия будут те атрибуты, которые вытекают из имени «Творец». Например, Всевышний Аллах - Творец, значит у Него есть знания и могущество. Кто отрицает что-либо из этих указаний, тот отклонился в вопросе Имен Аллаха.
4 - Нельзя уподоблять атрибуты Всевышнего Аллаха атрибутам творений. Например, человек говорит, что Слух Аллаха подобен нашему слуху. Это также является отклонением в вопросе имен Всевышнего Аллаха.
5 - Называть лжебожества именами Всевышнего Аллаха, также является отклонением в вопросе Его имен. Например, человек назвал своего идола «Аллах». Или например, как многобожники назвали своего идола «اللات» (аль-Лят) от слова «الاله» (аль-Илях). Имя их идола «العزى» (аль-’Узза) произошло от имена Аллаха «العزيز» (аль-’Азиз).
Далее необходимо разобрать отклонение в вопросе аятов (знамений) Всевышнего Аллаха. Языковое значение слова «اية» - это отличительный признак какой-то вещи, который отличает её от другой вещи. Всевышний Аллах отправил Своих посланников с такими аятами (знамениями). Знамения (аяты) Всевышнего Аллаха делятся на две части:
1 - Знамения Аллаха в быту.
Это то, что связано с сотворением и образованием мира. Всевышний Аллах говорит:
«Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна». (Сура Фуссылят, аят 37)
А также:
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь». (Сура ар-Рум, аят 20)
А также:
«Среди Его знамений - сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом - знамения для обладающих знанием. Среди Его знамений - ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости. Воистину, в этом - знамения для людей слышащих. Среди Его знамений - то, что Он показывает вам молнию, чтобы вызвать у вас страх и надежду, а также ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Воистину, в этом - знамения для людей разумеющих. Среди Его знамений - то, что небо и земля держатся по Его воле. Потом Он позовет вас всего один раз, и вы выйдете из могил». (Сура ар-Рум, аяты 22-25)
Это все относится к знамениям Бытия. Творения не могут совершить ничего подобного. Например, никто из творений не сможет создать солнце или луну.
Отклонением в этом вопросе является приписывание этих знамений не Аллаху. То есть человек говорит, что кто-то из творений сотворил эти знамения, либо кто-то из творений помог в этом Аллаху, либо кто-то управляет ими наряду с Аллахом. Всевышний Аллах опроверг все эти три вещи:
«Скажи: "Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом". Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников». (Сура Саба, аят 22)
Всевышний Аллах отверг эти три утверждения и многобожники выдвинули четвертое, сказав, что эти люди - заступники перед Аллахом. Поэтому Всевышний Аллах говорит:
«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено». (Сура Саба, аят 23)
Всевышний Аллах отверг все причины, с которыми связывали свои надежды многобожники.
2 - Шариатские знамения.
Это то, что принесли пророки из откровений, как например, Священный Коран. Всевышний Аллах говорит о Коране:
«Таковы аяты Аллаха. Мы читаем их тебе истинно, и ты - один из посланников». (Сура аль-Бакара, аят 252)
А также:
«Они говорят: "Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?". Скажи: "Воистину, знамения - у Аллаха, а я - всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель". Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается?» (Сура аль-‘Анкабут, аяты 50-51)
Здесь есть три вида отклонения:
1 - Отрицание знамений.
Например, человек говорит, что Коран не от Всевышнего Аллаха или говорит, что некоторые истории в Коране придуманы.
2 - Искажение знамений.
Это изменение слов или смыслов шариатского знамения, то есть Корана.
3 - Нарушение знамений.
Это оставление приказов и совершение запретного.
Всевышний Аллах сказал:
«Тем, кто желает там уклониться от истины по несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания». (Сура аль-Хадж, аят 25)